СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План - конспект урока Объединение русских земель вокруг Москвы.Куликовская битва.

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Значение объединения древнерусских княжеств вокруг Москвы, которое способствовало победе в Кулековской битве.

Просмотр содержимого документа
«План - конспект урока Объединение русских земель вокруг Москвы.Куликовская битва.»



Тема: Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва.

Цели и задачи:  познакомить с развитием русских земель в XIV в.; выяснить мотивацию действий Дмитрия донского как правителя Московского княжества. Оценить его роль в борьбе за свободу Руси от захватчиков; формировать и развивать патриотические чувства. Уважение к истории своей страны, чувство гордости за свой народ; проследить причинно – следственные связи в изменении сознания русских людей и роль в этом Куликовской битвы.

Планируемые результаты:

Предметные: использовать текст исторического источника при ответе на вопрос; объяснить причины объединения русских земель вокруг Москвы; работать с картами и схемами и ориентироваться в них; составлять рассказ о Куликовской битве на основе материалов учебника и исторических источников; соотносить и систематизировать информацию из разных исторических источников.

Метапредметные УУД – 1) коммуникативные: организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; формировать и развивать навыки конструктивного взаимодействия в социальном общении;

2) регулятивные: формулировать новые задачи в учебной и познавательной деятельности; составлять план действий; оценивать правильность решения учебной задачи; корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

3) познавательные: устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач.

Личностные УУД: осмысливать историческую обусловленность и мотивацию людей предшествующих эпох; оценивать исторические события и роль личности в истории; формировать и развивать российскую гражданскую идентичность, патриотизм. Чувство гордости за своих предков.

.Тип урока: изучение нового материала.

Методы обучения: частично-поисковый, проблемный.

Оборудование: карта «Объединение Руси в единое централизованное государство»; компьютер и мультимедийный проектор; генеалогическая таблица потомков князя Всеволода Большое гнездо; портрет Дмитрия Донского.

Ход урока

I. Организационный этап урока.

Создание эмоционального настроя. Вводное слово учителя.

II. Мотивационно – целевой этап

На прошлом уроке вы узнали о том , как началось объединение русских земель вокруг Москвы, познакомились с деятельностью Ивана Калиты, направленной на усиление Московского княжества Проверим. Насколько хорошо вы усвоили изученный материал.

Тестовый контроль

1. В XIII – XIV вв. русские князья стремились любыми способами получить ярлык на:

1)киевское княжение 2) владимирское княжение 3) тверское княжение

2. Московское княжество стало сильным в Северо – Восточной Руси при:

1) Юрии Долгоруком 2) Иване Калите 3) Михаиле Ярославиче

3. Борьба за великое владимирское княжение шла между княжествами:

1)Киевским и Московским 2) Московским и Тверским 3) Рязанским и Московским

4.Свое прозвище Иван Калита получил от названия:

1) маленьких пирожков – калиток, которые он очень любил

2) кошелька с деньгами, который он носил с собой для раздачи милостыни

3) Реки , возле которой он разбил шатер во время похода в Орду

5. Восстание в Твери в 1327 г. вспыхнуло из – за:

1) переписи населения организованной Золотой Ордой

2) злоупотреблений баскаков

3) недовольства населения своим князем

План укора

1.Москва – центр объединения северо – восточных русских земель

2. Русь готовится к борьбе за свободу

3. Дмитрий Донской и Куликовская битва

4. Историческое значение Куликовской битвы

Проблемные вопросы

- Было ли неизбежно столкновение между Русью и Ордой при Дмитрии Донском?

- Почему Куликовская битва считается одним из самых важных событий в истории нашей страны?

III. Введение в новый материал

Дальновидные и расчетливые политики , приветливые по отношению к союзникам и жестокие к врагам, московские князья к середине XIV в. смогли взять под свой контроль соседние княжества. Москва уже обладала достаточной мощью и авторитетом. Чтобы возглавить общерусское выступление против Орды.

Для этого надо было объединить силы северо – восточных русских земель. Произошло ли это объединение? Кто возглавил противоборство Руси и Орды? Эти и другие вопросы мы обсудим с вами на нашем уроке.

IV. Работа по теме урока

1. Москва – центр объединения северо – восточных русских земель.

а) Работа с эпиграфом урока. Постановка проблемного вопроса.(Слайд 1)









Учитель: Обратим внимание на эпиграф. Почему «с Москвою во главе … единое слагалось государство»? Почему именно Москва стала центром объединения земель? Закономерность или случай лежал в основе возвышения Москвы? Ведь право стать центром земель русских боролись два княжества: Тверское и Московское… (Причинами возвышения Москвы было не только ее выгодное географическое положение, приток населения в северные районы, торговые связи, но и дальновидная политика московских князей, направленная на усиление Москвы и объединение русских земель.)

б) Изучение схемы «Династия московских князей» (Слайд 2)



Учитель: Последнюю точку в противоборстве между Московским и Тверским княжествами поставило восстание тверичей, которое было подавлено ханом Узбеком с помощью Ивана Калиты. Обратите свое внимание на схему и найдите имя Ивана Калиты.

Задание классу: – Дайте оценку поступку Ивана Калиты. Для чего Калите нужно было право собственноручно собирать дань с русских земель? (Обучающиеся высказываются, предлагают свои аргументированные мнения, после чего подводятся итоги и делается вывод.)

Вывод: Русь не готова была к поединку с Ордой. Это хорошо понимал Иван Калита. Уяснив политику Орды «Разделяй и властвуй», он сумел подчинить ее интересам Руси.

2. Русь готовиться к борьбе за свободу

При Дмитрии Ивановиче были возведены стены Московского Кремля из белого камня (1367 г.). протяженность кремлевских стен – 2000 м, толщина – 2- 3 м. Крепость насчитывала 9 башен, 6 из которых имели проездные ворота. Более 100 лет белокаменные стены и башни Кремля служили надежной защитой Москвы и Руси. За это время много раз подвергались они осаде неприятеля и пожарам. К середине XV в. стены обветшали, и тогда был возведен новый Кремль ( из красного кирпича)

- Работа с п. 2 параграфа 21 учебника и ранее изученным материалом, определите, что объединяло политику Ивана Калиты и политику Дмитрия Донского? Что Отличало?



3. Дмитрий Донской и Куликовская битва.

а) Слово учителя

Учитель: Мы переходим к самым значительным событиям этого периода на Руси. В начале 60-х годов XIV века борьба с монголо-татарским игом была названа новым московским князем Дмитрием Ивановичем важнейшей политической задачей. (Слайд 3)





б) Сообщение обучающегося: Рассказ о Дмитрии Ивановиче Донском. (Важно, чтобы обучающийся обратил внимание на одно из главных достоинств Донского: умение слушать советников, выбирать нужное и полезное.)

в) Интерактивная беседа.

Учитель: Но Орда никак не хотела смириться с усилением Московского княжества. Темник Мамай, захвативший власть в Золотой Орде, решил повторить поход Батыя. Какие же цели стояли перед предводителем Орды и Московским князем? (Обучающиеся высказывают свои мнения, после чего делается вывод.) (Слайд 4)

Летописец так пишет о плане похода Мамая на Русь: «Приму землю Русскую и разорю церкви христианские, а веру их на свою веру переложу... и баскакы посажаю по всем градам русским, а князей русских изобью».

Учитель: И вот перед Дмитрием Ивановичем встает трудная задача: как спасти Русь? Покориться или взяться за оружие? (Обучающиеся высказывают свои мнения.)

– С чего нужно начинать подготовку к сражению?

– Проанализируйте политическую обстановку и попробуйте предположить: кто мог стать союзником каждого из противников?

Обучающиеся высказывают свои соображения, делают вывод. (Слайд 5)

Учитель: Неоценима роль православной церкови, которая поддерживала политику московских князей в стремлении к объединению. Перед выступлением из Москвы великий князь отправился в Троице-Сергиеву лавру, основанную святым пустынником Сергием Радонежским. Тот благословил Дмитрия на войну, уверил в победе, хотя и соединенной с сильным кровопролитием, и отпустил с ним в поход двух монахов – Александра Пересвета и Родиона Ослябя. (Слайд 6 – 7)







- Физкультминутка -

– Каким же был ход Куликовской битвы? Думаю, самое время дать слово эксперту. (Подготовленный обучающийся рассказывает о ходе битвы 8 сентября 1380 годаПо ходу рассказа демонстрируются слайды 8 – 14.)











Учитель: – Почему Русь собрала большое и хорошо вооруженное войско?

  • В чем проявилась сила духа русских воинов на Куликовом поле?

(Москва объединила русские княжества для борьбы. Быстрый сбор народного ополчения и княжеских дружин. Умелые действия разведки русского войска. Правильный выбор места битвы. Умелое построение русского войска. Стойкость русских воинов. Своевременный удар засадного полка. Русское войско сражалось за свою родину.)



3. Историческое значение Куликовской битвы.

Учитель: Какое значение в истории нашей Родины имеет Куликовская битва? (Обучающиеся формулируют свои ответы, обобщают их, делая вывод.)



Учитель: Но с победой в Куликовской битве монголо-татарское иго еще не было уничтожено. В 1382 году хан Тохтамыш пришел в Москву и разорил ее. Тем не менее, хоть и снова пришлось платить дань Орде, ненавистное иго ослабело. Оно было свергнуто в 1480 году централизованным Русским государством.

V. Закрепление изученного материала.

1. – Учитель называет обучающимся несколько дат (1380 г., 1382 г., 1480 г.) и имен (Пересвет, Ослябя, Непрядва, Дмитрий Донской, хан Мамай, хан Тохтамыш, Сергий Радонежский). Задача обучающихся – назвать историческое событие.

2. Найди ошибки в тексте:

3. Обучающиеся отвечают на проблемный вопрос: Роль князя Дмитрия Ивановича в победе русских воинов в битве на Куликовом поле. (Вопрос был предложен обучающимся в качестве домашнего задания к этому уроку.)

Вывод: Дмитрий Иванович верил в силы народа, и народ поднимался на борьбу с врагом. Дмитрий Донской был бесстрашным воином, и его тактические решения в выборе места битвы сыграли важную роль в победе на Куликовом поле.

IV. Подведение итогов урока. Рефлексия

Подведем итоги нашей работы. Предлагаю вам оценить свою работу на уроке, ответив на вопросы.

- Какие Цели вы ставили на уроке?

- Были ли они достигнуты?

- Что вы узнали нового?

- Кто считает ,что работал на отлично?

- Кто был недостаточно активным?

- С каким настроением закончили урок?

Домашнее задание: § 21. Изучить тему в учебнике, посвященную Дмитрию Донскому и Куликовской битве.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!