Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
……………………………….
ПЛАН ИНДИВИДУАЛЬНОЙ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ
ПО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЮ
……………………………………..
Составила:
Учитель-логопед
……………………….
2019
I.Подготовительный этап
ЦЕЛЬ: Создать условия для подготовки ребенка к длительной коррекционной работе, а именно:
а) вызвать интерес к логопедическим занятиям, потребность в них;
б) развивать слуховое внимание, память, фонематическое восприятие в играх и специальных упражнениях;
в) формировать и развивать артикуляционную моторику до уровня минимальной достаточности для постановки звуков;
г) укреплять физическое здоровье воспитанников логопедического пункта ДОУ (консультации врачей - узких специалистов при необходимости медикаментозное лечение, массаж).
II. Формирование произносительных умений и навыков
ЦЕЛИ:
а) устранять дефектное звукопроизношение;
б) развивать умения и навыки дифференцировать звуки, сходные артикуляционно и акустически;
в) формировать практические умения и навыки пользования
исправленной (фонетически чистой, лексически развитой,
грамматически правильной) речью.
Виды коррекционной работы на данном этапе: 1.Постановка звуков в такой последовательности:
свистящие С, 3, Ц, С’, 3'
шипящий Ш
соноры Л, Ль
шипящий Ж
соноры Р, Р'
шипящие Ч, Щ
Способ постановки:
Подготовительные упражнения (кроме артикуляционной гимнастики):
для свистящих: «Улыбка», «Заборчик», «Лопатка», «Желобок», «Щеточка», «Футбол», «Фокус»;
для шипящих: «Трубочка», «Вкусное варенье», «Чашечка», «Грибок», «Погреем руки»;
для Р, Р': «Болтушка», «Маляр», «Индюк», «Лошадка», «Грибок», «Барабанщик», «Гармошка», «Пулемет»;
для Л: «Улыбка», «Лопатка», «Накажем язык».
Работа по постановке звуков проводится только индивидуально.
2. Автоматизация каждого исправленного звука в слогах:
По мере постановки может проводиться как индивидуально, так в подгруппе:
а) 3, Ш, Ж, С, 3', Л' автоматизируются вначале в прямых
слогах, затем в обратных и в последнюю очередь - в слогах
со стечением согласных;
б) Ц, Ч, Щ, Л - наоборот: сначала в обратных слогах, затем
в прямых и со стечением согласных;
в) Р, Р' можно начинать автоматизировать с проторного аналога
и параллельно вырабатывать вибрацию.
3.Автоматизация каждого исправленного звука в словах.
Проводится по следам автоматизации в слогах, в той же последовательности. По мере овладения произношением каждого слога он немедленно вводится и закрепляется в словах с данным слогом. Для проведения работы по автоматизации звуков в словах дети со сходными дефектами объединяются в подгруппы. Вся дальнейшая коррекционная работа проводится в подгруппах.
4.Автоматизация звуков в предложениях.
Каждое отработанное в произношении слово немедленно включается в отдельные предложения, затем в небольшие рассказы, подбираются потешки, чистоговорки, стихотворения с данным словом.
5.Дифференциация звуков:
С – З, СЬ – Ц, С – Ш;
Ж – З, Ж – Ш;
Ч – ТЬ, Ч – СЬ, Ч – Щ;
Щ – С, Щ – ТЬ, Щ – Ч, Щ – Ш;
Р – Л, Р – РЬ, РЬ – ЛЬ, РЬ – Й, ЛЬ – Л
6.Автоматизация в спонтанной речи.
(в диалогической речи, в играх, развлечениях, режимных моментах, экскурсиях, труде и т. д.).
Период обучения | Содержание работы | Развитие артикуляции и речевого дыхания | Работа над слоговой структурой слова |
Первый период обучения (сентябрь – октябрь-ноябрь) | Постановка звука «С» Автоматизация звука «С» в слогах, словах, предложениях. Постановка и автоматизация звука «Сь». Постановка звука «Ц» Автоматизация звука «Ц» в слогах, словах, предложениях. Постановка и автоматизация звука «З» в слогах, словах, предложениях. | 1.Учить удерживать язык за нижними зубами; упражнять в выдувании тонкой холодной струи воздуха вниз; контролировать положение губ (улыбка). 2.Комплекс упражнений для свистящих (дорсальная позиция) «Забор»-«Окно» -«Мостик»- «Забор» - «Холодный ветер» 3.Учить удерживать кончик языка строго за нижними дёснами. Дыхательное упр-е «Осень». Удерживать губы в яркой улыбке, кончик языка упирается в нижние резцы. Учить воспроизводить слияние «тс» очень кратко и быстро. Следить за положением губ и языка. Дыхательное упражнение «Вьюга». Учить включать голос при произнесении звука «С». Дыхательное упр. «Комарик». | (Индивидуально, на материале правильно произносимых звуков). 1.Подготовительный этап: работа на невербальном уровне, работа на вербальном уровне. 2.Коррекционный этап: уровень гласных звуков, уровень слогов, уровень слова (двусложные слова из открытых слогов (вата), трѐхсложные слова из открытых слогов (машина)). |
Второй период обучения (декабрь – январь – февраль) | Постановка звука «Ш» Автоматизация звука «Ш» Дифференциация свистящих звуков. Постановка и автоматизация звука «Ж» Постановка звука «Л» Автоматизация звука «Л» Постановка и автоматизация звука «Ль». Дифференциация звуков Л-Ль. Дифференциация свистящих и шипящих звуков (С-Ш, З-Ж) | 1.Учить удерживать язык « чашечкой» за верхними зубами, сохраняя правильное положение губ (вытянуты вперёд. округлены) 2.Комплекс упражнений для шипящих: «Забор» - «Окно» -«Мостик»-«Лопата»- -«Лопата копает» — «Вкусное варенье» - -«Фокус» -«Теплый ветер». 3.Учить включать голос при произнесении звука «Ш». 4.Комплекс упражнений для шипящих: «Забор»- «Окно»- «Мостик» - «Лопата»- «Лопата копает» -«Вкусное варенье» - «Фокус» - «Теплый ветер». 5. Дыхат. упр-е «Вьюга». 6.Учить удерживать язычок на « бугорке « за верхними зубами. 7.Комплекс упражнений для «л» (альвеолярная позиция) «Забор» -Окно» - «Мостик» -«Лопата»- «Пароход» -«Пароход гудит». 8.Дыхат. упр.: «Ветерок» 9.Кончик широкого языка упирается в верхние зубы. 10.Удерживать губы в улыбке, кончик поднятого язычка упирается в верхние альвеолы. 11.Закреплять умение быстро переключаться с одной артикуляционной позы на другую. | 1.Односложные слова, представляющие собой закрытый слог (мак). 2.Двусложные слова с закрытым слогом (лимон). 3.Двусложные слова со стечением согласных в середине слова (банка). 4.Двусложные слова с закрытым слогом и стечением согласных (чайник). |
Третий период обучения (март – апрель – май) | Подготовительные упражнения к постановке звука «Р» Постановка звука «Р» Автоматизация звука «Р» Постановка и автоматизация звука «Рь» Постановка и автоматизация звука Ч Постановка и автоматизация звука Щ Дифференциация звуков «Р-Рь», «Р-Л», «Рь-Ль», «Ть-Ч», «Щ-Сь» и др. Закрепление правильного произношения всех поставленных звуков в свободной речи | 1.Удерживать язык за верхними зубами «Грибок», «Лошадка». «Дятел». 2.Удерживать язык за верхними зубами, дуть на кончик языка с включением голоса. 3.Комплекс упражнений для «р» (альвеолярная позиция): «Забор»- «Окно»- «Мостик»- «Парус»- «Цокает лошадка» - «Молоток»- «Дятел» - «Пулемет». 4.Кончик языка поднят вверх и вибрирует у альвеол. 5.Удерживать язык за верхними зубами, дуть на кончик языка с включением голоса. 6.Учить образовывать смычку кончика языка с верхними дёснами. 7.Учить образовывать щель между кончиком языка и верхними альвеолами. 8.Закреплять умение быстро переключаться с одной артикуляционной позы на другую. | 1.Трѐхсложные слова с закрытым слогом (теремок). 2.Трѐхсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом (автобус). 3.Трѐхсложные слова с двумя стечениями согласных (матрѐшка). 4.Односложные слова со стечением согласных в начале и в конце слова (флаг, винт). 5.Двусложные слова с двумя стечениями согласных (звезда). 6.Четырѐхсложные слова из открытых слогов. |