СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План конспект открытого урока на тему "Происхождение человека"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

В помощь учителю биологии в проведении урока биологии на тему "Происхождение человека".

Просмотр содержимого документа
«План конспект открытого урока на тему "Происхождение человека"»


МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ГИМНАЗИЯ № 2 ИМ. А. М. САЙТИЕВА».









План-конспект открытого урока биологии в 9 классе.



Тема:

«Происхождение человека».




Учитель биологии

Хехаева М. А.













г. Хасавюрт – 2019 г.



Тема урока: «Происхождение человека».

Цель урока: изучить основные сведения о движущих силах антропогенеза.

Задачи урока:

образовательные: показать многообразие доказательств родства человека с животными, рассмотреть основные стадии эволюции приматов, стадии человека;

развивающие: продолжить формирование умений самостоятельной работы с литературой, выделять главное и формулировать выводы;

воспитательная: показать не состоятельность теории расизма.

Тип урока: комбинированный.

Средства обучения: компьютер, проектор, презентация.

Ход урока

1.Актуализация знаний.

1)работа по карточкам (тесты 4 ученика)

2)беседа по вопросам:

-Укажите основные различия фауны и флоры на Земле в мезозойскую и кайнозойскую эры.

-Охарактеризуйте основные направления развития растений и животных в кайнозое.

- Чем обусловлены колебания климата на Земле?

-Как вы думаете, каково значение оледенений в эволюции наземной растительности?

-Какая группа животных дала начало ветви, ведущей к человеку?


3)Проверка домашнего задания в тетради – таблица «Развитие жизни в эры». (на выбор 5 тетрадей)


Эра

Период

Изотопные датировки, млн. лет

Характерные формы жизни

Архей


Более 3500

Зарождение жизни, появление прокариот. Господство бактерий и сине – зеленых, появление зеленых водорослей.

Протерозой


Карелий

Рифей

2500

1650

Развитие низших растений.

Появление эукариот, многоклеточных растенй и животных.

Палеозой

Венд



Кембрий



Ордовик


Силур


Девон



Карбон




Пермь

650-690



570



490


435


400



345




280

Появление кишечнополостных, членистоногих, иглокожих.


Развитие беспозвоночных, появление высших растений.


Появление первых позвоночных - бесчелюстных.


Выход растений и беспозвоночных на сушу.


Господство рыб, возникновение насекомых и амфибий, появление лесов папоротников и плаунов.


Распространение лесов, расцвет амфибий, появление летающих насекомых, возникновение рептилий.


Появление голосеменных, распространение рептилий.

Мезозой

Триас



Юра




Мел

230



190




136




Расцвет рептилий, распространение голосеменных, появление млекопитающих.


Господство рептилий на суше, в воде и воздухе. Возникновение покрытосеменных, птиц.



Расцвет цветковых растений расцвет насекомых вымирание многих рептилий.

Кайнозой

Палеоген


Неоген




Четвертичный


66


25




18

Расцвет млекопитающих и птиц.


Возникновение современных семейств млекопитающих, формирование современной флоры.


Развитие рода Homo.


2.Мотивация учебной деятельности.

Сообщение темы, цели. Слайд №1

Проблема антропогенеза не утратила своей актуальности.

3.Новая тема.

1) Антропология. Доказательство происхождения человека от животных.

Рассказ учителя.

Человечество с незапамятных времен интересовалось вопросом своего происхождения. Попытки понять и объяснить возникновение человека можно встретить в самых различных легендах, сказаниях и верованиях. И уже в древней философии при решение этого вопроса выделяются два совершенно противоположных направления:

1)материалистическое, пытающееся объяснить происхождение человека естественным путем;

2)идеалистическое, утверждающее, что человек создан сверх - естественными, божественными силами.

В 18 веке К. Линней поместил человека в отряд приматов вместе с лемуром и обезьяной. Ж. Б. Ламарк считал, что человек произошел от обезьяноподобных предков, пришедших кот лазанья по деревьям к хождению по земле. Крупнейшим событием в понимании истории человека как вида стала работа Ч. Дарвина «Происхождение человека и половой отбор».

Так в конце 18 века появляются первые эволюционные представления о происхождении человека.

Пример : «Изучив все части тела всех животных –пишет молодой русский естествоиспытатель Афанасий Каверзиев, - и сравнив их друг с другом надо будет признать, что все животные происходят от одного общего ствола. Ибо, не говоря уже об органах пищеварения, кругооборота соков, об органах движения, которые необходимо имеет все животные, у всех животных наблюдается удивительное сходство. С этой точки зрения можно бы, не только кошку, льва, тигра, но и человека, обезьяну и всех других животных рассматривать как членов одной единой семьи.»

Вопрос: - Что можно сказать о сходстве человека и животных на основании этих данных?

Таким образом, учащиеся приходят к выводу о том, что у человека и животных много сходного.

Изучением происхождения и эволюции человека, процесса перехода от биологических закономерностей, которым подчинялось существование его животных предков, к закономерностям социальным, занимается отрасль естествознания – антропология (от греч. антропос – человек).

Далее учитель отмечает, что по своему строению человек очень похож на высокоорганизованных животных. Изучение всей совокупности анатомических и физиологических особенностей человека убеждает нас в том, что человек по происхождению примат.

Один ученик работает у доски, а остальные работают в тетради.

Определите систематическое положение человека.

Царство: Животные

Тип: Позвоночные

Класс: Млекопитающие

Отряд: Приматы

Подотряд: Человекообразные обезьяны

Семейство: Люди

Род: Человек

Вид: Человек разумный

Вместе с тем человек имеет специфические, присущие только ему особенности.

Вопрос: -Какие это особенности?

- прямохождение.

- сводчатая стопа.

- мощную развитую мускулатуру нижних конечностей

- подвижная кисть руки, противопоставленный остальным большой палец.

- позвоночник с четырьмя изгибами (лордозы и кифозы).

- крупные размеры мозговой части черепа и малые размеры лицевой его части.

- бинокулярное зрение.

-ограниченную плодовитость и д.р.

В качестве доказательств учитель приводит примеры атавизмов и рудиментов человека, которые указывают на родство человека с животными:

А)Рудименты:

-ушная раковина и мышцы, приводящие ее в движение (шевеление ушами);

-остаток мигательной перепонки;

-копчиковая кость;

-тонкие волосы на теле;

-аппендикс и др.

В)Атавизмы:

-наружный хвост;

-обильный волосистый покров по всему телу;

-добавочные соски;

-когти на отдельных пальцах;

-сильно развитые клыки и др.


2).Эволюция приматов.

Вспомните, когда (в какую геологическую эпоху) появились млекопитающие? (конец мезозойской эры.)

Учитель объясняет эволюцию приматов с использованием схемы. слайд №2 - 7


- Что происходило с климатом в конце кайнозойской эры? (Похолодание.)

- К каким последствиям это привело? (Отступление тропических и субтропических лесов, появление обширных открытых пространств.)

В таких условиях решающим шагом на пути от обезьяны к человеку являлось прямохождение.


Слайд № 8 - 12

Для определения прямохождения у ископаемых приматов используют признаки:

– положение затылочного отверстия

- у прямоходящих оно находится в центре длины основания черепа, открывается вниз. Такое строение известно уже у Sahelanthropus tchadensis и Ardipithecus ramidus ramidus около 4-7 млн лет назад. У четвероногих - в задней части основания черепа, повернуто назад

– строение таза

- у прямоходящих таз широкий и низкий (такое строение известно начиная с Australopithecus afarensis 3,2 млн лет назад), у четвероногих таз узкий, высокий и длинный;

– строение длинных костей

- у прямоходящих ноги длинные, коленный и голеностопный суставы имеют характерное строение. Такое строение известно, начиная с Orrorin tugenensis 6 млн лет назад. У четвероногих приматов руки длиннее ног.

-строение стопы

- у прямоходящих выражен свод стопы, пальцы прямые, короткие, большой палец не отведен в сторону, малоподвижен, у четвероногих стопа плоская, пальцы длинные, изогнутые, подвижные;

– строение рук

- у полностью прямоходящих гоминид руки короткие, не приспособлены к хождению по земле или лазанию по деревьям, фаланги пальцев прямые. Опора на руки при хождении по земле, приспособления рук к лазанию по деревьям были у австралопитеков и даже Homo habilis

Таким образом, прямохождение возникло более 6 миллионов лет назад, но еще долго отличалось от современного варианта.

Полностью современным прямохождение стало только около 1,6-1,8 миллиона лет назад.

Показ и объяснение слайдов Слайд №13-15

Одной из групп обезьян, давшей начало ветви ведущей к человеку, считается группа австралопитеков. Их остатки найдены в Южной Африке.

Далее учитель отмечает, что около 2-3 млн лет назад были существа, стоявшие ближе к человеку, чем австралопитеки.

Человек умелый. Учитель коротко рассказывает о параметрах Человека умелого, характеризует его образ жизни, подчеркивая тем самым монофилическое происхождение человека.

3). Стадии эволюции человека.

Вступительное слово учителя, объяснение слайдов №16 -21

Класс делится по колонкам на три группы. Каждая группа получает задание и готовит на него ответ, заполняя графы в таблице по своему вопросу.

Задания:

1группа: древнейшие люди (питекантроп, синантроп, гейдельбергский человек)

2группа: древние люди (неандертальцы)

3группа: современные люди (кроманьонцы)

Каждая группа отвечает по своему заданию, а остальные заполняют таблицу, при этом учитель показывает слайды по каждому вопросу.

Таблица «Основные этапы эволюции человека»

Предки человека


Где и когда жили?


Прогрессивные черты во внешнем виде

Прогрессивные черты в образе жизни


Орудия труда

Исходные формы:австралопитеки (южная обезъяна)

Южная и восточная Азия и Африка

Рост 120-140 см объем мозга 500-600см2 


Ходили на двух ногах, жили среди скал.

Использовали камни и палки


Древнейшие люди.

1.Питекантроп

2. Синантроп


Африка,

о. Ява, Китай

1млн-400 

тыс. лет назад


Рост 150-160 см объем мозга 900-1200см3 , низкий лоб, 

надбровные дуги, нет под-бородочного выступа.


Жили стадами в пещерах, пользовались огнем.

Изготовляли орудия труда из камня, кости, 

использовали палки.


Древние люди.

1.Неандертальцы

Европа, Африка, Средняя Азия.

150 тыс. лет назад

Рост155-165 см, объем мозга – 

1400 см3 , низкий лоб,

Надбровные дуги, подбородочный выступ развит слабо


Жили группами по 100 человек

в пещерах,

использовали огонь, одевали шкуры. 

В общении использовали жесты и прими-
тивную речь. 


Изготовляли из камня и дерева.

Первые современные люди.

1.Кроманьонцы

Повсеместно

30-40 тыс. лет назад

Рост 180 см, объем мозга1600см3 .

Лоб высокий, нет надбровных дуг, есть 

подбородочный выступ.

Жили родовым обществом, строили жилье, шили одежду из шкур. При общении использовали речь. Приручали животных.


Изготовляли из камня и дерева.


Древнейшие люди (питекантроп, синантроп, гейдельбергский человек) слайд №22-27

Древние люди (неандертальцы) слайд№28-30

Современные люди (кроманьонцы) слайд слайд №31-32

4).Современный этап эволюции человека.

Задание: прочитайте одноименную статью в учебнике (с.100 -101), ответьте на вопросы:

-Докажите, что все современное человечество принадлежит к одному виду Homo sapiens.

- Какие основные расы выделяют внутри вида Человек разумный?

После обсуждения этих вопросов учитель дополняет: попытки доказать с помощью тестов умственные способности, психическую неравноценность различных рас оказались безуспешными: различия, вызванные принадлежностью исследуемых к различным социальным группам, а также связанные с условиями воспитания, образования, труда и быта, намного превосходили расовые различия. В расовом многообразии человечества заключается замечательное эволюционное наследие, которое обеспечивает многообразие приспособительных возможностей Человека разумного.

4.Закрепление изученного материала.

Работа по вопросам учебника с.101.

5.Рефлексия.

Выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, определение качества и уровня усвоения. Оценка учащими своей учебной деятельности с точки зрения ее успешности.


6.Домашнее задание: №20, с.93 – 101, сообщение на тему «Значение химических элементов».













Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!