СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Оценивание степени понимания учебного материала.

Нажмите, чтобы узнать подробности

         Для оценивания степени понимания материала очень важными являются модули «Оценивание для обучения и оценивание обучения», а также «Новые подходы в преподавании и обучении: диалогическое обучение». Оба эти модуля – диалог и оценивание невозможны без беседы, это составляющие «черного ящика»: во-первых, эффективная постановка вопросов; во-вторых, обсуждение критериев вместе с учениками; в-третьих, обеспечение обратной связи; и в-четвертых, оценивание одноклассников и самооценивание.           

 

Просмотр содержимого документа
«Оценивание степени понимания учебного материала.»

Задание № 4 Оценивание степени понимания.


Для оценивания степени понимания материала очень важными являются модули «Оценивание для обучения и оценивание обучения», а также «Новые подходы в преподавании и обучении: диалогическое обучение». Оба эти модуля – диалог и оценивание невозможны без беседы, это составляющие «черного ящика»: во-первых, эффективная постановка вопросов; во-вторых, обсуждение критериев вместе с учениками; в-третьих, обеспечение обратной связи; и в-четвертых, оценивание одноклассников и самооценивание. (« Руководство для учителя», с. 165)

Вся эта работа на уроке невозможна без диалога, без устного обмена информацией. Поэтому вся работа на уроке построена в диалогах учителя и учеников и учеников между собой.

На вводном этапе беседа по актуализации знаний, выявления того уровня знаний, на основе которых будет строиться дальнейшая работа на уроке. Иногда это – опора на жизненный опыт учащихся, их навыки. На каждом из проведённых уроков осуществляла рефлексию степени усвоения материала, рефлексию деятельности ("Лесенка достижений", "Фруктовое дерево", рефлексивный приём «Солнышко»(http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/2013/06/03/priemy-refleksii-na-urokakh-v), методика "Продолжи фразу…..")

На 2 уроке из серии последовательных уроков по теме «Имя существительное» мне удалось оценить работу слабо мотивированной учащейся А., которая отвечала на мои вопросы по изученному ранее материалу («Что мы знаем о слове? Части речи»). На уроке для этой цели был использован приём «Горячий стул». Девочка сама пожелала отвечать и хорошо справилась с предложенным ей заданием. Её ответы на вопросы помогли остальным учащимся сформулировать тему урока, его цели и задачи.



Далее учащиеся выполняли задание в группах – составляли «Кластер» на тему «Имя существительное». После защиты групповой работы учащимся были заданы дополнительные вопросы с целью оценки того, чему они научились: С какой частью речи вы сейчас работали? Что обозначает имя существительное? Что нужно знать, чтобы определить имена существительные в тексте? Ответы на вопросы позволили обобщить изученное, сделать вывод и приступить к выполнению контрольных проверочных тестов.

Обсуждение выполнения задания в одной из групп натолкнуло меня на мысль предложить детям творческое домашнее задание – порассуждать и ответить на вопрос: «Что было бы, если бы исчезли имена существительные?» Моей целью было привлечь к выполнению данного задания творческих и одарённых учеников. Мини-сочинения на эту тему дома написали разные категории учащихся: как творческие и одарённые, так и….. слабо мотивированные (например: А.) Приведу примеры детских работ:

А., слабо мотивированная

«Всё, что существует в мире вокруг нас, названо именами существительными. И если бы эти имена исчезли, то мир стал бы пустой и скучный. Мы не смогли бы назвать ни одного предмета, не знали бы, о чём или о ком идёт речь, не могли бы точно указать ни время, ни место»

М., ученица со средними способностями

« Если бы не было существительных, тогда люди не моглибы полноценно выражать свои мысли, так как существительные дают названия всем предметам: одушевлённым и неодушевлённым, материальным и нематериальным»

М., ученица с высоким уровнем развития познавательных способностей

«Трудно представить себе речь без имён существительных. Рассказы, сказки превратятся в непонятную путаницу. Разговаривая друг с другом, мы не сможем понять смысл беседы. Например: Настя, прходи к Маше в гости вечером. Если убрать слова: Настя, гость, вечер, Маша, то будет не понятно, кого приглашают, куда и когда. Так что, имена существительные нам необходимы, чтобы понятно разговаривать, читать, писать.

Таким образом, предъявляя вопрос к одной категории учащихся, мне удалось привлечь разных учеников, так как это задание они посчитали значимым и существенным и попытались по-своему его выполнить.

С целью формирования у учащихся мышления более высокого порядка на 3 уроке был использован приём «Лови ошибку!» (по Гину). Отвечая на вопросы по теме «Имя существительное», учащиеся смогли сформулировать ключевые понятия по теме и выйти на целеполагание. Групповая работа на 4 уроке из серии, спланированная с учётом таксономии Блума состояла из заданий – вопросов, направленных на формирование у детей мышления более высокого порядка (не только знание, понимание и применение, но и синтез и оценка полезности полученных знаний) . Отвечая на вопрос – задание «Как правильно писать имена собственные?» группа детей составила следующую памятку: « Имена собственные пишутся с большой буквы. Хоть в начале, хоть в конце, хоть в середине предложения. Например: Иртыш, Казахстан, Саша, Мурзик, Михалков. Запомни и пиши всегда правильно!» (сохранён авторский текст и орфография).

Итог 4 урока из серии был подведён с использованием приёма «Тонкие и толстые вопросы», с помощью которого я смогла оценить степень понимания учащимися пройдённого материала, а учащиеся смогли мне это продемонстрировать. Детям были заданы следующие «тонкие» вопросы: Кто считает, что сегодня на уроке он хорошо усвоил тему «Правописание собственных имён существительных»?, Можно ли собственные имена писать с маленькой буквы?, Верно ли то, что имена, фамилии, отчества людей пишутся с большой буквы?, Согласны ли вы, что следующие слова пишутся с большой буквы: Казахстан, Усть-Каменогорск, Иртыш? ; «толстые» вопросы: В чём различие между нарицательными и собственными именами существительными? Объясните, почему вы так думаете? Предположите, что будет, если все имена собственные станут вдруг нарицательными? С ответами на «тонкие» вопросы проблем не возникло, а вот «толстые» вопросы заставили детей рассуждать и даже спорить. «Если все собственные имена станут нарицательными, то мы не сможем узнать имена, фамилии, отчества людей; ориентироваться в своём родном городе, так как не будем знать названия улиц и площадей и вообще ….. везде не будет порядка!» (ответ ученицы К.) Участвуя в ответах на «толстые и тонкие» вопросы, дети поняли, что любой свой ответ надо подкреплять доказательными рассуждениями, а для этого вдумчиво работать на уроке.