СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Памятка учителю

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Памятка учителю по формированию положительной мотивации к учению

Просмотр содержимого документа
«Памятка учителю»

Памятка учителю

по формированию положительной мотивации учащихся к учению

Мотивы - это осознанные причины и побуждения деятельности. Мотив учебной деятельности можно определить как направленность учащегося на достижение целей собственного развития, в том числе - на приобретение знаний, умений и навыков, продиктованных его интересами, внутренними потребностями, а также внешней средой.Мотивация есть совокупность методов. Мотивация учения есть комплекс факторов, определяющих мотивационную тенденцию учащегося, которая в зависимости от его образовательных намерений и внешних причин может активизировать, либо тормозить его учебную деятельность.

Уровни мотивов


Социальные Познавательные

(внешние, связанные (внутренние, с другими людьми) направленные на процесс обучения)

Широкие:

- мотив получить профессию, интересную работу, найти свое место в обществе;

-мотив самоутверждения (хочу стать лидером, влиять на других);

-стремление личности через учение утвердить свой социальный статус;

-мотив престижа (стать лучшим);

Узкие:

-мотив избегания (боязнь огорчить родителей, преподавателей, мастеров);

-получить поощрение.

-мотив благополучия (стремление получить только одобрение);

-мотив получения достойного вознаграждения за свой труд в будущем.

Широкие:

-удовлетворение от самого процесса учения и его результатов;

Учебно- познавательные мотивы:

-нравится находить ответы на проблемные вопросы, получать удовлетворение от решения заданий повышенной трудности

Мотивы самообразования:

-меня заинтересовала эта тема и я хочу узнать об этом как можно больше;

-стремление взять вопрос для доклада, сообщения.


Варианты поведения учащихся в ситуациях стремления к успеху и избегания неудач

Характеристики деятельности

Учащиеся с мотивом стремления к успеху

Учащиеся с мотивом избегания неудач

Ситуация достижения

Активно ищут ситуации соревнования, риска с личной ответственностью за исход.

Избегают рискованных ситуаций, а, попадая в них, «плывут по течению».

Цель

Выбирают цели несколько выше средней степени трудности, успех в которых позволяет подтвердить самооценку.

Ставят либо очень легкие, либо очень трудные цели, так, чтобы успех или неуспех не влиял на самооценку.

Действия

Настойчивы и упорны в достижении цели, действуют самостоятельно.

Склонны к поиску помощи и поддержки, к отвлечению от деятельности (фантазированию).

Результат

Эффективны, в случае неудачи сохраняют или снижают уровень сложности, в случае удачи- повышают.

Эффективны в случае легких целей. При неудаче отказываются от реалистичной стратегии.

Оценка окружающих

Стремятся к получению обратной связи и реагируют на нее.

Не стремятся получать информацию или игнорируют ее.

Самооценка и атрибуция причин

Самооценка реалистичная и устойчивая. Успех рассматривают как результат усилий, неудачу как следствие стечения обстоятельств.

Чаще завышенная, заниженная, неустойчивая самооценка, успех рассматривается как случайность, а неудача – как проявление плохих способностей.

Планирование временной перспективы

Умеренное реалистичное планирование, при высоком уровне достижений включается ориентация на отдаленное будущее.

Глобальное либо очень узкое планирование, уклонение от реалистичного планирования.

Психолог А.К.Маркова, специально исследовавшая эту проблему, выделяет пять типов, ступеней включенности учащегося в учебную деятельность. Это следующие типы мотивации:

*Отрицательное отношение к учению. Этот тип характеризуется бледностью и узостью мотивов, познавательные мотивы исчерпываются интересом к результату. Отсутствует умение ставить учебные цели и преодолевать трудности. Нет умения выполнять задания по развернутой инструкции взрослого. Нет ориентации на поиск развернутых способов действия. Учебная деятельность не сформирована.

*Безразличное (нейтральное) отношение к учению. Этот тип мотивации характеризуется наличием неустойчивых переживаний новизны и интереса, возникают первые предпочтения одних учебных предметов другим. Доминирующими являются широкие социальные мотивы долга. Для таких учащихся характерно понимание и первичное осмысление целей, которые ставит преподаватель. Типичная для них учебная деятельность – это простые учебные действия на основе образца и инструкции. Возможны простые виды самоконтроля.

*Положительное аморфное отношение к учению (предотношение).

Для мотивации учения характерно сочетание широких познавательных мотивов (интерес к результату учения и оценке) и широких социальных мотивов. Учащиеся с мотивацией данного типа в ходе учебной деятельности переживают эмоции удивления, новизны учебного материала. Они восприимчивы к новым знаниям. Их учебная деятельность отличается тем, что они понимают и выполняют те цели, которые ставит педагог. Хорошо выполняют учебные действия по образцу и инструкции, осуществляют самоконтроль.

*Положительное отношение к учению (познавательное, осознанное). Ученики с этим типом мотивации учения переопределяют и доопределяют задачи, которые ставит педагог, и на этой основе ставят свои цели учебной деятельности. На этой основе происходит формирование новых мотивов учебной деятельности, осмысление соотношения мотивов и целей. Учебная деятельности для них является не только воспроизведением образца, который дан учителем, но и осуществлением учебных действий по собственной инициативе. Они различают способы и результаты учебной деятельности, способны к поиску разнообразных способов достижения результата. Умеют планировать и оценивать свою учебную деятельность до ее осуществления, хорошо развит самоконтроль и самооценка учебной деятельности.

*Положительное (личностное, ответственное, действенное) отношение к учению. Для учащихся с этим типом мотивации учебной деятельности характерно соподчинение мотивов, их иерархия. Мотивы сбалансированы, гармонируют друг с другом. Они умеют ставить перспективные нестандартные цели учебной деятельности, реализовывать их и преодолевать препятствия при их достижении. Учебные действия отличаются гибкостью и мобильностью, типичным является поиск нестандартных способов решения учебных задач. Такие школьники предвидят социальные последствия своей учебы, их учебная деятельность переходит в самообразовательную.

Пути формирования учебной мотивации.

Общий путь формирования учебной мотивации заключается в том, чтобы способствовать превращению широких побуждений учащихся в зрелую мотивационную сферу с устойчивой структурой и доминированием отдельных мотивов. Формированию мотивации в целом способствуют:

  • общая атмосфера положительного отношения к учению, профессиональным знаниям;

  • включенность учащихся в совместную учебную деятельность в коллективе учебной группы (через парные, групповые, бригадные формы работы);

  • построение отношения «педагог- учащийся» не по типу вторжения, а на основе совета, создания ситуаций успеха, использования различных методов стимулирования (от похвалы, дачи дополнительных заданий на оценку, до жетонной системы, «солнышек» и т.д.);

  • занимательность, необычное изложение нового материала;

  • образная, ярко звучащая речь, укрепление положительные эмоции в процессе учения;

  • использование познавательные игр, дискуссий, создание проблемных ситуаций и их совместное и самостоятельное разрешение;

  • построение изучения материала на основе жизненных ситуаций, опыте самих педагогов и учащихся;

  • развитие самостоятельности и самоконтроля учащихся в учебной деятельности, планирования, постановки целей и реализации их в деятельности, поиске нестандартных способов решения учебных задач.

Основные виды воздействия должны быть направлены на:

-актуализацию ранее сложившихся мотивов учения и социализации, т. е. не разрушать, а укреплять и поддерживать);

-на создание условий для проявления новых качеств имеющихся мотивов (устойчивости, осознанности, действенности) и появления новых мотивов; на коррекцию дефектных мотивационных установок).


Начало урока. Оно должно ориентировать учащихся на готовность включиться в учебную деятельность. Для этого необходимо актуализировать предыдущие достижения, вызвать мотивы относительной неудовлетворенности и мотивы ориентации на предстоящую деятельность.

Основная часть урока должна быть направлена на подкрепление и усиление мотивации. Этого можно достичь чередованием различных видов учебной деятельности (легких и трудных, репродуктивных и поисковых, индивидуальных и фронтальных), использование активного поиска самими учащимися, включение учащихся в процесс оценки и самооценки.

На завершающей стадии необходимо обеспечить выход с положительным опытом, с положительной установкой на учение. Это достигается за счет развернутой дифференцированной оценки педагогом деятельности учащегося. Необходимо показать успехи, достижения и отметить слабые места.

Приемы для стимулирования и мотивации познавательной деятельности обучающихся.


Мотивы



Социальные Познавательные


Создание комфортной среды

Положительные переживания, связанные с учением

Непосредственно познавательные мотивы


1.Доброжелательные отношения между учащимися.

2.Общая атмосфера в классе, группе (установка на получение знаний).

3.Отношения сотрудничества «Учитель- ученик».

4.Создание положительной эмоциональной сферы на уроке:

-культура общения;

-доброжелательный тон;

-искренность эмоций;

-эмпатия – умение чувствовать и помогать учащимся;

-чувство юмора;

-невербальные средства (взгляд, улыбка, поза, жесты, прикосновения);

-голосовые средства;

-интонация, умение чувствовать и держать паузу.


1.Поощрение, зависящее от уровня реальных достижений учащихся.

2.Ситуация успеха.

3.Включение в групповую деятельность.

4.Радость от преодоления трудностей.

5.Разъяснение учащимся общественной и личной значимости.

6.Предъявление требований.

7.Приучение к выполнению требований.

8.Оперативный контроль за выполнением требований.

9.Удивление.

10.Привлечение учащихся к оценочной деятельности, формирование адекватной самооценки, осознание учащимися своих возможностей в достижении успеха.

11.Объективная оценка результатов учебного труда учащихся.

12.Использование разнообразных безоценочных форм поощрения.


1.Связь изучаемого с жизнью, достижениями науки и техники.

2.Обращение к личному опыту, анализ жизненных ситуаций.

3.Показ недостаточности имеющихся знаний.

4.Разъяснение значимости З и У в настоящем и будущем.

5.Создание проблемных ситуаций.

6.Использование разноуровневых заданий (создание ситуации выбора).

7.Организация познавательных игр.

8.Вовлечение в дискуссию.

9.Привлечение занимательных примеров, опытов и парадоксов.

10.Планирование целей и задач обучения самим обучаемым.

11.Чередование форм и методов обучения.

12.Тестирование знаний и умений.

13.Использование интерактивных компьютерных средств.


Педагогические средства развития учебной мотивации

●Приемы, связанные со стимулирующим влиянием содержания учебного материала: показ новизны содержания; обновление уже усвоенных знаний, их углубление; раскрытие практической, научной и др. значимости знаний и способов действий; профессиональная направленность содержания, межпредметные, внутрипредметные и межцикловые связи; занимательность изучаемого материала; историзм, показ достижений современой науки и пр.

●Значительное влияние на развитие учебной мотивации оказывают методы, особенно методы проблемного обучения и интерактивные. Для реализации возможностей методов обучения в развитии учебной мотивации служат приемы: разъяснение целей деятельности, постановка информационных и проблемных вопросов, создание проблемных ситуаций, организация работы с источниками, применение знаний на производственной основе, использование занимательных и игровых форм занятий и др.

●Приемы, связанные с применением наглядных, дидактических и технических средств обучения: использование карточек с дозированной помощью, с образцами решения задач (алгоритмами действий); предъявление информации с помощью ТСО и компьютеров, обеспечение учащихся оперативной обратной связью; постановка заданий к наглядной информации; повторная подача информации, опорных сигналов; управление самостоятельной работой учащихся и т.д.


●Приемы, основанные на общении, взаимодействия педагога и учащихся: оценочные обращения учителя (опосредованная оценка, замечание, отрицание, согласие, одобрение), поощрение (похвала, подбадривание), создание ситуации успеха, оказание помощи, стимулирование педагогом постановки вопросов самими учащимися, поддержка их начинаний, прием апперцепции (связь с жизненным опытом учащихся, их интересами, склонностями) и др.


●Приемы, учитывающие внутриколлективные отношения: организация коллективной работы по планированию и выполнению совместной деятельности; проведение коллективного обсуждения итогов работы; задания по взаимоконтролю и взаимопомощи учащихся; сочетание различных форм совместной работы; общественная оценка действий учащихся, опора на общественное мнение и др.


●Формирование учебной мотивации замедляют: эмоциональная бедность учебного материала; излишняя повторяемость одних и тех же приемов одного порядка; однообразные задания; отсутствие оценки; недоброжелательные отношения преподавателя к учащимся (сарказм, насмешка, упрек, угроза, нотация); приемы понуждения (наказание, необоснованное требование, придирчивость).



Практические рекомендации педагогам по формированию мотивации обучающихся

1.Прежде всего, такая организация обучения, при которой учащиеся вовлекаются в процесс самостоятельного поиска и «открытия» новых знаний, а также разрешает ситуации проблемного характера.

2.Производительный и учебный труд интересен тогда, когда он разнообразен. Однообразная информация, использование однообразных методов и приемов при проведении занятий, однообразные способы действий быстро вызывают скуку. Необходима смена видов деятельности и применение разнообразных приемов и методов мотивации, а также форм работы: индивидуальной, парной, групповой и фронтальной.

3.Для появления интереса к учению необходимо понимание ее нужности, важности, целесообразности изучения конкретного материала, конкретных разделов для использования знаний, умений и навыков учащимися в дальнейшей жизни после выпуска.

4.Чем больше новый материал увязан с усвоенными ранее знаниями, приобретенным ранее опытом, тем он интереснее для учащихся, тем больше их мотивация.

5.Слишком легкие, слишком трудные задания не вызывают интереса. Обучение должно быть трудным, но посильным.

6.Чем чаще проверяется и оценивается работа учащихся, тем большее желание они испытывают к процессу работы. Здесь важна также и самооценка, взаимооценка как социальный мотив, сравнение изделий с образцами, словесное оценивание учителем, похвала и т.д. Через создание ситуаций успеха повышается статус учащегося в классе.

7.Яркость учебного материала, эмоциональная реакция и заинтересованность самого учителя.

8.Практика убеждает что, что результативность выполненной учебной работы ведет не только к удовлетворению учащихся, но и мотивирует их к дальнейшему повышению эффективности своего труда.

10.В общении с учащимися исключите из лексикона фразы- убийцы:

*Так дело не пойдет!

*Об этом нам не нужно говорить вообще!

«Словесные поощрения ученика»


  1. Ты на верном пути.Ты делаешь это сегодня значительно лучше!

  2. Замечательно!Продолжай работать так же, ты добьешься большего.

  3. Так держать!Это успешное начало!

  4. Отлично!Фантастика!Поздравляю!

  5. Ты прав.Превосходно!Умничка!Молодчина!

  6. Большое тебе спасибо!Твои успехи всё заметнее!

  7. Это твоя победа!Красивая мысль!Это интересно!

  8. Я верю в тебя. Спасибо!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!