Оценочная деятельность на уроках английского языка
На современном этапе развития общества меняется подход к образованию, поэтому проблема оценивания деятельности учащихся была и остается актуальной. Одним из важных аспектов оценивания является самооценка учащихся собственной урочной деятельности.
В рамках системно-деятельностного подхода особое значение приобретает формирование УУД, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию, самоконтролю и самооценки. В результате этого, на первый план выдвигаются следующие функции:
-создание условий для включения в самостоятельную познавательную деятельность учащихся;
-стимулирование действий обучающихся для достижения поставленной цели;
-обеспечение эмоциональной поддержки детей в ходе работы;
-создания ситуации успеха для каждого ребенка,
-поддержание общего позитивного эмоционального фона;
- проведение вместе с детьми экспертизы полученного результата.
Учитель в обновляющейся школе должен уметь не только обеспечить условия для развития личности, сделать этот процесс отлаженным и управляемым, но и обучить всему этому самих учащихся, сделать их мыслящими субъектами, не теряющимися в любой жизненной ситуации. В этом и состоит главное назначение современного учителя. Педагогу важно, чтобы учащийся был субъектом в выборе индивидуального маршрута в рамках данной темы, данного курса; важно, чтобы учащийся был более активен в планировании своей деятельности
Ученик, который умеет планировать и оценивать свою деятельность на уроке, способен и получать самостоятельно знания.
Многие ВУЗы уже перешли на рейтинговую систему, в основе которой лежит накопительная бальная система. Предлагаемая мной бальная система оценивания готовит обучающихся формулировать выводы и заполнять функциональную таблицу, которая позволит учащимся понять плюсы в своей работе и выявить западающие моменты.
Эффективность данной системы состоит в том, что учащийся имеет возможность анализировать свою деятельность после каждого этапа работы и планировать результаты своей деятельности в конце урока.
И что очень важно, еще в начале урока учитель создает обучающимся условия, при которых они испытывают ситуацию успеха, так как они уверены в получении только положительных результатов деятельности. Таким образом, рождается необходимая учащимся мотивация. В процесс оценивания вовлекаются сами учащиеся и становятся активными участниками в нем. Новые подходы в образовании предполагают и новую систему оценивания.
Предлагаю вашему вниманию следующие примерные листы самооценки, которые сама разрабатываю в зависимости от поставленной цели урока и успешно применяю их на практике.
Оценочный лист учащегося к УМК В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа «English 5» для учащихся 5 класса: «We must help people around us»
Evaluation card Surname ____________ Date _______________
Ex 3 p 39 What do you think about these activity? 10 points | The Present Perfect Tense |
Какие действия обозначает? 5 points | Как образуется? 5 points | Какие слова указывают на время? 3 points |
| | | |
“5” 26-28 points “4” 18-20 points “3” 12- 15 points |
Оценочный лист учащегося к УМК В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа «English 5» для учащихся 5 класса: «We must help people around us»
Ex. 4. Page 47 «What have the children done?» | The Present Perfect Tense |
10 points | Какие действия обозначает? 5 points | Как образуется? 5 points | Какие слова указывают на время? 3 points | Как строится вопросительное предложение? 3 points | Какие слова указывают на время? |
Сегодня уже многим понятно, что существующая оценка знаний далеко несовершенна. Во-первых, они определяют только то, у кого из обучаемых знания лучше, а у кого хуже. Абсолютный уровень знаний они не показывают. Во-вторых, школьные оценки не учитывают абсолютного уровня знаний. Поэтому они не сопоставимы для разных коллективов преподавателей и для разных учебных заведений.
А данная система оценивания позволяет учителю
- объективно оценить обучающихся в конце урока, что очень важно;
-научить обучающихся самооценке не только учебной деятельности, но и при жизненном и профессиональном самоопределении;
-провести мониторинг результатов деятельности обучающихся, что выявит пробелы в знаниях, проблемы в усвоении отдельными учащимися изучаемого материала, уровня их психологического и эмоционального настроя на уроке, и как следствие – организация коррекционной работы;
- создать условия, при которых ученик заинтересован не только в результате труда, но и в самом процессе учебной деятельности, что обеспечивает высокий уровень учебной мотивации.
Общие подходы к оцениванию:
Учащемуся предлагается таблица самооценки, куда включены все задания с указанием максимального балла за его выполнение. Учитель на первых уроках дает пояснения как это делать. В дальнейшем учащиеся делают это самостоятельно. Учителю следует планировать урок с учетом времени для самооценки. Обучающийся самостоятельно оценивает деятельность на уроке после каждого задания в соответствии с алгоритмом предложенным в таблице и фиксирует в ней результаты.
Стратегия работы по самооценке на уроке:
-на этапе целеполагания учащиеся знакомятся с критериями оценивания заданий по таблице. Учитель дает комментарии, если это необходимо.
-после каждого выполненного задания обучающимся предлагается поставить балл за работу;
-учитель в течение урока фиксирует результаты деятельности учащихся поэтапно в своей таблице;
-в конце урока учащиеся суммируют баллы, переводят их в оценку и сообщают результат учителю, который подтверждает данный результат или корректирует его. В случае большого расхождения баллов, поставленных учителем и учеником, учитель имеет право скорректировать оценку. Следует помнить, что непременным условием является то, что оценку определяют учитель и ученик сообща!
Список использованных ресурсов:
Загашев И.О. «Рейтинговая накопительная система оценивания образовательных результатов учащихся» rc.nekrasovspb.ru›wp-content…2011/06/zagachev.doc
Д Д. Данилов «Технология оценивания образовательных достижений » (Образовательная система «Школа 2100») изд. «Баласс» 2011
Г. С. Ковалева, О.Б. Логинова «Оценка достижений планируемых результатов в начальной школе» Москва «Просвещение» 2010