Мотивация (5 мин) | Учитель проводит мотивационную беседу, готовит учащихся к постановке учебной задачи. Победа! Заветное слово, ожиданием которого жила огромная страна долгих четыре года. Все от мала до велика, мужчины и женщины, дети и старики встретили Победу как самое радостное событие в своей жизни! Победа над фашистской Германией и ее союзниками была достигнута благодаря совместным усилиям советских воинов и тружеников тыла. Страшная война закончилась. Эйфория победы на какой-то миг затмила страшную реальность – раны войны. К мирной жизни не вернулись почти 27 млн. человек. У кого-то погиб отец, муж, сын. У кого-то целая семья. Как вы думаете, на что были направлены мысли, чувства, желания людей? Вот что писал в своих фронтовых письмах Ю.В. Никулин: «Победа! Кончилась война, а мы живы!!! Война позади, а мы живы! Могу жить дальше, приобрету гражданскую профессию, женюсь, начну самостоятельную жизнь. Коли пережили эту страшную войну, то все остальное как-нибудь преодолеем». А преодолевать было что…. | Происходит погружение учеников в изучаемую историческую эпоху. |
Целеполагание (3 мин.) | Сформулируйте тему сегодняшнего урока. Учитель записывает на доске тему «Восстановление экономики СССР в 1945 – 1953гг». Зная тему урока, предположите, пожалуйста, о чем мы будем сегодня говорить. Учитель параллельно с постановкой цели на доске записывает план урока: Экономические последствия войны. Экономические дискуссии 1945 – 1953 гг. Восстановление и развитие промышленности. Восстановление и развитие с/х. |
Ученики записывают тему в тетради.
Ученики самостоятельно формулируют цель урока: Восстановление промышленности, сельского хозяйства, какими методами происходило восстановление. Учащиеся анализируют, обсуждают и записывают вопросы плана урока. Учащиеся поставили перед собой учебную задачу, преобразовали ее и подготовились к усвоению нового материала. |
Изучение нового материала (15 мин) | Каковы же были последствия Великой Отечественной войны для СССР? На стр. 239 приведите факты подтверждающие крайне тяжелые потери СССР в ВОВ и запишите их в рабочие листы. Когда же страна приступила к восстановлению народного хозяйства? Работа с понятиями: национальное богатств. Учитель объясняет принцип работы на уроке, дает задание учащимся 4-х групп, которые должны изучить данную им информацию, опираясь на § 35. Ребята, предлагаю вам разделиться на группы и поработать над документами. Вам необходимо изучить таблицу и ответить на вопрос: какие варианты по развитию экономики страны выдвигало руководство? Какую программу предложил стране И.В. Сталин? Какие хозяйственно-политические задачи пятилетнего плана сформулированы Н.А. Вознесенским? Как вы думаете, по какой модели стала восстанавливаться страна? Объясняет, что учащиеся на основании §35 выполняют задание, отвечая на вопрос: Назвать «+» и «-» развития экономики по модели Сталина, самостоятельно изучив послевоенное развитие промышленности и с/х. Порассуждать над вариантами вложения основных средств в развитие тяжелой промышленности, легкой промышленности или с/х. Учитель помогает группам, корректирует их работу, но делает это ненавязчиво, координирует деятельность учащихся, заслушивает вместе со всеми результаты работы групп. Какие трудности возникли в восстановительный период? За какой срок произошло восстановление промышленности? Распределение капиталовложений в промышленность: Тяжелая - ? Легкая - ? Промышленность в годы 4-й пятилетки (1946-1950-х гг.) Сколько восстановлено и заново построено предприятий? Источники восстановления? А теперь выслушаем другую группу, работавшую с текстом о послевоенном развитии сельского хозяйства. Политика советского руководства в отношении деревни Урезание размеров крестьянских приусадебных участков Повышение налогов с доходов от продаж на рынке Крестьянское хозяйство обязано сдавать натуральный налог Колхозникам «рекомендовано» продать государству мелкий скот Началось укрупнение колхозов Послевоенное сельское хозяйство Обнищание селян Массовый забой мелкого скота Лишение стимулов в работе, дезорганизация сельхозработ Небывалый кризис в сельском хозяйстве Угроза снабжения продовольствием городов и армии | СССР потерял в войне 30% национального богатства (679 млрд. руб. в ценах 1941 г.). Невосполнимы были людские потери советского государства – 27 млн. человек, были огромные разрушения. •разрушено 1710 городов и поселков городского типа •уничтожено 70 тыс. сел и деревень •взорвано и выведено из строя 31850 заводов и фабрик •взорвано и выведено из строя 1135 шахт, 65 тыс. км железнодорожных путей •посевные площади сократились на 38,8 млн. га Столь долгожданный мир настал, и перед страной встали новые задачи. Ученики приходят к выводу, что сразу после освобождения регионов от фашистской оккупации. Учащиеся записывают понятие в рабочий лист. Работая с §35 учебника и документами, анализируют информацию, сравнивают две точки зрения, готовят ответы. Приходят к выводу, что в результате экономических дискуссий 1945- 1946 гг. победила точка зрения Сталина – возврат к довоенной модели сверхцентрализации в планировании и управлении экономикой. Обучающиеся анализируют информацию, обсуждают, делают выводы и заносят их в свои рабочие листы. Затем, по окончании работы, каждая группа делает сообщение, т.е. сообщает результаты своего исследования. В ходе работы учащиеся видят результаты своего труда, коллективной деятельности в совместно созданной таблице, где легко можно проследить общие тенденции восстановления экономики. |
Первичное закрепление | Учитель ещё раз совместно с учащимися анализирует составленную таблицу и по ней проводит дискуссию. Итак, ребята, мы сегодня с вами изучили послевоенное восстановление экономики нашей страны. Каковы были итоги экономического развития СССР в послевоенное время? - Благодаря чему Советский Союз смог в кратчайший срок преодолеть экономические последствия войны? - Каковы были источники восстановления хозяйства в советском государстве в послевоенный период? Вывод: Таким образом, после войны СССР вернулся к довоенной модели экономического развития, которая впоследствии привела к господству дефицитной экономики: нехватке продовольствия, жилья, тяжелейшему положению в деревнях и селах. Но в то же время выдающиеся свершения в промышленности, достижения в науке и технике стали реальностью благодаря неустанному труду и самоотверженности миллионов простых советских людей. | Учащиеся участвуют в беседе опираясь на знания полученные в результате совместной деятельности и отвечая на последний вопрос сталкиваются с проблемой, ответ на которую они будут пытаться найти и на следующих уроках. Делают вывод о том, какие экономические решения руководства страны в послевоенный период серьезно повлияли на будущее Советского Союза и, возможно, на его развал. Восстановление произошло за 5 лет, всего восстановлено и построено заново 6200 крупных предприятий, экономика переведена на мирный лад, наметился подъем военной и тяжелой промышленности, хотя отставали легкая и пищевая промышленности, сельское хозяйство переживало небывалый кризис. Трудовой энтузиазм советских людей, неустанный и самоотверженный труд миллионов простых советских людей, жесткий сталинский режим. Репарация от Германии, бесплатный труд заключенных и военнопленных, перекачивание денег из легкой и пищевой промышленности в тяжелую, а также перераспределение средств из деревни в город. |
Рефлексивно-оценочный этап | Учитель анализирует работу обучающихся на уроке, выделяет самых активных, эрудированных. Обговаривает систему оценивания, собирает карточки р. оценки. У вас на столах находятся цветные стикеры. Вам необходимо обсудить результаты работы вашей команды на уроке и письменно ответить на вопросы (ответы размещаются на доске) Чем был полезен для нас сегодняшний урок? Выполняя задания мы сегодня научились….. Мы хотим сказать… | Учащиеся выставляют оценки в рейтинговую карточку. |