Государственное казенное общеобразовательное учреждение для
обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
«специальная (коррекционная) школа»
ГКОУ С(К)Ш
План – конспект урока музыки в 4 классе по теме:
«Не смолкнет сердце чуткое Шопена…»
Подготовила: Сергеева Н.В.
учитель музыки, первой
квалификационной категории
г. Выкса
2021г
Конспект урока по музыке на тему: «Не смолкнет сердце чуткое Шопена…»
4 класс (III четверть)
УМК: «Музыка» Критская Е.Д, Сергеева Г.П, Шмагина Т.С
Класс: 4 класс
Раздел: «В концертном зале»
Тема: Не смолкнет сердце чуткое Шопена…
Тип урока: изучение нового материала
Цель: познакомить обучающихся с деятельностью польского композитора Ф.Шопена
Задачи урока:
Обучающая: познакомится с музыкой польского композитора Ф.Шопена
Развивающая: развивать мышление, речь, умение слушать и слышать музыку, развивать музыкальные способности (чувство ритма, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления)
Воспитательная: прививать интерес к музыке зарубежных композиторов. Воспитывать исполнительскую и слушательскую культуру, музыкальный вкус.
Оборудование: учебник, ноутбук, проектор, экран, презентация
Ход урока
1.Оргмомент.
Учитель: Здравствуйте, ребята!
Тут затеи и рисунки
Игры, песни, все для вас!
Пожелаем всем удачи –
За работу! В добрый час!
Сегодня несколько необычный урок – у нас гости. Повернитесь к ним и поприветствуйте их ( 1 мин)
2. Актуализация знаний (3 мин)
Учитель: Ребята! Сейчас мы послушаем с вами музыкальное произведение.
(Звучит фрагмент «Чешская полька»)
- Как вы думаете, к какому музыкальному киту относится это произведение? (Какой жанр?) Ответы детей
- Верно, песня-танец.
А теперь посмотрите на портрет, этого великого польского композитора и послушайте слова французского писателя Марселя Пруст:
Шопен, ты словно море выплаканных слез,
Круженье, виражи и игры над волной
Воздушных бабочек, стремительных стрекоз.
Мечтай, люби, чаруй, баюкай, успокой…
3. Мотивационный аспект. Целепологание. (5 мин)
- Перед вами выдающийся польский композитор, исполнитель танцевальной музыки по праву считается Фредерик Шопен. Судьба Шопена очень схожа с судьбой русского композитора Рахманинова. Ему так же пришлось закончить свою жизнь вдали от родины, но сохранить свою трепетную любовь к ней, выразив ее в своих музыкальных произведениях. Любимым инструментом Шопена был – рояль. И для него он сочинял множество музыкальных произведений, в том числе танцевальные произведения: вальсы, полонезы, мазурки.
И сегодня мы услышим танцевальную музыку Шопена.
Тема нашего урока « Не смолкнет сердце чуткое Шопена»
(Запись числа и темы урока)
4. Организация учебной деятельности. Музыкально-слушательская деятельность. (15 мин)
- Вам знаком танец полонез? (Ответы детей)
Самый древний танец - полонез. В старину он назывался "великим", или "пешим" танцем. Сейчас его название - французское, в переводе означает «польский». Сначала его танцевали только мужчины. Полонезом - парадным шествием, открывались придворные балы . Гордо и величественно под звучание своеобразного торжественного марша, длинной вереницей выступали танцующие, изящно приседая в конце каждого такта музыки. Кроме придворного, существовал и крестьянский полонез - более спокойный и плавный.
- Сейчас мы с вами прослушаем фрагмент музыкального произведения Фредерика Шопена, и узнаем, как же звучит полонез (Звучит фрагмент полонеза)
- Что мы с вами прослушали? (Ответы детей)
- Полонез – танец шествие (запись на доске)
-Для того что бы узнать название следующего танца, послушайте загадку.
Этот танец так прекрасен,
Времени он не подвластен.
Пары движутся, кружась,
А зовется танец….
- Нестареющий, вечно молодой – вальс!
Вальс - бальный танец с плавным вращательным движением пар. Характеризуется лиризмом и романтической настроенностью.
Для вальса характерны круговые движения в паре. Был очень популярен в XVII – XX вв.
- Послушаем фрагмент музыкального произведения вальс Фридерика Шопена (звучит фрагмент вальса)
- Что мы с вами прослушали? (Ответы детей)
Учитель: Как вы думаете, какой танец был кульминацией бала? (Ответы детей)
- Это танец мазурка.
Мазурка— весёлый, подвижный танец. Исполняют танец парами. В мазурке нет определённых фигур, поэтому танцоры импровизируют — придумывают движения в ходе танца.
- Прослушайте фрагмент произведения Шопена –мазурка.
- Что мы с вами прослушали? (Ответы детей)
- Итак, с какими танцами, мы с вами познакомились? (Ответы детей)
5. Динамическая пауза (1 мин)
А теперь, ребята, встали
Быстро руки вверх подняли
В стороны, вперед, назад,
Повернулись вправо, влево,
Тихо сели, вновь за дело.
6. Музыкально-исполнительская деятельность (7 мин)
7. Подведение итогов (5мин)
Быстро пролетел урок
Подведем теперь итог
Чем сегодня занимались
В чем с охотой упражнялись
Что узнали и познали
Почему умней вы стали!?
-Какова тема нашего урока? (Ответы детей)
-Кто такой Шопен? (Ответы детей)
-С какими танцами вы сегодня познакомились? (Ответы детей)
- Какой танец понравился вам больше всего? Почему? (Ответы детей)
- У вас на парте лежат картинки в виде ноты, и сейчас я вам предлагаю выразить свое впечатление от урока в цветовой гамме. Разукрасите эту ноту в светлые тона, если вам все понравилось, и вы остались довольны, и в темные тона, если вам было что-то не понятно и у вас возникли трудности.
8. Домашнее задание (3 мин)
- Дома подумайте над фразой «Почему не смолкнет чуткое сердце Шопена?»