Тема: Предлог как часть речи Класс: 7
Цели: познакомиться со служебными частями речи (предлогами), формировать умения определять роль предлога в предложении, уметь находить предлоги в тексте и характеризовать их; развивать речевую компетентность по составлению связного текста, орфографическую зоркость; воспитывать внимание
Планируемые результаты УУД:
Личностные:
а) через правильное употребление предлогов воспитывать культуру речи;
б) вырабатывать навыки групповой работы.
Метапреметные:
а) развивать аналитическое мышление, умение систематизировать и обобщать полученные знания с помощью языковых средств.
Предметные:
а) закрепить теоретические сведения о предлоге как служебной части речи;
б) повторить морфологические признаки предлога;
в) закрепить представление об участии предлога в образовании падежных форм.
г) совершенствовать умения и навыки:
- находить предлоги в тексте;
- грамотно писать существительные с предлогами;
- правильно и уместно пользоваться нужными предлогами в речевой практике.
Тип урока: изучение нового материала
Оборудование: слайд-презентация, листы оценивания, раздаточный материал, карточки
Ход урока
Оргмомент (Слайд №1)
Актуализация опорных знаний (проверка д.з)
Работа по теме
1.Объяснение материала
Слово учителя
Слайд №2
Ребята, давайте с вами вспомним на какие 2 группы делятся предлоги? (самостоятельные, служебные, междометие. Учитель опрашивает про каждую часть речи).
Слайд №3
Ребята, посмотрите на эти 3 предложения и скажите, пожалуйста, чего не хватает в наших предложениях? Что изменилось? (В тексте не хватает предлогов. Предложения стали “нескладными”). Нарушилась грамматическая связь в предложениях. Почему в предложениях появилась “нескладность”? Попробуйте восстановить пропущенные предлоги самостоятельно. (Обучающиеся вставляют предлоги в текст, зачитывают получившиеся варианты). А теперь давайте проверим.
Слайд №4
Итак, мы смогли побороть “нескладность” путем восстановления предлогов в тексте. Получается, что такая маленькая часть речи как предлог, играет очень важную роль в языке.
Слайд №5
Так что же такое предлог, давайте рассмотрим вместе свами. Итак, предлог-это служебная часть речи, которая служит для связи слов в предложении.
Слайд №6, №7
Давайте посмотрим классификацию предлогов.
2.Физкультминутка
Слово учителя
А у нас физминутка! Ребята, я буду читать шуточное стихотворение, а вы, когда услышите предлог, хлопайте в ладоши. Ну что, готовы?
(Учитель читает наизусть шуточное стихотворение)
Чудесный выдался денек,
А я учу предлоги…
И, я шепчу, закрыв глаза,
Скрестив под стулом ноги:
“Что значит – “по”?
“Что значит – “за”?
И “за”, и “по” - предлоги,
А хорошо бы за порог
И мчаться по дороге!
Какой бы выдумать предлог,
Чтоб не учить предлоги?
3.Задание на сообразительность
Слайд №7
Прочитайте предложения, вставьте пропущенные предлоги. Выделите грамматическую основу в предложениях. (Учащиеся выполняют задание)
Слайд №8
Проверяем (проверка 2-3 работ)
Слайд №9
4.Занимательная грамматика
Слайд №9
Проверяем.
Слово учителя
5.Мини-исследование текста по теме. Работа по группам (Учитель объясняет последовательность действий). Сегодня мы поработаем в группах с раздаточным материалом, выполним предложенные задания и пополним наши знания о предлоге.
1 группа: Прочитайте и восстановите текст, вставьте предлоги. Выясните, на службе у каких частей речи предлоги находятся и с какими падежами употребляются? (Из какого произведения отрывок?)
… базарную площадь идет полицейский надзиратель Очумелов … новой шинели и … узелком … руке. …. ним шагает рыжий городовой … решетом, доверху наполненным конфискованным крыжовником. Кругом тишина... …. площади ни души... Открытые двери лавок и кабаков глядят …. свет божий уныло, как голодные пасти; …. них нет даже нищих.
Ответ 1 группы Через (В.п.) базарную площадь идет полицейский надзиратель Очумелов в (П. п.) новой шинели и с (Тв.п.) узелком в (П.п.) руке. За (Тв. п.) ним шагает рыжий городовой с (Тв. п.) решетом, доверху наполненным конфискованным крыжовником. Кругом тишина... На (П.п.) площади ни души... Открытые двери лавок и кабаков глядят на (В.п.) свет божий уныло, как голодные пасти; около (Р.п.) них нет даже нищих.
(7 предлогов употребляются с сущ., 2 с мест.)
2 группа Прочитайте текст. Найдите в тексте непроизводные и производные предлоги. Укажите общее количество предлогов, выясните, какие из них наиболее употребительные.
Гимназист VII класса Егор Зиберов милостиво подает Пете Удодову руку. Петя, двенадцатилетний мальчуган в сером костюмчике, пухлый и краснощекий, с маленьким лбом и щетинистыми волосами, расшаркивается и лезет в шкап за тетрадками. Занятие начинается. Согласно условию, заключенному с отцом Удодовым, Зиберов должен заниматься с Петей по два часа ежедневно, за что и получает шесть рублей в месяц. Готовит он его во II класс гимназии. (В прошлом году он готовил его в I класс, но Петя порезался.)
Ответ 2 группы. Непроизводные : в, с, в, за, с, с, по, за, в, во, в, в. Производные: согласно. В тексте 13 предлогов. Наиболее употребительные – в (5), с(3).
6.Работа с учебником
Выполнение упражнений из учебника
7.Повторение темы
Рефлексия
Правда или ложь? (если да, то красная карточка, если нет- то зелёная)
Предлог – это самостоятельная часть речи. (-)
Предлоги бывают простыми и составными. (+)
Предлоги могут быть однозначными. (+)
В предложении предлог является дополнением. (-)
Предлог выражает зависимость одних слов от других в словосочетании и предложении. (+)
Предлог из-за является составным. (+)
Предлог благодаря является производным. (+)
По значению предлоги делятся на пространственные, целевые, временные и причинные. (+)
Предлог в течение пишется слитно. (-)
Ключ: +++-++++-
Самостоятельные части речи | Служебные части речи |
1) есть лексическое и грамматическое значение; 2) изменяются (кроме наречия); 3) являются членами предложения; 4) употребляются самостоятельно | 1) нет лексического и грамматического значения; 2) не изменяются; 3) не бывают членами предложения; 4) не употребляются без самостоятельной части речи |
Рефлексия. Итоги урока
8.Оформляем в виде “Рыбьей кости”, оценивая приращение знаний (на доске)
(Предлог:
1- служебная часть речи
2 - простые и составные
3 - производные и непроизводные)
Выставление оценок. Комментирование
Домашнее задание
Приложение №1
Мини-исследование текста по теме. Работа по группам
1 группа: Прочитайте и восстановите текст, вставьте предлоги. Выясните, на службе у каких частей речи предлоги находятся и с какими падежами употребляются? (Из какого произведения отрывок?)
… базарную площадь идет полицейский надзиратель Очумелов … новой шинели и … узелком … руке. …. ним шагает рыжий городовой … решетом, доверху наполненным конфискованным крыжовником. Кругом тишина... …. площади ни души... Открытые двери лавок и кабаков глядят …. свет божий уныло, как голодные пасти; …. них нет даже нищих.
_____________________________________________________________________________________
Мини-исследование текста по теме. Работа по группам
2 группа Прочитайте текст. Найдите в тексте непроизводные и производные предлоги. Укажите общее количество предлогов, выясните, какие из них наиболее употребительные.
Гимназист VII класса Егор Зиберов милостиво подает Пете Удодову руку. Петя, двенадцатилетний мальчуган в сером костюмчике, пухлый и краснощекий, с маленьким лбом и щетинистыми волосами, расшаркивается и лезет в шкап за тетрадками. Занятие начинается. Согласно условию, заключенному с отцом Удодовым, Зиберов должен заниматься с Петей по два часа ежедневно, за что и получает шесть рублей в месяц. Готовит он его во II класс гимназии. (В прошлом году он готовил его в I класс, но Петя порезался.)
Мини-исследование текста по теме. Работа по группам
1 группа: Прочитайте и восстановите текст, вставьте предлоги. Выясните, на службе у каких частей речи предлоги находятся и с какими падежами употребляются? (Из какого произведения отрывок?)
… базарную площадь идет полицейский надзиратель Очумелов … новой шинели и … узелком … руке. …. ним шагает рыжий городовой … решетом, доверху наполненным конфискованным крыжовником. Кругом тишина... …. площади ни души... Открытые двери лавок и кабаков глядят …. свет божий уныло, как голодные пасти; …. них нет даже нищих.
___________________________________________________________________________________
Мини-исследование текста по теме. Работа по группам
2 группа Прочитайте текст. Найдите в тексте непроизводные и производные предлоги. Укажите общее количество предлогов, выясните, какие из них наиболее употребительные.
Гимназист VII класса Егор Зиберов милостиво подает Пете Удодову руку. Петя, двенадцатилетний мальчуган в сером костюмчике, пухлый и краснощекий, с маленьким лбом и щетинистыми волосами, расшаркивается и лезет в шкап за тетрадками. Занятие начинается. Согласно условию, заключенному с отцом Удодовым, Зиберов должен заниматься с Петей по два часа ежедневно, за что и получает шесть рублей в месяц. Готовит он его во II класс гимназии. (В прошлом году он готовил его в I класс, но Петя порезался.)