Этап урока, время | Цель этапа | Содержание учебного материала | ФОУД | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
I. Мотивация учебной деятельнос-ти. 1мин | Включение учащихся в деятельность | презентация https://infourok.ru/prezentaciya-po-predmetu-rodnoj-russkij-yazyk-5206740.html | Фронтальная | Приветствует, проверяет готовность класса к уроку, создает эмоциональн-ый настрой. | Приветствуют учителя. Оценивают готовность к уроку. Включаются в ритм работы | Уважение к учителю и сверстникам. Самоопределение. (Л) |
II. Языковая разминка 5мин | Актуализация знаний учащихся о фразеологизмах с последующим выходом на проблемную ситуацию урока | Начинаем наш урок. Заруби себе на носу: сегодня тебе придётся работать засучив рукава. В случае временной неудачи не падай духом, а возьми себя в руки и заново принимайся за дело. Ручаюсь: в конечном счёте тебя ждёт успех! Не показалась ли вам необычным начало нашего урока? А может быть, и моё приветствие вас тоже удивило? О каком же явлении русского языка пойдёт сегодня речь? Вспомним, какие же фразеологические обороты мы изучали на уроках русского языка? (опережающее домашнее задание лучшая работа группы№2) https://vk.com/video188266636_456239351 | Фронтальная, индивидуальная | Произносит слова. Строит беседу, задает проблемные вопросы Организует просмотр и комментирует работу | Ученики отвечают на вопросы: Как мы назовем тему урока? Что бы вы хотели узнать на уроке о фразеологизмах? Смотрят видеоролик, рекомендуют одноклассникам | Анализ. Уметь высказывать и обосновывать свою точку зрения, слушать и слышать других (Р), (К) Анализ. Уметь высказывать и обосновывать свою точку зрения, слушать и слышать других (Р), (К) |
III. Подведение к теме, нахождение проблемы, их формулировка. 5 мин | Выявление мест затруднения, фиксация во внешней речи причин затруднения. | 1.Подводящий диалог: 1.Что называют фразеологизмами? 2. Какой раздел языка изучает словарный состав языка, фразеологизмы? 2.Анализ материала для наблюдений и формулировки проблемного вопроса 1.Чтение и осмысление текста: посмотрите на моё приветствие и найдите в нём фразеологизмы 2.Решение проблемного вопроса: презентация (слайд 2) https://infourok.ru/uchebnik-rodnoj-russkij-yazyk-6-klass-5062757.html Как бы вы сформулировали тему занятия? (Отражение во фразеологии истории и культуры народа) К какому итогу должны прийти в конце урока? (узнать историю фразеологизмов, для чего в нашей речи) нужны фразеологизмы?) | Фронтальная работа, индивидуальная работа | Проводит связь с ранее изученным материалом. Создаёт условия для проблемной ситуации. Организует работу с текстом, отмечает степень активности учащихся на уроке | Формулиру-ют правило, сравнивают с текстом презентации. (слайд1) Отвечают на вопросы. Находят фразеологизмы Формулирую тему, итог, к которому придут в конце урока | Уметь отличать фразеологизмы от других речевых единиц в потоке речи (П). Формулировка темы урока. Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками (К) |
IV. Поиск решения. Открытие новых знаний. 8 мин | Составление плана достижения цели и его выполнение | 1.Анализ материала для наблюдений: - Как можно узнать лексическое значение фразеологизмов? Прием «Дерево предсказаний». 2.Работа с книгой: с.46 - знакомство с фразеологизмами: «турусы на колесах», «наломать дров» «не лыком шит» с.47 (презентация слайд 3-6) 3.Лингвистические заметки с.50 https://infourok.ru/uchebnik-rodnoj-russkij-yazyk-6-klass-5062757.html 4.Презентация (слайды5-8) https://vk.com/doc217905569_598167926?hash=a21d1d37788b4691c8&dl=b2bee3ce0fd4b0389f | Фронтальная работа | Просит озвучить гипотезы, записывает все версии, показывает словарь фразеологизмов «чтение с остановками» Просит записать значения фразеологизмов в тетрадь | Озвучивают варианты Делают запись в тетрадь | Искать пути решения проблемы, строить обоснованные выводы (П.Р) Осуществлять познавательную и личностную рефлексию(К) |
V. Физкульт-минутка 2 мин | Предупреждение общего утомления учащихся, переключение на умственно- физическую деятельность | Задание физкультминутки https://www.youtube.com/watch?v=mLBRcyrZaN8&t=32s | Фронтальная работа | Выполняет с детьми | Встают. Произносят слова и выполняют движения. | Работать по способу действия (П). |
VI Закрепле-ние знаний 10мин | Закрепление знаний, повторение ранее изученного материала, предупреждение ошибок, связанных с определением синтаксичес-кой роли фразеологизмов | Игра «Шесть загадок волшебного сундучка» (ложка, лук, тарелка, решето, дудка, мешок). –Назовите фразеологизм, содержащий название предмета из сундучка (учитель поочерёдно показывает предметы из сундучка). Подсказка – шуточный вопрос. 1.Ею кофе, чай мешают и медленное действие совершают. Что это? 2.С этим овощем дружит горе. Что это? 3.В какой посуде чувствуют себя неловко? 4.В этой посуде воду не носят, зато в ней полно чудес. Что это? 5.Под какой музыкальный инструмент плясать никому не хочется? 6.В нём можно купить кота, но не утаишь шила. Что это? Работа с учебником Упражнение 51 с.51 Знакомство с фразеологизмом «мал золотник», определение синтаксической роли фразеологизмов, повторение изученных орфограмм | Работа ведется в группах Индивидуаль-ная работа | Произносит задание, достает предметы из сундучка. Оценивает правильность ответов: 1.Через час по чайной ложке –медленно, долго 2.Горе луковое –нерасторопный человек. 3.Быть не в своей тарелке – быть в подавленном настроении. 4. Чудеса в решете –о чём-либо необыкновенном. 5.Плясать под чужую дудку – действовать не по своей воле, подчиняться кому-либо. 6.Купить кота в мешке – приобрести неизвестно что. Контролирует выполнение цели, корректирует ответы во время проверки | Обсуждают задания, дают ответы. Выполняют задание письменно в тетрадях с последующ-им разбором в классе | Строить логически обоснованные рассуждения, группировать слова по заданным основаниям оценивать свою работу (П.Р). Определять степень успешности работы. (Р) |
VII Самостоятельная работа 6 мин Подведение итогов 2мин. | Организация самостоятельного выполнения задания на знакомый способ действия. | Объяснить лексическое значение фразеологизмов через нахождение значения в фразеологическом словаре (приложение2) http://new.gramota.ru/spravka/phrases Исторические события и традиции прошлого остались в народной памяти в виде фразеологических оборотов. Это уникальное явление в языке, которое интересно изучать. Это может быть темой НОУ | Работа в группах | Уточняет понимание задания, осуществляет индивидуальный контроль Подводит итог | Выполняют задание, работают с фразеологическим словарём Анализ достижения планируемых результатов: -научились находить обороты -узнали о том, как ФО отражают историю и культуру народа -узнали современные ФО -научились работать с электронными словарями фразеологических оборотов -повторили орфографические и пунктуационные правила -оценили свою работу на уроке | Нахождение необходимой информации из словарей (П) Определять степень успешности работы. (Р) |
VIII Рефлексия 3мин. | Организовать самооценку и взаимооценку учащихся | Прием «Плюс-минус-интересно». Его можно выполнять как устно, так и письменно, раздав детям карточки. "Плюс" – это то, что понравилось, "минус" – не понравилось, а "интересно" показывает, какие новые и интересные факты ребята узнали на уроке. | фронтальная | Организует рефлексию через диалог. | Отвечают на вопросы, подводят итог. | Соотносить цели и результаты. Определять степень успешности работы (Р) |
IX Домашнее задание 3 мин | Творческое здание | 1.Рассказать об одном фразеологизме (происхождение, значение, сфера употребления) с помощью рисунка или презентации, или видеоролика | Индивидуальная | Развивает творческое мышление | Составляют предложения, готовят иллюстрации к словам | Строить логически обоснованные рассуждения, оценивать свою работу, владеть нормами языка |
1.Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку. - М.: «Просвещение», 1995
2.Зайцева О.Н. Олимпиады по русскому языку. М.: «Экзамен», 2013
3.Фразеологический словарь русского языка \ под ред. А.И. Молоткова. – М.: «Русский язык», 1978
4. http://www.tutoronline.ru/blog/chto-vy-znaete-pro-fra..
5.http://znayka.net/frazeologizmy/turusy-na-kolesax.html
6.http://frazbook.ru/2010/10/18/v_dolgi_yashik/
7. http://словарь-синонимов.рф/blog/frazeologizm-prishel..
8.http://chtooznachaet.ru/vyrazhenie_perejti_rubikon.html
9.http://esperanto-plus.ru/fraz/i/ivan-ne-pomnjashcij.htm