СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Первый букварь».Знакомство со старинной азбукой. Создание азбуки.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Познакомиить с первой книгой-Букварь.

Просмотр содержимого документа
««Первый букварь».Знакомство со старинной азбукой. Создание азбуки.»

Тема: . Крупин «Первый букварь».Знакомство со старинной азбукой. Создание азбуки. (С.90-91)

Цели.определение границ предложений в сплошном тексте, соотношение между звуками и буквами,

двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я, а также Ь, роль букв, обозначающих гласные звуки в позиционном чтении слияний, правописание сочетаний жи / ши, ча / ща, чу / щу».[/b]


Оборудование: презентация

Ход урока


I. Организационный момент
II. Актуализация знаний учащихся

- Проверяется знание алфавита (2 – 3 человека).
- Страница 88 безошибочное чтение.
- Почему Кирилла и Мефодия называют первоучителями словенскими?
- Когда празднуется День славянской письменности и культуры?


III. Изучение материала уроков.
1. Целеполагание.

- Как называется учебник, по которому мы учимся читать?
- Кто знает, как назывался учебник, по которому учились читать ваши родители?
- Когда и кто написал первый русский букварь?
- Славянская азбука распространялась во многих славянских государствах.

Первый русский букварь был написан и напечатан в 1574 году Иваном Федоровым.
- По чтению: самостоятельно: Прочитать и проанализировать статью

Владимира Николаевича Крупина «Первый букварь».





- По письму: учитель: повторить написание Ь как показателя мягкости согласных и букв Е, Ё, Ю, Я как показателей наличия [й'] в слове.



2. Аналитический этап и тренировочные упражнения. Чтение и анализ статьи «Первый букварь».


- Вспоминайте, какое произведение называется статьёй, и чем она отличается от рассказа?

- Сколько было букв в кириллице? (44)
- А сколько букв в русской азбуке?

Сколько из них гласных? согласных?

Сколько букв, не обозначающих звуки?

На какие две группы можно разделить все гласные буквы? Какие буквы, и в каких случаях обозначают два звука?

На какие группы можно разделить согласные буквы?



- Первый печатный учебник русской грамоты состоял из двух частей.



Большая часть была посвящена изучению букв и слогов, меньшая содержала тексты, которые должны были читать ученики, уже знающие грамоту.

Знакомила эта книга и с цифрами!



- Послушайте, я прочту статью В. Н. Крупина.



-Посмотрите на иллюстрацию на странице 91.


Как называется этот старинный шрифт?
- Современный шрифт разработан лично царём Петром I.
- Какие ещё реформы были произведены Петром I?
- Кто является создателем первого букваря?

Почему Ивана Фёдорова называют первопечатником?
Слайд: памятник Ивану Фёдорову в Москве.


- До Ивана Фёдорова существовали только церковные книги, которые от руки переписывались монахами,


и грамоте люди учились по этим книгам, азбуки ещё не было.


Книгопечатная машина была изобретена и первая книга была напечатана в Германии Иоганном Гуттенбергом.


5. Чтение и анализ статьи «Первый букварь».
- Словарная работа:

Слайд:первопечатник, грамматика, отличается, предложение, составляли, запоминание, наименование, заканчивался.

- Чтение текста статьи по цепочке.


- Когда был напечатан первый букварь для русских людей?


Кого называют первопечатником? Что означает слово «первопечатник»?

А где сейчас печатают книги?

У кого дома есть компьютер?

Можно ли на нем напечатать книгу?

Как мы с вами называем буквы алфавита?

Как раньше их называли?

- Выборочное чтение: Как строятся все буквари и азбуки, в том числе и букварь Ивана Фёдорова?

Как назывались буквы в старину?

Как предлагалось заучивать алфавит в старину?

Как заканчивался букварь Ивана Фёдорова?
- Как вы думаете, каково было назначение букваря? (Букварь дает начало для самостоятельного чтения книг).
- Из года в год, из века в век учились читать по букварю русские люди. Но не все люди могли научиться читать, не все дети имели возможность учиться.

Вы живете в очень интересное время, когда без хорошего умения читать просто не обойтись.

-
IV. Итог урока.
- Какую статью мы сегодня изучали? Кто автор статьи? Кому она была посвящена? Почему Ивана Фёдорова называют первопечатником? Чем отличается его букварь от современных учебников обучения грамоте? Что сохранилось в этих учебниках со времён Ивана Фёдорова? Какой материал мы сегодня повторили по письму?
V. Рефлексия.
- Какова была учебная задача урока? Выполнена ли она?
VI. Д/З: Читать стр. 90–91 плавное чтение.