СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Педагог, как субъект творческой деятельности в процессе формирования образовательной среды

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Творчество есть цельное, органическое свойство человеческой природы. Оно есть необходимая принадлежность человеческого духа. Оно так же законно в человеке, как две руки, как две ноги, как желудок. Оно неотделимо от человека и составляет с ним одно целое» (Ф. Достоевский).

Просмотр содержимого документа
«Педагог, как субъект творческой деятельности в процессе формирования образовательной среды»

Сервуля Татьяна Владимировна,

педагог дополнительного образования

МБУ ДО «ДТТЮ «Дружба»

Педагог, как субъект творческой деятельности в процессе формирования образовательной среды

«Творящий бедности не знает.

Далекий от мирских щедрот,

Добычею богатств не занят,

Он из души их достает…»

Болеславский Лев Ионович

(педагог, поет, журналист)


Всякий работник, будь то писатель, художник, композитор, ученый, деятель науки и культуры, не может создавать, оторвавшись от общественной работы, от жизни.

Без впечатлений, восторгов, вдохновенья, без жизненного опыта – нет творчества (Д. Шостакович).

«Творчество есть цельное, органическое свойство человеческой природы. Оно есть необходимая принадлежность человеческого духа. Оно так же законно в человеке, как две руки, как две ноги, как желудок. Оно неотделимо от человека и составляет с ним одно целое» (Ф. Достоевский).

Академик В.А. Энгельгард писал, что творчество в своем первоисточнике есть результат врожденной, физиологической потребности, «…результат инстинкта, ощущаемого также, как потребность птицы петь или стремление рыбы подниматься против течения бурной горной реки…».

Педагогика – одна из интереснейших социальных дисциплин, которая имеет дело с самыми широкими социальными процессами. И за всем этим космосом чувств, диалогов – реальные люди, реальные дети, реальные педагоги.

Как и всякая другая профессия, педагогическая оказывает влияние на весь образ жизни педагога своим режимом, условиями труда, характером и дидактической формой общения.

Без специальной подготовки, знаний, обобщенного социального опыта, накопленного предшествующими поколениями, педагогическое творчество, кроме как на уровне проб и ошибок, невозможно. Только эрудированный и имеющий специальную подготовку педагог способен найти новые оригинальные пути и способы их решения.

Опыт убеждает, что творчество приходит только тогда и только к тем, для кого характерно ценностное отношение к собственному труду, кто стремится к повышению профессиональной квалификации, изучению опыта систематического пополнения знаний.

Педагогическое творчество, педагогический опыт и умения впечатляют только в том случае, если сам специалист относится к своей деятельности соответствующим образом – с заинтересованностью, ответственностью, вдохновением и энтузиазмом, увлеченностью.

Педагогическая увлеченность– одна из важнейших предпосылок педагогического творчества, следовательно, педагогическая деятельность – процесс постоянного творчества. Но в отличие от творчества в других сферах (наука, техника, искусство) творчество педагога не имеет своей целью создание социально ценного нового, оригинального, поскольку его продуктом всегда остается развитие и формирование личности.

Творческий потенциал любого человека, в том числе и педагога, характеризуется рядом особенностей, которые называют признаками творческой личности. При этом авторы приводят разные перечни таких признаков. Они выделяют следующие способность личности:

  • замечать и формулировать альтернативы;

  • подвергать сомнению на первый взгляд,очевидное;

  • избегать поверхностных формулировок;

  • умение вникнуть в проблему и в то же время оторваться от реальности, увидеть перспективу;

  • способность отказаться от ориентации на авторитеты;

  • умение увидеть знакомый объект с совершенно новой стороны, в новом контексте;

  • готовность отказаться от теоретических суждений, деления на черное и белое, отойти от привычного жизненного равновесия и устойчивости ради неопределенности и поиска.

Сущность педагогического творчества чаще всего видят в сочетании умения действовать самостоятельно и при этом адекватно в неповторимых учебных ситуациях.

Специфику педагогического творчества видят в том, что оно всегда имеет целенаправленный характер: способствует взаимообогащению, творческому сотрудничеству обучающего и обучаемого. При этом педагогическое самосознание – ключ к решению многих задач, связанных с наличием у педагога потребности в постоянном самосовершенствовании.

Уровни педагогического творчества имеют место быть, и принято выделять пять основных:

  • Первый – наличие творческой задачи, интересующей самого педагога.

  • Второй – социальная значимость, влияющая на развитие личности.

  • Третий – наличие социальных и материальных предпосылок (условий), необходимых для творчества.

  • Четвёртый – новизна и оригинальность процесса, или же ожидаемого результата.

  • Пятый – наличие субъективных предпосылок для осуществления творчества. Имеются в виду умения педагога, его знания, мотивация.

Рассмотрим область проявления педагогического творчества, которая определяется структурой педагогической деятельности и охватывает все ее стороны: конструктивную, организаторскую, коммуникативную и гностическую.Но для осуществления творчества в педагогической


деятельности необходим ряд определенных условий,по мнению Н.В. Кузьминойи В.А. Кан-Калика:

  • временная спрессованность творчества, когда между задачами и способами их разрешения нет больших промежутков времени;

  • сопряженность творчества педагога с творчеством учащихся и других педагогов;

  • отсроченность результата и необходимость его прогнозирования;

  • атмосфера публичного выступления;

  • необходимость постоянного соотнесения стандартных педагогических приемов и нетипичных ситуаций.

Представляет интерес типология творческой личности, предложенная В.И. Андреевым, которая может быть распространена и на педагогов.

Теоретик-логик– это тип творческой личности, для которого характерна способность к логическим широким обобщениям, к классификации и систематике информации, к генерированию новых, оригинальных идей, люди такого типа – это крупные изобретатели. Они не боятся противопоставить свои идеи общепринятым, обладают исключительной фантазией и воображением.

Практик (экспериментатор) всегда стремится свои новые оригинальные гипотезы проверить экспериментально. Люди этого типа любят и умеют работать с аппаратурой, у них всегда большой интерес и способности к практическим делам.

Организатор как тип творческой личности обладает высоким уровнем развития способностей к организации других, коллектива для разработки и выполнения новых идей. Под руководством таких людей создаются оригинальные творческие коллективы. Людей этою типа отличает высокая энергия, коммуникабельность, способность подчинять своей воле других и направляя их на решение больших творческих задач.

Инициатор характеризуется инициативностью, энергичностью на начальных стадиях решения новых задач. Но, как правило, они быстро остывают или переключаются на решение других творческих задач.

Профессиональная педагогическая деятельность является процессом постоянного творчества. Но тут есть своя специфика. Творчество преподавателя не имеет цели создать что-то оригинальное, принципиально новое, масштабно ценное. Оно направлено на кое-что более важное и серьёзное – на развитие и формирование личности.

Наличие творческого потенциала педагога связано со следующими основными параметрами: 

- образованностью, интеллектуальной и эмоциональной развитостью;

- высоким уровнем профессиональной грамотности; 

-способностью продуктивно анализировать, генерировать новые представления, идеи;

-умением проектировать и моделировать их в практической деятельности; 

-открытостью ко всему новому, что базируется на толерантности личности, гибкости и панорамности (многогранности) мышления.

Не могу не отметить педагогов отдела декоративно-прикладного искусства, так как речь идет именно о творчестве в этой области. В отделе 60% опытных, активных, творческих, креативных педагогов, это: Карасова Ф.М. Сеитова Э-Х.Б., Новотельнова Т.П., Добровольская С.М., Иошина О.В., Крылова Л.Н. Все имеют высшую и первую категорию, высшее и специальное образование, от 10 до 20 лет педагогического стажа именно в нашей образовательной организации. Практически все они участвовали в конкурсе педагогического национального образовательного проекта (ПНПО) на получение гранта главы города и все стали победителями. Их знают в городе и далеко за его приделами, так ка они являются активными участниками различных конкурсов, фестивалей, выставок, мастер-классов различного уровня. Мы гордимся их достижениями и восхищаемся талантами.

Суммировав вышеизложенное, можно сделать вывод о том, что творчество педагога представляется как высшая форма активной профессиональной деятельности по преобразованию педагогической действительности, в центре которой стоит воспитанник, обучающийся, ученик.

Именно творчество – это то, что спасает педагога от эмоционального сгорания. Каждый из вас переживал состояние вдохновенного увлечения. Это положительные эмоции! Чтобы не допустить попадания в состояние эмоционального напряжения, нужно добавить в свою жизнь элементы творчества, т.е. разрешите себе быть: открытым всему новому и неожиданному, гибким, смелым (комбинируйте и соединяйте несоединимое), рискованным (не бойтесь шагнуть за навязанные стереотипы). И поверьте, счастье творческого переживания, а с ним оптимизм, легкость и радость жизни вам обеспечены.

Нельзя создавать новое ни в одной сфере жизни, не обладая творческими способностями. Главное, что их можно развивать, прежде всего, в себе. Чтобы быть эффективным педагогом и сохранить при этом профессиональное здоровье необходимо видеть, находить и создавать новое в профессии. Нужно: «Трудное сделать привычным, привычное – легким, легкое – красивым» (Сергей Гиппиус, режиссер).



Источники:

  1. Асмолов, А.Г. Дополнительное образование как зона ближайшего развития образования в России: от традиционной педагогики к логике развития / А.Г. Асмолов // Внешкольник: Ежемесячный научно-методический журнал: - №9. - 1997. - 37- 43с.

  2. Батаршев А.В. Современные теории личности. - М.: Творческий Центр, 2003.-96 с.



3



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!