Изучение литературного наследия Максима Горького для каждого нового поколения всегда становится этапом нравственного выбора, личностного роста, воспитания духа и патриотизма.
Проект организован направлен на патриотическое воспитание молодого поколения, пропаганду и популяризацию творчества Максима Горького, укрепление преемственности поколений, формирование чувства патриотизма у молодежи и воспитание гражданской активности и любви к своему городу, сохранение исторической памяти.
| ГКОУ НОС(К) школа – интернат город Нижний Новгород | Ресурсный центр обучения детей с использованием дистанционных образовательных технологий г. Нижний Новгород (РЦОд) |
| Возрастные категории | 1 - 5, 6 классы. 2 - 7, 8 классы. 3 - 9, 10, 11 классы |
| Авторы | Учащиеся 5-11 классов |
| Руководители | Анисимова Т. С., Козлова Л. П. |
| Цели проекта | - активизировать познавательный интерес учеников к жизни и творчеству Максима Горького; - познакомить с местами, связанными с жизнью и творчеством писателя-нижегородца. |
| Задачи проекта | Образовательная – изучение биографии, творчества, памятных мест Нижегородского края, связанных с именем М. Горького. Воспитательная – воспитание патриотизма, интереса к духовному, историческому и культурному наследию родного края. Развивающая - развитие читательского, познавательного интереса, поисково-исследовательской и творческой деятельности учащихся. Практическая Создать банк работ учащихся для использования их в учебном процессе и во внеклассной работе. |
| Основное содержание проекта | 1. Максим Горький — литературный псевдоним А.М.Пешкова, родившегося 16 (28) марта 1868 г. в Нижнем Новгороде. Его раннее детство прошло в семье деда, а образование ограничивалось 2 классами нижегородского слободского Кунавинского училища. С десятилетнего возраста началась жизнь «в людях»: «мальчик» в магазине, ученик и прислуга у чертежника, посудник на пароходах, ученик в иконописной мастерской, десятник на ярмарочных постройках, статист в театре. С 17 лет после неудачной попытки поступить в Казанский университет Алексей Пешков проходил жизненные «университеты» в трущобах Казани, перебиваясь случайными заработками и занимаясь самообразованием. Обращаем внимание на целеустремлённость, трудолюбие, любовь к чтению, любовь к людям, благодаря которым Алёша Пешков стал всемирно известным писателем — повесть «Детство». Отсюда корни благотворительности - «Горьковские ёлки». Хорошо знал жизнь простого люда — пьеса «На дне». Любил и понимал людей: «Человек — это звучит гордо!» Пытался найти путь к правде - «Легенда о Данко», «Песня о Соколе». Любил друзей и умел дружить - «Великая дружба с Шаляпиным». 2. Памятные места в Нижнем Новгороде - «Домик Каширина», виртуальная экскурсия по горьковским местам. 3. Творчество Горького на сцене — спектакль «На дне». |
| Тип проекта | Информационно-исследовательский Краеведческий Индивидуальный, парный Внеклассный Продолжительный (3 месяца) |
| Образовательная область, предметы | Краеведение, театральное искусство, оперное искусство, литература, русский язык, история Отечества. |
| Партнеры | Родители, администрация, педагоги, библиотекарь, ученики |
| Целевая аудитория | Учащиеся 5-11 классов |
| План реализации проекта | 1 этап — подготовительный (15 января-15 февраля): Библиотечный час, беседы: «Жизнь Алёши Пешкова», «Горький в Нижнем Новгороде», «Горький и Шаляпин», «Детство» Максима Горького, «Босяки» в творчестве Горького». Посещение спектакля «На дне» Нижегородского Академического тетра драмы, экскурсия «Домик Каширина». Просмотр фильмов «Детство», м/ф «Старуха Изергиль» 2 этап — реализации проекта (16 февраля — 28 марта: работа над презентациями, видеороликами, запись выступлений чтецов, разработка экскурсионного маршрута, работа над сочинениями, ответы на вопросы викторины по творчеству Горького: 1. «Страницы большой жизни...» Биография А.М. Горького. 2. По страницам произведений А.М. Горького. 3. Горьковские места на карте мира, России, Нижегородского края. 4. Горький в воспоминаниях современников. 5. М. Горький в кинематографе и на театральной сцене. 6. Рекомендую прочитать... Отзыв о прочитанном произведении М.Горького. Аннотация. 7. Читаем Горького. Конкурс чтецов. 8. Рисунки, иллюстрации, поделки по теме проекта. 9. Викторины, кроссворды... Знаешь ли ты биографию и творчество М. Горького? 3 этап — поведение итогов (29 марта - 10 апреля) |
| Ожидаемые результаты и социальный эффект качественная оценка результатов. Критерии оценки эффективности. Возможные последействия реализации проекта | 1.Повышение уровня социально-коммуникативного, познавательного и речевого развития, интереса к личности и творчеству земляка-нижегородца. 2. Предполагаемые результаты проектной деятельности: - укрепление взаимодействия семьи, школы; - организация внеурочной интеллектуально-познавательной деятельности; - приобщение детей школьного возраста к художественным видам творчества; - раскрытие индивидуальности и реализация творческих способностей детей; - повышение уровня исторических знаний о родном крае. Продукты проекта: 1. Фестиваль проектов «Сын земли нижегородской» - презентация - видеоролик - творческая мастерская (сочинение, разработка экскурсионного маршрута по горьковским местам, аннотация). 2. Творческая мастерская «Нашему земляку посвящается»: - рисунки, иллюстрации, поделки - конкурс чтецов - викторины, кроссворды - фотоотчёты о посещении экскурсии «Домик Каширина», спектакля «На дне» 3. Подготовка банка лучших проектных работ для использования на уроках и во внеурочной работе. Критерии оценки выполненных работ: 0 баллов – низкий уровень; 1 балл – базовый уровень; 2 балла – повышенный уровень; 3 балла – высокий уровень. Полученные баллы переводятся в оценку в соответствии с таблицей Низкий «неудовлетворительно» менее 26 Базовый «удовлетворительно» 26 – 33 баллов Повышенный «хорошо» 34—40 баллов Высокий «отлично» 41—51 баллов Подробно критерии оценивания ученических работ на сайте РЦОд http://cdo-nov.ucoz.ru/news/syn_zemli_nizhegorodskoj/2018-03-07-452 |
| Литература | Литература Голубков В. В. Горький в школе. М.:1960 г. Турченко О.В. Внеклассная работа при изучении творчества М.Горького в школе. Минск. : «Народная света», 1998 г. В. М. Ходасевич. Портреты словами: очерки.-М.: Советский писатель,1987. В.Блохина и Л. Либединская. М.Горький в родном городе. Горький, Волго-Вятское кн.изд-во,2008. А.Елисеев. А.М.Горький в Нижнем Новгороде. Горький, Волго-Вятское кн.изд-во,1996. |
| Электронные ресурсы | https://www.chitalnya.ru/work/1409063/ |
| | http://www.izbrannoe.com/news/lyudi/my-bratya-istoriya-znakomstva-shalyapina-i-gorkogo-rasskazannaya-samim-pevtsom/ |
| | https://www.nnov.kp.ru/daily/26360.7/3241545/ |
| | http://www.ili-nnov.ru/karta-s-gorkovskimi-mestami-v-nizhnem-novgorode-i-po-vsemu-miru/ |