Педагогическая мастерская«Прошедшее время глагола»(Русский язык. 4 класс)
Цель: создание условий для личностного саморазвития учащихся.
Задачи:
- научить учеников самостоятельному «строительству» знаний об образовании глаголов прошедшего времени, систематизировать имеющиеся знания учащихся о глаголе;
- способствовать проявлению познавательной активности учеников;
- воспитывать культуру речи, чувство коллективизма, взаимовыручки.
Технология: педагогическая мастерская.
Форма работы: групповая.
Оборудование: листы бумаги для каждого ученика, листы с заданиями для команд (12 шт.), плакат «Ёлка», листочки бумаги (по количеству учеников) с приклеенным двусторонним скотчем, фломастеры, ручки.
Ход урока
Индуктор. Под музыку (вступление к песне «Музыка и дети» Ю. Чичкова и М. Пляцковского) на экране появляется слайд №1 со стихотворением:
Что без меня предметы?
Лишь названья.
А я приду –
Всё в действие придёт.
Летит ракета.
Люди строят здания.
Цветут сады.
И хлеб в полях растёт.
Учитель: О ком это стихотворение? ( о глаголе)
Инсценировка стихотворения В. Воскобойникова «Я учу глаголы».
Я пришел из школы,
Я учу глаголы…
Мне их выучить - пустяк!
У меня свой метод!
Применяется он так,
Новый метод этот:
«Кричать» - кричу,
«Вертеть» - верчу,
«Двигать» - двигаю,
«Прыгать» - прыгаю.
Я и прыгал! Я и двигал!
Я и топал! Я и пел!
Пел, пока у нас в прихожей
Вдруг звонок не зазвенел!
Открываю: наш сосед…
(Он живёт над нами)
Не причёсан, не одет –
В тапках и в пижаме.
Он кричит:
-Прошу прощенья!
Это что - землетрясенье?
Или, может быть, слоны
Надо мной поселены?!
- Уважаемый сосед,
Никого в квартире нет.
Я пришел из школы,
Я учу глаголы…
Учитель: Какие глаголы учил мальчик?
Дети: пришел, прыгал, двигал, топал, пел.
Учитель: Мы уже несколько уроков изучаем глаголы. Многое уже знаем, но не всё.
Самоконструкция. (индивидуально)
На листочках напишите все, что знаете о глаголе.
Социоконструкция. (в группах).
В группах проходит обсуждение ранее написанного индивидуально, выполняет задание №1 и №2 (на больших листах).
Задание №1.
Прочитать, подчеркнуть красным фломастером глаголы прошедшего времени:
Группа 1: выиграть, защищали, оставляла, отнимаешь, отвечал.
Группа 2: везти, закрывали, забываем, загорал, читала.
Группа 3: наполняли, стоять, выучила, всходило, прыгаю.
Группа 4: рисовать, смеялась, чертишь, мечтал, думали.
Задание №2.
Образуйте от основы глаголы прошедшего времени.
Группа 1 | Группа 2 | Группа 3 | Группа 4 |
Клеи- | Обиде- | Выздорове- | Хвата- |
Плы- | Спори- | Строи- | Сея- |
Поздрави- | Отдохну- | Зависе- | Лая- |
Дыша- | Езди- | Помога- | Терпе- |
Социализация.
Представители каждой команды выходят к доске и рассказывают о том, что у них получилось, делают выводы о том, как образуются глаголы прошедшего времени (основа глагола + суффикс Л)
Вывод на слайде.
Разрыв. (в группах)
В группах дети выполняют задание: допишите окончания глаголов:
Группа 1 | Группа 2 | Группа 3 | Группа 4 |
Солнце светил- | Маяк светил- | Свеча светил- | Лампы светил- |
Облако плыл- | Корабль плыл- | Лодка плыл- | Плоты плыл- |
Дерево цвел- | Кактус цвел- | Липа цвел- | Деревья цвел- |
Озеро блестел- | Снег блестел- | Ёлка блестел- | Звёзды блестел- |
Афиширование.
Дети представляют классу результаты своей работы, делают вывод, что глаголы прошедшего времени изменяются по числам (группа 4), а в единственном числе и по родам: мужского рода (группа 2), женского рода (группа 3) и среднего рода (группа 1).
Вывод на слайде.
Дополнительное задание. (по группам)
Образуйте от глаголов в начальной форме все формы глаголов прошедшего времени:
Группа 1 | Группа 2 | Группа 3 | Группа 4 |
Украшать- | Танцевать- | Поздравлять- | Петь- |
Рефлексия.
-Что нового мы сегодня узнали о глаголах прошедшего времени?
На маленьких листочках каждый из вас напишет по 1 глаголу прошедшего времени и прикрепит на нашу новогоднюю ёлку. (На доске плакат «Ёлка», дети прикрепляют свои листочки с придуманными глаголами на ёлку)