СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект открытого урока. "Буквы Е и И в приставках НЕ- и НИ- отрицательных наречий". 7 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

План-конспект открытого урока "Буквы Е и И в приставках НЕ- и НИ- отрицательных наречий" для учащихся 7 класса. На уроке используются презентация, карточки, раздаточный дидактический материал и т.д. Применяются различные технологии: проблемного обучения, информационно-коммуникативные, групповые, личностно-ориентированные. 

Просмотр содержимого документа
«План-конспект открытого урока. "Буквы Е и И в приставках НЕ- и НИ- отрицательных наречий". 7 класс»

Открытый урок

Буквы е и и в приставках не- и ни- отрицательных наречий

Класс – 7.

Используемый УМК:

  1. Программа по русскому языку к учебникам для 5–9 кл. М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др. под редакцией Н.М.Шанского.

  2. Русский язык: Учеб. для 7 кл. общеобразоват. учреждений - М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др. под редакцией Н.М.Шанского. – 32-е изд. – М. «Просвещение» – 2012.- 223с.: 4 л. ил. цв. вкл.


Цели урока: - обучающая – познакомить учащихся с правописанием не и ни в отрицательных наречиях; закрепить навык правописания наречий; повторить правописание отрицательных местоимений и других частей речи с не;

- развивающая – развивать умение осмысливать значение

приставок не и ни, развивать логическое мышление;

развивать умение связно излагать свои мысли;

пополнить словарный запас учеников;


- воспитывающая – воспитывать уважение к русскому языку, прививать интерес к его изучению.


Задачи урока: создать условия для усвоения правила употребления не и ни в

отрицательных наречиях, используя различные методы и средства;

сформировать у учащихся прочные орфографические умения на

основе изученного правила.


Тип урока: урок объяснения нового материала.


Оборудование: 1) карточки с индивидуальными заданиями;

2) материалы презентации, выполненные в программе PowerPoint;

3) компьютер учителя;

4) мультимедийный проектор;

5) изображение «Ученого солнышка».

Ход урока.


При входе в класс школьники получают карточки разного цвета, учитель объявляет им, что сегодня они работают в группах и рассаживаются в соответствие с цветом карточки.

На доске заранее написано число, классная работа.

I. Организационный момент

Учитель:

– Здравствуйте! Я очень рада нашей встрече!
– Давайте договоримся, вы сегодня – молодые учёные четырёх лабораторий исследовательского института Лингвистики. Я – научный руководитель.
– Перед вами инструментарий, который пригодится для исследований.
– Я вижу у некоторых ребят разноцветные карточки. Попробуем понять, для чего они предназначены. Нам сейчас нужны карточки белого цвета. Что у Вас получилось? 
Ученик-ассистент читает высказывание, а отдельные ученики поднимают карточки с соответствующими надписями:

«На огромной прекрасной планете РУССКИЙ ЯЗЫК, исследованием и изучением которой занимаются миллионы людей, от первоклассника до известного учёного преклонного возраста, в стране МОРФОЛОГИЯ живут ЧАСТИ РЕЧИ. Это ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ, ГЛАГОЛЫ, ИМЕНА ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ, МЕСТОИМЕНИЯ, ИМЕНА ЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ, ПРЕДЛОГИ, СОЮЗЫ, ЧАСТИЦЫ, МЕЖДОМЕТИЯ и, конечно, НАРЕЧИЯ


– Молодцы!

– Поднимите руку, у кого была карточка с НАРЕЧИЕМ – вы руководитель, который организует работу лабораторий, у кого ГЛАГОЛ – вы учёный секретарь, фиксируете результаты исследований (хранитель времени и порядка), остальные лаборанты – генераторы идей. Эксперт МОРФОЛОГИЯ – фиксирует количество ответов каждого участника.
– Символом нашей работы будет учёное солнышко.

Слайд 1. Надеюсь, что вам со мной будет надежно, в тетрадях вы будете работать аккуратно, нам будет радостно от сделанных открытий, мы естественно и честно воспримем ошибки, если с ними встретимся, играючи выполним все исследования, а к концу занятия по изучению нового материала нам станет всё ясно и понятно.


Слайд 2. Вы, конечно, дорогие мои исследователи, поняли, что разговор у нас пойдёт о наречии.

Слайд 3. 

– Вот список вещей, необходимых в вашей работе!

1. Учебник и голова (желательно собственная).

2. Ручка (желательно счастливая).

3. Карандаш (хорошо заточенный).

4. Ум (тоже желательно острый).

5. Чувство юмора и хорошее настроение (обязательно).

6. Настойчивость и целеустремлённость.



II. Повторение

Слайд 4 .

– Знаете ли вы, почему наречие так называется? Сейчас нам об этом расскажет сам господин Наречие!

Заранее подготовленный ученик-ассистент читает по карточке:

«Добрый день, господа! Я ещё совсем молод, но происхожу из древнего знатного рода. Обратите внимание на величавый корень РЕЧЬ. В древнерусском языке это слово имело несколько значений, в том числе и «говорить». Помните, как восклицал Александр Сергеевич Пушкин: «Глаголом жги сердца людей». Глаголом, т.е. речью. От слова «речь» образовались такие слова, как «изречение», «речистый», «наречие» (говор), «нарекать» и другие. Раньше оно бозначало и язык, и спор, и слово, решение, способ и даже предмет. Так же называли и часть речи, которую мы теперь зовём глаголом. Да-да! Вы удивлены?!

Если буквально перевести моё имя с латинского на наш современный язык, получится «приглаголие». Почему? Потому что я почти всегда в предложении стою рядом и работаю с глаголом! Прилагательное неразлучно с существительным, а я, как могу, помогаю глаголу: примыкаю к нему, поясняю, уточняю его, придаю ему чёткость.

Хочу обратить внимание на мою главную особенность – НЕИЗМЕНЯЕМОСТЬ. Я всегда уверен в том, что говорю, и никогда ни перед кем не склоняюсь, не изменяю своего окончания, да у меня его и нет!

Извините, господа, но я спешу на работу в предложение. А Вас, мои юные друзья, попрошу вспомнить всё и составить мою краткую характеристику. Позвольте откланяться!»

Слайд 5. 

– Интересная история? А если говорить серьёзно, то давайте вспомним, что же такое наречие как часть речи?! (Дети отвечают, для обобщения используется 

слайд 5).



Наречие – самостоятельная часть речи

Общее грамматическое значение:

  • признак действия (аккуратно работать)

  • признак другого признака (крепко любящий)
    (очень хороший)
    (слишком быстро)

  • признак предмета (кофе по – турецки)

  • Синтаксическая роль: обстоятельство

Подчёркивается _._._._._._






Слайд 6. 
– Как видим, между наречием и глаголом самая тесная связь. Учёные подсчитали, что наречие на 70% примыкает к глаголу.
– Замечательно о работе наречия сказал поэт Пётр Чесноков:

Иногда бывает вам желательно
Действие иль признак пояснить.
Это значит: нужно обязательно
Вам наречие на пользу пригласить.

III. Орфографическая разминка

Слайд 7.

 – Сегодня в интернете я обнаружила электронное письмо и посчитала, что это интересный материла для лингвистического исследования. Мои уважаемые юные исследователи! Это письмо есть у вас на карточках розового цвета. Возьмите карточку и выполните, пожалуйста, задание.

Электронное письмо

Тетя, прашу тебя, помоги
Твоей племяннице Оле,
А то не будет некогда её ноги
В этой противной школе.
Мне вчера за дектант на слава
Учитель поставил два,
А сам сказал, что маю работу
Даже несмог никто прочитать.
Попраси его, тетя, исправить двойку
И паставить мне пять.

Задание:

1. Исправьте ошибки.
2. Подсчитайте количество допущенных ошибок.
3. Определите, сколько наречий употреблено в тексте.

– Руководители лабораторий, я прошу выйти по 1 представителю, который исправит по 2 ошибки и объяснит правописание слов. (Ученики по очереди выходят, исправляют ошибки.) За каждый ответ, в зависимости от его качества, исследователи получают бонусы – смайлики!
– Сколько сделано ошибок в письме?
Ответ: 8.
– Сколько в этом письме наречий?
Ответ: 2 – никогда, вчера.

– Сдайте, пожалуйста, карточки для обработки данных.


Слайд 8.

– Обратим внимание на наречие никогда. Знает ли девочка, правило правописания приставок отрицательных наречий?
– Как вы считаете, к какому результату может привести незнание этого правила?
Ответ: Незнание этого правила может привести к грамматическим ошибкам и искажению смысла текста.
– Нам нужно знать это правило?
– Давайте сформулируем тему занятия.
– Чем мы должны будем овладеть, чтобы не сделать ошибок?


Ответ: Тема урока: Буквы Еи И в приставках НЕ- и НИ- отрицательных наречий. (Дети записывают в тетрадь число, тему урока.)

– Какую учебную задачу мы перед собой ставим в связи с этой темой?


Ответ:
1. Вывести правило написания Е, И в приставках отрицательных наречий.
2. Научиться правильно писать НЕ и НИ в отрицательных наречиях.

IV. Исследования.

Слайд 9.

Исследование № 2

– Предлагаю приступить ко 2-ому исследованию. Возьмите карточку жёлтого цвета и, пожалуйста, выполните задание.

е или и?

н...куда поехать н..куда не выезжать
н…где заниматься н…где не появляться
н…когда отдыхать н...когда не торопиться
н…зачем идти н…как не соглашаться
н…откуда ждать поддержки н…откуда не ждать
н…где остановиться н…сколько не устать

Задание:

  1. Вставьте пропущенные буквы (Е или И).

  2. В какой морфеме пропущена орфограмма?

  3. Сделайте вывод, от чего зависит выбор Е или И в приставках отрицательных наречий.

  4. Объясните суть вашего открытия, сформулировав правило.

– Проверяем путём взаимопроверки. Обменялись карточками, проверили. Вам 2 минуты на проверку.

Слайд 10. Проверим!

– Сверим то, что у вас получилось. Смотрим на экран!

Слайды 11, 12. Сравним с местоимением.

Слайды 13, 14. Образование отрицательных наречий (алгоритм).

– Руководители лабораторий, выберите представителя, который на примере любых 3 словосочетаний продемонстрирует ваши выводы.
Ответ: 1. Отрицательные наречия образуются от вопросительных наречий при помощи приставок.

Слайды 15, 16. Какой вывод?

– Замечательно! Вы очень хорошо справились. Давайте обобщим суть ваших открытий.

Ответ: 2. В приставках отрицательных наречий пишется Е, если ударение падает на приставку. В приставках отрицательных наречий пишется И, если ударение не падает на приставку.

Эксперимент:

– Проведём эксперимент. Попробуйте вставить Е вместо И и наоборот.
– Получилось?
Ответ: Нет.
– Эксперимент подтверждает правильность наших выводов?
Ответ: Да.

– Молодцы!

V. Физкультминутка.

– А сейчас физкультминутка! Прошу всех встать, выйти из-за парт и встать в одну линеечку. Выполняем упражнения. (Дети вместе с учителем выполняют упражнения).

– Очень весело и энергично мы выполнили упражнения. Вы не только отлично справляетесь с научно-исследовательской работой, но и отличные спортсмены Олимпийского резерва! Всем спасибо! Успокоились! Продолжаем работу!

VI. Закрепление изученного.

  1. Работа с учебником.

– Сравним наши выводы с готовыми выводами науки. Откройте, пожалуйста, § 37 учебника. Прочитайте правило. (Один ученик читае вслух.) В чём мы убедились?
Ответ: В учебнике то же правило, что вывели мы сами.
– Какие мы молодцы. Ваши выводы полностью совпадают с выводами лингвистов!
– Уважаемые молодые учёные! Нужно зафиксировать полученные результаты. Сдайте, пожалуйста, ваши материалы для анализа.

Слайд 13 – 16. – Ещё раз прокомментируйте, пожалуйста, данные слайды (слайды по правилу).

Слайд 13,16. Запишите схемы алгоритма в тетрадь.

  1. Работа № 1 на карточках.

Слайд 17.

 – Для подтверждения наших выводов проведём 3 исследование. Выполните задание на карточке зелёного цвета.

Н…когда в стране Наречий
Жил очень странный гражданин.
Н.. с кем и н…когда он не дружил
И дружбою н…чуть не дорожил.
Н… с кем принципиально не общался,
Н…где и н…кому не улыбался,
Но как-то раз, весной, попав в беду,
Сказал он вслух в полубреду:
«Без дружбы не прожить совсем н…как,
И дружба вовсе не пустяк!»

Задание:

1. Вставьте в слова пропущенные орфограммы.
2. Разное (дифференцированное) для 4 групп:

1 группа учащихся: – Выпишите из текста отрицательные наречия с приставкой НИ, объясните правописание. ( ничуть, нигде, никак)
2 группа учащихся: – Определите способ образования отрицательных наречий и нарисуйте словообразовательную модель, соответствующую способу образования отрицательных наречий.
3 группа учащихся: – Выпишите из текста отрицательные местоимения, объясните правописание.(ни с кем, никому)
4 группа учащихся: – Выпишите из текста отрицательные наречия с приставкой НЕ, объясните правописание.(некогда)


– Сделайте общие выводы по исследованию. Что общего в правописании отрицательных наречий и местоимений? Чем их правописание отличается?


Ответ: У отрицательных наречий и местоимений одинаковое правило правописания приставок, но они отвечают на разные вопросы. Отличает их и то, что местоимения, разделённые предлогом, пишутся в три слова (не с кем – частица, предлог, местоимение), а у отрицательных наречий предлогов не может быть.

  1. Работа № 2 на карточках.



Слайд 18. Творческое задание. (Выполняется «сильными» учащимися на заранее заготовленных карточках голубого цвета.)


Восстановите текст. Вставьте про­пущенные отрицательные наречия.

1) Ум - одежда, которая……….. (никогда) не износит­ся, знание - родник, который …………..(никогда) не исчер­паешь.

2) Языком и туда, и сюда, а делами не годится …………(никуда).

3) Приходится вертеться, если ……………..(некуда) деться.

4) Кругом шелестела листва, пели птицы, а спа­сения ждать было…………. (неоткуда).

5) Он …………..(никак) не ожидал, что мне с ним будет интересно.

6) Она …………..(никак) не походила на свою сестру.


– Обратите внимание, что все наречия тесно связаны с какой частью речи?

Ответ: В этих предложениях наречия связаны с глаголами.

  1. Творческое задание. Работа у доски. (Учащийся записывает все предложения на доске.)

Слайд 20.

Преобразуйте помещённые в скобках словосочетания с неопределённой формой глагола сначала в деепричастные , а затем в причастные обороты.

1. Российские спотрсмены (н…сколько не ослабить усилия во время тренировок) продолжают подготовку к Олимпиаде 2014 года.

2. Антон (н…когда соглашаться на отъезд из деревни) теперь придумывал разные хитрости.

– Подобные задания входят в тестовые экзаменационные варианты ГИА в 9 классе.

Слайд 21, 22.

– Проверяем работы. Таким образом, мои юные учёные, вы сейчас овладели очень важными навыками, необходимыми на экзамене ГИА в 9 классе, а затем и в 11 на ЕГЭ.

– На этих примерах мы видим, что наречие действительно дружит с глаголом: примыкает к нему по смыслу, поясняет, уточняет глагол, придаёт ему чёткость. То есть составляет словосочетания. А с какими частями речи ещё дружит наречие?

Ответ: Наречие ещё составляет словосочетания с причастиями и деепричастиями по смыслу, то есть примыкает.

– Молодцы!

  1. Игра разгадывание кроссворда.

– Любите разгадывать кроссворды? Давайте ещё поработаем творчески, поиграем – заполним кроссворд и одновременно вспомним ещё многое из того, что вы уже знаете. Задание перед вами на столах.

Слайд 23. Кроссворд. Совместное разгадывание. (При наличии времени.)

Кроссворд

1. Антоним к слову всегда.
2. Синоним к слову тщательно.
3. Синоним к слову около.
4. Синоним к слову единодушно.
5. Антоним к слову редко.
6. Смотреть из-под насупленных бровей.
7. Синоним к словосочетанию каждый день.

Слова для справок: рядом, аккуратно, единогласно, ежедневно, исподлобья, часто, никогда.

– Что мы называем антонимом? Что мы называем синонимом? Продолжите фразу: «Из-под насупленных бровей – это … (фразеологизм).»

– Молодцы!

VII. Релаксация.

Слайд 25.

– Наше занятие подходит к концу. Мне очень интересно от вас услышать…

( Учитель вразброс задаёт вопросы разным ученикам и всему классу.)

  • Какой момент урока был самым интересным?

  • Когда заскучал?

  • Какое открытие сделал на уроке?

  • Что бы изменил?

  • Что порекомендуешь одноклассникам?

VIII. Домашнее задание

Слайд 26.

– Откройте, пожалуйста, дневники и запишите домашнее задание:

  1. Выучить правило § 37.

  2. На дом я вам предлагаю творческое задание: придумать сказку об отрицательных наречиях, а кому покажется трудно – упр. 228.

XI. Подведение итогов урока

– Уважаемые исследователи! Давайте вспомним, какие задачи мы ставили в начале урока?
Ответ: 1. Вывести правило написания Е, И в приставках отрицательных наречий. 2. Научиться эти наречия правильно писать.
– Удалось нам решить поставленные задачи?
Ответ: Да.
– Кто может сказать, от чего зависит выбор букв Е и И в отрицательных наречиях?
Ответ: От ударения.

– Что ещё вспомнили, повторили? Чему научились?

Ответ: Вспомнили синонимы, антонимы, фразеологизмы. Научились преобразовывать глаголы с наречием в причастный и деепричастный обороты.
– Молодцы! Я рада, что нам удалось так плодотворно поработать. Учёные секретари, помогите собрать оценочные листы у тех, кто ещё несдал.

X. Комментирование выставленных оценок.

Слайд 27. 

– Несмотря на то, что на улице холодно, снежно, мне было с вами комфортно, замечательно!
– Если вам на уроке всё было ясно, понятно, то, уходя, прикрепите к символу нашего урока своё солнышко, если скучно – тучку.
– Спасибо за урок. Приятно было с вами поработать! До свидания!































































9



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей