Автор. 262-820-656, Катаева Ольга Юрьевна, учитель начальных классов, МКОУ ГО Заречный «СОШ № 7» Свердловской области
Раздел статьи. Общепедагогические технологии.
Тема. Педагогическое наследие преподобного Сергия Радонежского: интеграция урочной и внеурочной деятельности средствами искусства. Работа с картиной.
1. «Еще одним фактором, оказывающим мощное воздействие на психоэмоциональную сферу человека, является искусство, и прежде всего основные его виды - музыка, живопись, литература. Общение человека с искусством - это одно из основных условий обогащения его духовной культуры, его гармонического, всестороннего развития» [3], поэтому эпиграфом статьи стали слова Преподобного Иоанна Дамаскина: «Подобно тому как через слова, которые мы слышим ушами, мы также понимаем и духовное, так и через телесное созерцание приходим к созерцанию духовному».
2. В вводной части статьи раскрывается необходимость сохранять традиции классического образования и переосмысливать их в соответствии с современными требованиями, приводятся тезисы докладов IX съезда православных законоучителей Екатеринбургской митрополии.
3. В первой части статьи описывается содержание педагогического наследия преподобного Сергия Радонежского, которое выражается в следующих идеях: преемственности, непрерывности обучения и воспитания, целостности, комплексности развития всех «сущностных сил» человека, гармонии между духовным миром человека и окружающей его средой, воспитания в коллективе, гражданско-патриотического воспитания.
4. Далее рассматривается актуальность педагогических идей: «Соотнося идеи преподобного Сергия Радонежского с задачами современного воспитания, мы утверждаем мысль о том, что наследие русского подвижника имеет вневременное значение, поскольку выражает в себе концепцию праведного, духовно здорового бытия, являющуюся нравственным ориентиром для тех, кто идет по пути совершенствования, стремясь к постижению идеалов добра, любви, жертвенности – всего, что составляет основу духовной культуры человечества».
5. В третьей части статьи говорится о том, что благоприятные условия для решения задач преемственности создаёт интеграция урочной и внеурочной деятельности. Средством такой интеграции является работа с картиной. При работе с картиной создаются условия для формирования предметных и метапредметных результатов.
6. Далее приводится опыт работы по программе «Образ и мысль», раскрывается цель этой программы: «Цель программы «Образ и мысль» – создание условий для развития личности ребенка в процессе формирования индивидуально-личностных смыслов произведений изобразительного искусства. Предметом курса учебных занятий по программе «Образ и мысль» является не искусство само по себе, а личность ребенка, развивающаяся в процессе общения с искусством. В фокусе внимания программы – глубинные личностные изменения, которые происходят в детях под воздействием общения с искусством».
7. В следующем разделе статьи даются примеры из Жития преподобного Сергия, которые показывают значение исскуства в жизни человека: «Преподобный Сергий полагал, что искусство, в котором человек прославляет высшие ценности и добродетели, обладает великой поучительной силой: оно дает людям зримые ориентиры, к которым необходимо стремиться, пробуждает в их душах высокие помыслы, способствует искоренению пагубных страстей».
8. Далее автором статьи приводится фрагмент урока, который раскрывает некоторые приёмы работы с изображением.
9. В заключении делается вывод о том, что «интегрируя внеурочную и урочную деятельность, мы решаем задачи преемственности, непрерывности, целостности воспитания и обучения. Внеурочная деятельность помогает разнообразить уроки, именно она несёт идеи соборного единения, гармонизирует духовное состояние человека с окружающим миром».
10. В статье приведён список литературы:
Ванюшкина Л.М. и др. «Образ и мысль»: учебная программа для начальных классов общеобразовательных учреждений. Министерство общего и профессионального образования Свердловской области. Институт развития регионального образования Свердловской области
Данилюк А.Я., А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Москва, «Просвещение», 2009
Карунин Е.А. Педагогическое наследие Сергия Радонежского: Диссертация кандидата педагогических наук. М., 2000