СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект занятия по теме "Разыграй сказку: Баба Яга"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

План-конспект занятия для учащихся младшего школьного возраста по теме "Разыграй сказку: Баба Яга"

Просмотр содержимого документа
«План-конспект занятия по теме "Разыграй сказку: Баба Яга"»

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ростовской области

«Волгодонский педагогический колледж»

(ГБПОУ РО «ВПК»)



Технологическая карта

Музыкального занятия в МБОУ СШ №22 города Волгодонска





Специальность: 44.02.03 Педагогика дополнительного образования

Разработала: студентка группы ПДО 3.2.Пашкова А.С.

Проверила: преподаватель практики Гох С. В.

Оценка:_________

Подпись____________





Волгодонск, 2020

Пояснительная записка


Тема: «Разыграй сказку. Баба Яга. Русская сказка»

Возраст: 6-7 лет;

Продолжительность занятия: 45 минут;

Форма занятия: тематическое;

Цель: Путем инсценировки русской народной сказки и путешествия в виртуальную картинную галерею обновить знания детей о героине Бабе Яге, раскрыть интересные факты о ней и познакомить их с новыми, неосвещенными раннее сторонами ее жизни;

Задачи:

Обучающие:


- Обучение детей концентрации внимания на заданном предмете/задаче/деле;

- Формирование театральных и импровизационных способностей, актерского умения;


Развивающие:



- Помощь в преодолении зажатости и волнения во время публичного действа (выступления);


Воспитывающие:


Прививание детям тяги к постоянному расширению базы своих знаний, чтению, узнаванию нового;

- Воспитание в них концентрации внимания, усидчивости и вдумчивости;


Планируемые предметные результаты:


- Приобретение навыков инсценировки и умения вживаться в играемую роль;



Планируемые метапредметные результаты:



- Знакомство детей с живописью и наследием художников-классиков путем демонстрации им известных полотен с изображением Бабы Яги;

- Обогащение литературных знаний с помощью склонения к известным литературным источникам и сказкам;

- Обновление знаний по музыке и изобразительному искусству через знакомство с музыкальными произведениями и художественными полотнами;

- Знакомство со знаменитыми советскими актерами и актрисами, воплотившими на экране образ Бабы Яги;


Планируемые личностные результаты:



- Улучшить детские способности межличностного общения и взаимодействия друг с другом в коллективе;

- Воспитать доброе отношение к окружающим и к себе, тягу к знаниям и многогранному развитию своей личности;



Методы:


- словесный (рассказ по теме урока, беседа с детьми, вопросы, коллективная рефлексия);

- театрально-игровой метод (инсценировка русской народной сказки с элементами атрибутики героев и реквизита);

- метод создания проблемной ситуации (задавание детям вопросов и побуждение к поиску ответов на них путем рефлексии и размышлений);

- наглядно-зрительный (просмотр презентации, показ;

- фронтальный (одновременная работа со всеми учащимися);

- коллективный (поиск детьми ответов на вопросы, пение, инсценировка, работа в компании);



Методическое обеспечение:


- интернет-ресурсы:


1) https://www.maximonline.ru/longreads/get-smart/_article/pochemu-baba-yaga-zmei-tugarin-a-lisa-patrikeevna/?utm_referrer=https%3A%2F%2Fzen.yandex.com

2) https://proshkolu.ru/user/behtjanova/blog/219835

3) https://zen.yandex.ru/media/id/5f0c911b916fcc1d24f73ee2/babaiaga-v-kartinah-russkih-hudojnikov-5f5fd5685622142b9342c29c

4) https://vk.com/topic-127998678_34477125

5) https://subscribe.ru/group/mir-iskusstva-tvorchestva-i-krasotyi/8657517/

6) https://www.liveinternet.ru/users/zateinik/post294188071/

7)

https://yavarda.ru/best_babayaga.html

8) https://zen.yandex.ru/media/kulturologia/8-otechestvennyh-akterov-kotorye-prekrasno-sygrali-babu-iagu-kto-luchshe-5f4405f0a37bfc6aabb9aa8e


СанПиН:


-
Нормы и правила пожарной безопасности были соблюдены, температура была оптимальной для нахождения детей в кабинете, мебель (стулья, парты и шкафы) и ее расстановка опасности и рисков порчи здоровья не представляла, освещение было хорошим и в надлежащем количестве;


Оборудование: ноутбук, экран, проектор, фортепиано, элементы театрального декора, реквизит (платочки, корзинка, пуховая шаль, косынка, бумажные ободки с наклеенными на них картинками барана, козы и бычка);






ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА МУЗЫКАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ В 1 КЛАССЕ

Тема: «Разыграй сказку. Баба Яга. Русская народная сказка»







Этап занятия

(продолжительность)



Цель этапа



Методы работы




Виды деятельности



Задания по видам деятельности



Программное содержание






Методические

указания





Критерии контроля

выполнения заданий




Формируемые УУД

I

Организационный

(3 мин)

Организация детей, создание порядка в классе и сосредоточение их внимания на предстоящем уроке

Словесно-игровой;

Приветствие, отгадывание имени адресата загадочного письма;

Таинственное письмо без подписи подводящее к теме урока;



Оптимистичный настрой детей и их готовность начать занятие;

Мотивация к включению в процесс занятия;

II

Основной

(37 мин)


Изучение детьми новой темы в творческой игровой форме, приобретение навыков театральной игры и умения вживаться в роль выбранного героя;

Словесный;


Практический;


Наглядно-зрительный;



Беседа, рассказ, вопросы;


Физминутка;

Путешествие по виртуальной картинной галерее и знакомство с полотнами, изображающими Бабу Ягу, перевоплощение в героя сказки;






Интернет-ресуры;


Оценка 5 – всем детям, принявшим участие в инсценировке;


Оценка 4 – всем, кто отвечал на вопросы и присутствовал в качестве зрителя;

Умение играть и действовать в команде, коллективно общаться и вместе искать ответы на вопросы;

Навыки театральной игры и инсценировки, поведения на публике и самоконтроля;

III

Заключительный

(5 мин)

Подведение итогов

Словесный;

Вопросы;

Ответы на вопросы, проверка знаний;

С чем вы сегодня познакомились? Что нового сделали? Чему новому научились? Какие можете сделать выводы из увиденного?












Содержание занятия


На уроках  чтения вы наверняка уже познакомились с разными литературными жанрами. Одним из таких жанров является сказка (1 слайд) Любите сказки? (Да!) А кто вам чаще всего их читает? (Мама, бабушка, папа) А какие у вас любимые сказки? (разномастные ответы) Видите, как много существует интересных сказок! В них есть волшебство, добро, дружба, опасности и приключения, а так же есть положительные герои (2 слайд) и отрицательные герои (3 слайд). А кого из отрицательных героев сказок вы знаете? (Ответы).


Ребята, сегодня я получила престранное письмо, не подписанное (4 слайд). Давайте попробуем догадаться все вместе, от кого оно может быть. Пройдем в нашу волшебную библиотеку (5 слайд) и откроем письмо. Он мелко написано поэтому я выведу его на экран (6 слайд). «Иногда меня Костяной ногой кличут. Можно подумать, что у вас у самих ноги без костей. А языки-то и подавно, поэтому и мелют про меня всякую чушь. А я вовсе не злыдня. Ну, хотела я однажды Алёнушкиного братца-козлёночка скушать. Так ведь это не со зла: просто у меня друзья  такие: что Леший, что Кощей Бессмертный, разве у них чему хорошему научишься? А так что за жизнь у меня; сижу себе в избушке, тоскую, разве что иногда на метле пролечу или в ступе покатаюсь».


Вы догадались, о ком идет речь?  Правильно. Сегодня мы  поговорим о Бабе-Яге (7 слайд). Баба Яга – едва ли не самая популярная героиня из всех героинь русских народных сказок. Ее еще называют Яга-Ягинишна, Ягишна, Ягая) – это не только героиня сказок, но еще и древняя славянская богиня, хранительница домашнего очага, рода, традиций, детей и домашнего хозяйства. Также она является лесной старухой-волшебницей, ведьмой, которой подвластна природа. Давайте пройдем в волшебную картинную галерею и посмотрим, как знаменитые русские художники изображали ее на своих картинах (8 слайд). Первой мы видим иллюстрацию Ивана Яковлевича Билибина под названием «Баба Яга» (9 слайд). Какие она у вас вызывает чувства? (слушает ответы)



  • Первоначально это была богиня того света - женщина со змеиным хвостом, которая стерегла вход в подземный мир и провожала в него души. Раньше верили, что Баба Яга может жить в любой деревне, маскируясь под обычную женщину: ухаживать за скотом, стряпать, воспитывать детей, – то есть считали, что она ведьма.
    Но все-таки Баба Яга более продвинутая и умная, чем просто ведьма. Она обитает в дремучем лесу, который издавна вселял страх в людей. Избушка Бабы Яги стоит в чаще леса или на опушке (10 слайд). Пройдемте дальше и увидим избушку на картине Николая Константиновича Рериха «Изба смерти» (11 слайд). Еще одним прообразом Бабы Яги могли послужить ведуньи и знахарки, которые жили вдали от поселений в глубине леса. Там они собирали различные коренья и травы, сушили их и делали различные настойки, в случае необходимости помогали жителям деревень (12 слайд). Но многие их считали соратницами нечистой силы, так как, живя в лесу, они не могли не общаться с нечистой силой. А Баба Яга общалась со многими, например, с волшебными полу-птицами полу-девушками, как на иллюстрации того же Ивана Яковлечива Билибина «Баба Яга и Птицедевы» (13слайд);


  • (14 слайд) Герои обращаются к Бабе Яге ласково – «бабушка». Баба Яга помогает героям, которые заслуживают этого, хотя не переносит русского духа. Баба Яга обладает волшебными вещами, служат ей разные животные. Преследуя сказочных героев, убегающих от нее, она гонится за ними черною тучею. Хотя чаще всего предпочитает ступу и метлу, что демонстрирует нам полотно Виктора Михайловича Васнецова «Баба Яга» (15 слайд). Вот ее отличительные особенности. Но в ее жизни так же есть много интересных моментов, которые в разных сказках показываются по-разному или вообще отсутствуют. Например, в трех сказках Баба Яга имеет сестер, в одной сказке – даже детей (41 дочь). Эта сказка необычна тем, что Баба Яга живет не в избушке на курьих ножках, а в белокаменных палатах. Хотя избушка нам все же привычнее, правда? Вот посмотрите на еще одно ее изображение кисти Карла Федоровича Вальца «Избушка Бабы Яги» (16 слайд).


  • Во всех сказках Баба Яга действует в трех воплощениях: (17 слайд) Яга-богатырша, где она дружит и даже на равных бьется с богатырями, (18 слайд) Яга-колдунья, где она варит чудо-зелья, колдует над травамии заговаривает предметы, (19 слайд) и Яга-дарительница, где она приветливо встречает главного героя или героиню, вкусно угощает, парит в баньке, дает полезные советы, вручает богатые дары. Например, в сказке «Финист-Ясный Сокол», когда к ней приходит главная героиня, та дает ей волшебное блюдечко с яблоком. Знаете, для чего они? (Нет!) (20 слайд) С их помощью можно увидеть в блюде все, что захочешь, как в телевизоре или планшете – только надо попросить что-то конкретное и покатать яблочко;


  • На основе того, что мы уже знаем, узнали и слышали о Бабе Яге и ее делах, можно сделать вывод о ее сущности. Скажите, ребята, она же не полностью плохая? (21 слайд) Она и добрые поступки совершала? (Да!) Наше исследование показало, что образ Бабы Яги в русских народных имеет более глубокий смысл, нежели просто злая лесная старушка. (22 слайд) Это образ величественной фигуры древней богини, повелевающей Временем, Огнем, Воздухом, Дикими зверями и Лесом, Жизнью и Смертью, Судьбой. На самом деле она хранительница, врачевательница и помощница, но это раскрывается не во многих сказках. Именно потому, что мы этого не знаем, она и предстает перед нами в таком свете.


А теперь я предлагаю нам всем вместе разыграть одну интересную сказку, но сначала займемся физминуткой! (23 слайд)


Физкультминутка


Будем прыгать и скакать!

Раз, два, три, четыре, пять!
Будем прыгать и скакать! (Прыжки на месте.)
Наклонился правый бок. (Наклоны туловища влево-вправо.)
Раз, два, три.
Наклонился левый бок.
Раз, два, три.
А сейчас поднимем ручки (Руки вверх.)
И дотянемся до тучки.
Сядем на дорожку, (Присели на пол.)
Разомнем мы ножки.
Согнем правую ножку, (Сгибаем ноги в колене.)
Раз, два, три!
Согнем левую ножку,
Раз, два, три.
Ноги высоко подняли (Подняли ноги вверх.)
И немного подержали.
Головою покачали (Движения головой.)
И все дружно вместе встали. (Встали.)

Размялись? Повеселились? Хорошо себя чувствуете? (Да!) Отлично, а теперь переходим к сказке! Называется она «Бычок – чёрный бочок, белые копытца». Как вы думаете, про кого эта сказка? Да, бычок там тоже будет, но на нашем уроке главная гостья – это Баба Яга, значит, и она там есть! Давайте сейчас определимся, кто какую роль будет играть! Нам понадобятся: мама, папа, главная героиня – их дочка, Баба Яга, барашек, козлик, бычок и 5 подружек!


(Когда роли распределены, начинается сопровождаемая музыкой инсценировка сказки, дети выходят «на сцену» (24 слайд). Текст читает педагог:)



Жили-были муж да жена, и была у них дочка – Нюрочка-девчурочка (25 слайд)

Приходят к ним раз подружки и просят:
— Отпустите с нами Нюрочку-девчурочку в лес – по грибы, по ягоды!

Мать да отец говорят:
— Ступайте, только не потеряйте её в лесу: она у нас маленькая – заблудится, одна дороги домой не найдёт.

— Мы её не потеряем!

(26 слайд) Вот подружки и пошли в лес. Стали в лесу собирать грибы да ягоды и разбрелись в разные стороны. Разбрелись да и потеряли Нюрочку. Осталась она в лесу одна-одинёшенька и стала плакать.

А в это время шла мимо Баба Яга, костяная нога. Увидела она Нюрочку, схватила её и потащила в свою избушку на курьих ножках (27 слайд).

Притащила и говорит:
— Будешь теперь на меня работать! Печку топи, дрова руби, воду носи, пряжу пряди, избу мети!

Стала Нюрочка-девчурочка жить у Бабы Яги. Баба Яга с утра до ночи работать её заставляла, досыта не кормила, ругала-бранила. Вот раз Баба Яга ушла из избушки, а Нюрочка сидит у окошка, пряжу прядёт, сама горько плачет.

Бежит мимо барашек:
— Бе-бе-бе! О чём девочка так горько плачешь?
— Как же мне, овечка, не плакать! Меня Баба Яга домой не пускает, досыта не кормит, бранит-ругает, целый день работать заставляет.

Барашек и говорит:
— Садись на меня, я тебя домой увезу!

Села Нюрочка-девчурочка на барашка – он и побежал, а овечки за ним. Вернулась Баба Яга в избушку, хватилась – нету!

Села она в ступу, пустилась в погоню. Пестом погоняет, помелом след заметает (28 слайд).

Догнала барашка, отняла Нюрочку-девчурочку и притащила назад в свою избушку на курьих ножках (29 слайд). Опять заставила её работать с утра до ночи, опять стала ругать-бранить. Сидит раз Нюрочка на крыльце, прядёт пряжу да плачет.

Бежит мимо козлик:
— Ме-ме-ме! О чём, девочка, плачешь?
— Как же мне козочки не плакать! Меня Баба Яга домой не пускает, бранит-ругает…

Козёл говорит:
— Садись на меня, я тебя увезу от Бабы Яги!

Села Нюрочка-девчурочка на козла, он и побежал (30 слайд). Да не очень быстро бежал: Баба Яга его догнала, Нюрочку-девчурочку отняла и опять притащила в избушку (31 слайд). Как Баба Яга ушла, Нюрочка-девчурочка вышла на крылечко, села на ступеньки, сидит горюет.

Идёт мимо стадо коров да телят, а позади всех бычок – чёрный бочок, белые копытца.

Спрашивает он Нюрочку-девчурочку:
— Му-му-му! О чём горюешь?
— Как же мне, бычок – чёрный бочок, не горевать! Меня Баба Яга к себе утащила, домой не отпускает, бранит-ругает, без отдыха работать за ставляет.
— Садись на меня, я тебя домой увезу!
— Где тебе, бычок – чёрный бочок! Меня баран увозил – не увёз, козёл увозил – не увёз, а ты и вовсе не увезёшь: не умеешь быстро бегать.
— Баран не увёз, козёл не увёз, а я увезу, только держись крепче за мои рожки!

Вот Нюрочка уселась на бычка и ухватилась за его рожки! Бычок – чёрный бочок, белые копытца головой тряхнул, хвостиком махнул и побежал. А Баба Яга хватилась – Нюрочки-девчурочки опять нет!

(32 слайд) Села Баба Яга в ступу, пестом погоняет, сама покрикивает:
— Сейчас догоню! Сейчас схвачу! Домой притащу, никогда не отпущу!

Подлетела – того гляди, схватит…

А бычок-чёрный бочок скорее к грязному болотцу (33 слайд).

Только Баба Яга подлетела да из ступы выскочила, бычок и стал по болотцу задними ногами бить: забрызгал Бабу Ягу с ног до головы грязью, все глаза ей залепил.

Пока Баба Яга глаза протирала да брови прочищала, бычок – чёрный бочок прибежал в деревню (34 слайд), постучал рожками в окошко и кричит:
— Му-му! Выходите скорее: я вашу Нюрочку-девчурочку от Бабы Яги привёз!

(35 слайд) Вышли отец и мать, стали свою дочку обнимать, целовать, стали бычка благодарить:
— Спасибо тебе бычок – чёрный бочок, белые копытца, острые рожки!


Так же в честь Бабы Яги были написаны известные на весь мир музыкальные произведения, о ней снято множество кинофильмов (А тут хотела про актеров сделать, как вы уже поняли из презентации, но подумала, что все может затянуться, поэтому пока отложила эту идею)


Итак, ребята, наш урок уже подходит к концу, поэтому давайте перед звонком вспомним, с чем мы сегодня новым познакомились? Что нового узнали? Чем позанимались? А какой момент занятия запомнился вам больше всего? Я хочу вам сказать, что вы большие умнички, вы все сегодня постарались на славу! Я вам желаю успехов в учебе и всего самого наилучшего! А теперь урок окончен! Всем до свидания!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!