Конспект группового логопедического занятия по коррекции смешанной дисграфии в 3 классе.
Тема: Дифференциация звуков и букв Б-Д в слогах, словах и предложениях.
Составила учитель-логопед Черепанова А.В.
Цель занятия: Учить различать буквы Б-Д при письме и чтении.
Задачи:
коррекционно-образовательные:
дифференциация букв Б - Д при письме и чтении,
выработка навыка правильного грамотного письма и чтения,
развитие навыков фонематического и оптико-пространственного анализа и синтеза;
коррекционно-развивающие:
развитие зрительно - пространственных представлений,
развитие психических процессов (мышления, памяти, внимания),
формирование связной речи,
развитие мелкой моторики,
активизация работы обоих долей головного мозга при помощи кинезиологических упражнений;
коррекционно-воспитательные:
воспитывать умение слушать учителя и выполнять его требования,
прививать интерес к логопедическим занятиям,
формирование навыков продуктивного общения, взаимопонимания, доброжелательности.
Универсальные учебные действия, формируемые на занятии:
личностные УУД:
- мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности,
- положительный интереса к изучаемому предмету;
регулятивные УУД:
- умение высказывать свое предположение,
- принимать и сохранять учебную задачу;
коммуникативные УУД:
- слушать и понимать других,
- работать самостоятельно;
познавательные УУД:
- находить и структурировать информацию,
- представлять информацию письменно, кодировать и перекодировать ее,
- на основе анализа объектов делать выводы, обобщать, классифицировать по признакам.
Материалы и оборудование: авторская презентация «Дифференциация букв Б-Д», стенд с карточками-буквами; индивидуальные карточки с заданиями, сигнальные карточки; беспроводная мышь, тетради, ручки, карандаши, игры логопедического портала «Мерсибо».
Ход занятия.
В Цветочном городе живет ватага малышей
Давайте познакомимся мы с ними поскорей!
Весёлый беззаботный Незнайка-Коротыш!
Учиться он не любит, отчаянный малыш!
А это - Знайка-умник, в науке день за днем.
Коль что-то непонятно нам – на помощь позовем!
Сегодня мы продолжим наши приключения с двумя этими героями. У Незнайки была мечта полететь по небу, но как осуществить ее он, естественно, не знал. На помощь пришел Знайка. Он предложил построить воздушный шар. Думаю, мы тоже должны помочь им: одно выполненное вами задание – один шаг к осуществлению мечты Незнайки.
2. Актуализация изученного на предыдущих занятиях.
Прежде чем начать строительство, давайте вместе со Знайкой вспомним:
- Что такое «звук»?
-Что такое «буква»?
- Какие бывают звуки?
- Чем гласные отличаются от согласных?
- Сколько в русском языке гласных звуков? Назовите. Сколько в русском языке гласных букв? Назовите.
- Какими бывают согласные?
3. Первичное введение материала, направленное на поиск новой темы.
- Сегодня Знайка и Незнайка познакомят нас с новыми буквами.
Какими именно – вы узнаете, разгадав загадки, которые Знайка подготовил для вас.
Всё время стучит, Деревья долбит. Но их не калечит, А только лечит. (дятел) | С веточки на веточку Прыгает, резвится. Ловкая, проворная, А не птица. ( белка) |
– Какой первый звук в слове «дятел»? Звук «Д» гласный или согласный? (Согласный. Воздушная струя встречает преграду в ротовой полости). – Скажите, как произносится звук «Д»? (Кончик языка прижат к верхним зубам, спинка языка опущена, под напором выдыхаемого воздуха язык отрывается от зубов).
– Звонкий или глухой звук «Д»? (Голосовые складки работают, значит звук звонкий).
–Какой первый звук в слове «белка»? Звук «Б» гласный или согласный? (Согласный. Воздушная струя встречает преграду в ротовой полости.)
– Как произносится звук «Б»? (Губы сомкнуты и размыкаются под напором выдыхаемого воздуха).
– Звонкий или глухой этот звук? (Голосовые складки работают, значит звук звонкий).
- А теперь давайте посмотрим, какими буквами обозначаются звуки Б и Д на письме.
4. Основная часть.
Зрительный анализ букв «б» и «д», определение их сходства и различия:
– Чем же похожи буквы «б» и «д»? (В обеих буквах есть элемент - овал).
– Чем различаются эти буквы? (В букве «д» справа и внизу от овала расположена петля, а в букве «б» справа и вверху от овала расположен элемент, заканчивающийся над строкой).
Развитие мелкой моторики.
Сейчас я раздам вам поле, на котором из фишек одного цвета выложен одинаковый элемент для обеих строчных букв – овал. А вы должны будете с помощью фишек другого цвета превратить свои овалы в букву б или д (выполнение задания чередуется – один ребенок выкладывает букву б, другой – д)
Развитие фонематического и оптико-пространственного восприятия.
Работа в тетради, направленная на проверку восприятия учащимися нового материала.
- Откройте тетради, от предыдущей работы отступите две строки, запишите число.
Обратите внимание, строчные буквы б и д даже внешне похожи на белочку и дятла.
Запишите в тетради буквы б и д и пририсуйте к этим буквам детали, чтобы превратить их в белочку и дятла.
Вы узнали, чем отличаются строчные буквы б и д - и помогли Незнайке и Знайке построить корзину для воздушного шара.
Составление слова из слогов, перекодирование слов на сьме.
У Знайки есть одна знакомая муха, которая умеет составлять слова из слогов. Не верите – сейчас убедитесь. Давайте прочитаем, какие слова состави муха, запишем в тетрадь и обозначим букву б , а букву д - (один ребенок работает у доски, остальные – в тетради).
Вы справились с этим заданием - и помогли Незнайке и Знайке построить крепления для воздушного шара.
Выполнение кинезиологических упражнений.
Разомнем пальцы и выполним упражнение «Белка-дятел»». Кисти рук сжаты в кулачки. Сначала выставляются вверх большие пальцы, затем - навстречу друг другу мизинцы
Закрепление Б - Д в предложении на письме.
Незнайка написал пословицу, но перепутал буквы б и д. Задание: зачеркните на карточках неправильно написанные буквы, замените их на правильные и перепишите пословицу в тетрадь. Буквы б и д выделите стрелочками.
Вы справились и с этим заданием - и помогли Незнайке и Знайке прикрепить воздушный шар к корзине. Но полететь мы пока не можем, потому, что...
Знайка изобрел робота, а Незнайке решил помочь другу, но случайно испортил микросхемы. Теперь робот пишет с ошибками. Давай поможем роботу и научим его правильно писать.
Восстановление неправильно написанных слов
(онлайн-игра на интернет-портале «Мерсибо» «Научи робота»)
IV. Итог занятия.
Теперь наши герои могут отправляться в путь. Мы осуществили мечту Незнайки!
Сейчас вспомним, какие буквы мы с вами сегодня сравнивали?
Чем они отличаются, чем похожи?
Выберите и поднимите одну из двух фигурок Незнайки – если вы на сегодняшнем занятии чего-то не поняли, то поднимите растерянного Незнайку. Если изученное вам понятно – веселого Незнайку, а если вы не справились с заданиями и ничего не поняли – зовите на помощь Знайку.
Сложите все листочки с заданиями в тетрадь, полижите тетради на центр стола. Домашнее задание – прочитать текст и вписать вместо пропусков буквы «б» или «д». Все получают наклейки. Занятие окончено.