СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План – конспект урока по теме: «ОСВЕЩЕНИЕ. СВЕТ И ТЕНЬ»

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формировать художественные знания о средствах выявления объема предмета для создания художественного образа, о месте и значении изобразительного искусства в жизни общества и человека, об особенностях творчества великих художников; знакомить с особенностями источников освещения

 

Просмотр содержимого документа
«План – конспект урока по теме: «ОСВЕЩЕНИЕ. СВЕТ И ТЕНЬ»»

Предмет: ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО (ИЗО)

«_______» _______________ 20___

План – конспект урока по теме:

«Освещение. Свет и тень»

раздела «Мир наших вещей. Натюрморт»

Класс 6 класс

Цели деятельности учителя

Формировать художественные знания о средствах выявления объема предмета для создания художественного образа, о месте и значении изобразительного искусства в жизни общества и человека, об особенностях творчества великих художников; знакомить с особенностями источников освещения

Тип урока

Формирование новых умений

Планируемые
образовательные

результаты

Предметные: научатся принимать активное участие в обсуждении нового материала, определять понятия свет, блик, рефлекс; сравнивать объекты по заданным критериям, устанавливать причины выявления объема предмета, анализировать работы великих художников, использовавших выразительные возможности светотени, выполнять изображения геометрических тел с передачей объема.

Метапредметные: научатся определять цель и проблему в учебной деятельности, соблюдать нормы коллективного общения; планировать деятельность в учебной ситуации, определять способы достижения цели; понимать позицию одноклассников; использовать речевые средства в соответствии с ситуацией.

Личностные: проявляют интерес к изучению нового материала; осознают свои эмоции, контролируют их; проявляют познавательную активность; осознают свои интересы и цели

Методы и формы

обучения

Беседа с постановкой проблемы, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, практический, творческий поиск, игра; индивидуальная, фронтальная

Образовательные ресурсы

http://ru.wikipedia.org/wiki

http://www.artsait.ru

Оборудование

Бумага, карандаш, ластик, гуашь, кисть

Наглядно-демонстрационный материал

Репродукция картины М. Караваджо «Лютнист», настольная лампа, объемные геометрические тела, схема построения теней от солнца, таблица «Распределение света на геометрических телах».

Мультимедийный ряд: презентация «Свет и тень в натюрморте»

Основные понятия и термины

Свет, блик, тень, рефлекс, полутень; тон, тональные отношения

Организационная структура (сценарий) урока

Этапы
урока

Обучающие и развива-
ющие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Осуществляемая
деятельность
учащихся

Формы

организации совзаимодействия

Формируемые

умения

(универсальные учебные действия)

Промежуточный контроль

1

2

3

4

5

6

7

I. Организационный

момент

Беседа

с постановкой проблемы

– Посмотрите в окно, светит солнце. Я могу выключить и включить свет в кабинете. Нам постоянно нужен свет: естественный – солнце, луна, искусственный – созданный человеком. Свет и тень – очень важное средство изображения предметов действительности, их объема и положения в пространстве.

Посмотрите, я буду светить на шар слева, справа. Буду приближать
и отдалять от него свет. Видите, как изменяется предмет. А теперь выключим свет в кабинете. Осветим только некоторое пространство и включим свет. Видите, как менялась окружающая нас среда.

– Хотите узнать, как издавна использовали художники светотень

в своих произведениях?

Слушают учителя.

Осмысливают цель урока.

Знакомятся

с источниками освещения

Фронтальная работа

Регулятивные: определяют

цель и проблему в учебной деятельности.

Личностные:

проявляют интерес к изучению нового материала; осознают свои эмоции, контролируют их


II. Изучение нового материала

Объяснительно-иллюстративный. Частичнопоисковый

– Перед вами таблица «Распределение света на геометрических телах». (Слайды № 2–4.)

Светотень в изобразительном искусстве – это способ передачи объема предмета с помощью теней и света, важнейшее средство выразительности.

Свет делит предмет на теневую и освещенную сторону.

Блик – самое светлое место, куда падает наиболее короткий и прямой луч света.

Собственная тень – теневая сторона предмета. Самое темное место находится на границе со светом – на повороте формы.

Ребята получают представление об освещении как средстве выявления объема предмета.

Осмысливают

понятия свет, блик, тень,

Фронтальная работа

Познавательные: принимают активное участие в обсуждении нового материала. Анализируют новый материал, определяют понятия. Сравнивают


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7



Рефлекс – тень, уходящая в глубину, – светлеет.

Падающая тень падает от предмета, она темнее собственной тени, самое темное место у подножия предмета. Полутень граничит с затененной частью.

На столе в ряд стоят предметы. В начале ряда – лампа, которая освещает эти предметы. Обратите внимание, чем ближе стоит предмет
к источнику освещения и сильнее свет, тем темнее тень и сильнее контраст и наоборот. Это – тональные отношения. Тон показывает нам степень освещения.

Перед вами ранняя картина Караваджо «Лютнист». Ее можно увидеть в Санкт-Петербурге в Эрмитаже. В этой работе двадцатилетнего художника чувствуется подлинное мастерство в передаче формы, цвета и особенно светотени. Пластично и красиво выделяется на темном фоне полуфигура юноши в свободной белой одежде, играющего на лютне и поющего мадригал Жака Аркаде на слова «Вы знаете,

что я вас люблю». Фигура резко освещена невидимым источником. Рельефно выделено лицо музыканта, его как бы светящаяся одежда. Характерная светотень станет одним из самых мощных средств художественной выразительности в творчестве Караваджо. Современники мастера назовут ее «подвальной». «Старые, уже набившие руку живописцы, напуганные новой модой, проклинали Караваджо и его манеру, заявляя, что он забился в погреб и не знает, как из него вылезти», – писал историк и теоретик искусства Беллори, имея в виду контрастное сопоставление освещенных и затемненных частей картины

рефлекс, полутень. Проводят опыт с тональными отношениями. Учатся анализировать картину на примере произведения «Лютнист» Караваджо


объекты по заданным критериям, устанавливают причины выявления объема предмета. Анализируют работы великих художников, использовавших выразительные возможности светотени.

Коммуникативные: соблюдают нормы коллективного общения.

Личностные:

проявляют познавательную активность


III. Творческая практическая деятельность

Практический. Творческий поиск

– Сильный тон – это контрастные отношения светлого и темного. Сделайте драматический по содержанию, напряженный натюрморт. (Слайды № 5–23.)

Выполните задание (с. 73).

После окончания работы предлагает сделать выставку рисунков

и выбрать наиболее удачные натюрморты

Ребята готовят рабочее место, выбирают художественные материалы.

Индивидуальная

работа

Регулятивные:

планируют деятельность в учебной ситуации; определяют способы достиже-


Окончание табл.

1

2

3

4

5

6

7




Выполняют задания по выбору. Ищут свои пути решения учебной задачи


ния цели.

Личностные:

осознают свои интересы и цели


IV. Итоги урока.

Рефлексия

Игра

Я провожала Солнце на покой,
Я наблюдала за его закатом.

– И вам я предлагаю понаблюдать за солнышком.

На схеме вы видите солнце высоко над линией горизонта. На другой схеме солнце касается линии горизонта. Ниже линии горизонта вы видите несколько зданий.

Подумайте, какие линии необходимо провести, чтобы выяснить,

в каком случае тень будет длиннее, а в каком короче. Первый ответивший правильно получает медаль «За сообразительность!»

Рассматривают схемы. Решают поставленную задачу. Вручают медаль победителю

Индивидуальная работа

Коммуникативные: понимают позицию другого; используют речевые средства
в соответствии

с ситуацией;

поддерживают товарища.

Регулятивные:

оценивают конечный результат; осознают правила контроля






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!