Оценка сформированности финансовой грамотности
Подготовила учитель географии
высшей квалификации
МОАУ СОШ №62
Толокина Наталья Владимировна
Финансовое просвещение и воспитание детей школьного возраста – сравнительно новое направление в школьной педагогике. Дети, так или иначе, рано включаются в экономическую жизнь семьи: сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин, участвуют в купле-продаже используя пластиковые карты и мобильные приложения, овладевая, таким образом, первичными экономическими знаниями . То есть, они с раннего возраста являются активными участниками торгово-финансовых взаимоотношений, что требует от них определенного уровня финансовой грамотности. Именно поэтому включение в школьную программу курсов, направленных на изучение финансовой грамотности, является актуальной задачей современного образования.
В отечественном образовательном поле наиболее перспективным подходом к внедрению основ финансовой грамотности будет являться интегративный. В этом отношении география как школьный предмет имеет значительную роль, являясь метапредметным по своей сути, соединяющим воедино стороны природной, социальной, культурной и хозяйственной жизни человека.
Кроме того ни один предмет в школе не дает таких широких практических навыков, которые готовили бы человека к жизни, как география. Без географических знаний современный и будущий гражданин не способен ориентироваться в быстро развивающемся мире, воспринимать информацию со страниц газет, Интернета, телепередач. Поэтому внедрение новых методик, в преподавании географии – назревшая необходимость сегодняшнего дня.
Финансовая грамотность
Финансовая грамотность включает знание и понимание финансовых терминов, понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивацию и уверенность, необходимые для принятии эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.
Задания на проверку финансовой грамотности для школьников обычно моделируют ситуации с денежными операциями, банковскими вкладами, кредитными ставками и другими явлениями мира финансов. Каждое задание представляет собой комбинацию элементов трёх областей оценки: содержания, процесса и контекста.
Особенности заданий
- В каждом из заданий описываются жизненная ситуация, как правило, близкая и понятная учащемуся
- Каждое задание содержит задачу, решаемую с помощью
имеющихся знаний
- Контекст заданий близок к ситуациям, возникающим
в повседневной жизни
- Ситуация требует осознанного выбора модели поведения
- Вопросы изложены простым, ясным языком и, как правило, немногословны
- Информация предъявляется в текстовой и нетекстовой форме (таблицы, простые столбчатые диаграммы, рекламные объявления, выписки с банковских счетов и др.)
В 7 классе физическая география материков и океанов.
При изучении любого материка можно применить практические задачи по финансовой грамотности.
Задание 1 . Маша на летние каникулы вместе с родителями отправляется в путешествие по странам Европы (можно взять конкретную страну ). Какие из приведённых ниже советов помогут семье сэкономить бюджет? Каждый ответ нужно обосновать.
СОВЕТЫ: 1.Знакомьтесь с национальной кухней.
2. Выбирайте местные и сезонные блюда.
3. Покупайте сувениры в туристических местах и в аэропорту.
4.Всегда оформляйте туристическую страховку.
5. Если вы едите в Европу, будет выгоднее взять с собой доллары.
Эта работа позволит сформировать у учащихся следующие компетенции: - иметь представления и уметь давать финансовую оценку расходам на различные ежедневные потребности и желания; уметь выбирать товар или услугу в соответствии с реальными финансовыми возможностями; - уметь составлять личный бюджет; - осознавать необходимость учёта и планирования своих доходов и расходов; осознавать разницу между потребностями и желаниями и соизмерять финансовые возможности и потребности; - понимать основные задачи и принципы страхования; знать различные виды страховых продуктов; уметь переводить стоимость валюты с помощью курсов.
В рамках изучения темы «Африка» учащиеся выполняют проект в рамках web-квеста, примеряя на себя роли специалистов по туризму и экономистов. Это позволяет им ответить на вопросы: «Что произойдет, если…?», «Какова цель?», «Как достичь?», «Какой результат будет получен?», «Что для этого нужно знать?», «Какие методы и средства нужно использовать?» и т. д., а также составить бизнес-план, критически оценить финансовые условия жизнедеятельности человека и их социальные, политические, технические, экологические аспекты. В результате дети имеют представления и умеют давать финансовую оценку расходам на различные потребности и желания, умеют выбирать товар или услугу в соответствии с реальными финансовыми возможностями (при выборе маршрута путешествия и условий проживания туристов в разных странах Африки). Они учатся составлять личный бюджет, осознавать необходимость учёта и планирования своих доходов и расходов; соизмерять финансовые возможности и потребности, умеют переводить стоимость валюты с помощью курсов .
В разделе Хозяйство России. При изучении темы Топливно-энергетический комплекс. Расширить знания о ресурсах, рациональное использование ресурсов. Семейный бюджет. Решение задачи рассчитать какая часть бюджета семья тратит на оплату коммунальных услуг, для этого ученики должны знать бюджет семьи, и сколько оплачивают за коммунальные услуги.
В итоге можно обсудить рациональное использование ресурсов, и как можно экономить. В ходе таких мероприятий учащиеся приходят к вариантам экономии: рационально использовать воду, электроэнергию; проверять и своевременно чинить краны, бачки унитаза; устанавливать счетчики, если их нет; проверить теплоизоляцию, регулировать температуру в доме; заменить простые лампы на светодиодные. Так же сделали вывод, что посудомоечная машина не только удобно, но и позволяет существенно экономить на воде. Только нужно покупать с максимально высоким классом энергоэффективности.
География и финансовая грамотность тесно связаны между собой. И при составлении тематического планирования можно спланировать и учесть это. В процессе обучения происходит формирование основ финансовой грамотности среди учащихся посредством освоения базовых финансово-экономических понятий, отражающих важнейшие сферы финансовых отношений, а также умения и компетенции, позволяющих эффективно взаимодействовать с широким кругом финансовых институтов, таких как банки, валютная система, налоговый орган, бизнес, пенсионная система.
Таким образом, на этапе школьного образования, давая обучающимся необходимые теоретические знания в курсе предмета география, и приучая школьников анализировать свой опыт в обращении с денежными средствами, путём интегрирования в образовательной программе повышается финансовая грамотность, что соответствует национальной стратегии, разработанной государством. А основы финансовой грамотности наряду с географией — это те знания, которые обучающийся будет использовать в своей повседневной жизни вне зависимости от своей дальнейшей профессиональной ориентации.