Перечень игровых упражнений по приобщению детей старшего дошкольного возраста к игре в шахматы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дидактические игры просто необходимы при обучении игре в шахматы.

Просмотр содержимого документа
«Перечень игровых упражнений по приобщению детей старшего дошкольного возраста к игре в шахматы»

Перечень игровых упражнений

по приобщению  детей старшего дошкольного возраста   к игре в шахматы

"Волшебный мешочек". В непрозрачном мешочке по очереди прячутся все шахматные фигуры, каждый из учеников на ощупь пытается определить, какая фигура спрятана.

"Угадай". Педагог словесно описывает одну из шахматных фигур, дети должны догадаться, что это за фигура.

"Горизонталь". Двое играющих по очереди заполняют одну из горизонтальных линий шахматной доски кубиками (фишками, пешками и т. п.) .

"Вертикаль". То же самое, но заполняется одна из вертикальных линий шахматной доски.

"Диагональ". То же самое, но заполняется одна из диагоналей шахматной доски.

"Сундучок". Ученики по одной вынимают из сундучка шахматные фигуры и постепенно расставляют начальную позицию.

"Лабиринт". Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на "заминированные" поля и не перепрыгивая их.

"Кратчайший путь". За минимальное число ходов белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски.

"Захват контрольного поля". Игра фигурой против фигуры ведется не с целью уничтожения, а с целью установить свою фигуру на определенное поле. При этом запрещается ставить фигуры на клетки, находящиеся под ударом фигуры противника.

"Защита контрольного поля".Эта игра подобна предыдущей, но при точной игре обеих сторон не имеет победителя.

"Атака неприятельской фигуры". Белая фигура должна за один ход напасть на черную фигуру, но так, чтобы не оказаться под боем.

"Взятие". Из нескольких возможных взятий надо выбрать лучшее – побить незащищенную фигуру.

"Защита". Здесь нужно одной белой фигурой защитить другую, стоящую под боем.

"Выиграй фигуру". Белые должны сделать такой ход, чтобы при любом ответе черных они проиграли одну из своих фигур.

"Шах или не шах". Приводится ряд положений, в которых дети должны определить: стоит ли король под шахом или нет.

"Защита от шаха". Белый король должен защититься от шаха.

"Мат или не мат". Приводится ряд положений, в которых дети должны определить: дан ли мат черному королю.

"Рокировка". Дети  должны определить, можно ли рокировать в тех или иных случаях.

Игра “Шахматная шкатулка”.

Дети поочередно вытягивают из шкатулки загадки, взрослый  их зачитывает, а участники отгадывают.

 «Шахматные слова».

Дети по очереди называют шахматные слова. За каждое названное слово участник получает фишку.

Игра «Найди правильный ответ».

Каждый участник получает игровое задание: объяснить и показать, как ходит и бьет названная шахматная фигура.

 «Кто быстрее соберет доску из горизонталей и вертикалей»

Игра-соревнование для нескольких участников

 «Помоги найти домик»

Участники  «расселяют» предложенные фигуры на шахматной доске

«Построй шахматную доску из кубиков»

Творческое задание с использованием строительного  игрового  материала

«Найди адрес для фигурки»

(например: на доске разместить фигурку по адресу  С5,В7….)

«Найди и назови линии шахматной доски»

На нераскрашенной доске выложить диагональ, вертикаль, горизонталь  из черных квадратов

«Пешки-бойцы»

Мини-игра одними  пешками. Задача -ликвидировать все пешки противника.

«Слон-гонщик»

Задача: провести слона от одной обозначенной на доске  точки до другой, соблюдая правила хода коня  (принцип лабиринта)

«Загадочные линии»

На шахматной доске нарисованы  цветные  линии. Необходимо догадаться, какая фигура ходит по какой  линии.

«Нарисуй шахматную фигуру»







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей