Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №60 «Ромашка» города Смоленска»
Педагогический проект
во 2 младшей группе:
«Народная игрушка для детей».
Автор проекта: Жукова Ю.А.
Смоленск, 2023 г.
Методический паспорт проекта.
1. | Тема | Педагогический проект: «Народная игрушка для детей» предназначен для реализации в условиях ДОУ общего типа. |
2. | Тип проекта | Познавательно – творческий. |
3. | Руководитель проекта | Жукова Юлиана Александровна |
4. | Сроки реализации проекта | Краткосрочный, 16-17 ноября 2023 г. |
5. | Участники проекта | Дети 2 младшей группы (3 - 4 года), воспитатели, родители воспитанников. |
Пояснительная записка.
Народная игрушка имеет огромное воспитательное значение для всесторонне- личностного развития ребенка. Она самобытна, интересна. История появления игрушки идет с глубокой древности. Прежде всего, она связана с творчеством народа, с народным искусством, с фольклором. На протяжении веков игрушка изменялась вместе с народной культурой и бытом людей.
Одним из ярких символов России является Матрёшка - расписная деревянная кукла, внутри которой такие же куклы, но всё меньше и меньше. Игрушки из нескольких предметов, вкладывавшихся друг в друга, были известны давно. Они привлекали взор человека своей простотой и яркостью.
Наблюдая за игрой детей, я заметила, что они проявляют интерес к деревянной кукле Матрёшке, поэтому решила разработать и провести в группе проект «Народная игрушка для детей», привлекая к активному участию детей 3-4 лет, и их родителей.
Актуальность проекта.
Данный проект разработан в силу актуальности на сегодняшний день проблемы художественно - эстетического воспитания дошкольников.
Проект направлен на решение вопросов приобщения дошкольников к
искусству, т.к. именно народная игрушка развивает мысль и фантазию ребенка. Важнейшей составляющей частью образовательной деятельности в ДОУ являются игра и игрушка. Игрушка – это не просто забава. Игрушки бывают разные, они способны вызвать у детей эмоциональный отклик, стимулировать развитие, активизировать игровой процесс, способствовать музыкальному развитию детей.
Народная игрушка – Матрешка способствует развитию связной речи у детей, мелкой моторики пальцев, концентрации внимания, формирует первые математические навыки, знакомит с основами сюжетной игры. Испокон веков дарить игрушки «Матрёшки» было распространенным обычаем на Руси (подарок приносил ребенку здоровье и благополучие).
Гипотеза проекта: «Народная игрушка - это не только красивая игрушка, это часть жизни наших предков, и связана с семейными традициями, обычаями, образом жизни и ремеслом людей». Если не знакомить детей в дошкольном детстве с народно-прикладным искусством, то в дальнейшем у детей будет мало знаний об истории и культуре своего народа, а это в дальнейшем приведет к обеднению нравственно-патриотических чувств.
Цель проекта: познакомить детей младшего дошкольного возраста с русской народной игрушкой Матрешка.
Задачи проекта:
Образовательные:
познакомить детей с историей создания народной игрушки, особенностях ее изготовления, орнамента.
Развивающие:
развивать мелкую моторику рук, внимание, мышление, восприятие, память.
Воспитательные:
воспитывать бережное отношение к игрушке, к труду народных мастеров.
Сфера использования проекта: «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие».
Практическая значимость проекта.
Рассчитываю на то, что в ходе реализации проекта у детей младшего дошкольного возраста будут активно развиваться познавательные и творческие способности, дети получат необходимые знания о русской народной игрушке Матрешке, ее внешнем виде.
Ожидаемые результаты:
Дети имеют представления о русской народной игрушке Матрешка.
Используют в активной речи народные песенки, потешки.
Знают русские народные сказки и их персонажей.
Бережно относятся к игрушкам, произведениям русского народного творчества.
Педагогические принципы проекта:
Доступность – учет возрастных особенностей детей.
Систематичность и последовательность.
Постепенная подача материала от простого к сложному.
Динамичность (интеграция образовательных областей).
Принцип развивающего обучения.
Основные методы реализации проекта:
Словесные (беседа, рассказ, объяснение);
Наглядные (показ картин иллюстраций);
Практические (дидактические игры, подвижные игры, ОД).
Материально – технические ресурсы: картины и иллюстрации с изображением русской народной игрушки Матрешка, дидактические игрушки – Матрешка, изо-материалы для продуктивной деятельности.
Этапы реализации проекта.
1. Подготовительный.
Содержание | Ответственный |
1. Составление плана деятельности. | Воспитатель |
2. Подбор методической литературы. | Воспитатель |
3. Выявление первоначальных знаний детей о народной игрушке. | Воспитатель |
4. Подготовка атрибутов, картин, игр для реализации практической деятельности. | Воспитатель |
2. Основной этап.
Содержание | Ответственный |
1. Беседа: «В гости к нам пришли Матрёшки!» | Воспитатель |
2. Рассматривание картин и иллюстраций с изображением разных матрешек | Воспитатель |
3.Лепка: «Подарок для матрешки» (пластилинография) | Воспитатель |
4. Сюжетно – ролевая игра: «День рожденья у Матрешки». | Воспитатель |
5. Пальчиковая игра: «Матрешки» | Воспитатель |
3. Заключительный этап.
Создание мини – музея: «Деревянная игрушка» | Воспитатель, родители, дети |
Создание альбома в зону ИЗО-деятельности: «Такие разные Матрёшки»… | Воспитатель |
Презентация для педагогов по теме проекта | Воспитатель |
Эффективность реализации проекта.
В ходе реализации проекта «Народная игрушка для детей», поставленные мною задачи были достигнуты:
Дети имеют первоначальные представления о русской народной игрушке Матрешка.
Знают народные песенки, потешки, и активно применяют их в игровой деятельности со сверстниками.
Называют русские народные сказки и их персонажей (в соответствии с возрастом).
Бережно относятся к игрушкам, произведениям русского народного творчества.
Список литературы:
Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы», под редакцией: Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой
Клиентов, А. Е. Народные промыслы / Алексей Евгеньевич
Клиентов. – Москва : Белый город, 2008 – 47, [1] с. : ил. –
(История России).
Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: Обучение и творчество. - М.: Педагогика, 1990-247с
Нищева Н. В. «Картотека подвижных игр, физминуток, пальчиковой гимнастики». Изд.: Санкт – Петербург Детство – Пресс 2010 г.
Родина русской матрёшки // Русские художественные
промыслы : справочное издание. – Москва : Мир энциклопедий
Аванта+ : Астрель, 2010 – С. 46–[47, 49] : цв. ил. – (Самые
красивые и знаменитые).
Черенкова Е. Ф. «Развивающие игры с пальчиками». Изд.: Москва Рипол Классик Дом 21 век 2010 г.
Я познаю мир. Детская энциклопедия : игрушки / автор-
составитель Н. Г. Юрина. – Москва : АСТ : Семейная
библиотека, 1999 – 496 с. : ил.
Приложение № 1
1. Беседа: «В гости к нам пришли Матрёшки! ».
Цель: формировать представление детей о русской народной игрушке - матрешке.
Задачи:
Образовательные:
познакомить детей с историей появления русской матрёшки;
обогащать словарный запас детей.
Развивающие:
развивать связную речь детей;
развивать словесно-логическое мышление, воображение, внимание, память;
развивать мелкую моторику рук.
Воспитательные:
воспитывать познавательный интерес у детей;
продолжать воспитывать умение внимательно слушать педагога и сверстников.
Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, социализация.
Демонстрационный материал: игрушки – Матрешки, картинки с изображением матрешек.
Ход беседы:
Приветствие:
Воспитатель:
Все скорее встаньте в круг,
Я – твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмёмся,
И друг другу улыбнёмся.
- У нас с вами сегодня гостья. А кто это, угадайте. (загадка)
Алый шелковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука в деревянные бока.
Разрумянилась немножко
Это русская…(матрешка)
Воспитатель: Правильно, ребята!
Сегодня к нам в гости пришла Матрёшка.
Сейчас я вам расскажу, как появилась русская матрёшка, а вы слушайте внимательно и запоминайте.
Давным-давно в одном царстве-государстве жил да был один мастер, который очень любил ребятишек: девчонок и мальчишек. И любил этот мастер с утра до вечера игрушки для детей делать. Однажды задумал он сделать необычную игрушку - куклу с чудесным секретом: взял деревянный брусочек и сделал куколку, внутри первой куклы сидела кукла поменьше, а в той еще меньше, и ещё, и ещё. Яркими красками разрисовал он куклу, одел в русский сарафан с передничком, на голову повязал яркий платочек, нарисовал ей красивые глазки и яркие щёчки. Веселая получилась куколка. И он долго-долго думал, как же назвать ему эту куклу. Назвал русским именем Матрёна, а так как куколка была маленькая, то Матрёшкой все её звали. Воспитатель: Давайте все вместе посмотрим на матрёшку и расскажем о ней.
Воспитатель: Что у неё на голове? (платочек)
А во что же одели мастера матрешку? (в сарафан)
Чем украшен сарафан? (цветами)
Сколько у нас матрёшек? (одна – или много)
Эта матрёшка какая? (большая)
Какой секрет есть у Матрёшки? (внутри спрятаны ещё матрёшки)
Воспитатель: Матрёшки очень любят играть, поиграем?
Пальчиковая игра: «Матрешки».
Дуйте в дудки, (имитируют игру на дудочке)
Бейте в ложки, (хлопают в ладоши)
В гости к нам пришли матрешки. (шагают на месте)
Ложки деревянные (вытягивают обе руки, сложенные «ковшиками» вперёд)
Матрёшечки румяные. (качают головой, поднеся руки к щёчкам)
Итог беседы.
- Ребята, кто приходил сегодня к нам в гости?
Что мы делали с Матрёшкой?
Воспитатель: Давайте скажем Матрёшке до свидания! До новых встреч!
2. Рассматривание картин и иллюстраций с изображением разных матрешек.
3. Лепка: «Подарок для матрешки» (пластилинография).
Цель: познакомить детей с народным промыслом – игрушкой-вкладышем матрешкой.
Задачи:
Образовательные:
Развивающие:
развивать мелкую моторику рук;
развивать цветовосприятие и название основных цветов (красный, желтый, зеленый, синий);
Воспитательные:
воспитывать аккуратность, интерес к работе с пластилином, доброжелательное отношение к игрушкам, желание оказать помощь;
Оборудование: игрушка Матрешка, силуэты фартуков по количеству детей, дощечки с пластилином, салфетки.
Предварительная работа: рассматривание народных игрушек- матрешек, беседа, игры с ней.
Ход ОД:
Воспитатель: - Ребята, в гости к нам пришла Матрёшка.
Она расстроена немножко!
Матрешка: Здравствуйте, ребята! Я - Матрешка! (вздыхает)
Воспитатель: Здравствуй, Матрешка! Какая ты красивая, нарядная. Что случилось, почему ты загрустила?
Матрешка: Я, веселая Матрешка, все скучала у окошка. Я к ребятам собиралась, долго-долго наряжалась. А фартучек красивый забыла надеть. Что теперь делать?
Воспитатель: Не грусти, Матрешка, оставайся у нас. Дети тебе помогут. А сначала, мы хотим с тобой поиграть.
Матрешка: Я очень люблю играть.
Проводится физкультминутка «Мы веселые матрешки»:
Мы веселые матрешки, (руки согнуты в локтях, указательный палец правой руки у щеки)
Ладушки, ладушки. (хлопают в ладоши)
На ногах у нас сапожки, (поочередно выставляют ноги вперед)
Ладушки, ладушки, (хлопают в ладоши)
В сарафанах наших пестрых, (руки на поясе, повороты в стороны)
Ладушки, ладушки. (хлопают в ладоши)
Мы похожи словно сестры, (руки на поясе, повороты вокруг себя)
Ладушки, ладушки. (хлопают в ладоши).
Воспитатель: Наша гостья повеселела: ребята, давайте подарим ей новые красивые фартуки. Занимайте свои места.
Дети подходят к столам и рассаживаются на свои места.
Педагог объясняет и показывает последовательность работы.
Воспитатель: У вас на столах лежат фартуки разного цвета. Давайте украсим их узором из шариков пластилина, чтобы они стали красивыми и нарядными. Украшать будем так: возьмем кусочек пластилина, скатаем на ладошке маленький шарик, «горошинку». Прижмем шарик пальчиком к фартуку, вот так (показ). Прижимаю один шарик, еще один шарик, и еще... Я украсила узором из шариков весь фартучек (показ). Вам нравиться такой фартук? Чтобы выполнить задание нам надо подготовить свои пальчики. Проводится пальчиковая гимнастика: «Матрешки».
Дуйте в дудки, (имитируют игру на дудочке)
Бейте в ложки, (хлопают в ладоши)
В гости к нам пришли матрешки. (шагают на месте)
Ложки деревянные (вытягивают обе руки, сложенные «ковшиками» вперёд)
Матрёшечки румяные. (качают головой, поднеся руки к щёчкам)
Воспитатель: А теперь и вы можете украсить свои фартучки.
Дети выполняют задание, в процессе работы напоминаю, что после выполнения задания нужно вытереть руки салфеткой. Затрудняющимся детям помогаю: вопросом, совместными действиями, оказываю индивидуальную помощь. Слежу за осанкой детей.
Анализ детских работ от лица Матрешки.
Воспитатель: Посмотри, Матрешка, какие красивые, нарядные фартуки получились у наших ребят. Нравиться тебе наш подарок?
Матрешка: Вижу, что все ребята постарались: фартуки получились очень красивые. Спасибо вам, ребята! А у меня скоро день рождения, и я всех вас приглашаю в гости на чаепитие.
Воспитатель: Спасибо тебе, Матрешка! Ребята, обязательно придут в гости к тебе!
4. Сюжетно – ролевая игра: «День рожденья у Матрешки».
Цель: познакомить детей с правилами сервировки стола, с правилами поведения за столом, со столовой посудой.
Задачи:
продолжать обогащать содержание игр;
способствовать объединению детей для совместных игр;
обогащать словарный запас;
воспитывать желание соблюдать нормы поведения за столом, уважительное отношение к друг другу.
Оборудование: чайная посуда, деревянная Матрёшка.
Ход игры: «Ребята, у Матрешки сегодня день рождения и она приглашает вас всех к себе в гости. Мы с вами приготовили ей красивые фартуки в подарок.
Матрешка хочет напоить вас вкусным чаем со сладким тортом. Но для этого нам надо помочь красиво накрыть стол и пpигoтoвить чай. Как вы думаете, что нам нужно для чаепития? (Думают, отвечают, накрывают на стол, усаживаются за стол, пьют чай)
А теперь, ребята, давайте поздравим Матрёшку и пожелаем ей что-то хорошее. (Поздравляют)
- Понравился ли вам праздник? Вкусный ли был чай с тортом? (Отвечают) А теперь давайте поможем все убрать все со стола и помыть за собой посуду.
(Помогают, убирают)
- А сейчас нам пора прощаться. Давайте вместе скажем: «До свидания, Матрёшка», спасибо за угощение… и помашем ручкой.»
5. Пальчиковая игра: «Матрешки».
Дуйте в дудки, (имитируют игру на дудочке)
Бейте в ложки, (хлопают в ладоши)
В гости к нам пришли матрешки. (шагают на месте)
Ложки деревянные (вытягивают обе руки, сложенные «ковшиками» вперёд)
Матрёшечки румяные. (качают головой, поднеся руки к щёчкам)