МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ГИМНАЗИЯ № 2 ИМ. А. М. САЙТИЕВА».
План-конспект открытого урока биологии в 9 классе.
Тема:
«Происхождение человека».
Учитель биологии
Хехаева М. А.
г. Хасавюрт – 2019 г.
Тема урока: «Происхождение человека».
Цель урока: изучить основные сведения о движущих силах антропогенеза.
Задачи урока:
образовательные: показать многообразие доказательств родства человека с животными, рассмотреть основные стадии эволюции приматов, стадии человека;
развивающие: продолжить формирование умений самостоятельной работы с литературой, выделять главное и формулировать выводы;
воспитательная: показать не состоятельность теории расизма.
Тип урока: комбинированный.
Средства обучения: компьютер, проектор, презентация.
Ход урока
1.Актуализация знаний.
1)работа по карточкам (тесты 4 ученика)
2)беседа по вопросам:
-Укажите основные различия фауны и флоры на Земле в мезозойскую и кайнозойскую эры.
-Охарактеризуйте основные направления развития растений и животных в кайнозое.
- Чем обусловлены колебания климата на Земле?
-Как вы думаете, каково значение оледенений в эволюции наземной растительности?
-Какая группа животных дала начало ветви, ведущей к человеку?
3)Проверка домашнего задания в тетради – таблица «Развитие жизни в эры». (на выбор 5 тетрадей)
Эра | Период | Изотопные датировки, млн. лет | Характерные формы жизни |
Архей | | Более 3500 | Зарождение жизни, появление прокариот. Господство бактерий и сине – зеленых, появление зеленых водорослей. |
Протерозой | Карелий Рифей | 2500 1650 | Развитие низших растений. Появление эукариот, многоклеточных растенй и животных. |
Палеозой | Венд Кембрий Ордовик Силур Девон Карбон Пермь | 650-690 570 490 435 400 345 280 | Появление кишечнополостных, членистоногих, иглокожих. Развитие беспозвоночных, появление высших растений. Появление первых позвоночных - бесчелюстных. Выход растений и беспозвоночных на сушу. Господство рыб, возникновение насекомых и амфибий, появление лесов папоротников и плаунов. Распространение лесов, расцвет амфибий, появление летающих насекомых, возникновение рептилий. Появление голосеменных, распространение рептилий. |
Мезозой | Триас Юра Мел | 230 190 136 | Расцвет рептилий, распространение голосеменных, появление млекопитающих. Господство рептилий на суше, в воде и воздухе. Возникновение покрытосеменных, птиц. Расцвет цветковых растений расцвет насекомых вымирание многих рептилий. |
Кайнозой | Палеоген Неоген Четвертичный | 66 25 18 | Расцвет млекопитающих и птиц. Возникновение современных семейств млекопитающих, формирование современной флоры. Развитие рода Homo. |
2.Мотивация учебной деятельности.
Сообщение темы, цели. Слайд №1
Проблема антропогенеза не утратила своей актуальности.
3.Новая тема.
1) Антропология. Доказательство происхождения человека от животных.
Рассказ учителя.
Человечество с незапамятных времен интересовалось вопросом своего происхождения. Попытки понять и объяснить возникновение человека можно встретить в самых различных легендах, сказаниях и верованиях. И уже в древней философии при решение этого вопроса выделяются два совершенно противоположных направления:
1)материалистическое, пытающееся объяснить происхождение человека естественным путем;
2)идеалистическое, утверждающее, что человек создан сверх - естественными, божественными силами.
В 18 веке К. Линней поместил человека в отряд приматов вместе с лемуром и обезьяной. Ж. Б. Ламарк считал, что человек произошел от обезьяноподобных предков, пришедших кот лазанья по деревьям к хождению по земле. Крупнейшим событием в понимании истории человека как вида стала работа Ч. Дарвина «Происхождение человека и половой отбор».
Так в конце 18 века появляются первые эволюционные представления о происхождении человека.
Пример : «Изучив все части тела всех животных –пишет молодой русский естествоиспытатель Афанасий Каверзиев, - и сравнив их друг с другом надо будет признать, что все животные происходят от одного общего ствола. Ибо, не говоря уже об органах пищеварения, кругооборота соков, об органах движения, которые необходимо имеет все животные, у всех животных наблюдается удивительное сходство. С этой точки зрения можно бы, не только кошку, льва, тигра, но и человека, обезьяну и всех других животных рассматривать как членов одной единой семьи.»
Вопрос: - Что можно сказать о сходстве человека и животных на основании этих данных?
Таким образом, учащиеся приходят к выводу о том, что у человека и животных много сходного.
Изучением происхождения и эволюции человека, процесса перехода от биологических закономерностей, которым подчинялось существование его животных предков, к закономерностям социальным, занимается отрасль естествознания – антропология (от греч. антропос – человек).
Далее учитель отмечает, что по своему строению человек очень похож на высокоорганизованных животных. Изучение всей совокупности анатомических и физиологических особенностей человека убеждает нас в том, что человек по происхождению примат.
Один ученик работает у доски, а остальные работают в тетради.
Определите систематическое положение человека.
Царство: Животные
Тип: Позвоночные
Класс: Млекопитающие
Отряд: Приматы
Подотряд: Человекообразные обезьяны
Семейство: Люди
Род: Человек
Вид: Человек разумный
Вместе с тем человек имеет специфические, присущие только ему особенности.
Вопрос: -Какие это особенности?
- прямохождение.
- сводчатая стопа.
- мощную развитую мускулатуру нижних конечностей
- подвижная кисть руки, противопоставленный остальным большой палец.
- позвоночник с четырьмя изгибами (лордозы и кифозы).
- крупные размеры мозговой части черепа и малые размеры лицевой его части.
- бинокулярное зрение.
-ограниченную плодовитость и д.р.
В качестве доказательств учитель приводит примеры атавизмов и рудиментов человека, которые указывают на родство человека с животными:
А)Рудименты:
-ушная раковина и мышцы, приводящие ее в движение (шевеление ушами);
-остаток мигательной перепонки;
-копчиковая кость;
-тонкие волосы на теле;
-аппендикс и др.
В)Атавизмы:
-наружный хвост;
-обильный волосистый покров по всему телу;
-добавочные соски;
-когти на отдельных пальцах;
-сильно развитые клыки и др.
2).Эволюция приматов.
Вспомните, когда (в какую геологическую эпоху) появились млекопитающие? (конец мезозойской эры.)
Учитель объясняет эволюцию приматов с использованием схемы. слайд №2 - 7
- Что происходило с климатом в конце кайнозойской эры? (Похолодание.)
- К каким последствиям это привело? (Отступление тропических и субтропических лесов, появление обширных открытых пространств.)
В таких условиях решающим шагом на пути от обезьяны к человеку являлось прямохождение.
Слайд № 8 - 12
Для определения прямохождения у ископаемых приматов используют признаки:
– положение затылочного отверстия
- у прямоходящих оно находится в центре длины основания черепа, открывается вниз. Такое строение известно уже у Sahelanthropus tchadensis и Ardipithecus ramidus ramidus около 4-7 млн лет назад. У четвероногих - в задней части основания черепа, повернуто назад
– строение таза
- у прямоходящих таз широкий и низкий (такое строение известно начиная с Australopithecus afarensis 3,2 млн лет назад), у четвероногих таз узкий, высокий и длинный;
– строение длинных костей
- у прямоходящих ноги длинные, коленный и голеностопный суставы имеют характерное строение. Такое строение известно, начиная с Orrorin tugenensis 6 млн лет назад. У четвероногих приматов руки длиннее ног.
-строение стопы
- у прямоходящих выражен свод стопы, пальцы прямые, короткие, большой палец не отведен в сторону, малоподвижен, у четвероногих стопа плоская, пальцы длинные, изогнутые, подвижные;
– строение рук
- у полностью прямоходящих гоминид руки короткие, не приспособлены к хождению по земле или лазанию по деревьям, фаланги пальцев прямые. Опора на руки при хождении по земле, приспособления рук к лазанию по деревьям были у австралопитеков и даже Homo habilis
Таким образом, прямохождение возникло более 6 миллионов лет назад, но еще долго отличалось от современного варианта.
Полностью современным прямохождение стало только около 1,6-1,8 миллиона лет назад.
Показ и объяснение слайдов Слайд №13-15
Одной из групп обезьян, давшей начало ветви ведущей к человеку, считается группа австралопитеков. Их остатки найдены в Южной Африке.
Далее учитель отмечает, что около 2-3 млн лет назад были существа, стоявшие ближе к человеку, чем австралопитеки.
Человек умелый. Учитель коротко рассказывает о параметрах Человека умелого, характеризует его образ жизни, подчеркивая тем самым монофилическое происхождение человека.
3). Стадии эволюции человека.
Вступительное слово учителя, объяснение слайдов №16 -21
Класс делится по колонкам на три группы. Каждая группа получает задание и готовит на него ответ, заполняя графы в таблице по своему вопросу.
Задания:
1группа: древнейшие люди (питекантроп, синантроп, гейдельбергский человек)
2группа: древние люди (неандертальцы)
3группа: современные люди (кроманьонцы)
Каждая группа отвечает по своему заданию, а остальные заполняют таблицу, при этом учитель показывает слайды по каждому вопросу.
Таблица «Основные этапы эволюции человека» Предки человека | Где и когда жили? | Прогрессивные черты во внешнем виде | Прогрессивные черты в образе жизни | Орудия труда |
Исходные формы:австралопитеки (южная обезъяна) | Южная и восточная Азия и Африка | Рост 120-140 см объем мозга 500-600см2 | Ходили на двух ногах, жили среди скал. | Использовали камни и палки |
Древнейшие люди. 1.Питекантроп 2. Синантроп | Африка, о. Ява, Китай 1млн-400 тыс. лет назад | Рост 150-160 см объем мозга 900-1200см3 , низкий лоб, надбровные дуги, нет под-бородочного выступа. | Жили стадами в пещерах, пользовались огнем. | Изготовляли орудия труда из камня, кости, использовали палки. |
Древние люди. 1.Неандертальцы | Европа, Африка, Средняя Азия. 150 тыс. лет назад | Рост155-165 см, объем мозга – 1400 см3 , низкий лоб, Надбровные дуги, подбородочный выступ развит слабо | Жили группами по 100 человек в пещерах, использовали огонь, одевали шкуры. В общении использовали жесты и прими- тивную речь. | Изготовляли из камня и дерева. |
Первые современные люди. 1.Кроманьонцы | Повсеместно 30-40 тыс. лет назад | Рост 180 см, объем мозга1600см3 . Лоб высокий, нет надбровных дуг, есть подбородочный выступ. | Жили родовым обществом, строили жилье, шили одежду из шкур. При общении использовали речь. Приручали животных. | Изготовляли из камня и дерева. |
Древнейшие люди (питекантроп, синантроп, гейдельбергский человек) слайд №22-27
Древние люди (неандертальцы) слайд№28-30
Современные люди (кроманьонцы) слайд слайд №31-32
4).Современный этап эволюции человека.
Задание: прочитайте одноименную статью в учебнике (с.100 -101), ответьте на вопросы:
-Докажите, что все современное человечество принадлежит к одному виду Homo sapiens.
- Какие основные расы выделяют внутри вида Человек разумный?
После обсуждения этих вопросов учитель дополняет: попытки доказать с помощью тестов умственные способности, психическую неравноценность различных рас оказались безуспешными: различия, вызванные принадлежностью исследуемых к различным социальным группам, а также связанные с условиями воспитания, образования, труда и быта, намного превосходили расовые различия. В расовом многообразии человечества заключается замечательное эволюционное наследие, которое обеспечивает многообразие приспособительных возможностей Человека разумного.
4.Закрепление изученного материала.
Работа по вопросам учебника с.101.
5.Рефлексия.
Выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, определение качества и уровня усвоения. Оценка учащими своей учебной деятельности с точки зрения ее успешности.
6.Домашнее задание: №20, с.93 – 101, сообщение на тему «Значение химических элементов».