СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Оценка личностных результатов обучающихся на основе изучения курса «Мир деятельности» Из опыта работы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Оценка личностных результатов обучающихся на основе изучения курса «Мир деятельности» Из опыта работы.

 

Под личностными результатами в стандарте понимается становление самоопределения личности, включая развитие основ гражданской идентичности личности и формирование внутренней позиции школьника;

развитие мотивов и смыслов учебно-образовательной деятельности;

развитие системы ценностных ориентаций выпускников начальной школы, в том числе морально-этической ориентации, отражающих их индивидуально-личностные позиции, социальные чувства и личностные качества.

Оценка личностных результатов описана как оценка планируемых результатов, представленных в разделе «Личностные учебные действия» междисциплинарной программы формирования универсальных учебных действий.

 

Личностные результаты рассматриваются как достижения учащихся в их личностном развитии, которые представлены в форме универсальных учебных действий.

 

Достижение личностных результатов обеспечивается за счет всех компонентов образовательного процесса:

  • учебных предметов, представленных в инвариантной части базисного учебного плана;
  • вариативной части основной образовательной программы,
  • программы дополнительного образования, реализуемой семьей и школой.

 

Основное содержание оценки в начальной школе строится вокруг оценки:

  • сформированности внутренней позиции школьника, которая находит отражение в эмоционально-положительном отношении ученика к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности — уроки, познание нового, овладение умениями и новыми компетенциями, характере учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками, — и ориентации на образец поведения «хорошего ученика» как пример для подражания;
  • сформированности основ гражданской идентичности — чувства гордости за свою Родину, знание знаменательных для Отечества исторических событий; любовь к родному краю и малой Родине, осознание своей национальности, уважение культуры и традиций народов России и мира; отказ от деления на «своих» и «чужих», развитие доверия и способности к пониманию и сопереживания чувствам других людей;
  • сформированности самооценки, включая осознание своих возможностей в учении, способности адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении; умение видеть свои достоинства и недостатки, уважать себя и верить в успех;
  • сформированности мотивации учебной деятельности включая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы, любознательность и интерес к новому содержанию и способам решения проблем, приобретению новых знаний и умений, мотивации достижения результата, стремления к совершенствованию своих способностей;
  • знания моральных норм и сформированности морально-этических суждений, способности к решению моральных проблем на основе децентрации (координации различных точек зрения на решение моральной дилеммы); способности к оценке своих поступков и действий других людей с точки зрения соблюдения/нарушения моральной нормы.

 

В планируемых результатах, описывающих эту группу, отсутствует блок «Выпускник научится». Это означает, что личностные результаты выпускников начальной школы в полном соответствии с требованиями стандартов не подлежат итоговой оценке.

 

Формирование и достижение указанных выше личностных результатов — задача и ответственность системы образования и образовательного учреждения. Поэтому оценка этих результатов образовательной деятельности осуществляется в ходе внешних неперсонифицированных мониторинговых исследований, результаты которых являются основанием для принятия управленческих решений при проектировании и реализации региональных программ развития, программ поддержки образовательного процесса, иных программ.

 

К их осуществлению должны быть привлечены специалисты, не работающие в данном образовательном учреждении и обладающие необходимой компетентностью в сфере психологической диагностики развития личности в детском и подростковом возрасте. Предметом оценки в этом случае становится не прогресс личностного развития учащегося, а эффективность воспитательно-образовательной деятельности образовательного учреждения, муниципальной, региональной или федеральной системы образования.

 

Это принципиальный момент, отличающий оценку личностных результатов от оценки предметных и метапредметных результатов.

 

В рамках системы внутренней оценки возможна ограниченная оценка сформированности отдельных личностных результатов, полностью отвечающая этическим принципам охраны и защиты интересов ребенка и конфиденциальности, в форме, непредставляющей угрозы личности, психологической безопасности и эмоциональному статусу учащегося.

 

Такая оценка направлена на решение задачи оптимизации личностного развития учащихся и включает три основных компонента:

  • характеристику достижений и положительных качеств учащегося,

 определение приоритетных задач и направлений личностного развития с учетом как достижений, так и психологических проблем ребенка;

  • систему психолого-педагогических рекомендаций, призванных обеспечить успешную реализацию развивающих и профилактических задач развития.

 

Другой формой оценки личностных результатов учащихся может быть оценка индивидуального прогресса личностного развития учащихся, которым необходима специальная поддержка. Эта задача может быть решена в процессе систематического наблюдения за ходом психического развития ребенка на основе представлений о нормативном содержании и возрастной периодизации развития в форме возрастно-психологического консультирования.

 

Такая оценка осуществляется только по запросу родителей (или по запросу педагогов или администрации и при согласии родителей) и проводится психологом, имеющим специальную профессиональную подготовку в области возрастной психологии.

 

С сентября 2012 г. в нашей школе в 1 и 2 классах ведётся надпредметный курс «Мир деятельности, автором которого является руководитель Московского центра системно - деятельностной педагогики «Школа 2000…» Л.Г. Петерсон. «Основной целью курса является создание теоретического фундамента для формирования у учащихся начальной школы общеучебных и деятельностных умений и связанных с ними способностей и личностных качеств как необходимого условия построения современной модели образования. Курс «Мир деятельности» 1-го года обучения рассчитан на 32 часа с рекомендованной периодичностью занятий 1 раз в неделю, может быть использован для обучения младших школьников во всех типах образовательных учреждений, как в урочное, так и во внеурочное время».

 

Курс нам сразу понравился. В курсе «Мир деятельности» сквозной герой - Смайлик, который путешествует с ребятами по миру знаний и помогает им открывать новое. Главной задачей первых уроков было не научить, а скорее заинтересовать предметом. Для создания мотивации у ребят на урок приходят сказочные герои: Крокодил Гена, Чебурашка, Буратино, Федора, Винни-Пух, Царевна-лягушка и многие другие. Вместе с героями ученики преодолевают трудности и открывают новое знание.

 

Все уроки построены в технологии деятельностного метода. Урок открытия нового знания предполагает пройти два этапа учебной деятельности: 1 – понять, что я не знаю, 2- самому открыть новое знание.

 

Чтобы открыть новое знание, необходимо пройти шаги учебной деятельности: повторить необходимые знания, выполнить пробное действие, попытаться преодолеть затруднение. Если столкнулись с затруднением, не огорчаться, а остановиться и подумать, почему не получается.

 

«- Что должен сделать ученик после того, как он понял, какое у него затруднение? (остановиться и подумать)

 

- О чём должен думать ученик, если у него возникнет трудность? (О том, как преодолеть трудность)

 

- Важно ли понять причину затруднения?

 

- Зачем? (Мы узнаем, как справиться с затруднением)

 

- Значит, чтобы понять причину затруднения, нам надо задать себе вопрос «Почему»?»

 

На первом этапе учебной деятельности дети сами формулируют цель, что же им нужно узнать, и возникшую причину затруднения. Затем при помощи подводящих вопросов, исследовательских заданий дети сами открывают новое знание, создают эталон.

 

«- Вспомните, что является результатом ученика? (Новые знания и умения)

 

- Определите, почему возникают затруднения, когда вы чему-то учитесь?

 

1.Мне не помогли…

 

2. В моём затруднении виноват…

 

3. Я не знаю…

 

- Прочитайте первую причину.

 

-Подходит ли эта причина? (Нет)

 

- Почему? (В учебной деятельности ученик работает сам)

 

- Прочитайте вторую причину.

 

- Нужно ли искать виновных? (Нет)

 

- Почему? (Потому что не получишь результат – новые знания и умения)

 

- Прочитайте третью причину.

 

- Если ученик точно определит, чего он не знает, он сможет дальше отправиться в путь за этими знаниями? (Да)

 

- Какая из перечисленных причин поможет ему узнать новое? (Когда ученик поймёт, чего он не знает, какого именно знания у него нет)

 

- Давайте теперь мы зафиксируем наш результат на эталоне.»

 

 

 

Этот эталон фиксируется при помощи наклеек в учебном пособии и открыток, на обратной стороне которых ежедневно отмечается умение открытого знания.

 

 

 

 

 

 

Для закрепления полученного знания дети выполняют тренировочные упражнения с проговариванием эталона во внешней речи. Чтобы проверить, как ребёнок усвоил новое знание, даётся самостоятельная работа, которую ученик проверяет по образцу и оценивает результат своей работы при помощи условных знаков. Если работа выполнена без ошибок, ставится знак «+», если были ошибки – «?». Затем ребёнок объясняет, почему была допущена ошибка и что нужно сделать, чтобы ошибка не повторялась.

 

Для наилучшего понимания открытого знания включаем его в целостную систему:

 

«- Вспомните, когда на уроке вам будет нужен алгоритм проверки своей работы?

 

- Для чего он нужен?

 

- Придаёт ли алгоритм проверки вам уверенности в своих силах и способностях?»

 

Затем подводим итог урока: вспоминаем, с каким затруднением встретились на уроке, какую цель поставили, смогли ли достигнуть поставленной цели, как это можем доказать (оставили эталон).

 

В конце урока проводится рефлексия учебной деятельности. Дети оценивают свои знания на уроке по «Лесенке успеха»:

 

 

 

 

 

 

 

 

- Если вы запомнили шаги алгоритма проверки своей работы, поставьте себя на верхнюю ступеньку. Если не все шаги, поставьте ниже, на сколько – каждый решит сам.

 

Затем начинается основная работа. Полученные знания и умения на уроках по курсу «Мир деятельности», учащиеся закрепляют и отрабатывают на уроках по другим предметам - математике, русскому языку, окружающему миру и др.

 

Для выявления уровня освоения формируемых УУД проводилось входное и итоговое тестирование, составленное Л.Г. Петерсон, и представляет собой набор вопросов и варианты ответов. Например:

 

1. Что значит «уметь учиться»?

 

а) уметь делать уроки;

 

б) уметь слушать объяснение учителя;

 

в) уметь понять, чему надо научиться и самому найти нужные знания.

 

2. Какую роль выполняет учитель в учебной деятельности?

 

а) организует действия учеников;

 

б) помогает ученикам, если это надо;

 

в) учится вместе с учениками.

 

Тестирование позволяет определить, на каком уровне сформированности метапредметных знаний и умений находится каждый ученик класса.

 

По результатам диагностики можно увидеть динамику развития уровня сформированности общеучебных знаний и умений по курсу «Мир деятельности». Входное тестирование показало, что 19 % ребят имеют высокий уровень, 25 % - выше среднего, 48 % - средний уровень и 8 % - низкий уровень. Эти показатели значительно изменились в конце года: 58 % ребят имеют высокий уровень и 42 % - выше среднего. После каждого тестирования учителю даются рекомендации по коррекции своей работы.

 

Создание стенгазеты «Учиться... А что это значит!» К последнему уроку в 1 классе по курсу «Мир деятельности» совместными усилиями учителя и родителей была подготовлена стенгазета, на которой отражены основные знания, усвоенные детьми в течение первого года обучения.

 

 

 

 

 

Данный курс является своего рода инновацией в области формирования осознанного отношения к получению новых знаний не в готовом виде, а в ходе деятельностной самоорганизации ребёнка на уроке и вне его.

 

Вместо официального классного журнала главным средством накопления информации об образовательных результатах ученика предлагают ввести портфель достижений (портфолио). Официальный классный журнал, конечно, не отменяется, но итоговая оценка за начальную школу (решения о переводе на следующую степень образования) теперь будет приниматься не на основе годовых предметных отметок в журнале, а на основе всех результатов (предметных, метапредметных, личностных; учебных и внеучебных) накопленных в портфеле достижений ученика за четыре года обучения в начальной школе.

 

 

Список литературы:

 

1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. Пособие для учителя /Под редакцией Асмолова А.Г.- М.: Просвещение, 2010

 

2. Климанова Л.Ф. Универсальные учебные действия обучающихся: примеры формирования / Л. Ф. Климанова

 // Управление начальной школой. - 2010. - № 10.

 

3. Петерсон Л.Г. Механизмы формирования универсальных учебных действий на основе дидактической системы деятельностного метода обучения "Школа 2000..." / Л. Г. Петерсон

 // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2011. - № 3.

 

4. Петерсон Л.Г. Мир деятельности. Методические рекомендации к надпредметному курсу.// М.: Национальное образование, 2011

 

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!