СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Петровская эпоха.

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока:  1. Создать условия для изучения обучающимися Петровской эпохи,

                                   раскрыть значение Петра I в преобразовании нашего края.

 

                              2. Формировать у четвероклассников приёмы логического мышления.

                            

                              3. Развивать речь школьников на лексическом уровне, произвольную и

                                  непроизвольную память.

 

                              4. Приобщать детей к историческому прошлому родного края.

Просмотр содержимого документа
«Петровская эпоха.»


Тема урока:

Петровская эпоха.


Цели урока: 1. Создать условия для изучения обучающимися Петровской эпохи,

раскрыть значение Петра I в преобразовании нашего края.


2. Формировать у четвероклассников приёмы логического мышления.

3. Развивать речь школьников на лексическом уровне, произвольную и

непроизвольную память.


4. Приобщать детей к историческому прошлому родного края.


Оборудование: портрет Петра I; демонстрационный материал « Петровская эпоха»; изображения памятника Петру I в Воронеже; макеты парусных судов, изготовленных учащимися; оборудование для дидактической игры « История в картинках»; схема

« Воронежский край Петровской эпохи»; индивидуальные карточки для рефлексии.


Ход урока:

I. Организация обучающихся.

И вновь история у нас –

Науки интересней нет.

И вновь готов четвёртый класс

На все вопросы дать ответ.


II. Актуализация опорных знаний.

1. Историческая загадка.

- Какой исторический деятель сыграл важную роль в судьбе Воронежа?

Царь в старину нас посетил,

Его Воронеж восхитил.

Здесь корабельная сосна растёт,

Здесь полноводная река течёт,

Народ умелый здесь живёт,

И здесь построен должен флот.

( Пётр I).


2. « Парусная флотилия».

Презентация изготовленных учащимися моделей кораблей.


III. Постановка проблемы.

- А какие преобразования произошли в Воронежском крае в эпоху Петра?


IV. Работа над проблемой урока.

1. « Воронеж петровских времён». Работа с иллюстративным материалом.

- В Петровскую эпоху лицо Воронежа необычайно изменилось.

Была пущена первая лесопилка – « пильная мельница» ( до этого доски изготовлялись с помощью ручных пил), устроены магазины-склады для хранения корабельных припасов, основаны пороховые магазины. Появляются : первый каменный дом, кирпичные, суконные, канатный, пушечный заводы, оружейные мастерские.

Наиболее выдающиеся здания в городе – адмиралтейство, цитадель, цейхгауз, царский дворец, дворцы Апраксина, Головнина, Меншикова. Их строили талантливые зодчие, имена которых остались неизвестны.

Цитадель – это адмиралтейство, здание европейского типа. Его строительством руководил, по-видимому, иностранец. А строили адмиралтейство воронежские каменщики и плотники, и, как свидетельствуют старые книги, Пётр был их работой весьма доволен.

Голландский путешественник Корнелий де Бруин, посетивший Воронеж оставил такое описание цитадели:

« Цитадель сия есть четвероугольное строение, имеющее башни по четырём углам, великие жилья, и снаружи оно очень видное…Цитадель есть главный магазин, и её так называют. На ней находится великое множество пушек…Сия цитадель снабжена весьма хорошим гарнизоном так, как и окрестности города, для противоборствия набегам варваров. Верфи, или подмостки, для постройки судов находятся при самой цитадели с одного боку. Магазин же стоит на другом боку. Сей магазин есть великое строение в три этажа, из коих два первые – каменные, а третий, самый вышний, - из дерева. Он разделяется на многие покои, наполненные всеми самыми необходимыми вещами для флота…»

Здание цейхгауза было построено по образцу амстердамского арсенала. Стены фундамента имели толщину в четырнадцать футов.

В противоположность адмиралтейству и цейхгаузу, сооружённым в голландском стиле, парадный царский дворец был настоящим старорусским деревянным теремом, с богатой резьбой, с высокой крышей, со всякими хозяйственными постройками и пристройками. При постройке царского дворца впервые вместо слюды применили оконное стекло.

Улицы, где жили иностранцы - Немецкая слобода, представляли собой диковинное зрелище. Воздушные галереи швейцарских домиков перемешались с тяжёлыми крышами голландских построек, а за ними шли английские дома с узкими окнами, выстроенные из дерева, но раскрашенные под кирпич. Англичане соорудили в своих домах даже камины, никогда не виданные воронежцами и очень их удивлявшие.

К сожалению, облик Воронежа петровских времён сохранился лишь в записях и рисунках современников. Творения талантливых зодчих погибли от пожаров, а также во время Великой Отечественной войны. Уцелел лишь цейхгауз да каменная адмиралтейская церковь напротив. Этой Успенской церкви как бы выпала судьба указывать потомству место, где строился первый русский флот.


2. « Преобразование края». Составление схемы.

( Учащиеся под руководством учителя составляют схему, повествующую о переменах и преобразованиях нашего края в Петровскую эпоху).

- Воронеж, как говорят историки, едва ли не прежде других городов столкнулся с реформами Петра.

Богатые воронежцы любили пышно и пёстро одеваться. Все наряды были сшиты по дедовскому обычаю. Но при Петре многим воронежцам пришлось волей-неволей расстаться с долгополыми кафтанами и старинными телогреями. По указу царя в Воронеже работало десять портных, одевая горожан в новомодное « францужское» платье.

Некоторое время Воронеж фактически играл роль столицы. Царь со двором – здесь. Центр важнейших событий здесь. Удивительно, но факт: многие « морские» термины, должности, предприятия в России появились не на берегах моря, а в глубинном Воронеже на небольшой реке. Наряду с судостроительными верфями строились фабрики и заводы:

Кирпичные; суконные, канатный; пушечный.

Была учреждена почтовая служба. Почту доставляли ямщики ( они жили в Ямской слободе).

На одиннадцать лет раньше, чем в других городах появилась в Воронеже « цифирная»

(начальная) школа. Одной из первых в стране в Воронеже возникла школа для обучения будущих офицеров флота.

Подолгу живя в Воронеже, Пётр I очень интересовался природными богатствами края и его достопримечательностями. При Петре была проведена гидрографическая съёмка Дона, составлен и издан в Амстердаме первый атлас Дона.

Вырубая много леса на постройку судов, Пётр в то же время заботился о сбережении наиболее ценных массивов: он объявил заповедными Шипов лес, Хреновской бор и Теллермановскую рощу.

Пётр I способствовал развитию растениеводства края. Он ставил опыты по акклиматизации в Воронеже « заморских» фруктов и винограда. По указу царя воронежские крестьяне выращивали картофель, анис.

На Битюге Пётр учредил учредил придворные конские заводы. Из Голландии и других стран были выписаны лошади для улучшения местной породы. Так была создана новая порода лошадей тяжеловозов – знаменитые воронежские битюги.

В наш город устремились артисты, художники, архитекторы, учёные. Воронеж приобщался к большой культуре.


V. Физкультурная пауза.

Мы немного отдохнём,

Встанем, глубоко вздохнём.

Вправо, влево посмотри –

В городе старинном мы.

Вот мы руки развели,

Сильно удивились.

И друг другу до земли

В пояс поклонились.


VI. Закрепление знаний. Игра « История в картинках».

- Рассмотрите следующие изображения. Выберите из них те, которые иллюстрируют о переменах и нововведениях в нашем крае, связанных с правлением Петра I.



















VII. Заочная экскурсия к памятнику Петру I в Воронеже.

( В качестве экскурсоводов выступают подготовленные учащиеся).

- Воронежцы не забыли о той роли, какую сыграл Пётр I в преобразовании нашего края.

В 1860 году на площади города на гранитном пьедестале была установлена бронзовая статуя царя. Основатель русского флота Пётр I правой рукой опирался на кольцо якоря, левой указывал в сторону Азова. Первый монумент был творением городского архитектора Александра Антоновича Кюи и скульптора Антона Евграфовича Шварца. В день открытия памятника почётный караул несли солдаты Азовского полка, который некогда прославился при штурме турецкой крепости. Вокруг пьедестала жерлами вверх были вкопаны вражеские пушки – трофеи, вывезенные по приказу царя. В композиции использовались также два якоря, один из которых – настоящий, выкованный по преданию самим Петром I. В годы Великой Отечественной войны фашисты свалили бронзовый монумент и увезли на переплавку.

Сейчас в Петровском сквере стоит новый памятник. Он установлен в 1956 году. Автором его является скульптор Н.П.Гаврилов. В своей работе он использовал посмертную маску царя, старинные гравюры и рисунки, экспонаты различных музеев. Пушки и якоря остались те же. Памятник Петру – гордость Воронежа!














Памятник Петру I. Фотография конца XX века. Памятник Петру I в Петровском сквере.

Всё было: беды и победы,

Но, высшей славой знаменит,

Из всех царей, забвенью не дан,

Один в Воронеже стоит.

Ему за труд его пристало

Ожить и в нашем далеке,

Смотреть на город с пьедестала

С тяжёлым якорем в руке.

В.Гордейчев.

VIII. Дифференцированное домашнее задание.

- На основе полученных во время экскурсии впечатлений создайте портрет Петра I :

  1. словесный ( сочинение-миниатюра);

  2. выполненный в любом жанре живописи.


IX. Рефлексия.

( Учащиеся работают в индивидуальных карточках).


Закончите предложения.

Я работал с ___________________________настроением .

Урок помог мне ____________________________________ .

Я испытал затруднения, когда ________________________ .

Я _________________________ доволен собой.

Я хотел бы_________________________________________ .



Литература.

  1. Загоровский В.П. История нашего края. – Воронеж, 1968.

  2. Кретова О.К. Страницы истории. – Воронеж, 1961.

  3. Кретова О.К. Русский город Воронеж. – Воронеж, 1986.

  4. Пульвер Е., Пульвер Ю. Воронежская мозаика. – Воронеж, 1983.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!