СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект урока "Российская империя в Первой мировой войне"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока "Российская империя в Первой мировой войне"»

План- конспект урока

Дата:

Класс: 10

Тема: Российская империя в Первой мировой войне. Военные действия в 1914–1915 гг.

Цель: сформировать представления о военных действиях Российской империи в 1914–1915 гг. Первой мировой войны

Планируемые результаты:

Предметные- изучат внешнюю политику России накануне Первой мировой войны и подготовку к войне противоборствующих сторон; выявят основные причины и повод к началу войны; рассмотрят роль России в кампании 1914,1915гг.

метапредметные УУД — 

коммуникативные: формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; регулятивные: осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата; познавательные: создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и делать выводы; 

Личностные- формировать и развивать познавательный интерес к изучению истории России, уважительное отношение к историческому наследию, оценивать исторические события и роль личности в истории.

Тип урока: комбинированный

Средства обучения: учебник, презентация

Ход урока

Организационный момент

Актуализация опорных знаний

Вспомним, что представляла собой Российская империя накануне Первой мировой войны.

- Что представляла собой политическая организация Российской империи в начале XX века?(Император- Правительствующий Сенат- Государственный Совет- Комитет министров - Святейший Синод)

- Какая форма правления была в Российской империи? ( Монархия)

- Какой сектор экономики был лидирующим? (Аграрный сектор)

- Какие отрасли промышленности развивались? (Металлургия, машиностроение, легкая, пищевая и др.)

- Какие виды транспорта были развиты в России? (Железные дороги, речной транспорт, гужевой транспорт)

- Какие виды собственности преобладали? (Государственная, частная)

- Что представляла собой социальная структура? ( Одновременно существовали сословия и классы)

Изучение новой темы

Работа с учебником п.1 § 1.

- Вспомните, чем завершилось международное соперничество на Дальнем Востоке в конце XIX — начале XX в.?

Учитель. К началу XX века сложились два военно-политических блока: «Тройственный союз» (с 1882 г)- Германия, Австро-Венгрия, Италия, и Антанта (с 1907 г)- Франция. Англия. Россия.

Мощную силу представляла коалиция центральных держав – Германии и Австро-Венгрии.

Франция, сохраняя союзнические отношения с Россией, начитает активный диалог с Англией. В 1904 г Англия и Франция заключили соглашение о разграничении спорных сфер влияния в Азии и Африке и взаимной поддержке в противостоянии Германии,

В 1907 г Россия и Англия договорились о разделе сфер влияния в Персии (Иране), Афганистане, Тибете. Сложилась новая коалиция, включавшая Францию, Россию и Англию.

Формирование системы союзов в Европе в основном завершилось. Следовательно, любой конфликт мог стать поводом к европейской и мировой войне.

Беседа.

- Назовите причины формирования Тройственного союза.

- Как вы думаете, кому из стран — Франции или России — был более выгоден заключённый в 1893 г. союз?

- Охарактеризуйте состояние Османской империи к началу XX в.

Учитель Существуют различные мнения о причине I мировой войны.

Раздаточный материал. (Ученикам предлагается обсудить данные мнения).

1) В отечественной историографии безоговорочно доминировала ленинская концепция. Суть ее состояла в том, что I мировая война — это империалистическая, захватническая война между двумя враждебными группировками капиталистических держав — германо-австрийским блоком и Антантой — за передел уже поделенного мира, перераспределение колоний, рынков сбыта, сфер влияния и приложения капиталов, за порабощение других народов.

2) В германской буржуазной историографии широкое распространение получила точка зрения, в которой внешняя политика Германии изображалась как ответная реакция на враждебную политику стран Тройственного союза, осуществляющих ее «окружение». В связи с этим отрицаются захватнические цели Германии в мировой войне, подчёркивается доброжелательность и честность германской дипломатии, коварство и вероломство России.

3) В британской и французской историографии также обнаруживается стремление возложить главную ответственность за развязывание военного конфликта наряду с Германией на Россию. В связи с этим предпринимается попытка затушевать англо-германские и франко-германские противоречия. Подчёркивая оборонительный характер внешней политики Антанты, буржуазные историки акцентируют внимание на экспансии царизма на Балканах, на Ближнем и Среднем Востоке1. (Ученикам предлагается обсудить данные мнения).

Рассказ учителя. Мировая общественность считает, что Германия планировала сокрушить Францию, а затем и Россию, присоединить к себе её прибалтийские и польские губернии, прочно закрепиться в Турции.

Российская Империя, решила значительно улучшить своё стратегическое положение: установить господство над Черноморскими проливами ( Босфор и Дарданелла) , воссоединить польские земли. Эти цели совпадали с замыслами стран Антанты (Англия, Франция, Россия) – остановить Германскую экспансию ( расширение сфер господства).

Указ о всеобщей мобилизации русских войск Николай II издал 17(30) июля 1914 г. Германия потребовала прекратить мобилизацию, но Россия не ответила на германский ультиматум и 19 июля (1 августа) 1914 г. Германия объявила войну.

Начало войны вызвало взрыв патриотических чувств, прошли демонстрации в поддержку Российской армии. Много людей оправлялось на фронт,

Население считало себя обязанным защищать свою Родину.

Работа с учебником стр. 53.

Задание: Охарактеризовать начало боевых действий Российской армии).

1915 год. Какие планы были у Германии и её союзников на этот год?

Учитель Главные события года развивались на Восточном фронте, так как Германия и Австро-Венгрия перенесли активность именно сюда, намереваясь разбить Россию и добиться её выхода из войны. Против России было брошено более ½ сил австро-германского блока.

В мае- июне 1915 года австро-германские войска обрушились на 3-ю русскую армию по всей длине Восточного фронта, и германская армия прорвала фронт.

Русские войска не могли обеспечить постоянных обстрелов неприятеля, так как на это не хватало ни тяжёлых орудий, ни снарядов. Началось отступление, которое впоследствии получило название «Великое отступление». Запись

Апрель 1915 г.- отступление русских войск из Галиции (Горлицкий прорыв).

Июль 1915 г.- отступление русских войск из Царства Польского.

Учитель С чем было связано отступление русских армий и оставление позиций? (техническая отсталость, плохая организация, неудовлетворительное командование, сложности со снабжением боеприпасами, отсутствие поддержки со стороны союзников).

В результате этих событий русская армия ушла практически со всех

Завоёванных в 1914 году территорий. Были потеряны Галиция, Литва, часть Латвии и Белоруссии, а война стала вестись на землях Российской империи. Но полностью разгромить Россию и вывести её из войны Германии не удалось.

Работа с картой. Найдите на карте ведущие страны мира накануне Первой мировой войны. Используя карту, назовите союзников Германии в начале Первой мировой войны.

Главным районом нестабильности были Балканы- «пороховой погреб Европы». В начале XX в. борьба России с центральными державами за влияние на балканские государства становится основной причиной разногласия между ними.

Работа с картой. Опираясь на карту, изложите планы противоборствующих сторон.

Англия- сохранить колонии, ослабить Германию;

Франция- стремление заполучить Эльзас и Лотарингию, приобрести Саарский угольный бассейн;

Россия- усилить влияние на Балканах, добиться контроля над проливами Босфор и Дарданеллы, захватить польские земли Австрии и Германии;

Германия- стремление к переделу английских и французских колоний, к утверждению на Балканах и Ближнем Востоке, к отторжению у России Украины, Прибалтики, Белоруссии.

Закрепление.

Домашнее задание.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!