Тема: . Крупин «Первый букварь».Знакомство со старинной азбукой. Создание азбуки. (С.90-91)
Цели.определение границ предложений в сплошном тексте, соотношение между звуками и буквами,
двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я, а также Ь, роль букв, обозначающих гласные звуки в позиционном чтении слияний, правописание сочетаний жи / ши, ча / ща, чу / щу».[/b]
Оборудование: презентация
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний учащихся
- Проверяется знание алфавита (2 – 3 человека).
- Страница 88 безошибочное чтение.
- Почему Кирилла и Мефодия называют первоучителями словенскими?
- Когда празднуется День славянской письменности и культуры?
III. Изучение материала уроков.
1. Целеполагание.
- Как называется учебник, по которому мы учимся читать?
- Кто знает, как назывался учебник, по которому учились читать ваши родители?
- Когда и кто написал первый русский букварь?
- Славянская азбука распространялась во многих славянских государствах.
Первый русский букварь был написан и напечатан в 1574 году Иваном Федоровым.
- По чтению: самостоятельно: Прочитать и проанализировать статью
Владимира Николаевича Крупина «Первый букварь».
- По письму: учитель: повторить написание Ь как показателя мягкости согласных и букв Е, Ё, Ю, Я как показателей наличия [й'] в слове.
2. Аналитический этап и тренировочные упражнения. Чтение и анализ статьи «Первый букварь».
- Вспоминайте, какое произведение называется статьёй, и чем она отличается от рассказа?
- Сколько было букв в кириллице? (44)
- А сколько букв в русской азбуке?
Сколько из них гласных? согласных?
Сколько букв, не обозначающих звуки?
На какие две группы можно разделить все гласные буквы? Какие буквы, и в каких случаях обозначают два звука?
На какие группы можно разделить согласные буквы?
- Первый печатный учебник русской грамоты состоял из двух частей.
Большая часть была посвящена изучению букв и слогов, меньшая содержала тексты, которые должны были читать ученики, уже знающие грамоту.
Знакомила эта книга и с цифрами!
- Послушайте, я прочту статью В. Н. Крупина.
-Посмотрите на иллюстрацию на странице 91.
Как называется этот старинный шрифт?
- Современный шрифт разработан лично царём Петром I.
- Какие ещё реформы были произведены Петром I?
- Кто является создателем первого букваря?
Почему Ивана Фёдорова называют первопечатником?
Слайд: памятник Ивану Фёдорову в Москве.
- До Ивана Фёдорова существовали только церковные книги, которые от руки переписывались монахами,
и грамоте люди учились по этим книгам, азбуки ещё не было.
Книгопечатная машина была изобретена и первая книга была напечатана в Германии Иоганном Гуттенбергом.
5. Чтение и анализ статьи «Первый букварь».
- Словарная работа:
Слайд:первопечатник, грамматика, отличается, предложение, составляли, запоминание, наименование, заканчивался.
- Чтение текста статьи по цепочке.
- Когда был напечатан первый букварь для русских людей?
Кого называют первопечатником? Что означает слово «первопечатник»?
А где сейчас печатают книги?
У кого дома есть компьютер?
Можно ли на нем напечатать книгу?
Как мы с вами называем буквы алфавита?
Как раньше их называли?
- Выборочное чтение: Как строятся все буквари и азбуки, в том числе и букварь Ивана Фёдорова?
Как назывались буквы в старину?
Как предлагалось заучивать алфавит в старину?
Как заканчивался букварь Ивана Фёдорова?
- Как вы думаете, каково было назначение букваря? (Букварь дает начало для самостоятельного чтения книг).
- Из года в год, из века в век учились читать по букварю русские люди. Но не все люди могли научиться читать, не все дети имели возможность учиться.
Вы живете в очень интересное время, когда без хорошего умения читать просто не обойтись.
-
IV. Итог урока.
- Какую статью мы сегодня изучали? Кто автор статьи? Кому она была посвящена? Почему Ивана Фёдорова называют первопечатником? Чем отличается его букварь от современных учебников обучения грамоте? Что сохранилось в этих учебниках со времён Ивана Фёдорова? Какой материал мы сегодня повторили по письму?
V. Рефлексия.
- Какова была учебная задача урока? Выполнена ли она?
VI. Д/З: Читать стр. 90–91 плавное чтение.