СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект по русскому языку в 7 классе на тему "Предлог как часть речи"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок изучения новой темы с мини-исследовательской работой

Просмотр содержимого документа
«План-конспект по русскому языку в 7 классе на тему "Предлог как часть речи"»

Тема: Предлог как часть речи Класс: 7

Цели: познакомиться со служебными частями речи (предлогами), формировать умения определять роль предлога в предложении, уметь находить предлоги в тексте и характеризовать их; развивать речевую компетентность по составлению связного текста, орфографическую зоркость; воспитывать внимание

Планируемые результаты УУД:

Личностные:

а) через правильное употребление предлогов воспитывать культуру речи;

б) вырабатывать навыки групповой работы.  

Метапреметные:

а) развивать аналитическое мышление, умение систематизировать и обобщать полученные знания с помощью языковых средств.

Предметные:

а) закрепить теоретические сведения о предлоге как служебной части речи;

б) повторить морфологические признаки предлога;

в) закрепить представление об участии предлога в образовании падежных форм.

г) совершенствовать умения и навыки:

   - находить предлоги в тексте;

   - грамотно писать существительные с предлогами;

  - правильно и уместно пользоваться нужными предлогами в речевой практике.

Тип урока: изучение нового материала

Оборудование: слайд-презентация, листы оценивания, раздаточный материал, карточки

Ход урока

  1. Оргмомент (Слайд №1)

  2. Актуализация опорных знаний (проверка д.з)

  3. Работа по теме

1.Объяснение материала

Слово учителя

Слайд №2

Ребята, давайте с вами вспомним на какие 2 группы делятся предлоги? (самостоятельные, служебные, междометие. Учитель опрашивает про каждую часть речи).

Слайд №3

Ребята, посмотрите на эти 3 предложения и скажите, пожалуйста, чего не хватает в наших предложениях? Что изменилось? (В тексте не хватает предлогов. Предложения стали “нескладными”). Нарушилась грамматическая связь в предложениях. Почему в предложениях появилась “нескладность”? Попробуйте восстановить пропущенные предлоги самостоятельно. (Обучающиеся вставляют предлоги в текст, зачитывают получившиеся варианты). А теперь давайте проверим.

Слайд №4

Итак, мы смогли побороть “нескладность” путем восстановления предлогов в тексте. Получается, что такая маленькая часть речи как предлог, играет очень важную роль в языке.

Слайд №5

Так что же такое предлог, давайте рассмотрим вместе свами. Итак, предлог-это служебная часть речи, которая служит для связи слов в предложении.

Слайд №6, №7

Давайте посмотрим классификацию предлогов.

2.Физкультминутка

Слово учителя

А у нас физминутка! Ребята, я буду читать шуточное стихотворение, а вы, когда услышите предлог, хлопайте в ладоши. Ну что, готовы?

(Учитель читает наизусть шуточное стихотворение)

Чудесный выдался денек,
А я учу предлоги…
И, я шепчу, закрыв глаза,
Скрестив под стулом ноги:
“Что значит – “по”?
“Что значит – “за”?
И “за”, и “по” - предлоги, 
А хорошо бы за порог
И мчаться по дороге!
Какой бы выдумать предлог,
Чтоб не учить предлоги?

3.Задание на сообразительность

Слайд №7

Прочитайте предложения, вставьте пропущенные предлоги. Выделите грамматическую основу в предложениях. (Учащиеся выполняют задание)

Слайд №8

Проверяем (проверка 2-3 работ)

Слайд №9

4.Занимательная грамматика

Слайд №9

Проверяем.

Слово учителя

5.Мини-исследование текста по теме. Работа по группам (Учитель объясняет последовательность действий). Сегодня мы поработаем в группах с раздаточным материалом, выполним предложенные задания и пополним наши знания о предлоге.

1 группаПрочитайте и восстановите текст, вставьте предлоги. Выясните, на службе у каких частей речи предлоги находятся и с какими падежами употребляются? (Из какого произведения отрывок?)

… базарную площадь идет полицейский надзиратель Очумелов … новой шинели и … узелком … руке. …. ним шагает рыжий городовой … решетом, доверху наполненным конфискованным крыжовником. Кругом тишина... …. площади ни души... Открытые двери лавок и кабаков глядят …. свет божий уныло, как голодные пасти; …. них нет даже нищих.

Ответ 1 группы Через (В.п.) базарную площадь идет полицейский надзиратель Очумелов в (П. п.) новой шинели и с (Тв.п.) узелком в (П.п.) руке. За (Тв. п.) ним шагает рыжий городовой с (Тв. п.) решетом, доверху наполненным конфискованным крыжовником. Кругом тишина... На (П.п.) площади ни души... Открытые двери лавок и кабаков глядят на (В.п.) свет божий уныло, как голодные пасти; около (Р.п.) них нет даже нищих.

(7 предлогов употребляются с сущ., 2 с мест.)

2 группа Прочитайте текст. Найдите в тексте непроизводные и производные предлоги. Укажите общее количество предлогов, выясните, какие из них наиболее употребительные.

Гимназист VII класса Егор Зиберов милостиво подает Пете Удодову руку. Петя, двенадцатилетний мальчуган в сером костюмчике, пухлый и краснощекий, с маленьким лбом и щетинистыми волосами, расшаркивается и лезет в шкап за тетрадками. Занятие начинается. Согласно условию, заключенному с отцом Удодовым, Зиберов должен заниматься с Петей по два часа ежедневно, за что и получает шесть рублей в месяц. Готовит он его во II класс гимназии. (В прошлом году он готовил его в I класс, но Петя порезался.) 

Ответ 2 группы. Непроизводные : в, с, в, за, с, с, по, за, в, во, в, в. Производные: согласно. В тексте 13 предлогов. Наиболее употребительные – в (5), с(3).

6.Работа с учебником

Выполнение упражнений из учебника

7.Повторение темы

Рефлексия

Правда или ложь? (если да, то красная карточка, если нет- то зелёная)

Предлог – это самостоятельная часть речи. (-)

Предлоги бывают простыми и составными. (+)

Предлоги могут быть однозначными. (+)

В предложении предлог является дополнением. (-)

Предлог выражает зависимость одних слов от других в словосочетании и предложении. (+)

Предлог из-за является составным. (+)

Предлог благодаря является производным. (+)

По значению предлоги делятся на пространственные, целевые, временные и причинные. (+)

Предлог в течение пишется слитно. (-)

Ключ: +++-++++-

Самостоятельные части речи

Служебные части речи

1) есть лексическое и грамматическое значение;

2) изменяются (кроме наречия);

3) являются членами предложения;

4) употребляются самостоятельно

1) нет лексического и грамматического значения;

2) не изменяются;

3) не бывают членами предложения;

4) не употребляются без самостоятельной части речи

Рефлексия. Итоги урока

8.Оформляем в виде “Рыбьей кости”, оценивая приращение знаний (на доске)





(Предлог:

1- служебная часть речи

2 - простые и составные

3 - производные и непроизводные)


Выставление оценок. Комментирование
Домашнее задание


Приложение №1




Мини-исследование текста по теме. Работа по группам

1 группаПрочитайте и восстановите текст, вставьте предлоги. Выясните, на службе у каких частей речи предлоги находятся и с какими падежами употребляются? (Из какого произведения отрывок?)

… базарную площадь идет полицейский надзиратель Очумелов … новой шинели и … узелком … руке. …. ним шагает рыжий городовой … решетом, доверху наполненным конфискованным крыжовником. Кругом тишина... …. площади ни души... Открытые двери лавок и кабаков глядят …. свет божий уныло, как голодные пасти; …. них нет даже нищих.

_____________________________________________________________________________________

Мини-исследование текста по теме. Работа по группам

2 группа Прочитайте текст. Найдите в тексте непроизводные и производные предлоги. Укажите общее количество предлогов, выясните, какие из них наиболее употребительные.

Гимназист VII класса Егор Зиберов милостиво подает Пете Удодову руку. Петя, двенадцатилетний мальчуган в сером костюмчике, пухлый и краснощекий, с маленьким лбом и щетинистыми волосами, расшаркивается и лезет в шкап за тетрадками. Занятие начинается. Согласно условию, заключенному с отцом Удодовым, Зиберов должен заниматься с Петей по два часа ежедневно, за что и получает шесть рублей в месяц. Готовит он его во II класс гимназии. (В прошлом году он готовил его в I класс, но Петя порезался.) 

Мини-исследование текста по теме. Работа по группам

1 группаПрочитайте и восстановите текст, вставьте предлоги. Выясните, на службе у каких частей речи предлоги находятся и с какими падежами употребляются? (Из какого произведения отрывок?)

… базарную площадь идет полицейский надзиратель Очумелов … новой шинели и … узелком … руке. …. ним шагает рыжий городовой … решетом, доверху наполненным конфискованным крыжовником. Кругом тишина... …. площади ни души... Открытые двери лавок и кабаков глядят …. свет божий уныло, как голодные пасти; …. них нет даже нищих.

___________________________________________________________________________________

Мини-исследование текста по теме. Работа по группам

2 группа Прочитайте текст. Найдите в тексте непроизводные и производные предлоги. Укажите общее количество предлогов, выясните, какие из них наиболее употребительные.

Гимназист VII класса Егор Зиберов милостиво подает Пете Удодову руку. Петя, двенадцатилетний мальчуган в сером костюмчике, пухлый и краснощекий, с маленьким лбом и щетинистыми волосами, расшаркивается и лезет в шкап за тетрадками. Занятие начинается. Согласно условию, заключенному с отцом Удодовым, Зиберов должен заниматься с Петей по два часа ежедневно, за что и получает шесть рублей в месяц. Готовит он его во II класс гимназии. (В прошлом году он готовил его в I класс, но Петя порезался.) 






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!