СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Первая помощь при обмороках и кровотечениях. Лимфатическая. Практическая работа №4 «Подсчет в количества ударов пульса в покое и при физической нагрузке

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Системы органов жизнеобеспечения обеспечивают главное свойство - обмен веществ и превращение энергии.

Просмотр содержимого документа
«Первая помощь при обмороках и кровотечениях. Лимфатическая. Практическая работа №4 «Подсчет в количества ударов пульса в покое и при физической нагрузке»

Тема урока. Первая помощь при обмороках и кровотечениях. Лимфатическая. Практическая работа №4 «Подсчет в количества ударов пульса в покое и при физической нагрузке».

Цель: раскрыть причины потери сознания и носовых кровотечений, познакомить с признаками внутренних и наружных кровотечений, сформировать умения оказывать первую помощь при обмороках, кровотечениях разного вида, воспитывать бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих.

Термины: обморок, кровотечения, внутреннее, наружное, артериальное, венозное, капиллярное, носовое.

Оборудование: мультимедийная доска, проектор, презентация, учебник, таблица «Первая помощь при кровотечениях», бинты, вата, стерильные марлевые салфетки, жгуты, раствор йода.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока.

1*30мин

I.Организационный момент.

II.Актуализация опорных знаний.

Биологический диктант.

1.Артериями называют сосуды, несущие кровь…(от сердца).

2.Венами называют сосуды, несущие кровь…(к сердцу).

3.Определите местоположение полулунных клапанов…(в легочной артерии и аорте).

4.Назовите виды кровеносных сосудов…(артерии, вены, капилляры).

5.Назовите артерии, снабжающие кровью сердечную мышцу…(коронарные).

6.От какой камеры сердца отходит аорта…(левого желудочка).

7.Ритмичное сокращение стенок артерий с каждой систолой левого желудочка называется…(пульсом).

8.Какой вид мышечной ткани образует сердечную мышцу…(поперечно-полосатая-миокард).

9.Что такое сердечный цикл?..(последовательность событий, происходящих за время одного сокращения сердца).

10.Определите место положения двухстворчатого клапана…(между левам предсердием и желудочком).

Мотивация учебной деятельности.

Человек рождается со способностью откликаться на чужую боль. Думаю, что это чувство врожденное, данное нам вместе с инстинктом, с душой. Но если это чувство не востребовано, не упражняется, оно ослабевает и атрофируется.

Дело в том, что при несчастных случаях рядом с пострадавшим, как правило, оказываются люди, не имеющие медицинского образования, и от того, как они поведут себя, будет зависеть здоровье и жизнь человека.

Помочь пострадавшему сможет только тот, кто умеет. Для того, чтобы уметь, необходимо знать и тренироваться. Сегодня мы будем учиться оказывать первую доврачебную помощь при кровотечениях. Кровотечения обусловлены рядом причин: это может быть повреждение сосуда вследствие травмы или разрушение его стенки при болезнях; увеличение проницаемости стенки сосудов и нарушение свертываемости крови при ряде заболеваний. Если кровь начинает вытекать из сосуда, то вместе с ней, как говорят, вытекает жизнь. При потере 1/3 объема крови человек может получить смертельные осложнения.

Ребята, как вы считаете какую тему мы сегодня будем изучать? Какая же цель урока и задачи? (заслушиваются варианты ответов).

III.Изучение нового материала.

1.Предобморочное состояние, обморок. Первая помощь.

Рассказ учителя с элементами беседы + работа учащихся с учебником стр. 68

Обморок-кратковременная внезапная потеря сознания, которая может произойти по разным причинам. При первых признаках предобморочного состояния (резкая слабость, подташнивание, головокружение, звон в ушах, потемнение в глазах) нужно прилечь. Причины: испуг, длительное пребывание в душном помещении, волнения, болевые ощущения разного происхождения. Иногда обмороки могут быть связаны с серьезными заболеваниями (анемия, дыхательная недостаточность). У детей и подростков бывают голодные обмороки. Первая помощь:

-уложить пострадавшего на ровную поверхность, так чтобы голова была ниже туловища, а ноги-выше, это обеспечит приток крови к голове;

- обеспечить доступ свежего воздуха;

-расстегнуть стесняющую одежду;

-дать понюхать нашатырного спирта или побрызгать на лицо прохладной водой;

-прощупать пульс, если он слабый, человек не приходит в себя, то нужно вызвать скорую помощь.

Вывод. Обмороком медики называют состояние, при котором временно теряется сознание. Возникает это вследствие внезапной недостаточности сосудистой системы головного мозга. Другими словами, при чрезмерном сужении сосудов нормального количества крови к головному мозгу не поступает, поэтому у человека случается обморок.

2*30 мин

2.Виды кровотечений.

Рассказ учителя, презентация с заполнением таблицы, работа с учебником стр. 68-69

Первая помощь при кровотечениях.


Вид кровотечения

Характеристика кровотечения

Меры первой помощи




Кровотечения – излитие крови из кровеносных сосудов при нарушении целости их стенки.

Кровотечения бывают наружными и внутренними и носовыми. В зависимости от вида поврежденных сосудов они могут быть артериальными, венозными и капиллярными.

а. Артериальное кровотечение наиболее опасно. При этом ярко-красная кровь изливается пульсирующей струей в такт с сокращениями сердечной мышцы. Скорость кровотечения при ранении крупного артериального сосуда (сонной, плечевой, бедренной артерии, аорты) такова, что буквально в течение считанных минут может произойти потеря крови, угрожающая жизни.

Чтобы остановить кровотечение из крупной артерии, следует наложить кровоостанавливающий жгут. Если его нет, то можно использовать ремень, резиновую трубку, из плотной ткани сделать скрутку. Жгут накладывают выше места кровотечения. Чтобы он не защемил кожу, под него подкладывают какую-либо материю. Затягивают жгут до тех пор, пока кровотечение не остановится. Однако нельзя туго затягивать жгут, так как можно повредить мышцу, пережать нервы, а это грозит параличом конечности и даже омертвлением. Жгут следует накладывать не дольше чем на полтора-два часа. При более длительном сроке есть опасность омертвления тканей. Поэтому необходимо под жгут подложить либо к одежде прикрепить записку с указанием времени наложения жгута. После этого необходимо пострадавшего как можно быстрее доставить в больницу.

б. Венозное кровотечение менее интенсивно, чем артериальное. Из поврежденных вен вытекает непрерывной, равномерной струей темная, вишневого цвета кровь. Остановка венозного кровотечения осуществляется при помощи давящей повязки.

в. Капиллярное кровотечение возникает в следствие повреждения капилляров при обширных ссадинах и поверхностных ранах. Кровь вытекает медленно, по каплям, и если свертываемость нормальная, то кровотечение прекращается самостоятельно. Это кровотечение легко остановить при помощи обычной стерильной повязки.

г. Внутреннее кровотечение очень опасно, так как кровь выливается в замкнутые полости (полость черепа, брюшную, плевральную). Заподозрить внутреннее кровотечение можно по внешнему виду больного: он бледнеет, на коже выступает липкий холодный пот, частое дыхание, нитевидный пульс. При таких симптомах следует немедленно вызвать «Скорую помощь», а до ее приезда больному нужно придать полусидячее положение и к предполагаемой области кровотечения приложить пузырь со льдом.

д. Носовые кровотечения у детей и подростков могут быть связаны с гиповитаминозами (недостаток витаминов С, Р, К) в период дефицита витаминов. Также это может быть в результате длительного пребывания на солнце, эмоционального возбуждения и других причин, которые обусловлены повышением артериального давления. Иногда кровотечения связаны с поверхностным расположением вен и артерий в слизистой оболочке носовой перегородки. Устранение кровотечения: слегка запрокинуть голову и прижать крыло носа к носовой перегородке. Если этой меры недостаточно, то в носовые ходы вводят ватные тампоны, смоченные раствором перекиси водорода.

Вывод. Опасность кровотечений заключается в том, что оно может привести к значительной кровопотере. Тяжесть кровопотере определяется скоростью излития крови и продолжительностью кровотечения, поэтому всякое кровотечение должно быть быстро остановленно. Включение защитных сил организма способствует тому, что кровотечение из мелких сосудов часто останавливается самостоятельно. Кровотечения из крупных кровеносных сосудов, особенно артериальных, может привести к смертельной кровопотере через несколько минут. Особенно опасна кровопотеря у детей и стариков. Женщины переносят кровопотерю лучше мужчин. У людей, страдающих некоторыми заболеваниями, сопровождающимися пониженной свертываемостью крови (гемофилия, лучевая болезнь), любое, даже не обильное кровотечение может стать опасным для жизни из-за его длительности.

Физкультминутка.

3. Лимфатическая система.

Как мы уже говорили в самом начале изучения темы «Внутренняя среда организма», у многоклеточных организмов возникла необходимость переноса веществ из одной части тела в другую. Примитивные многоклеточные животные (губки, кишечнополостные) обходились без проводящих систем. В их организмах клетки, отвечающие за питание, располагаются рядом с клетками, потребляющими питательные вещества. В этом случае нужные вещества переносятся через мембраны соседних клеток.

У более сложно устроенных животных расстояние между ними увеличилось так, что без специальной сети жизнь организма стала невозможной.

Транспортная система, состоящая в основном из сосудов, наполненных кровью, впервые возникла у кольчатых червей, а своего наивысшего развития получила у птиц и млекопитающих.

* Какие типы кровеносных систем возникали в процессе эволюции?

- незамкнутая  и замкнутая системы

* В чем принципиальная разница между незамкнутой и замкнутой кровеносными системами?

- …

* Вспомните, какие эволюционные преобразования произошли в кровеносной системе позвоночных животных?

- Появление малого (легочного) круга кровообращения связано с выходом позвоночных на сушу,  у пресмыкающихся, птиц и млекопитающих преобразования сердца и магистральных сосудов связано с разделением крови на венозную и артериальную.

Итак, что же относится к транспортным системам нашего организма?

ТРАНСПОРТНЫЕ СИСТЕМЫ

КРОВЕНОСНАЯ СИСТЕМА                                                                     ЛИМФАТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА

-сердце                                                                                                            - лимфатические сосуды

- кровеносные сосуды                                                                                   - лимфатические капилляры

   *артерии                                                                                                      - лимфатические узлы

   * вены

* капилляры

Эти две системы тесно связаны друг с другом. К тканям жидкость поступает только по артериям и венам в составе крови, а оттекает от тканей двумя путями: по венам в составе крови и по лимфатическим сосудам в составе лимфы. Недалеко от сердца потоки крови и лимфы вновь сливаются.

 ЛИМФАТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА: рассмотрите рис. 4.12. на стр.70 и найдите лимфатические узлы, лимфатические сосуды и протоки.

Лимфатическая система - это система вывода ЯДОВ из организма, особенно бактериальных и грибково-паразитарных ядов простейших! 
Практически от этой системы зависит ИММУНИТЕТ человека, а иммунитет - это ЖИЗНЬ!
Лимфатическая система идет вся "снизу-вверх", и никогда в обратном порядке! Т.е. с кончиков пальцев - и до грудного лимфатического протока. Лимфатические протоки имеют клапаны - очень важное приспособление: когда лимфа поднимается - клапан ее пропускает, но тут же захлопывается (не дает возможности ОБРАТНОГО хода лимфе!).  Из каждой ткани отходят лимфатические сосуды, которые начинаются прямо в ткани, они фильтруют через себя огромные потоки лишней жидкости. 
Тут в лимфе живут бактерии, тут живут и грибки, связанные между собою цепями, и тут живут паразиты - описторхи, лямблии - прямо в ткани! И сюда же постоянно все вымывается водой из сосудов - и уходит в лимфу.
Лимфоузел = Таможня ПЕРВОГО маленького масштаба, он в первую очередь отвечает, если есть воспаление или рак.
Здесь ферментная база лимфоцитов-макрофагов, они здесь живут. Лимфоузел - это помещение, в котором живут живые макрофаги, лимфоциты-Т, лимфоциты-В. Они, фильтруя эту жидкость, уничтожают бактерии, вирусы, грибки, паразиты и простейших.
    У человека нет отдельного сердца для лимфосистемы, но как создается движущийся поток лимфы? Лимфатический сосуд расположен в глубине мышечных волокон. При сокращении мышц - лимфа проталкивается, а обратно ее не пропускают клапаны в лимфо-сосудах. Но если мышца вокруг сосуда не работает - откуда взяться движению лимфы?! 
Чувствуете, что устали - значит, застоялась лимфа! Если приходится долго сидеть  - попейте воды, подвигайтесь, сделайте скрытую гимнастику.
Вывод. Лимфосистему нельзя греть! На лимфосистему нельзя никаких компрессов, во время массажа лимфоузлы обходите стороной: там живут лейкоциты, и если вы их прижмете, пройдете против хода потока - вы их просто уничтожите, разрушите.
В голове нет лимфатических сосудов - там есть лимфатические озера, откуда лимфа просто стекает вниз. 
3*30 мин Повторение.

КРОВЕНОСНАЯ СИСТЕМА:

Сердце — насос, который перекачивает кровь по сосудам.

* Какие же сосуды выделяют?

 СОСУДЫ

АРТЕРИИ                                           ВЕНЫ                                                 КАПИЛЛЯРЫ

сосуды, которые несут                       сосуды, которые несут кровь           сосуды, в которых происходит

кровь от сердца к органам                 от тканей к сердцу                            обмен веществами между кровью и

                                                                                                                        тканями организма

!______________________________________________________!            !________________________!

состоят из 3-х слоев: наружный — соединительная ткань, средний -        только 1 слой — эпителиальный

гладко мышечная ткань, внутренний — однослойный эпителий.

Артерии имеют толстые стенки, в которых содержатся мышечные волокна, а также коллагено-вые и эластические волокна. Благодаря этому артерии легко восстанавливают свою форму (сужаются) после их растяжения (расширения) большой порцией крови.
Стенки вен менее толстые, чем стенки артерий, и содержат меньше мышечных волокон и эластических элементов.
   Отличительной особенностью крупных вен конечностей (особенно ног) является наличие специальных образований на их внутренней стенке — клапанов. 
Клапаны устроены так, что открываются, когда кровь движется к сердцу, и закрываются, когда кровь стремится двигаться в обратном направлении. Наличие клапанов обеспечивает ток крови по венам только в одном направлении — к сердцу.

   Изнутри стенки артерий и вен покрыты тонким, толщиной всего в одну клетку, слоем эндотелия.
Эндотелиальные клетки обладают важной особенностью: они выделяют различные вещества, которые препятствуют образованию сгустков крови (тромбов), а значит, и свертыванию крови. Поэтому кровь остается жидкостью, которая свободно течет по кровеносному руслу.
  Капилляры — это мельчайшие кровеносные сосуды человека, настолько тонкие, что вещества могут свободно проникать через их стенку.
  Суммарная длина кровеносных капилляров в организме человека равна примерно 100 000 км. Такой нитью можно 3 раза опоясать земной шар по экватору! Общая поверхность кровеносных капилляров в организме равна примерно 1500 га. 

* Как же происходит движение крови в нашем организме?

Как мы уже говорили, в нашем организме имеется насос, который нагнетает кровь — сердце.

Сердце состоит из 4 камер. Левая половина сердца отделена от правой половины сплошной перегородкой. Левая часть сердца содержит богатую кислородом артериальную кровь, а правая половина — бедную кислородом — венозную кровь. Каждая половина сердца состоит из предсердия и желудочка.

   В нашем организме кровь движется по 2 кругам кровообращения: большому и малому.

БКК: начинается в левом желудочке --- аорта (самая большая артерия) — артерии, которые снабжают кровью голову, руки и туловище. Артерии многократно ветвятся, сужаются и переходят в капилляры. В них О2Нв распадается на кислород и гемоглобин, а углекислый газ соединяется с Нв и образует карбоксигемоглобин, который уносится плазмой крови. Кровь собирается в вены большого круга кровообращения  -верхняя полая вена и нижняя полая вена. Обе они несут кровь в правый желудочек, откуда начинается МКК. Период оборота крови по большому кругу кровообращения составляет 21 секунду.

МКК: сокращаясь правый желудочек выбрасывает кровь насыщенную углекислым газом (венозную) в две легочные артерии. (по легочным артериям течет венозная кровь!!!) В легких артерии ветвятся, становятся тоньше и переходят в капилляры, которые оплетают альвеолы (легочные пузырьки). Здесь углекислый газ из крови уходит в альвеолярный воздух, а кровь насыщается кислородом и становится артериальной. Артериальная кровь по легочным венам возвращается к сердцу , а именно к левому предсердию. Здесь заканчивается МКК. Кровь переходит в левый желудчек, где начинается БКК. Период оборота крови по МКК составляет 7 секунд.


БКК

МКК

Где начинается



Где заканчивается



Как называются сосуды, относящиеся к этому кругу кровообращения



Где проходят капилляры



Как изменяется состав крови



Время оборота крови по данному кругу



4. Закрепление материала

1. Найдите соответствие

1. Большой круг кровообращения             А. Правый желудочек и левое предсердие

2. Малый круг кровообращения                Б. Правый желудочек и правое предсердие

                                                                      В. Левый желудочек и правое предсердие

                                                                      Г. Левый желудочек и левое предсердие

                                                                      Д. Легочная артерия и легочная вена

                                                                      Е. Аорта и полые вены

                                                                      Ж. Капилляры в легких

                                                                      З. Капилляры во всех частях тела

                                                                      И. Артериальная кровь превращается в венозную

                                                                      К. Венозная кровь превращается в артериальную

Правильные ответы:

1. В, Е, З, И

2. А, Д, Ж, К

IV.Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений учащихся.

1.В каких случаях без помощи врача, самостоятельно можно остановить кровотечение?

2. Почему при артериальных кровотечениях рекомендуют сгибание конечностей в суставе?

3.Почему настойкой йода обрабатывают не всю рану, а только кожу вокруг нее?

4. Назовите меры первой помощи при венозном кровотечении?


V.Самостоятельная работа учащихся.

В тетрадях для лабораторных работ учащиеся выполняют практическую работу №4 .

VI.Подведение итогов урока.

Учащиеся подводят итоги урока. Учитель благодарит за работу на уроке. На партах у учащихся лежат кружки красного и синего цвета. Если урок понравился, то поднимают красные кружки, а если не понравился, то - синие. На них пишут свои пожелания и предложения учителю.

VII.Домашнее задание: с. 68-69-70-71 читать и пересказывать.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!