СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План - конспект урока на тему: "Внешняя политика России во второй половине XIX в."

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урака даёт возможносить рассмотореть особенность международных отношений в мире во второй половине XIX века.

Просмотр содержимого документа
«План - конспект урока на тему: "Внешняя политика России во второй половине XIX в."»

Министерство образования и молодежной политики

Ставропольского края

Государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение

«Железноводский художественно-строительный техникум»










План – конспект

открытого урока по истории


Тема: «Внешняя политика России во второй половине XIX в.».











Преподаватель истории

Иноятов Владимир Владимирович












г. Железноводск,

2016 год

Цель урока:

Познакомить обучающихся с основными событиями внешней политики России во второй половине XIX в.

Задачи урока:

- обучающие: выяснить причины и ход действий России по отмене нейтрализации Черного моря; изучить основные этапы завоевания Средней Азии; выявить достижения и промахи российской дипломатии при Александре II;

- развивающие: развивать навыки работы с картами, таблицами, схемами, анализировать исторические источники, отвечать на вопросы, делать выводы.

- воспитательные: интерес к предмету, чувства патриотизма и любви к своей Родине.


План урока:

  1. Российская внешняя политика после Крымской войны.

  2. Расстановка сил в Европе в 60-70-е гг.

  3. Триумф российской дипломатии.

  4. «Союз трех императоров».

  5. Завоевание Средней Азии.


Новые термины и даты:

Лондонская конференция 1871 г.; отмена нейтрализации Черного моря; 60-80-е гг. - присоединение Средней Азии к России; 1875 г. - Петербургский договор с Японией о передаче ей Курильских островов, а России - о. Сахалин; 1858 г. - Айгунский договор, 1860 - Пекинский договор России с Китаем о разграничении территории.


Предварительная подготовка: сообщения обучающихся: «Министр ино­странных дел - светлейший князь А. М. Горчаков»,

«Союз трех императоров», «Айгунский и Пекинский договоры с Китаем», «Присоединение Средней Азии к России»


Тип урока: комбинированный


Формы работы обучающихся: проблемно-поисковая, фронтальная, самостоятельная.


Необходимое техническое оборудование: компьютер, мультимедиапроектор, интерактивная доска, тестовые задания, учебник История для профессий и специальностей технического, естественно-научного, социально-экономического профилей: учебник для нач. и сред.проф. Образования: Ч. 2/ В. В. Артёмов, Ю. Н. Лубченков. – М.: Издательский центр «Академия», 2011.

.



Структура и ход урока:

1.Организационный момент (1 минута);

2.Проверка домашнего задания (5 минут);

3. Изучение нового материала (25 минут)

4.Закрепление знаний умений и навыков (10 минут);

6. Подведение итогов урока (3 минуты)

7. Домашнее задание (1 минута).




Таблица 1.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА





Этап урока

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)



Деятельность ученика



Время

(в мин.)


1.

2.

3.

4.

5.

1.

Организационный момент.

- Приветствую обучающихся: «Добрый день, ребята! Я рада вас видеть и начать работу с вами»;

- проверяю явку и готовность учащихся к уроку;

- приветствуют преподавателя;




1

2.

Проверка домашнего задания.


Беседую с обучающимися по вопросам домашнего задания (фронтальный опрос):

- какие перемены происходили в сельском хозяйстве после 1861 г.? Что способствовало его развитию, а что тормозило?

- как развивалась промышленность во второй половине 19 века? (Слайд 1)


Отвечают устно




5

3.

Изучение нового материала

1. Направления российской внешней политики после Крымской войны
















2. Расстановка сил в Европе в 60-70 - е гг.
















3.Триумф российской дипломатии















4. «Союз трех императоров»


















5. Завоевание Средней Азии




Объявляю тему урока и план, по которому будем работать. (слайд 2, 3). Демонстрирую обучающимся основные термины и даты

(слайд 4)

Беседа с обучающимися:

- Ребята, вспомните, пожалуйста, что такое внешняя политика?

- Подумайте, какова была основная задача внешней политики России после Крымской войны? (слайд 5)






- Ребята, используя таблицу (раздаточный материал у каждого учащегося на столе), выпишите в тетрадь основные направления внешней политики Александра II: (слайд 6)


Россия добивалась отмены нейтрализации Черного моря дипломатическими средствами, проводила переговоры и использовала противоречия между державами.


Беседа с обучающимися:

- Вспомните, после какой войны в 1870-е годы изменилась расстановка сил в Европе? (слайд 7)

-Успех Пруссии в борьбе против Дании, Австрии, а затем и разгром Франции привел к тому, что ни Франция, ни Австрия не могли противостоять России. Англия не решалась единолично участвовать в войнах. Турция без европейской поддержки не смела выступать против России. Пруссия же поддерживала Россию в её намерениях. В этой обстановке Россия предложила правительствам всех государств, подписавших Парижский договор, собраться для обсуждения вопроса отмены нейтрализации Черного моря.


Запись на доске и в тетради:

Лондонская конференция (март 1871 г.) - протокол о нейтрализации Черного моря. (слайд 8)

Вывод: Россия вернула себе право строить крепости, держать флот на Черном море. Таким образом, были укреплены южные границы страны. Эта дипломатическая победа России свидетельствовала о росте ее международного авторитета. Большая заслуга в этом принадлежала министру иностранных дел А. М. Горчакову. (слайд 9)

- Ребята, вам было дано опережающее домашнее задание: подготовить сообщения. Кто готов выступить со своим сообщением? (слайд 10)



- В 1870-е годы после Лондонской конференции происходит сближение России и Германии. В подобном сближении Россия могла видеть определенную гарантию от нападения на нее Германии, чрезвычайно усилившейся после ее победы над Францией. Для России это так же был способ выйти из международной изоляции, в которой она оказалась после Крымской войны. В результате в 1873 г. между Россией, Германией и Австрией было заключено соглашение, согласно которому в случае нападения на одну из этих стран между союзниками начинались переговоры о совместных действиях. В истории это соглашение России, Германии и Австрии получило название «Союз трех императоров».

Послушаем краткое сообщение



- К середине XIX в. в Азии и Казахстане сложилась следующая ситуация.

Казахские жузы (объединения) номинально состояли в подданстве России. Далее на юге существовало три самостоятельных государства - Кокандское, Хивинское ханства и Бухарский эмират. Еще южнее располагался Афгани­стан.

В первой половине XIX в. российское правительство пыталось наладить торгово-экономические отношения со Средней Азией. Однако российские купцы облагались высокими пошлинами, а караваны грабились. Среднеази­атские народы совершали постоянные грабительские набеги на территорию России. Четкой линии укрепления на границе со среднеазиатскими государствами не было. С другой стороны, действия и влияние Англии в Афганистане и Иране, ее стремление продвигаться дальше беспокоило Россию, ко­торая вступила в борьбу с Великобританией за государства в Средней Азии и на Среднем Востоке.

С 1864 г. начинается военное наступление. Сначала на Кокандское ханство. Малочисленные русские войска захватили города Аулие-Ата, Туркестан, Чимкент. В результате чего Оренбургское и Западносибирское укрепления были соединены.

-Предположите, каковы были дальнейшие планы российского командования?

На продолжении наступления настаивали военные, находившиеся в Средней Азии, но Министерство иностранных дел и Военное министерство предлагали закрепиться на занятых рубежах.

Пока принималось решение, генерал-майор Черняев с отрядом в составе 1000 человек начал наступление на Ташкент с 100-тысячным населением. Несмотря на первую неудачу, попытка взять Ташкент была повторена, и в 1866 г. город был включен в состав России.

В 1864 г. вышел закон об образовании Туркестанского генерал-губернаторства, главой которого был назначен К. П. Кауфман.

В результате продолжительных военных действий против Бухарского эмирата часть его территории вошла в состав России. Военные действия против Хивинского ханства были успешными и взятие Хивы - доказательство этого.

Запись на доске и в тетради:

Хива, Бухара, Коканд к 1873 г. стали вассальными владениями России при сохранении за их правителями права решать вопросы внутренней поли­тики.

В начале 70-80-x гг. российские войска под командованием генерала М. Д. Скобелева продолжали подчинять силой оружия территории закаспийской области.

Одним из результатов завоевания Средней Азии стала ликвидация рабства и работорговли в Хивинском ханстве. Российское правительство освободило до 40 000 невольников.

Каковы, на ваш взгляд, последствия завоевания Средней Азии?


Записывают в тетрадь тему урока.

Знакомятся с планом работы и основными терминами и датами



Взаимоотношения с другими государ­ствами.

Отмена статей Парижского договора, запрещавших России иметь на Черном море военный флот, арсеналы и крепости. Это условие договора делало южные границы России не­защищенными и подрывало ее влияние на Балканах и Ближнем Востоке.


Записывают в тетрадь:

-Ближневосточное направление;

-Европейское направление;

-Среднеазиатское направление;

-Дальневосточное направление.







Расстановка сил в Европе изменилась после франко-прусской войны.















Записывают в тетрадь.










Слушают сообщение обучающегося: «Министр иностранных дел - светлейший князь А. М. Горчаков».










Записывают в тетрадь (опираясь на таблицу): «Союз трех императоров» (1873-1878)

Германия, Россия, Австро-Венгрия




Сообщение обучающегося:

«Союз трех императоров»































а) продолжить наступление;

б) остановиться на достигнутом.






















Записывают в тетрадь:

Хива, Бухара, Коканд к 1873 г. стали вассальными владениями России при сохранении за их правителями права решать вопросы внутренней политики.









Завоевание Россией Средней Азии лишило государственности населявшие ее народы;

В Средней Азии было ликвидировано рабство, стала развиваться промышленность, железнодорожное строительство.

Прекращение набегов, начало более активного экономического освоения края: торговля, использование природных богатств (хлопководство, шелководство);

Установление влияния в Средней Азии, на которое претендовала Англия.




25

4.

Закрепление знаний.

Ребята, чтобы проверить как вы усвоили новый материал, я предлагаю вам выполнить тестовое задание, раздаю листы с тестами (слайд 12)



Выполняют тестовое задание



10

5.

Подведение итогов работы и оценка деятельности учащихся.

- А теперь подведём итоги тестирования. Поменяйтесь листами с заданиями и проверьте друг друга. (слайд 13)

Выставляю и объявляю оценки обучающимся:

подготовившим сообщения,

активно работающим на уроке,

отвечающим на вопросы

Обучающиеся выставляют оценки друг другу за тестовое задание:

Правильно ответили:

На 5 вопросов – оценка «5»

На 4 вопроса – оценка «4»

На 3 вопроса – оценка «3»

На 2 вопроса – оценка «2»

Ключ к тесту: 1 – в; 2 – а; 3 – в;

4 – б; 5 – г



3

6.

Домашнее задание.

Запишите, пожалуйста домашнее задание:

(слайд 14)

Прочитать § 61, стр. 78-83, письменно ответить на вопрос 4, стр. 83. Опережающее задание: подготовить сообщение или презентацию по теме: «М. Д. Скобелев»

Ребята, спасибо всем за работу на уроке. Всего вам доброго. (слайд 15)

Записывают домашнее задание.



1








Приложение к плану-конспекту урока «Внешняя политика Александра II»

Таблица 2.

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1.

 Лондонская конвенция 1871 г.

Информационный

Исторический источник

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/1ce9679e-6a29-4914-9091-fe9d88179935/view/

2.

  Союз трех императоров



Информационный

Словарная статья о союзе трех императоров (1873 г.)

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/7abbce73-72bc-475c-ac97-fb21aa1f158b/view/

3.

Хивинское ханство

Информационный

Словарная статья о государстве в Средней Азии в 1511-1920 гг.

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/b0514ad7-2ac1-4185-b84e-502c8b91c5f9/view/

4.

К. П. Кауфман


Информационный

Биографическая справка о государственном деятеле XIX в. 

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/8ae2d965-bd76-4c19-801b-6e3de23f96c2/view/

5.

М. Д. Скобелев

Информационный

Портрет

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/bb41d91e-e756-4a2e-bdae-73deba0a231d/view/

6..

Задания к параграфу «Внешняя политика Александра II»

Контрольный

Интерактивное тестовое задание

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/37571464-0d3b-4dc5-ab47-2f07c3d6f4c0/view/





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!