СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План - конспект урока на тему "Лексика, морфология, синтаксис"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока по русскому языку на тему "Лексика, морфология, синтаксис" для образовательных учереждений с казахским языком обучения.

Просмотр содержимого документа
«План - конспект урока на тему "Лексика, морфология, синтаксис"»

Творческая работа

Тема: «Лексика, морфология и синтаксис»


Эпиграф: Разнообразие – добрый знак хорошего преподавания.

Ф. И. Буслаев.



Цели урока:

  • Обучающая: активизировать творческие силы учащихся, расширить кругозор, принять самостоятельное решение;

  • Воспитательная: воспитывать терпение, формировать аккуратность, умение доводить начатое дело до конца;

  • Развивать: развивать умения работать сообща, приобретение навыков публичных выступлений, желание и умение добываться поставленные цели;


Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков.

Вид урока: Игровая технология.

Оборудования: учебник русского языка, словари-справочники, интерактивная доска, бумага, кроссворды, «Лексика», «Морфология».


Структура урока: І. Организационный момент:

Знакомство с планом урока.

  1. Игра «Переводчик».

  2. Игра «Перевертыш».

  3. Игра «Эрудит».

  4. Игра «Корректор».

  5. Игра «Собери пословицу».

  6. Игра «Найду пару».

  7. Игра «Светофор».

  8. Игра «Угадай код».

  9. Закрепление урока: «Энциклопедия одного слова»

  10. Домашнее задание.



1. Что изучает лексика?






ІІ. Актуализация прежних знаний.


1. Что изучает лексика?

Лексика




словарный

состав языка




лексические значения

и употребление слов




2. Какие слова входят в лексику?


прямые и переносные значения слов

Лексика


однозначные и многозначные

слова



синонимы

антонимы


омонимы




фразеология





3. Что изучает морфология?

Морфология




части речи








4. Сколько частей речи в русском языке?


имя существительное

имя прилагательное

Части речи


наречие

союз

частица




местоимение

имя числительное

глагол




междометие



предлог






5. Что изучает синтаксис?

Словосочетание и предложение



сложное

простое



Главное и зависимое



6.Словарная работа.

Мемуары-рассказы, энтузиазм – вдохновение, голкипер-вратарь,

матч – игра, мизерное – малое, ланиты- щеки, чело-лоб, град- город,

энциклопедия- научное справочное пособие по всем отраслям знания в форме словаря, этимология – происхождение слов.

ІІІ. Самостоятельная творческая работа.

І. Игра «Переводчик».

1. Кто быстрее заменит все слова в предложении (кроме служебных) синонимами?

  • Доктор прописал пациенту инъекцию.

  • Разъяренная вьюга замела тропинки.

  • Шофер вновь стал внимательно всматриваться во мрак.

Караульный спрятался от ливня под кровлей здания


2.Кто найдёт иноязычные слова и заменит их русскими?

  • Он пишет мемуары.

  • Ваши аргументы убедительны.

  • Все работали с энтузиазмом.

  • Мы гордимся нашим голкипером.

  • В газете появилась информация о футбольном матче.

  • В сплаве обнаружено мизерное количество меди.

  1. Кто сумеет найти старославянские (по происхождению) слова и заменить их - русскими:

  • Горят румянцем свежие ланиты.

  • Старец нахмурил чело.

  • Построен град великий над Невой.



II. Игра «Перевертыш»(письменно)

Из каких слов состоят словосочетание?

  1. Замени в словосочетании главное слово так, чтобы зависимое слово стало употребляться в переносном значении: железный гвоздь, румяная девочка, глухая собака, кудрявый малыш, спящая красавица, сладкий пирог, колючий еж, золотые часы, черная шаль, бархатная штора, стальная балка.


Индивидуальная работа с учащимися (карточки).


Что такое омонимы? -

2. Замени в словосочетании зависимое слово так, чтобы главное слово в первом и во втором словосочетаниях стали омонимами: гибкий лук, водопроводный кран, трамвайный парк, вкусные лисички, хлебный ток, ржавый ключ, барабанная дробь, электрический разряд, песчаная коса.



3. Замени в каждой паре слов синоним - антонимом, а антоним - синонимом: грусть, тоска ; мрак, темнота; близко, рядом; храбрец, смельчак; похвала, порицание; жара, холод; ложь, вымысел; работать, трудиться.

III. Игра «Эрудит»,

1. Угадай слово по толкованию его лексического значения.

  • Сосуд особого устройства, предохра­няющий помещенный в него продукт от остывания или нагревания.

  • Начальный момент спортивного состязания по преодолению какого-либо расстояния на скорость.

  • Городская наземная электрическая железная дорога.

  • Красная строка, отступ в начале строки.

  • Устройство, которое обеспечивает дыхание человека под водой.

  • Тот, кто любит свое отечество, предан своему народу, Родине.


2. К словам, которые устарели и не употребляются в современном русском языке, подбери родственные слова, активно используемые в наши дни. Персты, шелом, кика - головной убор, коло - круг, окружность, чаять - ожидать, тщание – старание .^

IV Игра «Корректор»

1. Найдите лишнее слово. Петя ушиб колено ноги. Робинзоны ослабли от недоедания пищи. Собрание будет в декабре месяце. Многие города были превращены в руины и развалины. Путь кораблю преградил ледяной айсберг. Он написал свою автобиографию.


V. Игра «Собери пословицу»

    1. Восстановить пословицы, части которых соединены неверно, раскрыть скобки.

    2. Бояться (не)счастья - в лес (не)ходить.

    3. (Не)другу поверишь - словам твоим никогда веры (не)будет.

    4. Волков бояться - друга обманешь.

    5. (Не)плюй в колодец - стыдно (не)научиться.

    6. Раз скажешь (не)правду - и счастья (не)видать.

    7. (Не)стыдно (не)знать - пригодится воды напиться.


      1. Найди пару

Из данных фразеологических оборотов нужно составить пары, противоположные по смыслу.

Например: Ни зги не видно -хоть иголки собирай.

Ни зги не видно Жить своим горбом

Как кошка с собакой

Повесить нос Хоть иголки собирай

На чужой шее сидеть Единым духом

Душа в душу Расхлебывать кашу

Сидеть сложа руки Не покладая рук.



VII. Игра «Светофор»

Красная карточка - целые числительные, зеленая - дробные, желтая собирательные.

1.Вдруг боковая дверь отворилась, двое слуг втаскивают в нее француза и запирают дверь на ключ.

2.Летчик прикинул в уме числа, и вышло, что полз Алексей Мересьев восемнадцать суток.

3.Почти каждый день на дворе играли трое мальчиков.

4.Двенадцать лет не видел Владимир Дубровский своей родины.

5.Шофер смог взять только три четверти тонны груза.

6.Петя весь горел. Поставили термометр. Оказалось тридцать девять и семь десятых.


VIII. Игра «Угадай код»

С помощью условных обозначений: и - изъявительное наклонение, у - условное, п - повелительное.

1.Люблю тебя, Петра творенье.

2.Бегут, торопятся в речку ручьи разные.

3.Любите книгу - источник знания, только знание спасительно.

4.Ох, лето красное! Любил бы я тебя, могла б не зной, да пыль, да мухи.

5.Я решил бы, я сказал бы, поспешил бы, написал бы, если б не устал.

6.Ты с басом, Мишенька, садись против альта.

7.Весенние ручьи говорят, говорят... Один чуть шепчет, а другой громче кричит.

2. Какие пословицы, поговорки и скороговорки здесь зашифрованы? Запишите их, объясните смысл. Не воробей ... На дворе, на траве (трава, дрова). Продукт, который масло не испортишь ... Она пуще неволи ... Суп, сваренный Демьяном .... Мельник работающий неделями

Е) Как можно быстрее из каждой строчки выберите лишь те буквы, которые не повторяются, и составьте пожелание.

АОБООУАДА

ИПЬРТПЕИР

ЭПВФЭСФПЕ

ВЮЛГВДЛАЮ

ЖЗСУУЧЖАЗ

ОАСАОТАЛО

ГЦИДВГЦЫД

Ответ:

Закрепление:энциклопедия одного слова (родина,друг,труд)

План схема: 1. Слово ... и его лексическое значение

  1. Этимология (происхождение) слова ...

  2. Слово ... и его родственники (однокоренные слова)

  3. Слово ... и его синонимы.

  4. Слово ... и его антонимы.

  5. Фразеологические обороты со словом.

  6. Слово ... в пословицах и поговорках, загадках,песнях, сказках народов мира.

  7. Слово ... в названиях произведений художественной и классической литературы.

  8. Слово ... в названиях газет, журналов.

  9. Слово ... в названиях художественных и документальных фильмов.



1.Родина – Отечество, родная страна, место рождения кого-чего-н.

2. Родина – род

3. Родина – родной, род, родственник, родимый,родня.

4. Родина – отечество, отчизна, край.

5. Родина – чужбина.

6. Родина – родился волком.

7. Родина – мать, умей за неё постоять. Родная сторона- мать,

чужая- мачеха.

  1. Стихотворение «Родина» М.Лермонтов.

  2. «Отечественные записки» (журнал)

  3. «Родная земля» (фильм)

X.Домашнее задание: Насписать эссе на тему: «Мысли о Родине».

Комментирование оценок.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!