СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Педагогическое наследие преподобного Сергия Радонежского: интеграция урочной и внеурочной деятельности средствами искусства. Работа с картиной

Категория: ОРК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Автор. 262-820-656, Катаева Ольга Юрьевна, учитель начальных классов, МКОУ ГО Заречный «СОШ № 7» Свердловской области

Раздел статьи. Общепедагогические технологии.

Тема. Педагогическое наследие преподобного Сергия Радонежского: интеграция урочной и внеурочной деятельности средствами искусства. Работа с картиной.

 

1. «Еще одним фактором, оказывающим мощное воздействие на психоэмоциональную сферу человека, является искусство, и прежде всего основные его виды - музыка, живопись, литература. Общение человека с искусством - это одно из основных условий обогащения его духовной культуры, его гармонического, всестороннего развития» [3], поэтому эпиграфом статьи стали слова Преподобного Иоанна Дамаскина: «Подобно тому как через слова, которые мы слышим ушами, мы также понимаем и духовное, так и через телесное созерцание приходим к созерцанию духовному».

 

2. В вводной части статьи раскрывается необходимость сохранять традиции классического образования и переосмысливать их в соответствии с  современными требованиями, приводятся тезисы докладов IX съезда православных законоучителей Екатеринбургской митрополии.

 

3. В первой части статьи описывается содержание педагогического наследия преподобного Сергия Радонежского, которое выражается в следующих идеях: преемственности, непрерывности обучения и воспитания, целостности, комплексности развития всех «сущностных сил» человека, гармонии между духовным миром человека и окружающей его средой, воспитания в коллективе, гражданско-патриотического воспитания.

 

4. Далее рассматривается актуальность педагогических идей: «Соотнося идеи преподобного Сергия Радонежского с задачами современного воспитания, мы утверждаем мысль о том, что наследие русского подвижника имеет вневременное значение, поскольку выражает в себе концепцию праведного, духовно здорового бытия, являющуюся нравственным ориентиром для тех, кто идет по пути совершенствования, стремясь к постижению идеалов добра, любви, жертвенности – всего, что составляет основу духовной культуры человечества».

 

5. В третьей части статьи говорится о том, что благоприятные условия для решения задач преемственности  создаёт интеграция урочной и внеурочной деятельности. Средством такой интеграции является работа с картиной. При работе с картиной создаются условия для формирования предметных и метапредметных результатов.

 

6. Далее приводится опыт работы по программе «Образ и мысль», раскрывается цель этой программы: «Цель программы «Образ и мысль» – создание условий для развития личности ребенка в процессе формирования индивидуально-личностных смыслов произведений изобразительного искусства. Предметом курса учебных занятий по программе «Образ и мысль» является не искусство само по себе, а личность ребенка, развивающаяся в процессе общения с искусством. В фокусе внимания программы – глубинные личностные изменения, которые происходят в детях под воздействием общения с искусством».

 

7. В следующем разделе статьи даются примеры из Жития преподобного Сергия, которые показывают значение исскуства в жизни человека: «Преподобный Сергий полагал, что искусство, в котором человек прославляет высшие ценности и добродетели, обладает великой поучительной силой: оно дает  людям зримые ориентиры, к которым необходимо стремиться, пробуждает в их душах высокие помыслы, способствует искоренению пагубных страстей».

 

8. Далее автором статьи приводится фрагмент урока, который раскрывает некоторые приёмы работы с изображением.

 

9. В заключении делается вывод о том, что «интегрируя внеурочную и урочную деятельность, мы решаем задачи преемственности, непрерывности, целостности воспитания и обучения. Внеурочная деятельность помогает разнообразить уроки, именно она несёт идеи соборного единения, гармонизирует духовное состояние человека с окружающим миром».

 

10. В статье приведён список литературы:

  1. Ванюшкина Л.М. и др. «Образ и мысль»: учебная программа для начальных классов общеобразовательных учреждений. Министерство общего и профессионального образования Свердловской области. Институт развития регионального образования Свердловской области
  2. Данилюк А.Я., А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Москва, «Просвещение», 2009
  3. Карунин Е.А. Педагогическое наследие Сергия Радонежского: Диссертация кандидата педагогических наук. М., 2000
  4. Янушкявичене О. Л. Возрастная педагогика и психология Учебное пособие. Электронный ресурс // http://do.gendocs.ru/docs/index-274194.html?page=3#6692925
  5. Сборник докладов IX съезда православных законоучителей Екатеринбургской митрополии, 2013
  6. Энциклопедия изречений. Электронный ресурс //

http://azbyka.ru/tserkov/duhovnaya_zhizn/osnovy/pravoslavnaya_entsiklopediya_071-all.shtml#1

 

 

 

 

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!