Разрешаю________________
Допускаю________________
Оценка за урок: _____________
План-конспект
урока по литературному чтению
в 3А классе
16.10.17.
дата
Консультация учителя________________
Консультация методиста________________
План-конспект урока литературного чтения
УМК: «Школа России» 3 класс
(Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. Литературное чтение, 3 класс 1 ч. стр 82-86 )
Организационно-деятельностный компонент:
Дата: 16.10.2018 г.
Время: 11:35-12:20
Место: МАОУ СОШ №4, кабинет №5
Класс: 3 «А»
Целевой компонент урока:
Тема: А.С. Пушкин «За весной, красой природы».
Цель: создание благоприятных условий для воспитания любви к природе через содержание произведения А.С. Пушкина «За весной, красой природы».
Задачи:
Образовательные: способствовать продуктивному осуществлению познавательной деятельности через знакомство обучающихся с содержанием стихотворения А.С. Пушкина «За весной, красой природы» ; формирование первоначальных представлений о жизни и творчестве А.С. Пушкина.
Развивающие: способствовать развитию познавательной активности обучающихся посредством работы над содержанием стихотворения А.С. Пушкина «За весной, красой природы», развитие связной речи детей, обогащению словарного запаса; умению анализировать, выделять главное, обобщать, делать выводы, мыслить логически; развитие навыка чтения; умению находить слова, которые описывают эмоциональное состояние поэта; развитие читательского интереса к стихотворениям А.С. Пушкина, к детской литературе; развитию умения работать в парах;
Воспитательные: способствовать воспитанию любви к природе и бережного отношения к ней, к прекрасному; воспитание вдумчивого чтеца;
Здоровьесберегающие: соблюдение СанПиН, чередование видов деятельности, применение методов, способствующих активизации учебной деятельности обучающихся, создание положительного эмоционального микроклимата (позитивного психического и эмоционального микроклимата), применение на уроке ИКТ в соответствии с гигиеническими нормами, проведение физминутки.
Планируемые результаты:
Личностные: воспитание любви к природе; формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности, положительного отношения к процессу познания, к чтению; умение проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения, понимать и ценить поэтическое слово.
Метапредметные:
Формирование познавательных универсальных учебных действий: умение осознавать познавательную задачу, читать, извлекая нужную информацию, строить логическую цепочку рассуждений, овладение основами смыслового чтения, сравнивать, обобщать, делать выводы; анализировать изобразительно – выразительные средства, умение осознавать смысл незнакомых слов и выражений в процессе чтения и обсуждения.
Формирование регулятивных универсальных учебных действий: умение ставить перед собой задачи; планировать свои действия в соответствии с поставленными задачами и условиями их реализации, осуществлять анализ, самоанализ, самоконтроль, взаимоконтроль, взаимооценку учебной деятельности, вносить коррективы с учётом характера сделанных ошибок.
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; умение слушать и понимать других,
отвечать на вопросы, задавать вопросы друг другу, вести диалог с учителем и сверстниками, грамотно и аргументировано отстаивать свою позицию, умение грамотно строить монологическую и диалогическую речь, умение выделять жанровые особенности стихотворения .
Предметные: умение правильно, сознательно, выразительно читать, развитие правильной литературной речи, четкой дикции, образного и логического мышления ,внимания учащихся, развитие умения работать с текстом стихотворения: читать, анализировать, выделять жанровые особенности стихотворения, образы , выявлять главную мысль, определять тему, отвечать на вопросы, задавать вопросы друг другу, понимать и оценивать поэтическое слово, участвовать в обсуждении прочитанного стихотворения, определять жанровые особенности стихотворения.
Тип урока: открытие новых знаний
Форма работы: фронтальная, работа в парах .
Содержательный компонент урока
Ход урока
Организация начала урока.
Приветствие
У.: -Здравствуйте дети, меня зовут Анастасия Сергеевна, сегодня урок литературного чтения проведу у вас я.
2)Проверка готовности к уроку
У.:- . Проверьте, всё ли необходимое для урока лежит у вас на парте(учебник, пенал). Уберите всё лишнее с парты.
Садитесь.
3) Мотивация к учебной деятельности.
У.: - Ребята, начинаем урок литературного чтения.
Вот звонок нам дал сигнал –
Поработать час настал.
Так что время не теряем
И работать начинаем.
У: - Кто готов работать на уроке активно? Поднимите руки.
У: - Кто готов помогать друг другу?
У: - Кто готов рассуждать и доказывать свое мнение?
У: - Это нам необходимо, чтобы у нас всё получилось. Теперь приступаем к работе.
II.Открытие новой темы. Целеполагание.
У.: Откройте учебник на странице 82 и посмотрите на портрет писателя. Кто изображен на портрете?
Д.:- Здесь портрет А. С. Пушкина
У.:- На с. 82 учебника мы видим репродукцию портрета Пушкина, который был выполнен в 1827 г. выдающимся русским живописцем, современником поэта В. Тропининым. Считается, что это самый удачный портрет Пушкина, предельно точно передающий его облик: открытое, умное лицо, внимательные глаза, проницательный взгляд, свободная одежда, выразительная рука, рука человека, обладающего большой силой воли, привыкшая к труду. Здесь же мы видим автопортрет и рисунки, выполненные самим поэтом. Свои рисунки он часто делал прямо в рукописях, на тех местах, где были записаны стихи. Мы видим, каким талантливым был этот человек.
(Слайд 1)
У.:- Что вы о нем знаете? Какие произведения Александра Сергеевича вы читали или знаете?
Д.:- А.С. Пушкин- это знаменитый русский поэт. Написал очень много сказок, также он написал много стихотворений.
Перечисление прочитанных произведений детьми.
У.: - Предположите, как же будет звучать тема нашего сегодняшнего урока?
Д.: - Жизнь и творчество А. С.Пушкина
У.: - Верно! А также мы познакомимся с отрывком из поэмы «Цыганы», «За весной, красой природы»
У.:- Кто готов полностью озвучить тему нашего сегодняшнего урока?
(Слайд 2)
Д.:- А.С. Пушкин «За весной, красой природы»
У.:- Правильно! Попробуйте определить цель и задачи урока, используя «слова-помощники»: познакомимся, узнаем, будем учиться… (Слайд 3)
У: Послушайте небольшой рассказ, который поможет вам не только вспомнить, но и узнать новое о А.С. Пушкине.
III. Открытие новых умений и знаний
1)Подготовительная работа
А)Краткие биографические сведения об авторе.
(Слайд 4)
У.: – Великий русский поэт и писатель Александр Сергеевич Пушкин родился в Москве 6 июня 1799г. Также Пушкин является создателем русского литературного языка. С раннего детства Пушкин рос и воспитывался в литературной среде.
(Слайд 5)
Отец Александра Сергеевича, Пушкин Сергей Львович, был ценителем литературы, имел большую библиотеку. Дядя, Василий Львович, был известным поэтом.
(Слайд 6)
Александр Сергеевич Пушкин в 5 лет научился читать по-французски и охотно делал это сам. Но больше любил, когда ему читали вслух.
(Слайд 7)
Огромное влияние на будущего поэта оказала его няня, Арина Родионовна, которую поэт будет вспоминать всю свою жизнь и посвятит немало литературных произведений. Няня Арина Родионова и дядька Никита рассказывали сказки, которые запали в душу мальчика на всю жизнь. Некоторые сказки Пушкин записал в стихах.
(Слайд 8)
Когда Пушкину исполнилось 6 лет, он впервые приехал к бабушке в имение Захарово. Именно бабушка научила поэта писать по-русски.
(Слайд 9)
Красота полей, лугов и леса поразила воображение будущего поэта.
(Слайд 10)
Первое стихотворение, которое было опубликовано, называлось «К другу стихотворцу».
(Слайд 11)
В 1817 году Александр Сергеевич Пушкин дописал свою знаменитую поэму «Руслан и Людмила».
(Слайд 12)
9 февраля 1837 года Пушкин стрелялся на дуэли с Дантесом, был смертельно ранен и скончался 10 февраля в своём доме.
IV. Первичное чтение стихотворения А.С. Пушкина «За весной ,красой природы», анализ первичного восприятия.
У.: Александр Сергеевич Пушкин не раз повторял, что осень – его любимое время года. Сейчас я прочитаю вам отрывок из поэмы «Цыганы».
(Слайд 13)
За весной, красой природы,
Лето знойное пройдет —
И туман и непогоды
Осень поздняя несет:
Людям скучно, людям горе;
Птичка в дальние страны,
В теплый край, за сине море
Улетает до весны.
У.: Как автор называет весну?
Д.: Автор называет весну красой природы
У.: Какое настроение передает это стихотворение?
О.: Грустное, печальное.
У.: Почему людям скучно становится, когда приходит осень?
Д.:- Людям становится скучно потому, что осень несёт и туман, и непогоду, птицы улетают в дальние края.
А) Словарная работа
(Слайд 14)
У: В стихотворении нам встретятся непонятные слова. Попытайтесь объяснить их значение.
У.:- Объясни значение слова «знойный», «горе», «непогода».
Д.:- Знойный- жаркий , пышущий зноем
Горе- несчастье, беда
Непогода- ненастье, слякоть
(Слайд 15)
У.:- Что такое синонимы?
Д.:- Это слова, различные по звучанию и написанию, но имеющие одинаковое или очень близкое лексическое значение
У.:- Подберите синонимы к слову «скучно»
Д.:- Безотрадно, горько, жалобно, невесело, неинтересно, нерадостно, однообразно, тоскливо, уныло
(Слайд 16)
У.:- Что такое антонимы?
Д.:- Это слова одной части речи, различные по звучанию и написанию, имеющие прямо противоположные лексические значения
У.:- Подберите антонимы к словам «знойное (лето)», «поздняя (осень)»
Д.:- Холодное лето , ранняя осень.
У.:- Ребята, а кто мне скажет, что такое эпитет?
Д.:- Эпитет- это определение при слове, влияющее на его выразительность, красоту произношения.
(Слайд 17)
У.:- Найдите эпитеты в стихотворении и озвучьте их вместе со словами, к которым они относятся.
Д.:- Знойное лето, весна, краса природы
У.:- Молодцы!
V. Физминутка
1. И.п. - стойка ноги врозь, руки на туловище. 1 –наклонить голову вперед. 2 – назад. 3-влево. 4-вправо. Повторить 2 раза. Темп средний.
2. И.п. - стойка ноги врозь, руки на туловище 1 - 2 – наклоны туловища вперед, 3 - 4 - назад, 5 - 6 – влево. 7-8 – вправо. Повторить 2 раза . Темп средний.
3. И.п. - стойка ноги врозь. 1 - 2 - наклон вперед, правая рука скользит вдоль ноги вниз, левая, сгибаясь, вдоль тела вверх, 3 - 4 - и.п., 5 - 8 - то же в другую сторону. Повторить 2 раз. Темп средний.
Б) Речевая разминка
(Слайд 18)
У.: Скинуло кафтан зелёный лето,
Отсвистели жаворонки всласть,
Осень в шубу жёлтую одета,
По лесам с метёлкою прошлась.
Раструбили журавли по рощам,
Будто осень замуж собралась.
Верба платье в озере полощет.
Лисью шапку примеряет вяз.
У: Найдите в стихотворении и прочитайте только глаголы
Д: Скинуло, отсвистели, одета, прошлась, раструбили, собралась, полощет, примеряет (Выключаем доску)
У: Почитаем весь текст, выделяя голосом глаголы
Д: Дети читают текст
У: Прочитайте скороговоркой
Д: Дети читают скороговоркой
У: А сейчас медленно, выразительно, выделяя голосом нужные слова
Д: Дети читают медленно, выразительно, выделяя голосом нужные слова
VI. Вторичное чтение стихотворения, анализ поэтических образов.
У.: Откройте учебник на странице 85 и прочитайте стихотворение про себя.
У.:- Кто хочет прочитать это стихотворение выразительно?
О. :- (прочитали стихотворение)
VII. Открытие новых умений и знаний. (продолжение)
Работа в парах.
У.:- Прочитайте текст об А.С. Пушкине на странице 84-85 и ответьте на вопросы , которые представлены на карточках
(Слайд 19)
- Когда и где родился А.С. Пушкин? (6 июня 1799г. в Москве)
- Что значит предложение: «Пушкин вошел в жизнь празднично»? (В тот день по всей России звонили колокола в честь рождения внучки императора Павла I.)
-На каком языке говорили в семье Пушкина? (В семье говорили на французском языке.)
-Когда А. Пушкин начал сочинять стихи? (Он начал сочинять рано, когда был совсем маленьким.)
-Кто учил его писать по-русски? (Писать по-русски учила его бабушка.)
-Кто ему рассказывал сказки? (Няня Арина Родионовна и дядька Никита.)
У.: Правильно, молодцы!
VIII. Подведение итогов. Рефлексия.
Беседа
У.:- Какой раздел мы начали изучать?
Д.:- «Великие русские писатели»
У.:- Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?
Д.:- Ответы детей
У.:- Молодцы!
Рефлексия
У.: Ребята, поднимите цветной кружок, который отражает вашу работу на уроке:
Зеленый – отлично,
Желтый – хорошо,
Красный – плохо.
IX. Домашнее задание.
(Слайд 20)
Подготовить выразительное чтение стихотворения «За весной, красой природы...». Узнать новое о жизни и творчестве А.С. Пушкина. Подготовить сообщение.