СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект внеклассного мероприятия по русскому языку на тему "Великий и могучий русский язык"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«План-конспект внеклассного мероприятия по русскому языку на тему "Великий и могучий русский язык"»











Внеклассное мероприятие

русскому языку

«Великий и могучий Русский язык»






















Викторина «Великий и могучий Русский язык»

Цели и задачи:

1.      Проверить качество имеющихся знаний;

2.      Способствовать понятию интереса к предмету (Русский язык ) и получению новых знаний;

3.      Расширить кругозор учащихся;

4.      Способствовать становлению нравственной культуры, а также самовыражению личности в коллективе.


Выбирается жюри викторины.


Ход занятия:

Учитель: Дорогие ребята, уважаемые учителя, сегодня у нас незабываемый конкурс, мы будем выбирать лучшего из лучших, знатока русской речи и русского языка, Умника, или Умницу! А тема нашей викторины «Великий и могучий русский язык!»

Прежде чем перейти к викторине, давайте вспомним, что говорили великие люди о русском языке.


Рамазан: Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, - ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя - как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? 
Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!
                  Иван Сергеевич Тургенев


Хидирнаби: Русский язык в умелых руках и в опытных устах – красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен.
                  Александр Иванович Куприн


Хидирнаби: Нет таких звуков, красок, образов и мыслей — сложных и простых,— 
для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения.
                  Константин Георгиевич Паустовский


Хадижа: Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова,
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое Русское Слово.
Свободным и чистым тебя пронесем,
И внукам дадим, и от плена спасем
Навеки.
                  Анна Андреевна Ахматова


Милара: Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса.
                  Иван Сергеевич Тургенев


Учитель: А сейчас учащиеся начальных классов прочитают нам стихотворения о русском языке.


Амина: Если ты хочешь судьбу переспорить,

Если ты ищешь отрады цветник,

Если нуждаешься в твердой опоре –

Выучи, выучи русский язык.


Мерзият: Он твой наставник – великий, могучий,

Он переводчик, он проводник.

Если штурмуешь познания кручи –

Выучи, выучи русский язык.


Заира: Русское слово живет на страницах

Мир окрыляющих пушкинских книг.

Русское слово — свободы зарница,

Выучи, выучи русский язык!


Шапери: Горького зоркость, бескрайность Толстого,

Пушкинской лирики чистый родник,

Блещет зеркальностью русское слово —

Выучи, выучи русский язык!

Учитель: Итак, начнем викторину. В викторине заданий. За каждое правильно выполненное задание вы получите определенное количество баллов. Оценивать вас будет наше жюри.

Задание 1. «Орфоэпическая разминка»

- Что такое орфоэпия? (Орфоэпия — это раздел языкознания, который изучает нормы литературного произношения слов).

Ваша задача: поставить над словами знак ударения. Максимальный балл 15.

Сливовый, банты, торты, еретик, каталог, щавель, бармен, гербы, красивейший, верба, августовский, ходатайство, завидно, туфля, кулинария.


Задание 2. «Грамматическая арифметика». Кто первым отвечает, тот получает 1 балл.

Первый слог – личное местоимение, второй – звук, который издаёт лягушка, вместе – овощ. (Ты-Ква)


Первый слог – личное местоимение, второй –синоним слова «несчастье», вместе это человек, который доносит на кого-либо (Я-беда)


В названии какого государства между двумя одинаковыми личными местоимениями стоит маленькая лошадь? (Я-пони-Я)


Первый слог ЯР, второй - любимое лакомство собаки (Яркость)


Первый слог ЯР, второй - необходимый предмет для отправления письма (Ярмарка)

Первый слог БА, второй -большой деревянный сосуд . (Бабочка)

Первый слог БА, второй - музыкальный звук (Батон)

Первый слог КАР, второй - знак препинания (Карточка)



Задание 3. «Крылатые выражения»

Ваша задача: раскрыть смысл крылатых выражений (фразеологизмов). За каждый правильный ответ 1 балл.

Во весь дух - (быстро)

Рукой подать - (близко)

Прикусить язык - (замолчать)

Сломя голову - (быстро)

Оказаться у разбитого корыта - (остаться ни с чем)

Знать на зубок - (превосходно выучить, отлично разбираться в чем-либо)

Душа в пятки уходит ( становится страшно)

Зарубить себе на носу ( запомнить)

После дождика в четверг ( никогда)

Бить баклуши ( бездельничать)

Родиться в рубашке ( быть счастливым)

Мозолить глаза (надоедать)

Как баран на новые ворота- удивленно.

За тридевять земель (далеко)

Сидеть сложа руки ( ничего не делать)



Задание 4. «Мы на исторической станции». Я называю старорусские слова, а вы показываете. Если правильно покажите, получите балл.

 Выя – шея

 Десница- правая рука.

 Очи- глаза.

 Шуйца- левая рука.

 Чело- лоб.

 Уста- губы.

 Ланиты- щеки.

Длань- ладонь.

Вежды- веки.

Рамена- плечи.


Задание 5. «Кто быстрее». Я читаю фразеологические загадки, а вы должны назвать слово-отгадку.

1. Его вешают, приходя в уныние, его задирают зазнайки, его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело. (Нос)

2. Не цветы, а вянут; не ладоши, а ими хлопают; не белье, а их развешивают чрезмерно доверчивые и любопытные люди. (Уши)

3. Он в голове у несерьезного человека; его советуют искать в поле; на него бросают слова и деньги; он свистит в карманах, если нет денег. (Ветер)

4. Ее место жительства — плечи; ею можно биться о стену; в нее постоянно что-то вбивают, но и дурь выбивают тоже из нее; из нее постоянно что-то вылетает у рассеянного человека. (Голова)

5. Ею не разлить лучших друзей; в нее можно глядеть, что- то предугадывая; на нее можно выводить лжецов; ее часто мутят по пустякам. (Вода)

6. Им часто воют от безысходности; он может быть морским и тамбовским; его любимая одежда — овечья шкура. (Волк)

7. Его можно тянуть, но все же оно не ждет никого и никогда, даже если оно детское. (Время)

8. С нею можно покончить, если она тебе надоела; между ней и смертью часто находятся люди в опасной ситуации; из нее можно уйти, но в нее же можно и вступить; к ней можно вернуть человека; в нее можно воплощать свои мечты. (Жизнь)

9. С них часто спадает пелена; с них прогоняют долой, их выплакивают и высматривают; они не хотят сидеть на месте и часто лезут на лоб; порой из них сыплются искры; они часто находятся на мокром месте; их мозолят, не давая покоя, особенно когда они слипаются. (Глаза)

10. В нее можно войти, а можно попасть, что менее приятно; она бывает вечной и постоянно о чем-то умалчивает; а еще она везде появляется со своей подругой географией. (История)

11. Обычно он без костей и очень длинный, поэтому его надо держать за зубами, а еще лучше — на привязи, чтобы он не молол что попало; он может отсыхать; иногда на него можно так попасть, что мало не покажется; за него часто дергает черт, отчего он чешется и ломается; нередко он является врагом человека; у некоторых он очень плохо подвешен, а у других — очень злой и острый, так что хочется его укоротить. (Язык)

12. В него можно смотреть, внимательно слушая человека, но палец, конечно, лучше в него не класть; он может быть полон хлопот, а может и воды, которую туда набрали; при удобном случае его можно заткнуть, особенно тем, кто слишком часто его раскрывает. (Рот)

13. В них часто берут себя, но в то же время именно из них многое выпускают; из них постоянно все валится; работать лучше их не покладая; они могут опускаться, отваливаться, чесаться; идут обычно ноги, а не доходят именно они. (Руки)

14. На нее можно кому-нибудь повеситься при встрече; ее можно свернуть, свихнуть; на нее часто садятся и едут, что приносит мало удовольствия ее обладателю. (Шея)


Задание 6. Составь анаграмму. Ваша задача: переставив в слове буквы, составить новое слово. Например, ток-кот. На выполнение задания дается 1 минута. За каждое правильное слово – 1 балл.

Сокол (колос), мать (тьма), лето (тело), куст (стук), веки (Киев), остров (Ростов), адрес (среда), фарш (шарф), липа (пила), сосна (насос), логика (иголка), каприз (приказ).

Задание 7. «30 секунд». На столе 4 карточки. На каждой карточке написана одна буква. Вы по очереди выходите к доске, берете карточку, и за 30 секунд должны ответить на мои 10 вопросов одним словом, начинающимся с этой буквы.

( В, С, К, Л)

  1. Как тебя зовут?

  2. Где ты родился? (Волгоград, Воронеж, Краснодар, Курск, Самара, Суздаль, Липецк)

  3. Какая профессия тебе кажется самой интересной?

  4. Любимое женское имя?

  5. Что бы подарил маме на день рождения?

  6. Что ел сегодня утром? ( Винегрет, котлеты, салат, лимон)

  7. Любимый напиток? (Водка, квас, компот, сок, самогон, лимонад)

  8. Куда бы поехал отдыхать? (Венеция, Лондон, Саратов, Калининград)

  9. Какое качество в людях тебе кажется наиболее ценным?

  10. Чего желаешь людям?

Задание 7. «Гонка за победителем»

1)Как по-другому называются подлежащее и сказуемое? (Грамматическая основа)

2)Каким членом предложения являются вводные слова? (Никаким)

3)Назовите уточняющий член в предложении: «Все, кроме Пети, сделали домашнее задание»(Кроме Пети)

4)К какой части речи относится слово «если»(Союз)

5)Какая часть речи «твой»(Местоимение)

6)Поставьте в родительном падеже слово «часы»(Часов)

7) К слову жизнь подберите антоним. (смерть)

8) Какое из данных слов можно понять и как существительное, и как глагол: речь, печь или лечь? (печь)

9) ПОДБЕРИТЕ СИНОНИМ К СЛОВУ ЛЕГАЛЬНЫЙ (ЗАКОННЫЙ)

10) Какое из словосочетаний не может употребляться как фразеологизм: играть в молчанку или играть в лото(играть в лото)

11) Сказуемое, которое состоит из глагола-связки и именной части. (Составное именное)

12) Анютины глазки росли около крыльца. Подлежащее? (Анютины глазки)

13) Предложения, грамматическая основа которых состоит из одного главного члена, второй не нужен вообще или не обязателен. (Односоставные)

14) Члены предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос и являются одинаковыми членами предложения, относятся к одному и тому же слову. (Однородные)

15) Назовите автора-создателя «Толкового словаря живого великорусского языка» (Владимир Иванович Даль).

16) Соединительные, разделительные, противительные — это... (союзы).

17) Односоставные предложения со сказуемым, при котором нет и не может быть подлежащего. (Безличные)

18) Слово или сочетание слов, называющее того, к кому обращаются с речью. (Обращение)

19) Как звали братьев, которые в 19 веке создали славянский алфавит? (Кирилл и Мифодий)

20) Сколько склонений в русском языке?



Задание 8. «Угадай слово». Я показываю жюри слова, а они должны помочь вам разгадать слово.

Растение, на котором гадают: любит - не любит. (Ромашка)

Вещество белого цвета, представляющее собою кристаллы хлористого натрия с острым характерным вкусом и употребляемое как приправа к пище; (Соль)

Группа специалистов, решающих вопрос о присуждении премии или награды на конкурсах, выставках, соревнованиях. (Жюри)

Какую часть слова можно найти в земле? (Корень).

Роговистые, трубчатые нити, растущие на теле человека и большей части млекопитающих (Волосы)

Форма одобрения сообщений, постов в соцсетях. (Лайк)

Аппарат для разговора. (Телефон)

Разновидность супа на основе свёклы, которая придаёт ему характерный красный цвет. (Борщ)

Движитель, круглый (как правило), свободно вращающийся или закреплённый на оси диск, позволяющий поставленному на него телу катиться, а не скользить. (Колесо)

Это чувство огромной привязанности к человеку. (Любовь)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!