СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект по литературному чтению. Тема: А.С. Пушкин «За весной, красой природы».

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

ПМ 04. ПК 4.4. Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений и др.

Просмотр содержимого документа
«План-конспект по литературному чтению. Тема: А.С. Пушкин «За весной, красой природы».»

Разрешаю________________

Допускаю________________

Оценка за урок: _____________









План-конспект

урока по литературному чтению

в 3А классе

16.10.17.

дата















Консультация учителя________________

Консультация методиста________________

План-конспект урока литературного чтения

УМК: «Школа России» 3 класс

(Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. Литературное чтение, 3 класс 1 ч. стр 82-86 )

Организационно-деятельностный компонент:

Дата: 16.10.2018 г.

Время: 11:35-12:20

Место: МАОУ СОШ №4, кабинет №5

Класс: 3 «А»

Целевой компонент урока:

Тема: А.С. Пушкин «За весной, красой природы».

Цель: создание благоприятных условий для воспитания любви к природе через содержание произведения А.С. Пушкина «За весной, красой природы».

Задачи:

Образовательные: способствовать продуктивному осуществлению познавательной деятельности через знакомство обучающихся с содержанием стихотворения А.С. Пушкина «За весной, красой природы» ; формирование первоначальных представлений о жизни и творчестве А.С. Пушкина.

Развивающие: способствовать развитию познавательной активности обучающихся посредством работы над содержанием стихотворения А.С. Пушкина «За весной, красой природы», развитие связной речи детей, обогащению словарного запаса; умению анализировать, выделять главное, обобщать, делать выводы, мыслить логически; развитие навыка чтения; умению находить слова, которые описывают эмоциональное состояние поэта; развитие читательского интереса к стихотворениям А.С. Пушкина, к детской литературе; развитию умения работать в парах;

Воспитательные: способствовать воспитанию любви к природе и бережного отношения к ней, к прекрасному; воспитание вдумчивого чтеца;

Здоровьесберегающие: соблюдение СанПиН, чередование видов деятельности, применение методов, способствующих активизации учебной деятельности обучающихся, создание положительного эмоционального микроклимата (позитивного психического и эмоционального микроклимата), применение на уроке ИКТ в соответствии с гигиеническими нормами, проведение физминутки.







Планируемые результаты:

Личностные: воспитание любви к природе; формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности, положительного отношения к процессу познания, к чтению; умение проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения, понимать и ценить поэтическое слово.

Метапредметные:

Формирование познавательных универсальных учебных действий: умение осознавать познавательную задачу, читать, извлекая нужную информацию, строить логическую цепочку рассуждений, овладение основами смыслового чтения, сравнивать, обобщать, делать выводы; анализировать изобразительно – выразительные средства, умение осознавать смысл незнакомых слов и выражений в процессе чтения и обсуждения.

Формирование регулятивных универсальных учебных действий: умение ставить перед собой задачи; планировать свои действия в соответствии с поставленными задачами и условиями их реализации, осуществлять анализ, самоанализ, самоконтроль, взаимоконтроль, взаимооценку учебной деятельности, вносить коррективы с учётом характера сделанных ошибок.

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; умение слушать и понимать других,

отвечать на вопросы, задавать вопросы друг другу, вести диалог с учителем и сверстниками, грамотно и аргументировано отстаивать свою позицию, умение грамотно строить монологическую и диалогическую речь, умение выделять жанровые особенности стихотворения .

Предметные: умение правильно, сознательно, выразительно читать, развитие правильной литературной речи, четкой дикции, образного и логического мышления ,внимания учащихся, развитие умения работать с текстом стихотворения: читать, анализировать, выделять жанровые особенности стихотворения, образы , выявлять главную мысль, определять тему, отвечать на вопросы, задавать вопросы друг другу, понимать и оценивать поэтическое слово, участвовать в обсуждении прочитанного стихотворения, определять жанровые особенности стихотворения.

Тип урока: открытие новых знаний

Форма работы: фронтальная, работа в парах .

Содержательный компонент урока

Ход урока

  1. Организация начала урока.

  1. Приветствие

У.: -Здравствуйте дети, меня зовут Анастасия Сергеевна, сегодня урок литературного чтения проведу у вас я.

2)Проверка готовности к уроку

У.:- . Проверьте, всё ли необходимое для урока лежит у вас на парте(учебник, пенал). Уберите всё лишнее с парты.
Садитесь.

3) Мотивация к учебной деятельности.

У.: - Ребята, начинаем урок литературного чтения.

Вот звонок нам дал сигнал –

Поработать час настал.

Так что время не теряем

И работать начинаем.

У: - Кто готов работать на уроке активно? Поднимите руки.

У: - Кто готов помогать друг другу?

У: - Кто готов рассуждать и доказывать свое мнение?

У: - Это нам необходимо, чтобы у нас всё получилось. Теперь приступаем к работе.

II.Открытие новой темы. Целеполагание.

У.: Откройте учебник на странице 82 и посмотрите на портрет писателя. Кто изображен на портрете?

Д.:- Здесь портрет А. С. Пушкина

У.:- На с. 82 учебника мы видим репродукцию портрета Пуш­кина, который был выполнен в 1827 г. выдающимся русским живописцем, современником поэта В. Тропининым. Считается, что это самый удачный портрет Пушкина, предельно точно пере­дающий его облик: открытое, умное лицо, внимательные глаза, проницательный взгляд, свободная одежда, выразительная рука, рука человека, обладающего большой силой воли, привыкшая к труду. Здесь же мы видим автопортрет и рисунки, выполненные са­мим поэтом. Свои рисунки он часто делал прямо в рукописях, на тех местах, где были записаны стихи. Мы видим, каким талант­ливым был этот человек.

(Слайд 1)

У.:- Что вы о нем знаете? Какие произведения Александра Сер­геевича вы читали или знаете?

Д.:- А.С. Пушкин- это знаменитый русский поэт. Написал очень много сказок, также он написал много стихотворений.

Перечисление прочитанных произведений детьми.

У.: - Предположите, как же будет звучать тема нашего сегодняшнего урока?

Д.: - Жизнь и творчество А. С.Пушкина

У.: - Верно! А также мы познакомимся с отрывком из поэмы «Цыганы», «За весной, красой природы»

У.:- Кто готов полностью озвучить тему нашего сегодняшнего урока?

(Слайд 2)

Д.:- А.С. Пушкин «За весной, красой природы»

У.:- Правильно! Попробуйте определить цель и задачи урока, используя «слова-помощники»: познакомимся, узнаем, будем учиться… (Слайд 3)

У: Послушайте небольшой рассказ, который поможет вам не только вспомнить, но и узнать новое о А.С. Пушкине.

III. Открытие новых умений и знаний

1)Подготовительная работа

А)Краткие биографические сведения об авторе.

(Слайд 4)

У.: – Великий русский поэт и писатель Александр Сергеевич Пушкин родился в Москве 6 июня 1799г. Также Пушкин является создателем русского литературного языка. С раннего детства Пушкин рос и воспитывался в литературной среде.

(Слайд 5)

Отец Александра Сергеевича, Пушкин Сергей Львович, был ценителем литературы, имел большую библиотеку. Дядя, Василий Львович, был известным поэтом.

(Слайд 6)

Александр Сергеевич Пушкин в 5 лет научился читать по-французски и охотно делал это сам. Но больше любил, когда ему читали вслух.

(Слайд 7)

Огромное влияние на будущего поэта оказала его няня, Арина Родионовна, которую поэт будет вспоминать всю свою жизнь и посвятит немало литературных произведений. Няня Арина Родионова и дядька Никита рассказывали сказки, которые запали в душу мальчика на всю жизнь. Некоторые сказки Пушкин записал в стихах.

(Слайд 8)

Когда Пушкину исполнилось 6 лет, он впервые приехал к бабушке в имение Захарово. Именно бабушка научила поэта писать по-русски.

(Слайд 9)

Красота полей, лугов и леса поразила воображение будущего поэта.

(Слайд 10)

Первое стихотворение, которое было опубликовано, называлось «К другу стихотворцу».

(Слайд 11)

В 1817 году Александр Сергеевич Пушкин дописал свою знаменитую поэму «Руслан и Людмила».

(Слайд 12)

9 февраля 1837 года Пушкин стрелялся на дуэли с Дантесом, был смертельно ранен и скончался 10 февраля в своём доме.

IV. Первичное чтение стихотворения А.С. Пушкина «За весной ,красой природы», анализ первичного восприятия.

У.: Александр Сергеевич Пушкин не раз повторял, что осень – его любимое время года. Сейчас я прочитаю вам отрывок из поэмы «Цыганы».

(Слайд 13)

За весной, красой природы, 
Лето знойное пройдет — 
И туман и непогоды 
Осень поздняя несет: 
Людям скучно, людям горе; 
Птичка в дальние страны, 
В теплый край, за сине море 
Улетает до весны.

У.: Как автор называет весну?

Д.: Автор называет весну красой природы

У.: Какое настроение передает это стихотворение?

О.: Грустное, печальное.

У.: Почему людям скучно становится, когда приходит осень?

Д.:- Людям становится скучно потому, что осень несёт и туман, и непогоду, птицы улетают в дальние края.

А) Словарная работа

(Слайд 14)

У: В стихотворении нам встретятся непонятные слова. Попытайтесь объяснить их значение.

У.:- Объясни значение слова «знойный», «горе», «непогода». 

Д.:-  Знойный- жаркий , пышущий зноем

Горе- несчастье, беда

Непогода- ненастье, слякоть

(Слайд 15)

У.:- Что такое синонимы?

Д.:- Это слова, различные по звучанию и написанию, но имеющие одинаковое или очень близкое лексическое значение

У.:- Подберите синонимы к слову «скучно»

Д.:- Безотрадно,  горько, жалобно, невесело, неинтересно, нерадостно, однообразно,  тоскливо, уныло

(Слайд 16)

У.:- Что такое антонимы?

Д.:- Это слова одной части речи, различные по звучанию и написанию, имеющие прямо противоположные лексические значения

У.:- Подберите антонимы к словам «знойное (лето)», «поздняя (осень)»

Д.:- Холодное лето , ранняя осень.

У.:- Ребята, а кто мне скажет, что такое эпитет?

Д.:- Эпитет- это определение при слове, влияющее на его выразительность, красоту произношения.

(Слайд 17)

У.:- Найдите эпитеты в стихотворении и озвучьте их вместе со словами, к которым они относятся.

Д.:- Знойное  лето,  весна, краса  природы

У.:- Молодцы!

V. Физминутка

1. И.п. - стойка ноги врозь, руки на туловище. 1 –наклонить голову вперед. 2 – назад. 3-влево. 4-вправо. Повторить 2 раза. Темп средний.

2. И.п. - стойка ноги врозь, руки на туловище 1 - 2 – наклоны туловища вперед, 3 - 4 - назад, 5 - 6 – влево. 7-8 – вправо. Повторить 2 раза . Темп средний.

3. И.п. - стойка ноги врозь. 1 - 2 - наклон вперед, правая рука скользит вдоль ноги вниз, левая, сгибаясь, вдоль тела вверх, 3 - 4 - и.п., 5 - 8 - то же в другую сторону. Повторить 2 раз. Темп средний.

Б) Речевая разминка

(Слайд 18)

У.: Скинуло кафтан зелёный лето,

Отсвистели жаворонки всласть,

Осень в шубу жёлтую одета,

По лесам с метёлкою прошлась.

Раструбили журавли по рощам,

Будто осень замуж собралась.

Верба платье в озере полощет.

Лисью шапку примеряет вяз. 

У: Найдите в стихотворении и прочитайте только глаголы

Д:  Скинуло, отсвистели, одета, прошлась, раструбили, собра­лась, полощет, примеряет (Выключаем доску)

У: Почитаем весь текст, выделяя голосом глаголы

Д: Дети читают текст

У: Прочитайте скороговоркой

Д: Дети читают скороговоркой

У: А сейчас медленно, выразительно, выделяя голосом нужные слова

Д: Дети читают медленно, выразительно, выделяя голосом нужные слова

VI. Вторичное чтение стихотворения, анализ поэтических образов.

У.: Откройте учебник на странице 85 и прочитайте стихотворение про себя.

У.:- Кто хочет прочитать это стихотворение выразительно?

О. :- (прочитали стихотворение)

VII. Открытие новых умений и знаний. (продолжение)

Работа в парах.

У.:- Прочитайте текст об А.С. Пушкине на странице 84-85 и ответьте на вопросы , которые представлены на карточках

(Слайд 19)

- Когда и где родился А.С. Пушкин? (6 июня 1799г. в Москве) 

- Что значит предложение: «Пушкин вошел в жизнь празднично»? (В тот день по всей России звонили колокола в честь рождения внучки императора Павла I.)

-На каком языке говорили в семье Пушкина? (В семье говорили на французском языке.) 

-Когда А. Пушкин начал сочинять стихи? (Он начал сочинять рано, когда был совсем маленьким.)

-Кто учил его писать по-русски? (Писать по-русски учила его бабушка.) 

-Кто ему рассказывал сказки? (Няня Арина Родионовна и дядька Никита.)

У.: Правильно, молодцы!

VIII. Подведение итогов. Рефлексия.

Беседа

У.:- Какой раздел мы начали изучать?

Д.:- «Великие русские писатели»

У.:- Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?

Д.:- Ответы детей

У.:- Молодцы!

Рефлексия

У.: Ребята, поднимите цветной кружок, который отражает вашу работу на уроке:

Зеленый – отлично,

Желтый – хорошо,

Красный – плохо.

IX. Домашнее задание.

(Слайд 20)

Подготовить выразительное чтение стихотворения «За весной, красой природы...». Узнать новое о жизни и творчестве А.С. Пуш­кина. Подготовить сообщение.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!