Открытый урок "Внутренняя и внешняя политика Павла 1"

Категория: История

Урок расчитан для учащихся 10 класса. Тема раскрывается с учетом требований ФГОС  и включает задания ЕГЭ с учетом специфики предмета.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок "Внутренняя и внешняя политика Павла 1"»

Конспект урока по истории России в 8 классе №58 Дата проведения _________

Тема урока: Правление павла 1

Цели и задачи урока: образовательные:

  • Определить факторы, повлиявшие на формирование характера и взглядов будущего императора Павла I;

  • Проследить основные направления внутренней политики Павла I;

развивающие:

  • Продолжить формирование основных умений: анализировать исторические факты, их систематизировать и обобщать, формулировать собственную точку зрения на исторические события и историческую личность, выступать перед аудиторией;

воспитательные:

  • Продолжить формирование ценностного отношения к окружающему миру;

  • Способствовать воспитанию уважительного отношения к прошлому своей страны.

Тип урока: усвоения новых знаний

Оборудование:учебник, мультимедийное оборудование, презентация, раздаточный материал.

Основные понятия: Акт о престолонаследии,

Эпиграф

Европа вся полна разбоев;

Цареубийц святят в героев:

Ты, Павел, будь спаситель ей! Г.Р.Державин

Ход урока:

1.Оргмомент.Приветствие

Проверка Д\з карточки тест

Тест по истории Внешняя политика Екатерины

1. Выберите из списка три основные задачи внешней политики, которые стояли перед правительством Екатерины Запишите цифры, под которыми они указаны. 1) выход России к Чёрному морю 2) выход России к Каспийскому морю 3) присоединение территории Поволжья 4) возвращение в состав России Левобережной Украины 5) возвращение в состав России Правобережной Украины 6) обеспечение безопасности завоеваний в Прибалтике

2. Кто возглавил русские войска в битве у реки Ларги в июне 1770 г.?

1) П.А. Румянцев 2) М.И. Кутузов 3) Б.П. Шереметев 4) А.М. Курбский

3. В каком году произошло сражение в Чесменской бух­те, когда эскадра Балтийского флота под командованием А.Г. Орлова и Г.А. Спиридова уничтожила турецкую эска­дру? 1) 1762 г. 2) 1767 г. 3) 1770 г. 4) 1785 г.

4. Где был заключён мир после первой Русско-турецкой вой­ны? 1) Стамбуле 2) Париже 3) Кючук-Кайнарджи
4) Хотине

5 Отметьте один из итогов внешней политики Екатерины II. 1) увеличение населения Российской империи

2) присоединение Левобережной Украины 3) сокращение территории России 4) заключение союза с революционной Францией

6. О присоединении к России какой территории Екатерина II издала манифест в 1783 г.?

1) Северного Кавказа 2) Крыма 3) Восточного Средиземноморья 4) Южного побережья Чёрного моря

7. После какого сражения выдающийся полководец А.В. Суворов получил титул графа по месту этого сражения?

1) взятия крепости Измаил 2) сражения при Фокшанах 3) сражения при Рымнике 4) сражения при Кинбурне

8. В каком году началась вторая Русско-турецкая война в правление Екатерины II?

1) 1762 г. 2) 1768 г. 3) 1785 г. 4) 1787 г.

9. Одним из условий Ясского мира было(-а) 1) признание Турцией всех завоеваний России 2) передача Турции территории Северного Причерноморья 3) разоружение турецкой и российской армий 4) передача территорий, завоёванных Россией, под кон­троль Австрии

10. Назовите флотоводца России, который командовал рус­ской эскадрой в битвах в Керченском проливе и у мыса Калиакрия. 1) Г.А. Потёмкин 2) А.В. Суворов 3) Ф.Ф. Ушаков 4) Б.П. Шереметев

11. Какие государства принимали участие в разделах Речи Посполитой наряду с Российской империей во второй поло­вине XVIII в.? 1) Австрия и Англия 2) Австрия и Пруссия 3) Англия и Германия 4) Италия и Пруссия

Задание определяете событие и итог (мир)

Война за «польское наследство» (1733 — 1735 годы)

Русско-турецкая война 1735 —1739 годов.

Русско-шведская война 1741 — 1743 годов

Россия в Семилетней войне 1756 —1762 годов.

Русско-турецкая война 1768 —1774 годов.

Русско-турецкая война 1787—1791 годов

2.Актуализация познавательного интереса к изучению нового материала.

Вступительное слово учителя. Пожалуй, ни одно другое правление не вызывает у историков столько споров, как недолгое царствование этого императора. Уже при жизни в дворянской среде его называли капризным, деспотичным, страдающим манией преследования, упрекали, что он превратил страну в казарму. Его правление обросло множеством анекдотов и мифов. О ком идет речь? Человек велик до тех пор пока я говорю и пока я с ним говорю

Определите тему урока и цель


О павле 1 писал Ключевский:

«Он жил в окружении взрослых, неся на своих худеньких плечах тяжелую ношу придворного церемониала и интриг, один, без участия родителей , не интересовавшихся сыном. Общество нянек плохо влияло на него:рассказы о домовых и привидениях сильно действовали на воображение впечатлительного мальчика - иногда он от страха прятался под стол и всю жизнь боялся грозы. Мать не любила сына. У нее всегда для него вид государыни, холодность, невнимательность - никогда матерью не являлась. Мальчик не знал детства, а со смертью бабушки лишился ласки. Он необычайно впечатлителен. Он быстро усваивал себе, что говорилось другими, при этом показывая вид, что не слышит»

Дайте характееристику Павлу 1


Доклад ученика

Павел 1 родился в 1754 и воспитывался бабушкой

С 1783 г. Павел жил в гатчине

Он освободил людей пострадавших от матери


В 1797 Павел 1 принял закон о престолонаследии

попытался найти собственную опору в высших дворянских кругах. Он в короткий срок назначил 35 новых сенаторов и 500 новых высокопоставленных сенатских чиновников. Заметно улучшилась работа аппарата высших государственных органов.

Павел 1 проводил весьма спорную политику

Прочитать п.2 внутреняя политика и составить таблицу

Политика в отношении крестьян

дворян

в указе 1797 г. запрещалось принуждать крестьян к работе на барщине в воскресные дни. Наряду с этим запретом в указе была ещё и рекомендательная часть: царь советовал помещикам ограничиваться трёхдневной барщиной, предоставив крестьянам остальные три дня рабочей недели трудиться на своём наделе. Эта рекомендация, конечно же, не нашла у помещиков почти никакого отклика. И всё же этот указ, получивший название «указ о трёхдневной барщине», стал первой попыткой верховной власти регламентировать крестьянские повинности и тем самым ограничить их эксплуатацию помещиками.

Если учесть, что при этом Павел «простил» крестьянам недоимку по подушной подати, накопившуюся за ними в последние годы правления Екатерины, то у трудового населения России могло возникнуть впечатление, что на престол взошёл государь, всерьёз озабоченный его положением. Однако в ответ на заметно участившиеся в его правление волнения крестьян Павел отвечал однозначно — беспощадными расправами, не останавливаясь перед использованием войск.


Были отменены правила, запрещавшие крестьянам жаловаться на своих хозяев. Теперь царь назначил «приемные дни» и поставил возле дворца специальный ящик для челобитных, который открывал собственноручно. Были запрещены телесные наказания лиц, достигших 70-летнего возраста. Каждый государственный крестьянин получил надел в 15 десятин. 


В интересах крестьян царь ограничил барщину тремя днями в неделю (в некоторых районах она составляла 6 дней) и запретил привлекать крестьян к работам в выходные и праздничные дни. Был введен запрет на продажу дворовых людей и крестьян без земли. За жестокое обращение с крестьянами царь вменил в обязанность губернаторов без огласки арестовывать виновных и препровождать их в монастырь. В то же время Павел был искренне уверен в том, что крепостному крестьянину лучше живется, чем «бесхозному» (государственному). Во многом этим можно объяснить тот факт, что за четыре года царствования он передал феодалам 600 тысяч государственных крестьян (его мать за 34 года правления передала 800 тысяч крестьян).



Павел принял целый ряд указов, которыми стремился хотя бы частично упразднить дворянские привилегии. Так, он ликвидировал дворянские собрания, запретил дворянам подавать коллективные петиции о своих нуждах, отменил освобождение дворян от телесных наказаний по суду. Царя чрезвычайно раздражало и освобождение дворян от обязательной службы. Отменить «Манифест о вольности дворянской» он, правда, не рискнул, но всячески стремился упорядочить дворянскую службу, ликвидируя многочисленные поблажки, в частности долгосрочные отпуска.











По существу, серию его актов в этом направлении можно охарактеризовать как «Разжалованную грамоту дворянству». Вместо «свободы от обязательной службы» Павел приказал явиться в полки всем записанным в них с детских лет дворянским детям. Был запрещен свободный переход из армейской службы в гражданскую без специального разрешения Сената, утверждаемого царем. Вместо «свободы от податей и повинностей» дворяне были обложены налогами на содержание местной администрации. Не только «свобода дворянских собраний» была ограничена (губернские собрания вовсе перестали существовать, число дворян — участников выборов сокращалось в 5 раз), но и само это выражение было заменено более приемлемым для Павла «дворянским набором». Дарованное Екатериной II право любому дворянину обращаться с просьбами и жалобами к самому самодержцу было отменено. Теперь к императору дворяне могли обратиться лишь после разрешения губернатора. Открыто нарушалось и «право дворян на личную неприкосновенность» (возобновилось наказание палками дворян — унтер-офицеров и т. п.).


рефлексия

Можем ли мы считать что павел проводил антидворянскую политику?

Вопрос решить в парах

В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке:

 

«Политика Павла I была целиком направлена против внутриполитического курса матери — Екатерины II».

 

Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.

Ответ запишите в следующем виде.

Аргументы в подтверждение:

1) …

2) …

Аргументы в опровержение:

1) …

2) …


Пояснение.

Правильный ответ должен содержать аргументы:

1) в подтверждение например:

— при Екатерине II значительно расширились привилегии дворянства, а Павел I пошёл на ограничение прав и привилегий дворянства, отменил многие положения дарованной его матерью Жалованной грамоты дворянству, в том числе освобождение от обязательной службы;

— Екатерина II развивала сословное самоуправление, а Павел I значительно его сократил, отменив соответствующие положения Жалованных грамот дворянству и городам;

— при Екатерине II происходило усиление крепостного права, а Павел I принял первые ограничительные меры (возврат права крестьянам жаловаться на помещиков, указ о трёхдневной барщине);

— Павел I отменил многие военные реформы, проведённые при Екатерине II, ввёл в армии прусские порядки;

— Павел I отстранил от власти многих екатерининских вельмож, подверг их ссылке и опале;

2) в опровержение, например:

— Павел I, как и Екатерина II, сохранял в неприкосновенности самодержавную власть;

— как и Екатерина II, Павел I продолжил раздачу государственных крестьян в частные руки;

— Павел I продолжил укрепление сословной системы, определив положение государственных крестьян, установив новую сословную группу — удельных крестьян;

— в начале царствования Павел I продолжил начатую при матери борьбу с проникновением в Россию революционных идей (усиление цензуры, ограничения на поездку за границу и т. п.).

Могут быть приведены другие аргументы.


Внешняя политика Павла 1

Поначалу Павел старался воплотить в жизнь свою мечту о ведении войн «лишь оборонительных». В специальном обращении к европейским державам он велел сообщить о том, что «Россия с 1756 года, будучи в беспрерывной войне, есть... единственная в свете держава, которая находилась 40 лет в несчастном состоянии истощать свое население», и потому заявил о нейтралитете в отношении революционной Франции.


Составим класстер

В 1798 г. Россия вступила во вторую антифранцузскую коалицию в составе Австрии, Англии, Османской империи и Неаполитанского королевства.


Войска коалиции возглавил Суворов который составил план военных действий ничего кроме наступления полная власть командующего. КД

Военные действия начались в 1799 г


Прочитать П.3 выписать военные операции суворова и ушакова

Суворов 1799

Победа на р. Треббии, Адде, Нови, переход через Альпы перевал Сен-Готард, взятие Чертова Моста (багратион).

Картина сурикова переход суворова через альпы



Битва у корфу ушаков

Видео

Дайте оценку и значение битве на корфу



Рефлексия дайте оценку военным походам русских полководцев?



Однако позиция австрийского и английского командования, не столько помогавшего русским армии и флоту, сколько сковывавшего их действия и подставлявшего его под удары противника, вызывала всё большее раздражение у Павла. Эти чувства особенно усилились после того, как русский корпус, посланный на помощь Суворову, не смог соединиться с ним и был разбит французами. Попытка Суворова исправить ошибки австрийского командования, совершив героический переход через Альпы, делу не помогла. Англия, отбив у французов Мальту, отказалась возвратить её ордену, невзирая на все требования царя.

Павел порвал отношения с недавними союзниками. С 1800 г. началось сближение России с Францией.

Заговор и убийство Павла I. Правление Павла I вызывало всё большее недовольство и раздражение и у ближайшего окружения царя, и у всего дворянства — единственного социального слоя, с которым в какой-то степени должна была считаться самодержавная власть. Непредсказуемость и вздорность Павла, наметившееся сближение с захватившим в 1799 г. власть во Франции генералом Наполеоном Бонапартом, которого большинство русских дворян ненавидело и боялось, именуя «Робеспьером на коне», — всё это подрывало авторитет самодержца.


В 1801 г запретил торговлю с англией.

11 марта 1801 г заговор против павла 1 и убийство.


Историки дают разную оценку личности и потлитике павла 1


Учитель:Между тем историк В.О.Ключевский писал о времени царствования Павла I: «Я не разделяю довольно обычного пренебрежения к значению этого кратковременного царствования; напрасно считают его каким-то случайным эпизодом нашей истории, печальным капризом недоброжелательной к нам судьбы…»

  • «Элемент случайности так же силен был в политике… внутренней:… Павел

руководствовался скорее чувством, чем идеей…» - писал историк С.Ф.Платонов.

  • «Даже если не углубляться в архивы павловской эпохи, а ограничиться только чтением

императорских манифестов и указов, обнаружатся вполне логичные, достаточно стройные линии, которые Павел прочерчивал на протяжении всего времени своего правления», - утверждал историк А.М.Песков.

Закрепление

Чем вы можете объяснять противоречивые черты характера Павла Петровича?

  • В интересах каких категорий населения проводилась внутренняя политика Павла?(крестьян)

  • Каких привилегий лишилось дворянство при Павле ?



Д\з п. 10 в.5

Те кто сдают историю сочинение 1796-1801




















Вопрос решить в парах

В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке:

 «Политика Павла I была целиком направлена против внутриполитического курса матери — Екатерины II».

Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.

Ответ запишите в следующем виде.

Аргументы в подтверждение:

Аргументы в опровержение:

1) …

2) …

1) …

2) …

Вопрос решить в парах





В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке:

 «Политика Павла I была целиком направлена против внутриполитического курса матери — Екатерины II».

Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.

Ответ запишите в следующем виде.

Аргументы в подтверждение:

Аргументы в опровержение:

1) …

2) …

1) …

2) …

Вопрос решить в парах





В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке:

 «Политика Павла I была целиком направлена против внутриполитического курса матери — Екатерины II».

Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.

Ответ запишите в следующем виде.

Аргументы в подтверждение:

Аргументы в опровержение:

1) …

2) …

1) …

2) …

Вопрос решить в парах





В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке:

 «Политика Павла I была целиком направлена против внутриполитического курса матери — Екатерины II».

Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.

Ответ запишите в следующем виде.

Аргументы в подтверждение:

Аргументы в опровержение:

1) …

2) …

1) …

2) …

Вопрос решить в парах





В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке:

 «Политика Павла I была целиком направлена против внутриполитического курса матери — Екатерины II».

Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.

Ответ запишите в следующем виде.

Аргументы в подтверждение:

Аргументы в опровержение:

1) …

2) …

1) …

2) …

Вопрос решить в парах





В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке:

 «Политика Павла I была целиком направлена против внутриполитического курса матери — Екатерины II».

Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.

Ответ запишите в следующем виде.

Аргументы в подтверждение:

Аргументы в опровержение:

1) …

2) …

1) …

2) …

Тест по истории Внешняя политика Екатерины






Тест по истории Внешняя политика Екатерины

1. Выберите из списка три основные задачи внешней политики, которые стояли перед правительством Екатерины Запишите цифры, под которыми они указаны. 1) выход России к Чёрному морю 2) выход России к Каспийскому морю 3)присоединение территории Поволжья 4) возвращение в состав России Левобережной Украины 5) возвращение в состав России Правобережной Украины 6) обеспечение безопасности завоеваний в Прибалтике

2. Кто возглавил русские войска в битве у реки Ларги в июне 1770 г.?

1) П.А. Румянцев 2) М.И. Кутузов 3) Б.П. Шереметев 4) А.М. Курбский

3. В каком году произошло сражение в Чесменской бух­те, когда эскадра Балтийского флота под командованием А.Г. Орлова и Г.А. Спиридова уничтожила турецкую эска­дру? 1) 1762 г. 2) 1767 г. 3) 1770 г. 4) 1785 г.

4. Где был заключён мир после первой Русско-турецкой вой­ны? 1) Стамбуле 2) Париже 3) Кючук-Кайнарджи 4)Хотине

5 Отметьте один из итогов внешней политики Екатерины II. 1) увеличение населения Российской империи

2) присоединение Левобережной Украины 3) сокращение территории России 4) заключение союза с революционной Францией

6. О присоединении к России какой территории Екатерина II издала манифест в 1783 г.?

1) Северного Кавказа 2) Крыма 3) Восточного Средиземноморья 4) Южного побережья Чёрного моря

7. После какого сражения выдающийся полководец А.В. Суворов получил титул графа по месту этого сражения?

1) взятия крепости Измаил 2) сражения при Фокшанах 3) сражения при Рымнике 4) сражения при Кинбурне

8. В каком году началась вторая Русско-турецкая война в правление Екатерины II? 1)1762 г. 2)1768 г. 3)1785 г. 4)1787 г.

9. Одним из условий Ясского мира было(-а) 1) признание Турцией всех завоеваний России 2) передача Турции территории Северного Причерноморья 3) разоружение турецкой и российской армий 4) передача территорий, завоёванных Россией, под кон­троль Австрии

10. Назовите флотоводца России, который командовал рус­ской эскадрой в битвах в Керченском проливе и у мыса Калиакрия. 1)Г.А. Потёмкин 2) А.В. Суворов 3) Ф.Ф. Ушаков 4) Б.П. Шереметев

11. Какие государства принимали участие в разделах Речи Посполитой наряду с Российской империей во второй поло­вине XVIII в.? 1) Австрия и Англия 2) Австрия и Пруссия 3) Англия и Германия 4) Италия и Пруссия


Тест по истории Внешняя политика Екатерины

1. Выберите из списка три основные задачи внешней политики, которые стояли перед правительством Екатерины Запишите цифры, под которыми они указаны. 1) выход России к Чёрному морю 2) выход России к Каспийскому морю 3)присоединение территории Поволжья 4) возвращение в состав России Левобережной Украины 5) возвращение в состав России Правобережной Украины 6) обеспечение безопасности завоеваний в Прибалтике

2. Кто возглавил русские войска в битве у реки Ларги в июне 1770 г.?

1) П.А. Румянцев 2) М.И. Кутузов 3) Б.П. Шереметев 4) А.М. Курбский

3. В каком году произошло сражение в Чесменской бух­те, когда эскадра Балтийского флота под командованием А.Г. Орлова и Г.А. Спиридова уничтожила турецкую эска­дру? 1) 1762 г. 2) 1767 г. 3) 1770 г. 4) 1785 г.

4. Где был заключён мир после первой Русско-турецкой вой­ны? 1) Стамбуле 2) Париже 3) Кючук-Кайнарджи 4)Хотине

5 Отметьте один из итогов внешней политики Екатерины II. 1) увеличение населения Российской империи

2) присоединение Левобережной Украины 3) сокращение территории России 4) заключение союза с революционной Францией

6. О присоединении к России какой территории Екатерина II издала манифест в 1783 г.?

1) Северного Кавказа 2) Крыма 3) Восточного Средиземноморья 4) Южного побережья Чёрного моря

7. После какого сражения выдающийся полководец А.В. Суворов получил титул графа по месту этого сражения?

1) взятия крепости Измаил 2) сражения при Фокшанах 3) сражения при Рымнике 4) сражения при Кинбурне

8. В каком году началась вторая Русско-турецкая война в правление Екатерины II? 1)1762 г. 2)1768 г. 3)1785 г. 4)1787 г.

9. Одним из условий Ясского мира было(-а) 1) признание Турцией всех завоеваний России 2) передача Турции территории Северного Причерноморья 3) разоружение турецкой и российской армий 4) передача территорий, завоёванных Россией, под кон­троль Австрии

10. Назовите флотоводца России, который командовал рус­ской эскадрой в битвах в Керченском проливе и у мыса Калиакрия. 1)Г.А. Потёмкин 2) А.В. Суворов 3) Ф.Ф. Ушаков 4) Б.П. Шереметев

11. Какие государства принимали участие в разделах Речи Посполитой наряду с Российской империей во второй поло­вине XVIII в.? 1) Австрия и Англия 2) Австрия и Пруссия 3) Англия и Германия 4) Италия и Пруссия


Тест по истории Внешняя политика Екатерины

1. Выберите из списка три основные задачи внешней политики, которые стояли перед правительством Екатерины Запишите цифры, под которыми они указаны. 1) выход России к Чёрному морю 2) выход России к Каспийскому морю 3)присоединение территории Поволжья 4) возвращение в состав России Левобережной Украины 5) возвращение в состав России Правобережной Украины 6) обеспечение безопасности завоеваний в Прибалтике

2. Кто возглавил русские войска в битве у реки Ларги в июне 1770 г.?

1) П.А. Румянцев 2) М.И. Кутузов 3) Б.П. Шереметев 4) А.М. Курбский

3. В каком году произошло сражение в Чесменской бух­те, когда эскадра Балтийского флота под командованием А.Г. Орлова и Г.А. Спиридова уничтожила турецкую эска­дру? 1) 1762 г. 2) 1767 г. 3) 1770 г. 4) 1785 г.

4. Где был заключён мир после первой Русско-турецкой вой­ны? 1) Стамбуле 2) Париже 3) Кючук-Кайнарджи 4)Хотине

5 Отметьте один из итогов внешней политики Екатерины II. 1) увеличение населения Российской империи

2) присоединение Левобережной Украины 3) сокращение территории России 4) заключение союза с революционной Францией

6. О присоединении к России какой территории Екатерина II издала манифест в 1783 г.?

1) Северного Кавказа 2) Крыма 3) Восточного Средиземноморья 4) Южного побережья Чёрного моря

7. После какого сражения выдающийся полководец А.В. Суворов получил титул графа по месту этого сражения?

1) взятия крепости Измаил 2) сражения при Фокшанах 3) сражения при Рымнике 4) сражения при Кинбурне

8. В каком году началась вторая Русско-турецкая война в правление Екатерины II? 1)1762 г. 2)1768 г. 3)1785 г. 4)1787 г.

9. Одним из условий Ясского мира было(-а) 1) признание Турцией всех завоеваний России 2) передача Турции территории Северного Причерноморья 3) разоружение турецкой и российской армий 4) передача территорий, завоёванных Россией, под кон­троль Австрии

10. Назовите флотоводца России, который командовал рус­ской эскадрой в битвах в Керченском проливе и у мыса Калиакрия. 1) Г.А. Потёмкин 2) А.В. Суворов 3) Ф.Ф. Ушаков 4) Б.П. Шереметев

11. Какие государства принимали участие в разделах Речи Посполитой наряду с Российской империей во второй поло­вине XVIII в.? 1) Австрия и Англия 2) Австрия и Пруссия 3) Англия и Германия 4) Италия и Пруссия







Скачать

Рекомендуемые курсы ПК и ППК для Вас