СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект урока музыки в 8 классе по теме: "Народные интонации в сказках-операх Н.А.Римского - Корсакова "Садко" и "Снегурочка"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок музыки по сказкам-операм Н.А.Римского-Корсакова "Садко" и "Снегурочка"

Тема: "Народные интонации в сказках-операх Н.А.Римского-Корсакова "Садко" и "Снегурочка"

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока музыки в 8 классе по теме: "Народные интонации в сказках-операх Н.А.Римского - Корсакова "Садко" и "Снегурочка"»

Государственное казенное общеобразовательное учреждение для

обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

«специальная (коррекционная) школа»

ГКОУ С(К)Ш















План – конспект урока музыки в 8 классе по теме:

«Народные интонации в сказках – операх Н.А.Римского-Корсакова

«Садко» и «Снегурочка»














Подготовила: Сергеева Н.В.

учитель музыки, первой

квалификационной категории







г. Выкса

2021г

Урок музыки по сказкам-операм Н.А.Римского-Корсакова "Садко" и «Снегурочка» (II четверть)

Тема: «Народные интонации в сказках – операх Н.А.Римского-Корсакова

«Садко» и «Снегурочка»

Тип урока: Расширение и углубление знаний.

Планируемые результаты: Народные интонации в сказках-операх «Садко» и «Снегурочка»

Знать понятия: интонация, опера, либретто, оркестр, развитие.

Цель: Определить роль и значение народной музыки в сказках-операх «Садко», «Снегурочка»

Задачи:

1. Познакомить с музыкальными фрагментами из оперы “Садко”, «Снегурочка» Н.А. Римского-Корсакова.
2. Закрепить навык слушания и анализ музыкального произведения.
3. Воспитать любовь к русскому искусству, чувство любви к Родине.

Материал:

Презентация; “Песня Варяжского гостя”, “Песня Индийского гостя”, “Песня Веденецкого гостя” из оперы “Садко” Н.А. Римского-Корсакова; «Песня Леля» из оперы «Снегурочка»

Ход урока

1. Организационный момент

Учитель:

Здравствуйте, ребята!

2. Сообщение темы урока.

Литература и музыка тесно связаны друг с другом. Сегодня мы встретимся со сказкой и с былиной.

3. Изучение нового материала

“Садко” – сказочная былина. Былина – старинное сказание о народном герое.

Вопрос: Каких вы знаете былинных героев?

Ответы: Илья Муромец, Алёша Попович, Добрыня Никитич.

А кто читал былину « Садко», поднимите руки?

Садко – новгородский певец, путешественник, мореплаватель, который хотел прославить Новгород, наладить торговлю с разными странами.

Это не просто былина, а сказка.

Вопрос: Что сказочного произошло с Садко?

Ответы: Садко попал в подводное царство, встретился с Морским царём, его дочерьми. ( показ книги)

Вопрос: На каком инструменте играл Садко?

Ответ: Садко играл на гуслях.

Гусли – старинный русский народный инструмент.

Гусли называют яровчатые или яворчатые. Эти названия происходят от материала, из которого они изготавливались. Явора – белый клён.

Учитель:

Былину о Садко русский композитор Н.А. Римский-Корсаков положил в основу музыкального произведения и это муз. произведение называется

« Опера – былина « Садко»

Давайте обратим внимание на слово « опера». Кто знает, что такое опера?(ответы детей)

Учитель: Опера – музыкальный жанр, что в переводе 

« труд» или « сочинение»

Краткое содержание оперы или балета означает – « маленькая книжечка» либретто

Римский-Корсаков был не только композитором, но и военным моряком. Он часто бывал в море, поэтому очень красочно изображал его в своих музыкальных произведениях.

Римский-Корсаков написал 15 опер. Посмотрите, некоторые из них представлены на слайде них: “Снегурочка”, “Золотой Петушок”, “Кащей Бессмертный”, “Сказка о царе Салтане”, «Садко»

Вопрос: Какой литературный жанр лежит в основе всех этих опер?

Ответ: Сказка.

По праву Римского-Корсакова считают композитором-сказочником.

Вопрос: Где можно послушать оперу?

Ответ: Послушать оперу можно в Оперном театре, по ТВ, по радио

Вопрос: В больших городах построены театры опер. В городе С.Петербурге находится один из известнейших в мире театр оперы и балета.

Кто знает название этого театра? Кто из вас там бывал?

Ответ: Мариинский театр.

Своё название получил по имени жены императора Павла I, Марии Фёдоровны.

А сейчас представьте, что мы с вами находимся в театре, мы будем слушателями и послушаем муз.фрагменты из оперы « Садко».

Попадая в театр, мы погружаемся в атмосферу фантазии, мир декораций и магию звуков.

Опера открывается вступлением, рисующим образ моря. Этот образ проходит через всё произведение. Под руководством дирижёра фантастические и реальные образы создают музыканты.

Вопрос: Как называется группа музыкантов в театре?

Ответ: Оркестр – группа музыкантов в театре

7. Слушание и разучивание музыкальных фрагментов

В опере « Садко» есть сцена на берегу Ильмень-озера. Садко собирается на кораблях отправиться в путешествие и просит гостей-купцов рассказать о своих странах. Каждый из гостей рассказывает о своей стране. Варяжский гость – о Скандинавии, Индийский гость – об Индии, а Веденецкий гость – об итальянском городе Венеции.

Первым ведёт рассказ Варяжский гость. Давайте послушаем музыку.

Вопрос: Что можно сказать о характере музыки? Найдите подходящие определения.

Ответ: Суровая, мужественная, величественная, гордая, могучая музыка.

Вопрос: какой голос звучал мужской или женский?

Как называется низкий мужской голос?

Ответ: Бас – низкий мужской голос.

Вторым ведет рассказ о своей стране Индийский гость.

Вопрос: Как охарактеризовал Римский-Корсаков этого героя, подберите определения.

Ответы: Образ Индийского гостя музыка – таинственная, завораживающая. медленная, плавная, чарующая

Какой голос звучал здесь? А разница есть с предыдущим звучанием?

Вопрос: Как называется высокий мужской голос?

Ответ: Тенор – высокий мужской голос

Последним о своей стране поёт Веденецкий гость.

Задание: Определите характер музыки, используя определения.

Ответ: Характер музыки задушевный.

Ответ: Очаровательный, восхитительный.

Мужской голос исполняющий песню называется Баритон

Вопрос: В какую из этих стран вы бы посоветовали Садко плыть?

Ответ: Мы бы посоветовали Садко плыть в Венецию.

Учитель:

8. Исполнение песни учащимися

9. Подведение итогов урока

Вопрос: Что, по вашему мнению, приобретает сказка, когда в ней звучит музыка?

Ответы: Становится разнообразнее, интереснее.

Вопрос: Какие сказки не могли бы существовать без музыки?

Ответ: Сказки, где есть балы, пиры, музыканты, песни, пляски

Выставление отметок

10. Домашнее задание

Римский-Корсаков с помощью музыкальных красок нарисовал моря разных стран. А вы дома с помощью красок, карандашей и фломастеров на бумаге нарисуйте море, которое вам больше всего запомнилось.

Рефлексия.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!