План - конспект урока по окружающему миру для 1 класса на тему: "Почему Луна бывает разной?"
Цель урока: дать представление первоклассникам о Луне – естественном спутнике Земли, о форме Луны, о том, почему Луна бывает разной, как люди изучают Луну.
Задачи урока:
развитие у обучающихся речи, памяти, интереса к предмету;
развитие умений работать в паре.
Воспитательные: воспитание коллективизма.
ХОД УРОКА
1.Организационный момент.
2. Актуализация знаний
Вопросы по пройденному на прошлом уроке материалу
1. Голубой платок, жёлтый колобок.
По платку катается, людям усмехается. (Небо и Солнце)
2. Раскинут ковёр, рассыпан горох.
Ни ковра не поднять, ни гороху собрать. (Небо и звёзды)
3. Кто – то утром, не спеша, надувает жёлтый шар.
А как выпусти из рук - станет вдруг светло вокруг. Что это за шар? (Солнце)
– Что вы узнали на прошлом уроке про Солнце?
– А в какое время суток мы можем видеть Солнце?
– А звезды?
– Что это - Солнце?
3. Мотивация учебной деятельности
– А чтобы узнать тему сегодняшнего урока, отгадайте загадку.
Был рогатым – круглым стал.
Только круг, чудо круг
Стал опять рогатым вдруг.
4. Работа по теме урока.
– Молодцы! И сегодня мы поговорим о Луне. Тема сегодняшнего урока - Почему Луна бывает разной?
Цель урока: Дать представление о Луне.
– Сегодня на уроке, ребята, мы узнаем:
1) Что такое Луна?
2) Какую форму имеет Луна?
3) Почему Луна выглядит по-разному?
4) Как люди изучают Луну?
– Итак, начнём. Первое, что мы должны узнать, что такое Луна? Отправимся на мгновение в космос
Галактика (учитель читает стихотворение)
Планеты у Солнца танцуют как дети:
Меркурий заводит их хоровод,
Чуть дальше Венера в пространстве плывёт.
Встречаем мы Землю рядом с Луной
И огненный Марс, что кружит за Землёй.
За ними Юпитер, из всех великан,
И дальше Сатурн в кольцах видится нам.
Последние три едва различимы,
Мрачны и холодны, но их отличим мы:
Уран и Нептун, и кроха Плутон…
– Все планеты, ребята, вращаются вокруг Солнца и своей воображаемой оси. А у некоторых планет есть спутники.
– А что такое спутник?
Спутник - небесное тело, которое движется вокруг более крупного тела.
– Так вот, ребята, спутники, которые создала сама природа и, которые вращаются вокруг планет, называются природными, или естественными. Таким спутником для нашей Земли является Луна.
– Луна вокруг Земли – природный спутник
– А спутники, созданные человеком, называются искусственными.
– Искусственные спутники
– Человек запускает их в космос для определённых целей, например: для наблюдения за погодой, для научных исследований и других своих целей.
– Но вернемся к Луне. Луна – спутник. Она вращается вокруг Земли, но не вращается вокруг своей оси.
– Луна из космоса
– Побывав в космосе, космонавты сфотографировали Луну. Посмотрите на экран, вот так Луна выглядит в космическом пространстве.
– А какого цвета мы видим Луну с Земли, когда есть возможность за ней понаблюдать?
– Жёлтая Луна
– А почему так?
– Луна сама не испускает света. Она, словно зеркало, отражает свет Солнца. Раз луна сама не светит, мы можем видеть только ту ее часть, которая освещена Солнцем. В разное время Солнце по-разному освещает Луну. Поэтому нам кажется, что ее форма меняется.
– Фазы Луны
– Эти формы ученые называют фазы Луны. Когда луна находится между землей и Солнцем, к земле обращена неосвещенная половина Луны, и Луны на небе не видно. Это фаза называется новолунием. Через 2-3 дня луна появляется на небе в виде узкого серпа. Это молодой месяц. Он увеличивается с каждым днем. И со временем Луна принимает вид целого диска – это полнолуние. Земля уже находится между Солнцем и Луной. Потом Луна начинает убывать и снова становится серпом.
– А теперь полетим в космос.
– От Луны Землю отделяет расстояние в 384 000 километров. На космической ракете это расстояние можно преодолеть за 2-3 дня.
Физминутка
Раз-два, стоит ракета (дети поднимают руки вверх)
Три-четыре, скоро взлет (разводят руки в стороны)
Чтобы долететь до солнца (круг руками)
Космонавтам нужен год (берется руками за щеки, качает головой)
Но дорогой нам не страшно (руки в стороны, наклоны корпусом вправо-влево)
Каждый ведь из нас атлет (сгибают руки в локтях)
Пролетая над землею (разводят руки в стороны)
Ей передадим привет (поднимают руки вверх и машут)
- Вот мы на Луне, ребята. Представьте себе и нарисуйте, как выглядит наша Земля с Луны.
– Возвращаемся на Землю.
– Американские космонавты на Луне
– Луна, ребята, всегда притягивала к себе внимание людей. Наблюдая за Луной люди придумали множество загадок, пословиц, поговорок. А ещё им очень хотелось изучить это космическое тело.
– И первыми на Луне побывали американские космонавты 48 лет назад. Их космический корабль назывался Apollo-11. Американские космонавты исследовали поверхность Луны, установили государственный флаг, собрали коллекцию камней,произвели фото и киносъёмку.
– Луноходы. Луноход - автоматический аппарат, управляемый с Земли по радио, который посылали на Луну.
– Наука шла вперед, космонавтика развивалась, Луна таила в себе много тайн и люди придумали для её изучения луноход. Это робот для сбора материала с космических объектов,
на дистанционном управлении. Исследование Луны показало, что на Луне нет ни воздуха, ни воды…
– Кратеры Луны
– Ребята, а давайте посмотрим в телескоп, прибор, который увеличивает изображение в несколько раз. И через этот прибор мы рассмотрим поверхность Луны. Что же мы видим на этой поверхности. Круги, темные пятна, горы. На Луне можно увидеть темные и светлые пятна, светлые –это лунные моря Темные пятна – это ровные участки, равнины. На Луне всюду видны лунные кратеры, которые образовались от ударов метеоритов – камней, упавших из космоса. Вся поверхность Луны покрыта толстым слоем пыли, как будто ее не вытирали много-много лет. Днем на Луне очень жарко, температура достигает до + 130 г, а ночью – очень холодно, до – 170 г.
– Лунные моря. Но на самом деле в них нет ни капли воды. Раньше люди этого не знали, потому и назвали их морями.
– Днем на Луне очень жарко, температура достигает до + 130 г, а ночью – очень холодно, до – 170 г.
- Почему люди не живут на Луне?
5. Итог урока
– Итак, ребята, наше изучение Луны подходит к концу. Мы много успели сделать на уроке. Ответили на все интересующие вопросы.
Давайте проверим, как вы усвоили новые знания.
Выполните тестовое задание (да +, нет –)
Тест
1. | Луна больше Земли. | |
2. | Луна не испускает свет, а отражает свет Солнца. | |
3. | На Луне есть воздух и вода. | |
4. | Луна – природный спутник Земли. | |
5. | На Луне живут люди. | |
6. | Луна вращается вокруг Солнца. | |
7. | На Луне днем очень жарко, а ночью очень холодно. | |
8. | В лунных морях много воды. | |
9. | На Луне цветут красивые цветы. | |
10. | С Земли люди всегда видят круглую форму Луны. | |
19 слайд – Проверь себя.
– А теперь проверьте, правильно ли вы выполнили это задание.
6. Рефлексия учебной деятельности
– Ребята, дайте вашу оценку сегодняшнего урока. Нарисуйте смайлику ротик. Если урок понравился – улыбку, а если нет – огорчение.
– Смайлики
– Спасибо всем за урок. Молодцы!