СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Педагогический проект во 2 младшей группе: «Народная игрушка для детей».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Народная игрушка имеет огромное воспитательное значение для всесторонне-  личностного развития ребенка.  Одним из ярких символов России является Матрёшка -  расписная деревянная кукла, внутри которой такие же куклы, но всё меньше и меньше. Игрушки из нескольких предметов, вкладывавшихся друг в друга, были известны давно. Они привлекали взор человека своей простотой и яркостью

Просмотр содержимого документа
«Педагогический проект во 2 младшей группе: «Народная игрушка для детей».»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №60 «Ромашка» города Смоленска»







Педагогический проект

во 2 младшей группе:

«Народная игрушка для детей».

























Автор проекта: Жукова Ю.А.

Смоленск, 2023 г.

Методический паспорт проекта.

1.

Тема

Педагогический проект: «Народная игрушка для детей» предназначен для реализации в условиях ДОУ общего типа.

2.

Тип проекта

Познавательно – творческий.

3.

Руководитель проекта

Жукова Юлиана Александровна

4.

Сроки реализации проекта

Краткосрочный,

16-17 ноября 2023 г.

5.

Участники проекта

Дети 2 младшей группы

(3 - 4 года), воспитатели, родители воспитанников.



Пояснительная записка.

Народная игрушка имеет огромное воспитательное значение для всесторонне- личностного развития ребенка. Она самобытна, интересна. История появления игрушки идет с глубокой древности. Прежде всего, она связана с творчеством народа, с народным искусством, с фольклором. На протяжении веков игрушка изменялась вместе с народной культурой и бытом людей.

Одним из ярких символов России является Матрёшка - расписная деревянная кукла, внутри которой такие же куклы, но всё меньше и меньше. Игрушки из нескольких предметов, вкладывавшихся друг в друга, были известны давно. Они привлекали взор человека своей простотой и яркостью.

Наблюдая за игрой детей, я заметила, что они проявляют интерес к деревянной кукле Матрёшке, поэтому решила разработать и провести в группе проект «Народная игрушка для детей», привлекая к активному участию детей 3-4 лет, и их родителей.





Актуальность проекта.

Данный проект разработан в силу актуальности на сегодняшний день проблемы художественно - эстетического воспитания дошкольников.

Проект направлен на решение вопросов приобщения дошкольников к

искусству, т.к. именно народная игрушка развивает мысль и фантазию ребенка. Важнейшей составляющей частью образовательной деятельности в ДОУ являются игра и игрушка. Игрушка – это не просто забава. Игрушки бывают разные, они способны вызвать у детей эмоциональный отклик, стимулировать развитие, активизировать игровой процесс, способствовать музыкальному развитию детей.

Народная игрушка – Матрешка способствует развитию связной речи у детей, мелкой моторики пальцев, концентрации внимания, формирует первые математические навыки, знакомит с основами сюжетной игры. Испокон веков дарить игрушки «Матрёшки» было распространенным обычаем на Руси (подарок приносил ребенку здоровье и благополучие).

Гипотеза проекта: «Народная игрушка - это не только красивая игрушка, это часть жизни наших предков, и связана с семейными традициями, обычаями, образом жизни и ремеслом людей». Если не знакомить детей в дошкольном детстве с народно-прикладным искусством, то в дальнейшем у детей будет мало знаний об истории и культуре своего народа, а это в дальнейшем приведет к обеднению нравственно-патриотических чувств.

Цель проекта: познакомить детей младшего дошкольного возраста с русской народной игрушкой Матрешка.


Задачи проекта:

Образовательные:

  • познакомить детей с историей создания народной игрушки, особенностях ее изготовления, орнамента.

Развивающие:

  • развивать мелкую моторику рук, внимание, мышление, восприятие, память.

Воспитательные:

  • воспитывать бережное отношение к игрушке, к труду народных мастеров.

Сфера использования проекта: «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие».



Практическая значимость проекта.

Рассчитываю на то, что в ходе реализации проекта у детей младшего дошкольного возраста будут активно развиваться познавательные и творческие способности, дети получат необходимые знания о русской народной игрушке Матрешке, ее внешнем виде.

Ожидаемые результаты:

  • Дети имеют представления о русской народной игрушке Матрешка.

  • Используют в активной речи народные песенки, потешки.

  • Знают русские народные сказки и их персонажей.

  • Бережно относятся к игрушкам, произведениям русского народного творчества.

Педагогические принципы проекта:

  • Доступность – учет возрастных особенностей детей.

  • Систематичность и последовательность.

  • Постепенная подача материала от простого к сложному.

  • Динамичность (интеграция образовательных областей).

  • Принцип развивающего обучения.

Основные методы реализации проекта:

  • Словесные (беседа, рассказ, объяснение);

  • Наглядные (показ картин иллюстраций);

  • Практические (дидактические игры, подвижные игры, ОД).

Материально – технические ресурсы: картины и иллюстрации с изображением русской народной игрушки Матрешка, дидактические игрушки – Матрешка, изо-материалы для продуктивной деятельности.

Этапы реализации проекта.

1. Подготовительный.


Содержание

Ответственный

1. Составление плана деятельности.

Воспитатель

2. Подбор методической литературы.


Воспитатель

3. Выявление первоначальных знаний детей о народной игрушке.

Воспитатель

4. Подготовка атрибутов, картин, игр для реализации практической деятельности.

Воспитатель

2. Основной этап.

Содержание

Ответственный

1. Беседа: «В гости к нам пришли Матрёшки!»

Воспитатель

2. Рассматривание картин и иллюстраций с изображением разных матрешек

Воспитатель

3.Лепка: «Подарок для матрешки» (пластилинография)

Воспитатель

4. Сюжетно – ролевая игра: «День рожденья у Матрешки».

Воспитатель

5. Пальчиковая игра: «Матрешки»


Воспитатель

3. Заключительный этап.

Создание мини – музея: «Деревянная игрушка»

Воспитатель, родители, дети

Создание альбома в зону ИЗО-деятельности: «Такие разные Матрёшки»…

Воспитатель

Презентация для педагогов по теме проекта

Воспитатель


Эффективность реализации проекта.

В ходе реализации проекта «Народная игрушка для детей», поставленные мною задачи были достигнуты:

  • Дети имеют первоначальные представления о русской народной игрушке Матрешка.

  • Знают народные песенки, потешки, и активно применяют их в игровой деятельности со сверстниками.

  • Называют русские народные сказки и их персонажей (в соответствии с возрастом).

  • Бережно относятся к игрушкам, произведениям русского народного творчества.

Список литературы:

Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы», под редакцией: Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой

Клиентов, А. Е. Народные промыслы / Алексей Евгеньевич

Клиентов. – Москва : Белый город, 2008 – 47, [1] с. : ил. –

(История России).

Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: Обучение и творчество. - М.: Педагогика, 1990-247с

Нищева Н. В. «Картотека подвижных игр, физминуток, пальчиковой гимнастики». Изд.: Санкт – Петербург Детство – Пресс 2010 г.

Родина русской матрёшки // Русские художественные

промыслы : справочное издание. – Москва : Мир энциклопедий

Аванта+ : Астрель, 2010 – С. 46–[47, 49] : цв. ил. – (Самые

красивые и знаменитые).

Черенкова Е. Ф. «Развивающие игры с пальчиками». Изд.: Москва Рипол Классик Дом 21 век 2010 г.

Я познаю мир. Детская энциклопедия : игрушки / автор-

составитель Н. Г. Юрина. – Москва : АСТ : Семейная

библиотека, 1999 – 496 с. : ил.





Приложение № 1

1. Беседа: «В гости к нам пришли Матрёшки! ».

Цель: формировать представление детей о русской народной игрушке - матрешке.

Задачи:

Образовательные:

  • познакомить детей с историей появления русской матрёшки;

  • обогащать словарный запас детей.

Развивающие:

  • развивать связную речь детей;

  • развивать словесно-логическое мышление, воображение, внимание, память;

  • развивать мелкую моторику рук.

Воспитательные:

  • воспитывать познавательный интерес у детей;

  • продолжать воспитывать умение внимательно слушать педагога и сверстников.

Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, социализация.

Демонстрационный материал: игрушки – Матрешки, картинки с изображением матрешек.

Ход беседы:

Приветствие:

Воспитатель:

Все скорее встаньте в круг,

Я – твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмёмся,

И друг другу улыбнёмся.

- У нас с вами сегодня гостья. А кто это, угадайте. (загадка)

Алый шелковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука в деревянные бока.

Разрумянилась немножко

Это русская…(матрешка)

Воспитатель: Правильно, ребята!

Сегодня к нам в гости пришла Матрёшка.

Сейчас я вам расскажу, как появилась русская матрёшка, а вы слушайте внимательно и запоминайте.

Давным-давно в одном царстве-государстве жил да был один мастер, который очень любил ребятишек: девчонок и мальчишек. И любил этот мастер с утра до вечера игрушки для детей делать. Однажды задумал он сделать необычную игрушку - куклу с чудесным секретом: взял деревянный брусочек и сделал куколку, внутри первой куклы сидела кукла поменьше, а в той еще меньше, и ещё, и ещё. Яркими красками разрисовал он куклу, одел в русский сарафан с передничком, на голову повязал яркий платочек, нарисовал ей красивые глазки и яркие щёчки. Веселая получилась куколка. И он долго-долго думал, как же назвать ему эту куклу. Назвал русским именем Матрёна, а так как куколка была маленькая, то Матрёшкой все её звали. Воспитатель: Давайте все вместе посмотрим на матрёшку и расскажем о ней.

Воспитатель: Что у неё на голове? (платочек)

А во что же одели мастера матрешку? (в сарафан)

Чем украшен сарафан? (цветами)

Сколько у нас матрёшек? (одна – или много)

Эта матрёшка какая? (большая)

Какой секрет есть у Матрёшки? (внутри спрятаны ещё матрёшки)

Воспитатель: Матрёшки очень любят играть, поиграем?

Пальчиковая игра: «Матрешки».

Дуйте в дудки, (имитируют игру на дудочке)

Бейте в ложки, (хлопают в ладоши)

В гости к нам пришли матрешки. (шагают на месте)

Ложки деревянные (вытягивают обе руки, сложенные «ковшиками» вперёд)

Матрёшечки румяные. (качают головой, поднеся руки к щёчкам)

Итог беседы.

- Ребята, кто приходил сегодня к нам в гости?

Что мы делали с Матрёшкой?

Воспитатель: Давайте скажем Матрёшке до свидания! До новых встреч!

2. Рассматривание картин и иллюстраций с изображением разных матрешек.

3. Лепка: «Подарок для матрешки» (пластилинография).

Цель: познакомить детей с народным промыслом – игрушкой-вкладышем матрешкой.

Задачи:

Образовательные:

  • учить детей приему надавливания на пластилиновый шарик пальцем для украшения фартука;

Развивающие:

  • развивать мелкую моторику рук;

  • развивать цветовосприятие и название основных цветов (красный, желтый, зеленый, синий);

Воспитательные:

  • воспитывать аккуратность, интерес к работе с пластилином, доброжелательное отношение к игрушкам, желание оказать помощь;

Оборудование: игрушка Матрешка, силуэты фартуков по количеству детей, дощечки с пластилином, салфетки.

Предварительная работа: рассматривание народных игрушек- матрешек, беседа, игры с ней.

Ход ОД:

Воспитатель: - Ребята, в гости к нам пришла Матрёшка.

Она расстроена немножко!

Матрешка: Здравствуйте, ребята! Я - Матрешка! (вздыхает)

Воспитатель: Здравствуй, Матрешка! Какая ты красивая, нарядная. Что случилось, почему ты загрустила?

Матрешка: Я, веселая Матрешка, все скучала у окошка. Я к ребятам собиралась, долго-долго наряжалась. А фартучек красивый забыла надеть. Что теперь делать?

Воспитатель: Не грусти, Матрешка, оставайся у нас. Дети тебе помогут. А сначала, мы хотим с тобой поиграть.

Матрешка: Я очень люблю играть.

Проводится физкультминутка «Мы веселые матрешки»:

Мы веселые матрешки, (руки согнуты в локтях, указательный палец правой руки у щеки)

Ладушки, ладушки. (хлопают в ладоши)

На ногах у нас сапожки, (поочередно выставляют ноги вперед)

Ладушки, ладушки, (хлопают в ладоши)

В сарафанах наших пестрых, (руки на поясе, повороты в стороны)

Ладушки, ладушки. (хлопают в ладоши)

Мы похожи словно сестры, (руки на поясе, повороты вокруг себя)

Ладушки, ладушки. (хлопают в ладоши).

Воспитатель: Наша гостья повеселела: ребята, давайте подарим ей новые красивые фартуки. Занимайте свои места.

Дети подходят к столам и рассаживаются на свои места.

Педагог объясняет и показывает последовательность работы.

Воспитатель: У вас на столах лежат фартуки разного цвета. Давайте украсим их узором из шариков пластилина, чтобы они стали красивыми и нарядными. Украшать будем так: возьмем кусочек пластилина, скатаем на ладошке маленький шарик, «горошинку». Прижмем шарик пальчиком к фартуку, вот так (показ). Прижимаю один шарик, еще один шарик, и еще... Я украсила узором из шариков весь фартучек (показ). Вам нравиться такой фартук? Чтобы выполнить задание нам надо подготовить свои пальчики. Проводится пальчиковая гимнастика: «Матрешки».

Дуйте в дудки, (имитируют игру на дудочке)

Бейте в ложки, (хлопают в ладоши)

В гости к нам пришли матрешки. (шагают на месте)

Ложки деревянные (вытягивают обе руки, сложенные «ковшиками» вперёд)

Матрёшечки румяные. (качают головой, поднеся руки к щёчкам)

Воспитатель: А теперь и вы можете украсить свои фартучки.

Дети выполняют задание, в процессе работы напоминаю, что после выполнения задания нужно вытереть руки салфеткой. Затрудняющимся детям помогаю: вопросом, совместными действиями, оказываю индивидуальную помощь. Слежу за осанкой детей.

Анализ детских работ от лица Матрешки.

Воспитатель: Посмотри, Матрешка, какие красивые, нарядные фартуки получились у наших ребят. Нравиться тебе наш подарок?

Матрешка: Вижу, что все ребята постарались: фартуки получились очень красивые. Спасибо вам, ребята! А у меня скоро день рождения, и я всех вас приглашаю в гости на чаепитие.

Воспитатель: Спасибо тебе, Матрешка! Ребята, обязательно придут в гости к тебе!

4. Сюжетно – ролевая игра: «День рожденья у Матрешки».

Цель: познакомить детей с правилами сервировки стола, с правилами поведения за столом, со столовой посудой.

Задачи:

  • учить правильно находить и отбирать посуду для чаепития;

продолжать обогащать содержание игр;

  • способствовать объединению детей для совместных игр;

  • обогащать словарный запас;

  • воспитывать желание соблюдать нормы поведения за столом, уважительное отношение к друг другу.

Оборудование: чайная посуда, деревянная Матрёшка.

Ход игры: «Ребята, у Матрешки сегодня день рождения и она приглашает вас всех к себе в гости. Мы с вами приготовили ей красивые фартуки в подарок.

Матрешка хочет напоить вас вкусным чаем со сладким тортом. Но для этого нам надо помочь красиво накрыть стол и пpигoтoвить чай. Как вы думаете, что нам нужно для чаепития? (Думают, отвечают, накрывают на стол, усаживаются за стол, пьют чай)

А теперь, ребята, давайте поздравим Матрёшку и пожелаем ей что-то хорошее. (Поздравляют)

- Понравился ли вам праздник? Вкусный ли был чай с тортом? (Отвечают) А теперь давайте поможем все убрать все со стола и помыть за собой посуду.

(Помогают, убирают)

- А сейчас нам пора прощаться. Давайте вместе скажем: «До свидания, Матрёшка», спасибо за угощение… и помашем ручкой.»

5. Пальчиковая игра: «Матрешки».

Дуйте в дудки, (имитируют игру на дудочке)

Бейте в ложки, (хлопают в ладоши)

В гости к нам пришли матрешки. (шагают на месте)

Ложки деревянные (вытягивают обе руки, сложенные «ковшиками» вперёд)

Матрёшечки румяные. (качают головой, поднеся руки к щёчкам)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Посмотрите вебинар для учителей к началу учебного года

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!