Тема. Сердце и круги кровообращения.
Целевые ориентации урока:
Предметные: дать определения ключевым понятиям, сформировать знания о строении органов кровообращения, проследить, как происходит движение крови по сосудам и определить значение этого процесса.
Метапредметные: продолжить формирование умений работать с текстом и рисунками учебника, анализировать, делать выводы, развить интерес к учению через применение ИКТ, способствовать развитию умений работать в парах.
Личностные: способствовать формированию ответственного отношения к своему здоровью и активной жизненной позиции, воспитание чувства товарищества.
Основное содержание темы: строение сердца, малый и большой круги кровообращения.
Термины и понятия: кровообращение, сосуды, аорта, артерии, вены, капилляры, предсердия, желудочки, полулунные клапаны, створчатые клапаны, большой круг кровообращения, малый круг кровообращения.
Тип урока: Урок общеметодологической направленности
Планируемые результаты
Личностные умения: формирование познавательных интересов; осознание ценности здоровья и безопасного образа жизни; формирование личностного отношения к изучению материала.
Метапредметные умения
1.Познавательные:
Общеучебные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; структурирование знаний осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности, решать познавательные задачи.
Логические:
анализ объектов, установление причинно-следственных связей осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; построение логической цепи рассуждений; поиск и выделение необходимой информации
2. Коммуникативные: поиск и выделение необходимой информации,
умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; овладение широким спектром логических действий и операций, включая общий прием решения задач; планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; владение монологической и диалогической речью
3. Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, проводить самооценку и самоанализ своей деятельности, использовать в работе ИКТ.
Предметные умения
Ученик должен знать: строение сердца и сосудов, их функции, механизм и направление движения крови по сосудам, значение кругов кровообращения.
Ученик должен уметь: распознавать и описывать систему органов кровообращения, органы кровеносной системы, характеризовать сущность биологического процесса – транспорта веществ, большого и малого кругов кровообращения, автоматизма сердечной мышцы; устанавливать взаимосвязь между строением и функциями кровеносных сосудов.
Организация образовательного пространства
Межпредметные связи: физика, информатика, математика
Оборудование: модель «сердца», схема «Круги кровообращения», лист с заданиями, презентация «Сердце. Кровеносная система».
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Ход урока
1. Организационный момент (1 минута).
2. Актуализация знаний, постановка задач урока (1 минута).
Кроссворд по проверке д/з
Основная транспортная система организма, состоящая из плазмы и взвешенных в ней форменных элементов (кровь)
способность организма находить чужеродные тела и вещества и избавляться от них (иммунитет)
Поддержание постоянства внутренней среды организма (гомеостаз)
Красные безъядерные кровяные клетки, транспортирующие кислород и углекислый газ (эритроцит)
Препарат из ослабленных антигенов (вакцина)
Препарат готовых антител, образовавшихся в крови животного, которое раньше специально заражалось этим возбудителем –это лечебная ……. (сыворотка)
Фамилия ученого открывшего гуморальный иммунитет ( Эрлих)
Фамилия ученого, открывшего клеточный иммунитет (Мечников)
Человек, предоставляющий часть своей крови для переливания, другие ткани или органы для пересадки больному (донор)
Люди, имеющие эту группу крови являются универсальными донорами (первая )
Что у нас получилось ?
3. Изучение нового материала (30 минут).
Записываем тему урока в Лист заданий “Сердца. Круги кровообращения”.
Мы с вами узнаем, строение и роль в кровообращении сердца и сосудов, а так же путь крови в нашем организме по кругам кровообращения
В нашем организме кровь непрерывно движется по замкнутой системе сосудов в строго определенном направлении. Такое движение крови называют кровообращением. Состав системы: сердце и кровеносные сосуды (артерии, вены, капилляры). Они пронизывают все органы и ткани.
Задачи:
1. Рассмотреть строение сердца и его роль в кровообращении
2.Установить взаимосвязь строения и функций сосудов.
3. Рассмотреть пути крови по кругам кровообращения и их значение в жизнедеятельности организма.
Работа в группах (5 минут).
Задания группам.
1-я группа. Сердце.
Задания:
1. Место расположения органа в организме, размеры.
2. Строение сердца.
3. Из каких слоев состоит сердце?
1-_________________, 2-_________________, 3-_________________
4.Какие части сердца разделяет:
а)створчатый клапан
________________и __________________
б) полулунный клапан
________________и__________________
1-я группа. Строение сердца.
Сердце расположено в грудной полости за грудиной, от середины сдвинуто несколько влево. Масса сердца у мужчины - 300-360 грамм, у женщины – 220-270 грамм. Сердце – “середина”. Сердце – полый четырехкамерный мышечный орган, “мышечный насос”. Оно покрыто тонкой и плотной оболочкой, образующей замкнутый мешок – околосердечную сумку или перикард.
В околосердечной сумке содержится серозная жидкость, увлажняющая сердце и уменьшающая трение при его сокращениях. Стенка сердца имеет три слоя:
1) эпикард – наружный серозный слой, покрывает сердце (срастается с перикардом);
2) миокард – средний мышечный слой, образованный поперечнополосатой сердечной мышцей (каждое мышечное волокно содержит 1-2 ядра, множество митохондрий).
3) эндокард – внутренний слой (из эпителия).
Условно сердце делится перегородкой на две половинки, левую и правую. Левая половина состоит из левого желудочка и левого предсердия. Между ними находится двухстворчатый клапан. У него только две створки и по-другому он называется митральным.
Правая половина сердца состоит из правого желудочка и правого предсердия.
Они тоже отделены клапаном, но этот клапан имеет три створки и поэтому называется трехстворчатым. Клапаны открывают и закрывают проход между предсердиями и желудочками, заставляя кровь течь в одном направлении.
Между желудочками и артериями расположены полулунные клапаны, каждый из которых состоит из трех кармашков. Клапан (нем.) “клаппе” - “крышка”.
Клапаны сердца и сосудов обеспечивают движение крови строго в одном направлении: по артериям – от сердца, по венам – к сердцу, из предсердий – в желудочки.
Стенки камер различаются по толщине в зависимости от выполняемой работы. При сокращении стенок предсердия, выполняется небольшая работа – кровь подается в желудочки, поэтому эти стенки относительно тонкие. Правый желудочек проталкивает кровь по малому кругу кровообращения, а левый – выбрасывает кровь в большой круг кровообращения, поэтому его стенки в 2-3 раза толще стенок правого.
В сердце чрезвычайно интенсивно протекают обменные процессы, так как клетки мышечной ткани содержат множество митохондрий, и ткань хорошо снабжается кровью: масса сердца составляет 0.5 % от массы тела, при этом 10% крови выбрасываемой аортой, идет на коронарные или венечные сосуды, питающие само сердце.
Вопрос ученику с ОВЗ:
Сколько камер в сердце лягушки? (3)
Физминутка
встанем и примем положение правильной осанки и сохранять его на несколько сек
руки на поясе, делаем наклоны головы вперед –назад, столько раз сколько камер в сердце, называя их (4 раза: прав. предсердие, прав. желудочек, лев. предсердие, лев. желудочек)
ноги на ширине плеч, кисти к плечам. Вращение в плечевых суставах назад, столько раз сколько слоев имеет сердце (3: эпикард , миокард, эндокард)) и вперед.
Правая рука верх, левая вниз. Поочередный подъем рук. , столько раз сколько типов сосудов. (3 –артерии, вены, капилляры
Руки на поясе. Поворот туловища в право столько раз сколько слоев имеет артерии , называем их ( эндотелий, эластические волокна, гладкая мускулатура, соединительнотканная оболочка) и влево
подняться на носки, руки вверх столько раз сколько сосудов впадает в сердце (4 нижняя полая вена, правая полая вена, легочная вена из левого легкого, легочная вена из правого легкого.)
Присядем с прямой спиной столько раз сколько сосудов выходят из сердца (2- Легочная артерия, Аорта)
2-я группа. Артерии.
Задание:
1. Как строение имеют артерий
2. Какую функцию выполняют артерии ?
2-я группа. Артерии.
Артерии – это кровеносные сосуды, по которым кровь течет от сердца.
Стенки состоят из трех оболочек: внутренняя ,первый– эндотелиальные клетки, второй– слой эластичных волокн, третий- гладкая мышечная ткань, наружная –соединительнотканная оболочка. Стенки артерий толстые и упругие, что позволяет им выдерживать давление крови, выталкиваемой из сердца. Артерии расположены глубже, чем вены, т.к. их повреждение гораздо опаснее, чем повреждение вен.
3-я группа. Вены.
Задание:
1. Что такое вены?
2. Как строение имеют вены
3. Какую функцию выполняют вены?
3-я группа. Вены.
Вены – это кровеносные сосуды, по которым кровь течет к сердцу. Сосуды головы не имеют мышечной оболочки, т.к. по ним кровь течет естественным образом (сверху вниз).
В связи с тем, что кровь по венам течет к сердцу, необходимо затратить много энергии для продвижения крови наверх от нижних конечностей. Стенки вен нижних конечностей имеют хорошо развитый мышечный слой. Для предотвращения обратного тока крови в венах имеются полулунные клапаны. При приближении к сердцу, мышечная оболочка уменьшается, а клапаны исчезают.
Стенки вен менее упруги, но более растяжимы.
4-я группа. Капилляры.
Задание:
1. Что такое капилляры?
2. Как строение имеют капилляры
3. Какую функцию выполняют капилляры?
4-я группа. Капилляры.
Сосуды, образующие связь между артериальной и венозной системами. Стенки однослойные, состоят из одного слоя клеток – эндотелия. Капилляры – это сосуды, в которых происходит основной обмен между кровью и внутренней средой организма, тканями и органами.
5-я группа. Большой круг кровообращения.
Задание:
1. Движение крови по большому кругу кровообращения.
2. Где происходит газообмен?
5-я группа. Большой круг кровообращения.
Кровеносные сосуды образуют в теле два круга кровообращения – большой и малый.
Большой круг кровообращения начинается аортой, которая отходит от левого желудочка. Насыщенная кислородом (артериальная) кровь из аорты по артериям идет к внутренним органам и тканям. Там артерии распадаются на капилляры. Капилляры широкой сетью пронизывают все органы и ткани организма. В капиллярах кровь отдает кислород и питательные вещества, а от них получает продукты метаболизма, в том числе и углекислый газ. Капилляры переходят в венулы, кровь которых собирается в мелкие, средние и крупные вены. Кровь от верхней части туловища поступает в верхнюю полую вену, а от нижней – в нижнюю полую вену. Обе эти вены впадают в правое предсердие, в котором заканчивается большой круг кровообращения.
(Большой К.К.: левый желудочек - ткани и органы - правое предсердие).
В большом круге кровообращения по артериям течет артериальная кровь, а по венам – венозная кровь. Артериальная кровь насыщена кислородом, а венозная им бедна.
6-я группа. Малый круг кровообращения.
Задание:
1. Движение крови по малому кругу кровообращения.
2. Где происходит газообмен?
6-я группа. Малый круг кровообращения
Малый круг кровообращения начинается легочным стволом, который отходит от правого желудочка и несет в легкие венозную кровь.
Легочный ствол разветвляется на две ветви, идущие к левому и правому легкому. В легких легочные артерии делятся на более мелкие артерии, артериолы и капилляры. В капиллярах кровь отдает углекислый газ и обогащается кислородом. Легочные капилляры переходят в венулы, которые затем образуют вены. По четырем легочным венам артериальная кровь поступает в левое предсердие, где заканчивается малый круг кровообращения.
В малом круге кровообращения по артериям течет венозная кровь, а по венам – артериальная кровь.
(Малый К.К.: правый желудочек – легкое – левое предсердие)
Вопрос ученику с ОВЗ:
Сколько кругов кровообращения у земноводных? Какие?
5.Подведем итоги работы в группах по решению поставленных задач.
Ребята, чему был посвящен сегодняшний урок? (изучению кровообращения).
- Что нового вы узнали на уроке? (познакомились со строением сердца и сосудов, изучили путь движения крови в большом и малом кругах кровообращения).
сосудов и их функций.
6.Вывод:
Циркуляция крови в организме человека происходит благодаря непрерывной работе сердца, которое перегоняет кровь по большому и малому кругам кровообращения. Сердце человека четырехкамерное, разделено сплошной перегородкой на левую и правую части, благодаря которой артериальная кровь не смешивается с венозной. В работе сердца различают три фазы: сокращение предсердий, сокращение желудочков, пауза. Различают три типа сосудов: 1) артерии, по которым кровь движется от сердца; 2) вены, по которым кровь движется к сердцу; 3) капилляры – мельчайшие кровеносные сосуды, в которых происходит газообмен в легких и обмен веществ в тканях.
7.Рефлексия «Ромашка» (1 минута).
Выставление мотивированных оценок и домашнее задание (1 минута).
Домашнее задание.
П.17, вопросы, творческое задание создать модель сердца или сосудов