СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект урока по теме "Органические компоненты клетки. Общая характеристика. Липиды".

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представлен план-конспект урока в 10 классе, составленный с учетом современнных тенденций в образовании

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока по теме "Органические компоненты клетки. Общая характеристика. Липиды".»

Органические компоненты клетки. Общая характеристика. Липиды.


Тип урока: урок систематизации и развития имеющихся знаний

Используемые технологии: здоровьесбережения, проблемного обучения, развивающего обучения.

Формируемые УУД:

Р (регулятивные): постановка новых целей, преобразование практической составляющей задания в познавательную задачу;

П (познавательные): умение выделять, систематизировать и сравнивать факты; анализировать текстовую информацию; прово­дить наблюдение, фиксировать и оформлять результаты;

К (коммуникативные): умение отстаивать свою точку зрения, подтверждать аргументы фактами.

Л (личностные) способствовать формированию элементов экологиче­ской культуры, интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы.

Планируемые результаты: Знать химическую организацию клетки: строение и функции липидов, находить взаимосвязь между их строением и функциями.

Оборудование: учебник (Биология. 10 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений /В.И. Сивоглазов, И.Б. Агафонова, Е. Т. Захарова /М.: ВЕРТИКАЛЬ, 2018), презентация или флипчарт (для работы с интерактивной доской).

Ход урока

I. Организационный момент

Взаимное приветствие учителя и учащихся; выяснение причин отсутствующих на уроке.

II. Проверка домашнего задания

1. Распечатанный мини-тест (можно использовать для опроса нескольких человек сразу)

ТЕСТ

1. Основные положения клеточной теории в 1838 году были сформулированы:

1) Т. Шванном, М. Шлейденом 2) М. Шлейденом, Р. Вирховым

3) Т. Шванном, Р. Вирховым 4) Р. Вирхов, Р. Броуном

2. Термин ядро впервые использовал:

1) Р. Гук 2) Х. Янсен 3) А. Вейсман 4) Р. Броун

3. Доказал, что клетки могут образовываться только путем деления:

1) М. Шлейден 2) Т. Шванн 3) Р. Вирхов 4) Р. Броун

4. Ошибочное положение клеточной теории:

1) Все живые организмы состоят из клеток

2) Дочерние клетки образуются в результате деления материнской клетки

3) Все клетки сходны по строению, химическому составу и жизненным функциям

4) Клетки могут самостоятельно зарождаться, или во множестве образовываться внутри старых клеток

5. Элементарная единица жизни на Земле:

1) Органоид клетки 2) Клетка 3) Молекула 4) Атом

ОТВЕТ: 1-1, 2-4, 3-3, 4-4, 5-2

    1. Работа в парах* (поиски ответов на вопросы, используя интернет ресурсы):

- Почему существование вирусов не противоречат положениям клеточной теории?

ОТВЕТ (предполагаемый)

- клетка является главной, но не единственной формой существования жизни

- скорее всего (по мнению большинства ученых), в своём происхождении вирусы связаны с клеткой, являются «одичавшими» генами (генами, вышедшими из-под контроля клеток)

- вирусы обладают наследственностью и изменчивость, имеют наследственной материал

- вирусы способны эволюционировать

1.3. ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОПРОС

- Основные положения клеточной теории.

1.4. ФРОНТАЛЬНЫЙ ОПРОС

- Как в медицине могут применяться знания о клетке?

- Как в генетике могут применяться знания о клетке?

- Как в селекции могут применяться знания о клетке?

ОТВЕТЫ:

Медицина: по общему анализу крови (количество эритроцитов, лейкоцитов) можно судить о состоянии пациента; ЭКО; пересадка клеток красного костного мозга или клеток кожи при ожогах, пластическая хирургия.

Генетика: влияние ультрафиолета, никотина, наркотиков, алкоголя и других канцерогенных веществ на клетки (мутации)

Селекция: искусственное оплодотворение в сельском хозяйстве, размножение растений методом культуры ткани.

III. Обобщение имеющихся и формирование новых знаний.

Учитель: Живые организмы имеют не только единый принцип строения, но и сходный химический состав. И хотя, живые организмы «построены» из тех же химических элементов, что и тела неживой природы, соотношение их в живых и неживых телах различно. В любой клетке содержатся тысячи разнообразных веществ, которые можно разделить на две большие группы.

- Какие? (органические и неорганические вещества)

Сегодня на уроке мы познакомимся с неорганической составной частью живой материи.

1. Химические элементы клетки (работа с учебником)

Задание 1 Прочитайте § 5 и заполните следующую схему:

ОТВЕТ: (1) – Макроэлементы

(1.1.) – 1 группы: С, О, H, N

(1.2.) – 2 группа: P, S, K, Na, Ca, Fe, Cl, Mg

(2) – Микроэлементы: Al, Cu, Mn,Zn, Mo, I, Se, F, Br

(3) – Ультрамикроэлементы: Au, Ag, Be

Задание 2 (работа в парах)

Верными утверждениями являются:

1) Все перечисленные элементы являются органогенами: серебро, кальций, фосфор, кислород, углерод

2) Красный цвет крови человека придает медь, входящее в состав гемоглобина

3) При регулярном недостатке цинка в организме человека может развиться такое заболевание как сахарный диабет

4) Недостаток йода в детском возрасти способствует развитию заболевания кретинизм

5) Большинство макроэлементов входит в состав ферментов

6) Микроэлемент фтор проявляет сродство к эмали зубов

7) Нормальная свертываемость крови, происходит только в присутствии солей калия.

8) При недостатке в почве магния растения начинают терять яркую зеленую окраску и перестают расти

ОТВЕТ: 3,4, 6, 8

2. Неорганические вещества клетки

Учитель: Угадайте, о каком неорганическом веществе сейчас пойдет речь?

Она бывает легкой и тяжелой, теплой и холодной, вкусной и невкусной, прозрачной и не очень, соленой и пресной, живой и мертвой…(Вода)

Еще несколько лет назад вопрос о возможных формах существования жизни во Вселенной проходил по ведомству научной фантастики. Интересно, что при этом фантазия авторов большей частью обращалась к формам жизни, построенным на различных неводных растворителях, например, жидком аммиаке (С. Лем), или жидком фтористом водороде (И. Ефремов). Сегодня вопрос о возможных формах, именно химических формах, существования живого вещества во Вселенной со страниц научной фантастики перешел на страницы научных журналов и стал одним из центральных в дискуссии о внеземных формах жизни. Эта проблема имеет множество аспектов, начиная от астрономических и кончая философскими. Я же предлагаю затронуть один из них – химический. Известно, что каждый живой, земной организм с достаточно высокой степенью справедливости и строгости, может рассматриваться как водный раствор. Именно отсюда происходят различного калибра остроумные шутки, что если человек чем – либо и отличается от огурца, то лишь несколько меньшим содержанием воды. Но факт остается фактом: практически все химические процессы, обеспечивающие жизнедеятельность любого живого организма, от амебы до слона – это процессы в водных растворах. Так почему же именно воду называют веществом номер один?

Задание 2.1. (работа с учебником)

Прочитайте § 6 и ответьте на вопрос:

- Чем объясняется уникальность свойств воды?

ОТВЕТ: (предполагаемый, и дополняемый учителем)

Биологическое значение воды основывается на ее физических и химических свойствах, а именно:

- малыми размерами молекулы воды;

- их полярностью (диполь) и способностью соединяться друг с другом водородными связями;

- водородные связи слабее ковалентных, но поскольку одна молекула воды способна образовывать четыре водородные связи, они существенно влияют на ее физические свойства: теплоемкость (поскольку большая часть поглощаемого водой тепла расходуется на разрыв водородных связей), и теплопроводностью;

- вода практически не сжимается и прозрачна в видимом участке спектра;

- плотность воды в жидком состоянии больше, чем в твердом, а при температуре 40С у нее максимальная плотность (лед имеет меньшую плотность, поднимается на поверхность и защищает водоем от промерзания);

- вода хороший растворитель (различают гидрофильные и гидрофобные вещества, благодаря чему молекулы, например, белков, могут приобретать структуру);

- вода способна подниматься по капиллярам (один из факторов, обеспечивающих движение воды в сосудах растений).

Задание 2.2.* (работа с учебником)

Прочитайте § 6 и ответьте на вопрос:

- Каким образом анионы HCO3- и H2PO4- участвуют в поддержании кислотно-щелочного баланса?

ОТВЕТ: (предполагаемый, и дополняемый учителем)

При рН 7

HPO42- + H+ ======= H2PO4-

HCO3- + H+ ======= H2CO3 (H2O + CO2)

При рН 7

H2PO4- ======= HPO42- + H+

H2CO3 ======= HCO3- + H+

Задание 2.3. (работа в парах)

Познавательная задача 1.

Объясните, в какое время года лучше заготавливать бревна для постройки дома? Ответ аргументируйте.

ОТВЕТ: Бревна лучше запасать зимой потому, что к зиме растения освобождаются от воды (вода при замерзании расширяется и может разорвать сосуды растений); также и дрова запасают зимой, они горят лучше, так как в них низкое содержание воды.

Познавательная задача 2

Почему многоснежная зима предпочтительнее для живых организмов? Свой ответ аргументируйте.

ОТВЕТ: Снег покрывая землю, защищает от мороза, например, семена растений; в снегу укрываются животные от мороза, например, белые куропатки; снежный покров обеспечивает более мягкую зиму.

Познавательная задача 3*

У профессиональных спортсменов после усиленных тренировок рН может быть значительно сдвинут до 6,9 (в норме кровь имеет слабощелочную среду, рН = 7,2) с чем это может быть связано?

Когда мышцы работают, образуется молочная кислота, которая и смещает кислотно-щелочное равновесие в кислую сторону, при нормальной нагрузке, организм легко справляется с этим, но при чрезмерных и длительных нагрузках организм может не справиться. Хотя сильнейшим защитным механизмом, который срабатывает всегда, является усталость, но профессиональные спортсмены, особенно на серьезных соревнованиях, часто находятся за пределами возможностей и это очень опасно.

IV. Рефлексивно-оценочный этап

• самооценка своей учебной деятельности на уроке

Домашнее задание

Прочитать § 5,6 вопросы (Подумайте! Выполните!) 1-4 стр. 46







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!