План-конспект окружающий мир

Класс: 2 «А»

Раздел. Земля – наш общий дом.

Тема: Горные экосистемы.

Тип урока: комбинированный

Цели:

 – ознакомить ребят с природными условиями, растительностью и животным миром гор, высотной поясностью – закономерной сменой природных условий по мере подъёма в горы.

Оборудование: карта природных зон (лучше всего с нанесёнными на неё животными и растениями), рисунки гор, плакат «Горные экосистемы» из комплекта «Наглядные материалы по окружающему миру для 2-го класса» и разрезные карточки растений и животных гор к нему.

Просмотр содержимого документа
«План-конспект окружающий мир»

Окружающий мир

Дата проведения: 17.02.2017г.

Класс: 2 «А»

Раздел. Земля – наш общий дом.

Тема: Горные экосистемы.

Тип урока: комбинированный

Цели:

– ознакомить ребят с природными условиями, растительностью и животным миром гор, высотной поясностью – закономерной сменой природных условий по мере подъёма в горы.

Оборудование: карта природных зон (лучше всего с нанесёнными на неё животными и растениями), рисунки гор, плакат «Горные экосистемы» из комплекта «Наглядные материалы по окружающему миру для 2-го класса» и разрезные карточки растений и животных гор к нему.

Этапы

Ход урока

Формирование УУД


Ι. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы.

Беседа. Работа в группах.

– На предыдущих уроках окружающего мира мы говорили о том, что наша Земля поделена на пояса. А что расположено внутри тепловых поясов? (Природные зоны.)

– Изучая природные зоны, на какие особенности обращали внимание? (Природные условия, растительный и животный мир.)

– Как сказать иначе, одним словом? (Экосистема.)

– Ребята, посмотрите на доску. Дана группа слов. Назовите, что лишнее? Почему?

Глобус, горизонт, меридианы

Дети совещаются и дают ответ.

Пример: лишнее слово горизонт, его нет на глобусе.

– Что такое экосистема? (Экосистема – это такое содружество живой и неживой природы на Земле, в котором все обитатели чувствуют себя, как дома.)

– Нужно ли человеку вмешиваться в жизнь экосистемы? (Нет. Экосистема может существовать сколько угодно долго без вмешательства человека.)

– Некоторые обитатели экосистемы разных природных зон всё же обеспокоены. Что их тревожит, нам предстоит сейчас выяснить.

– На столах у каждой команды лежат письма. Ознакомьтесь с ними, назовите место обитания данного животного, природную зону и расскажите об экосистеме, о чём не упомянуло животное.

Работа в группах.

Звучит сигнал об окончании обсуждения.

Ответное слово каждой команды:

1. «Природные зоны холодного пояса». Письмо БЕЛЫХ МЕДВЕДЕЙ.

2. «Леса умеренного пояса». Письмо ЗАЙЦА-РУСАКА.

3. «Засушливые зоны умеренного пояса». Письмо СТЕПНОГО ОРЛА.

4. «Засушливые зоны жаркого пояса». Письмо АФРИКАНСКОГО ЛЬВА.

(В письмах ярко описаны природные зоны, которые нужно угадать и показать на карте.)

– Благодаря этим обитателям нам удалось побывать во всех изучаемых нами зонах, увидеть их красоту и неповторимость. Ребята, кто из вас может сказать, а почему природные зоны в такой последовательности распределяются на планете? Что их определяет? (Солнце, закон природной зональности.)

– Ребята, скажите, солнце очень горячее? (Да.)

– Если мы будем рядом находиться, что может произойти? (Нам будет очень жарко.)

– Так, чем ближе к Солнцу, тем теплее? (Да.)

– Я вас правильно поняла? Чем выше будем подниматься, тем будет теплее? (Да.)

– Хорошо. Я сейчас покажу вам картинку, назовите, что это? (Гора.)

– Рассмотрите её, обратите внимание на цвета.

Дети рассматривают картинку и описывают её.

– Покажите самое холодное место на картинке. (Вершина горы.)

– Не вы ли говорили, что чем ближе к Солнцу, тем теплее?

Какие вопросы у вас возникают?

– О чём мы будем сегодня говорить?

– Кто скажет тему урока?

Горная экосистема.

Составим план урока.

Учитель вместе с детьми составляет план урока.


– Что мы сейчас делали? (Составляли план, планировали свою деятельность.)

– Какие умения формировали?


Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.


ΙΙ. Совместное открытие знаний.

1. Беседа.

– На какой вопрос нам надо найти ответ? (Почему на вершине горы холодно?)

– Хотите с этим разобраться? (Да.)


2. Работа в учебнике.

– Откройте учебник на с. 42. Сейчас вы будете работать по командам. Выполните задание внизу страницы. Ответ обоснуйте.

Дети выполняют задание.

– Мы решили, что Лене теплее, потому что она, во-первых, равномерно освещена горячим солнцем, а во-вторых, согревается от нагретого солнцем песка.

– Почему мальчик мёрзнет? (Солнечные лучи не так интенсивно падают на вертикально стоящего Мишу, а тёплый песок его не греет.)

– Прочитайте предложение, подтверждающее ваш ответ. (Читают предложение из учебника.)

– Где будет теплее всего: у подошвы горы или на вершине?

(Где ровная поверхность – у подошвы.)

– А где холоднее? (На вершине.)


– Так какой можно сделать вывод? (Чем выше поднимаемся вверх по горе, тем температура воздуха понижается.)

– Скажите, меняется ли растительный мир в горах с подъёмом вверх? Каким образом? (Работа с рисунком на с. 43 вверху.)

Команды получают очко за правильный ответ (например, трава в степи, деревья в горном лесу, травянистые растения в горных тундрах, лёд без растений на горных ледниках).

3. Работа с плакатом.

– Давайте поработаем с плакатом «Горные экосистемы» (из комплекта наглядных материалов для 2-го класса). У вас на столе лежат карточки с изображением разных животных и растений. Выберите нужные картинки и поместите их на рисунок гор.

Ребята «населяют» горы.

– Итак, из-за солнечного тепла изменяются: климат, почва, растительный и животный мир. Такое изменение на равнинах мы называем природная зона. Те же самые изменения происходят и в горах. Но какое же название они имеют?


– Что мы делали?

– Какое умение формировали?


Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.



Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.


ΙΙΙ. Применение нового знания.

1. Работа в группах.

Задание «Мозаика-гора».

– Соберите мозаику и подпишите высотные пояса.

Команды получают очко за правильно сделанную работу.

2. Работа с Рабочей тетрадью.

– Выполните задание 2 в Рабочей тетради. Одинаковые ли высотные пояса в этих горах?

– Почему? (Чем выше гора, тем больше высотных поясов.)

А природные условия в этих горах одинаковые? Почему? (Разное количество осадков, иногда и разное количество солнечного тепла.)

– С точки зрения природных условий, мы какой фактор взяли? (Тепло.)

– А там ведь есть вода, почва. Вспомните, что мы знаем про воду. Может ли она задерживаться или мгновенно стекает? Где можно встретить воду в больших количествах или где её вообще нет? (Ледники – есть вода.)

– Когда вода стекает, что она за собой увлекает? (Почву.)

– Много в горах земли? (Нет.)

– Но иногда встречаются и более ровные поверхности. Посмотрите в учебнике на с. 44. Как называются такие горные равнины? Какие там встречаются растения?

Ребята находят ответ в учебнике.

– Раз мы говорим об альпийских лугах, каких участников экосистемы мы там в основном встретим? («Кормильцев».)

– Если сверху вниз спускаться, то почва становится более благородной, встречаются леса. Наверху «кормильцев» меньше, внизу больше. (В лесной зоне их больше.)

– О ком ещё не говорили? (О «едоках».)

Задание 5 в Рабочей тетради («Едоки»).

– Определите место обитания животных, покажите на карте.

Педагог демонстрирует разных животных, а дети располагают их по карте.

Проверка знаний, команды получают поощрительные очки.

– Что можно сказать о «мусорщиках»?



ΙV. Итог урока.

– А сейчас заработанные вами очки – «животные и растения» – наклейте на горы (собранные мозаики) и подсчитайте.

– Кто же сегодня более активен был на уроке?

– Что нового вы узнали на уроке?

– Где и как вы можете применить новое знание?



V. Домашнее задание.


По усмотрению учителя.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей