Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №53 «Русалочка»
презентация для родителей «Пальчиковые игры,как средство развития речи »
Подготовила:
Алимова Лидия Сергеевна инструктор по физической культуре
МБДОУ № 53 «Русалочка»
Цель:
повышение компетентности родителей в вопросах развития мелкой моторики.
Задачи:
- раскрыть актуальность пальчиковых игр;
- дать практические рекомендации по развитию мелкой моторики рук;
- Познакомить родителей с новыми, интересными пальчиковыми играми, которые можно использовать дома.
М.М.Кольцова в работе «Ребёнок учится говорить» указывает на то, что речевые области формируются под влиянием кинестетических импульсов от пальцев рук.
Японский врач Намикоси Токудзиро создал оздоравливающую методику воздействия на руки. Он утверждал, что пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека.
Существует убеждение, что:
- массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга;
- указательного – положительно воздействует на состояние желудка;
- среднего – на работу кишечника;
- безымянного – на печень и почки,
- мизинца – на сердце.
- Тренировку пальцев рук уже можно начинать в возрасте 6 – 7 месяцев: сюда входит массаж кисти рук и каждого пальчика, каждой его фаланги. Проводится разминание и поглаживание ежедневно в течение 2-3 минут.
- Уже с десятимесячного возраста проводятся активные упражнения, вовлекая больше пальчиков с достаточной амплитудой.
- Дети от года до двух хорошо воспринимают "пальчиковые игры", выполняемые одной рукой.
- Трехлетние малыши осваивают уже игры, которые проводятся двумя руками, например, одна рука изображает домик, а другая - кошку, вбегающую в этот домик.
- Четырехлетние дошкольники могут играть в эти игры, используя несколько событий, сменяющих друг друга.
- Старшим детям можно предложить оформить игры разнообразным реквизитом - мелкими предметами, домиками, шариками, кубиками и т. д.
- Способствуют овладению навыками мелкой моторики;
- Помогают развивать речь ребенка;
- Повышают работоспособность коры головного мозга;
- Развивают у ребенка психические процессы: мышление, внимание, память, воображение;
- Снимают тревожность.
Виды пальчиковых игр:
Примеры пальчиковых игр
Пальчиковая игра «Прогулка»
Раз, два, три, четыре, пять
(Загибаем пальчики по одному)
Мы во двор пришли гулять.
(«Идём» по столу указательным и средним пальчиками)
Бабу снежную лепили,
(«Лепим» комочек двумя ладонями)
Птичек крошками кормили,
(Крошащие движения всеми пальцами)
С горки мы потом катались,
(Проводим указательным пальцем пр.р. по ладони л.р.)
А ещё в снегу валялись.
(Кладём ладошки на стол то одной стороной, то другой)
Все в снегу домой пришли.
(Отряхиваем ладошки)
Съели суп и спать легли.
(Движения воображаемой ложкой, руки под щёки)
Пальчиковая гимнастика «Новогодние игрушки»
Праздник приближается,
Елка наряжается.
(Дети поднимают руки вверх, опускают вниз, разводят в стороны.)
Мы развешали игрушки:
Бусы, шарики, хлопушки.
(Поочерёдно соединяют большой палец с остальными)
А здесь фонарики висят,
Блеском радуют ребят.
(Крутят ладошки в воздухе «фонарики»)
Пальчиковая игра «Лепим снежок»
Раз, два, три, четыре,
(Загибают пальчики на одной руке)
Мы с тобой снежок слепили.
(Лепят снежок, меняя положение ладоней)
Круглый, крепкий, очень гладкий
(Соединяют пальцы обеих рук, делая круг)
И совсем – совсем не сладкий!
(Грозят указательным пальчиком)
Раз — подбросим,
("подбрасывают")
Два — поймаем,
("ловят")
Три — уроним
("роняют")
И... сломаем.
(топают)
Пальчиковая игра «Дед Мороз»
Закрывайте окна,
Закрывайте двери
(соединяем ладошки вместе).
Закрывайте уши
(закрываем ушки),
Закрывайте нос
(закрываем нос).
Ходит, бродит по дорогам
Старый дедушка Мороз
(ходим указательным и средним пальцами)
Щиплет уши, щиплет нос,
Щиплет щёчки дед Мороз
(щипаем названные части тела).
Упражнение «Дети любят всех зверей»
Большой палец ставят на ноготь массируемого пальца, а остальные пальцы разминают его подушечку. И поочерёдно разминают каждый палец начиная с большого.
Дети любят всех зверей
Птиц, и ящериц, и змей,
Пеликанов, журавлей,
Бегемотов, соболей,
Голубей и глухарей,
И клестов, и снегирей.
Любят горного козла,
Обезьянку и осла,
Дикобраза и ежа,
Черепаху и ужа.
Упражнение «Щелчки»
Ладонь левой руки прижата к столу, пальцы разведены. Пальцы поднимать по одному правой рукой. Лежащая рука с силой прижимается, сопротивляясь воздействию. Затем палец опускают, и он резко падает. Руки поменять. Начинать необходимо с мизинца, на второй руке начинать с большого пальца.
Поднял ушки бурундук,
Он в лесу услышал звук.
Тук да тук, тук да тук?
- А пойдем, - сказал барсук, -
Сам увидишь этот трюк.
Это дятел сел на сук,
И без крыльев, и без рук
Ищет он, где спрятан жук, -
Вот и слышен перестук!
Пальчиковая гимнастика «Машина»
У машины есть мотор,
(Дети вращают руками со сжатыми кулаками на уровне груди)
Есть колёса.
(Соединяют большие и указательные пальцы)
В ней – шофёр
(«Крутят руль»)
Только я в машину сяду –
(Делают ритмические хлопки)
Вмиг домчит, куда мне надо!
(Вращают руками со сжатыми кулаками на уровне груди)
Пальчиковые кинезиологические игры
Такие игры позволяют активизировать межполушарное взаимодействие, улучшают мыслительную деятельность, стрессоустойчивость, способствуют улучшению памяти и внимания.
Кулак - ладонь
Вот – ладошка, вот – кулак!
Все быстрее делай так.
Обе ладони лежат на столе или на коленях ладонями вниз, одна сжата в кулак. Разжать кулак, другую ладонь одновременно сжать в кулак. Поменять руки. Движения должны ускоряться, при этом нужно следить за тем, чтобы сжатия - разжатия производились попеременно.
Лезгинка
Левую руку сожмите в кулак, большой палец отставьте в сторону, кулак разверните пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение правой и левой рук.
Пальчиковая гимнастика «Книги»
Много книжек есть на свете
(Дети ладошки соединяют вместе «книжкой»)
Читать их очень любят дети.
(Раскрывают и закрывают «книжку»)
Если книги мы прочтем,
То узнаем обо всём:
Про моря и океаны,
Удивительные страны.
Про животных прочитаем
И про космос мы узнаем.
(Поочерёдно соединяют одноименные пальцы, начиная с мизинца)
Творческих успехов!