Тема урока:
Петровская эпоха.
Цели урока: 1. Создать условия для изучения обучающимися Петровской эпохи,
раскрыть значение Петра I в преобразовании нашего края.
2. Формировать у четвероклассников приёмы логического мышления.
3. Развивать речь школьников на лексическом уровне, произвольную и
непроизвольную память.
4. Приобщать детей к историческому прошлому родного края.
Оборудование: портрет Петра I; демонстрационный материал « Петровская эпоха»; изображения памятника Петру I в Воронеже; макеты парусных судов, изготовленных учащимися; оборудование для дидактической игры « История в картинках»; схема
« Воронежский край Петровской эпохи»; индивидуальные карточки для рефлексии.
Ход урока:
I. Организация обучающихся.
И вновь история у нас –
Науки интересней нет.
И вновь готов четвёртый класс
На все вопросы дать ответ.
II. Актуализация опорных знаний.
1. Историческая загадка.
- Какой исторический деятель сыграл важную роль в судьбе Воронежа?
Царь в старину нас посетил,
Его Воронеж восхитил.
Здесь корабельная сосна растёт,
Здесь полноводная река течёт,
Народ умелый здесь живёт,
И здесь построен должен флот.
( Пётр I).
2. « Парусная флотилия».
Презентация изготовленных учащимися моделей кораблей.
III. Постановка проблемы.
- А какие преобразования произошли в Воронежском крае в эпоху Петра?
IV. Работа над проблемой урока.
1. « Воронеж петровских времён». Работа с иллюстративным материалом.
- В Петровскую эпоху лицо Воронежа необычайно изменилось.
Была пущена первая лесопилка – « пильная мельница» ( до этого доски изготовлялись с помощью ручных пил), устроены магазины-склады для хранения корабельных припасов, основаны пороховые магазины. Появляются : первый каменный дом, кирпичные, суконные, канатный, пушечный заводы, оружейные мастерские.
Наиболее выдающиеся здания в городе – адмиралтейство, цитадель, цейхгауз, царский дворец, дворцы Апраксина, Головнина, Меншикова. Их строили талантливые зодчие, имена которых остались неизвестны.
Цитадель – это адмиралтейство, здание европейского типа. Его строительством руководил, по-видимому, иностранец. А строили адмиралтейство воронежские каменщики и плотники, и, как свидетельствуют старые книги, Пётр был их работой весьма доволен.
Голландский путешественник Корнелий де Бруин, посетивший Воронеж оставил такое описание цитадели:
« Цитадель сия есть четвероугольное строение, имеющее башни по четырём углам, великие жилья, и снаружи оно очень видное…Цитадель есть главный магазин, и её так называют. На ней находится великое множество пушек…Сия цитадель снабжена весьма хорошим гарнизоном так, как и окрестности города, для противоборствия набегам варваров. Верфи, или подмостки, для постройки судов находятся при самой цитадели с одного боку. Магазин же стоит на другом боку. Сей магазин есть великое строение в три этажа, из коих два первые – каменные, а третий, самый вышний, - из дерева. Он разделяется на многие покои, наполненные всеми самыми необходимыми вещами для флота…»
Здание цейхгауза было построено по образцу амстердамского арсенала. Стены фундамента имели толщину в четырнадцать футов.
В противоположность адмиралтейству и цейхгаузу, сооружённым в голландском стиле, парадный царский дворец был настоящим старорусским деревянным теремом, с богатой резьбой, с высокой крышей, со всякими хозяйственными постройками и пристройками. При постройке царского дворца впервые вместо слюды применили оконное стекло.
Улицы, где жили иностранцы - Немецкая слобода, представляли собой диковинное зрелище. Воздушные галереи швейцарских домиков перемешались с тяжёлыми крышами голландских построек, а за ними шли английские дома с узкими окнами, выстроенные из дерева, но раскрашенные под кирпич. Англичане соорудили в своих домах даже камины, никогда не виданные воронежцами и очень их удивлявшие.
К сожалению, облик Воронежа петровских времён сохранился лишь в записях и рисунках современников. Творения талантливых зодчих погибли от пожаров, а также во время Великой Отечественной войны. Уцелел лишь цейхгауз да каменная адмиралтейская церковь напротив. Этой Успенской церкви как бы выпала судьба указывать потомству место, где строился первый русский флот.
2. « Преобразование края». Составление схемы.
( Учащиеся под руководством учителя составляют схему, повествующую о переменах и преобразованиях нашего края в Петровскую эпоху).
- Воронеж, как говорят историки, едва ли не прежде других городов столкнулся с реформами Петра.
Богатые воронежцы любили пышно и пёстро одеваться. Все наряды были сшиты по дедовскому обычаю. Но при Петре многим воронежцам пришлось волей-неволей расстаться с долгополыми кафтанами и старинными телогреями. По указу царя в Воронеже работало десять портных, одевая горожан в новомодное « францужское» платье.
Некоторое время Воронеж фактически играл роль столицы. Царь со двором – здесь. Центр важнейших событий здесь. Удивительно, но факт: многие « морские» термины, должности, предприятия в России появились не на берегах моря, а в глубинном Воронеже на небольшой реке. Наряду с судостроительными верфями строились фабрики и заводы:
Кирпичные; суконные, канатный; пушечный.
Была учреждена почтовая служба. Почту доставляли ямщики ( они жили в Ямской слободе).
На одиннадцать лет раньше, чем в других городах появилась в Воронеже « цифирная»
(начальная) школа. Одной из первых в стране в Воронеже возникла школа для обучения будущих офицеров флота.
Подолгу живя в Воронеже, Пётр I очень интересовался природными богатствами края и его достопримечательностями. При Петре была проведена гидрографическая съёмка Дона, составлен и издан в Амстердаме первый атлас Дона.
Вырубая много леса на постройку судов, Пётр в то же время заботился о сбережении наиболее ценных массивов: он объявил заповедными Шипов лес, Хреновской бор и Теллермановскую рощу.
Пётр I способствовал развитию растениеводства края. Он ставил опыты по акклиматизации в Воронеже « заморских» фруктов и винограда. По указу царя воронежские крестьяне выращивали картофель, анис.
На Битюге Пётр учредил учредил придворные конские заводы. Из Голландии и других стран были выписаны лошади для улучшения местной породы. Так была создана новая порода лошадей тяжеловозов – знаменитые воронежские битюги.
В наш город устремились артисты, художники, архитекторы, учёные. Воронеж приобщался к большой культуре.
V. Физкультурная пауза.
Мы немного отдохнём,
Встанем, глубоко вздохнём.
Вправо, влево посмотри –
В городе старинном мы.
Вот мы руки развели,
Сильно удивились.
И друг другу до земли
В пояс поклонились.
VI. Закрепление знаний. Игра « История в картинках».
- Рассмотрите следующие изображения. Выберите из них те, которые иллюстрируют о переменах и нововведениях в нашем крае, связанных с правлением Петра I.
VII. Заочная экскурсия к памятнику Петру I в Воронеже.
( В качестве экскурсоводов выступают подготовленные учащиеся).
- Воронежцы не забыли о той роли, какую сыграл Пётр I в преобразовании нашего края.
В 1860 году на площади города на гранитном пьедестале была установлена бронзовая статуя царя. Основатель русского флота Пётр I правой рукой опирался на кольцо якоря, левой указывал в сторону Азова. Первый монумент был творением городского архитектора Александра Антоновича Кюи и скульптора Антона Евграфовича Шварца. В день открытия памятника почётный караул несли солдаты Азовского полка, который некогда прославился при штурме турецкой крепости. Вокруг пьедестала жерлами вверх были вкопаны вражеские пушки – трофеи, вывезенные по приказу царя. В композиции использовались также два якоря, один из которых – настоящий, выкованный по преданию самим Петром I. В годы Великой Отечественной войны фашисты свалили бронзовый монумент и увезли на переплавку.
Сейчас в Петровском сквере стоит новый памятник. Он установлен в 1956 году. Автором его является скульптор Н.П.Гаврилов. В своей работе он использовал посмертную маску царя, старинные гравюры и рисунки, экспонаты различных музеев. Пушки и якоря остались те же. Памятник Петру – гордость Воронежа!
Памятник Петру I. Фотография конца XX века. Памятник Петру I в Петровском сквере.
Всё было: беды и победы,
Но, высшей славой знаменит,
Из всех царей, забвенью не дан,
Один в Воронеже стоит.
Ему за труд его пристало
Ожить и в нашем далеке,
Смотреть на город с пьедестала
С тяжёлым якорем в руке.
В.Гордейчев.
VIII. Дифференцированное домашнее задание.
- На основе полученных во время экскурсии впечатлений создайте портрет Петра I :
словесный ( сочинение-миниатюра);
выполненный в любом жанре живописи.
IX. Рефлексия.
( Учащиеся работают в индивидуальных карточках).
Закончите предложения.
Я работал с ___________________________настроением .
Урок помог мне ____________________________________ .
Я испытал затруднения, когда ________________________ .
Я _________________________ доволен собой.
Я хотел бы_________________________________________ .
Литература.
Загоровский В.П. История нашего края. – Воронеж, 1968.
Кретова О.К. Страницы истории. – Воронеж, 1961.
Кретова О.К. Русский город Воронеж. – Воронеж, 1986.
Пульвер Е., Пульвер Ю. Воронежская мозаика. – Воронеж, 1983.