Просмотр содержимого документа
«Пальчиковые игры для детей старшего дошкольного возраста.»
СОВЕТЫ ЛОГОПЕДА
ИГРЫ ДЛЯ ВАШИХ ДЕТЕЙ
Памятка для родителей
УПРАЖНЕНИЯ
ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ
Игра - один из лучших способов развития детей. Она доставляет ребенку удовольствие и радость, и вместе с тем, в процессе игры ребенок получает полезные навыки. Для чего нужны пальчиковые игры?
Дарят детям здоровье. Простые манипуляции с пальчиками положительно воздействуют на работу многих систем организма.
Массаж пальцев положительно влияет на:
большого пальца- повышает функциональную активность головного мозга;
указательного -положительно влияет на состояние желудка;
среднего-на кишечник;
безымянного- на печень и почки;
мизинца — на сердце.
Игры с участием рук и пальцев помогают улучшению взаимосвязи между полушариями головного мозга и повышают их синхронизацию. Включая в игру правую, левую руку малыша , мы одновременно обеспечиваем включенность обоих полушарий головного мозга, каждое из которых постигает внешний мир по-своему. В правом полушарии возникают различные образы предметов и явлений; в левом полушарии они вербализируются,т.е. находят словесное выражение.
Чем сильнее и подвижнее пальчики малыша,тем уверенне он познает мир, накапливая навыки, умения и знания. Благодаря пальчиковым играм происходит активное умственное развитие, совершенствуется память, формируется устойчивость внимания, развивается речь ребенка.При повторении стихотворных строк и одновременном движении пальцев развивается фонематическое воспритятие,т.е. способность воспринимать и различать звуки речи, что позволяет ребенку переходить на новые уровни мышления и взаимодействия с окружающим миром.
Игры с пальчиками являются мощным профилактическим средством, позволяющим снизить психоэмоциональное напряжение у малыша, которое может трансформироваться в негативные формы поведения(например, агрессию).
Пальчиковые игры, самомассаж, ритмичные строки стихотворений помогают создать положительные ээмоции и хорошее настроение, а самое главное - обеспечивают телесный контакт, гармоничное развитие взаимоотношений между взрослым и ребенком.
Текст стихотворения | Движения |
Самомассаж подушечек пальцев «Дети любят всех зверей» |
Дети любят всех зверей: Птиц, и ящериц, и змей, Пеликанов,журавлей, Бегемотов,соболей, Голубей и глухарей, | Большой палец ставится на ноготь массируемого пальца, а остальные пальцы прижимают его подушечку снизу,разминая ее. На каждую строчку -разминание одного пальца. После 5-ой строчки — смена рук. |
И клестОв, и снегирей. Любят горного козла, Обезьянку и осла, Дикобраза и ежа, Черепаху и ужа. |
Массаж «прижимающий» «Шел медведь» |
Шел медведь к своей берлоге да споткнулся на пороге. | Кисть одной руки лежит на столе ладонью вниз,пальцы разведены. Другая рука указательным пальцем по очереди прижимает каждый ноготь,сдвигает палец,»катая» его по подушечке влево-вправо. На каждую строчку нажим на один палец. Начинать упражнение следует с мизинца правой руки, а заканчивать-мизинцем левой. После 5-ой строчки- смена рук. |
«Видно , очень мало сил Я на зиму накопил» - |
Так подумал и пошел Он на поиск диких пчел. |
Все медведи-сладкоежки, Любят есть медок без спешки, |
А наевшись, без тревоги До весны сопят в берлоге. |
«Бурундучок» |
Поднял ушки бурундук, Он в лесу услышал звук: | Ладонь прижата к столу,пальцы разведены. Другая рука(или взрослый)поднимает пальцы по одному(ребенок с силой прижимает ладонь ,сопротивляясь подъёму). Затем палец отпускают, и он со стуком падает вниз. На каждую строчку-один палец. Начинать следует с мизинца правой руки. После 5-ой строчки- смена рук. |
-Это что за громкий стук, тук да тук,тук да тук? |
-А пойдем,- сказал барсук,- Сам увидишь этот трюк: |
Это дятел сел на сук И без крыльев,и без рук- Ищет он,где спрятан жук,- |
Вот и слышен перестук! |
3. Упражнение «Горошки». |
С блюдца я беру горошки, Словно птица клювом крошки. И полны мои ладошки- Руки держат все горошки. | Насыпаем горох на блюдце (16 горошин). Ребенок большим и указательным пальцем(при необходимости и средним) пальцами берет горошины одну за одной и удерживает их в руке(как при сборе ягод), набирая таким образом целую горсть. Каждая горошина берется на ударный слог . Можно заменить горошины желтыми и зелеными пульками для детского пистолета или бусинками. После двустишия — замена рук. |
Желаем вам всего доброго!
Учитель-логопед
I квалификационной категории
Голоскова Зоя Борисовна