СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План работы по самообразованию «Развитие связной речи детей в подготовительной к школе группе»

Нажмите, чтобы узнать подробности

План работы по самообразованию «Развитие связной речи детей в подготовительной к школе группе»

 

 

План работы по самообразованию «Развитие связной речи детей в подготовительной к школе группе»

 

Актуальность

 

Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно. В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие. Под связной речью мы понимаем развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно, правильно и образно. Это показатель общей речевой культуры человека.

 

Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью, как средством передачи своих мыслей. Речь является для нас одной из главных потребностей и функций человека. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность.

 

В детском саду дошкольники, усваивая родной язык, овладевают важнейшей формой речевого общения – устной речью. Среди многих задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду обучение родному языку, развитие речи, речевого общения – одна из главных.

 

Проблема развития связной речи издавна привлекала внимание известных исследователей разных специальностей, и неоспоримым остается тот факт, что наша речь очень сложна и разнообразна, и что развивать ее необходимо с первых лет жизни. Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи. Связная речь как бы вбирает в себя все достижения ребёнка в овладении родным языком. По тому, как дети строят связное высказывание, можно судить об уровне их речевого развития.

 

Наблюдения показывают, что у многих детей не развита именно связная речь, поэтому проблема развития речи является одной из актуальных и задача воспитателя, вовремя обратить внимание на речевое развитие ребенка, так как с речью ребенка к моменту поступления в школу может возникнуть множество проблем.

 

Успехи воспитанников в связной речи обеспечивают в будущем и в большей мере определяют успех при поступлении в школу, способствует формированию полноценного навыка чтения и повышению орфографической грамотности. Мне как педагогу это очень импонирует. Ведь работа по развитию речи – это умение выбирать нужные слова и правильно употреблять их в речи, строить предложения и связную речь.

 

Эта тема для меня важна, потому что речь ребёнка является ключевым моментом в его развитии

 

Как показала практика, дети очень любят творческий характер, а также самостоятельность и возможность самим сочинять и рассказывать друзьям.

 

Я добиваюсь, чтобы дети показали отношение к тому, что они видели, что им особенно понравилось, заинтересовало их и почему, какие выводы они сделали. Всё это побудило меня значительно больше уделять внимания развитию связной речи у детей.

 

Цель: Развитие навыков свободного общения со взрослыми и детьми

 

Задачи:

 

-совершенствовать диалогическую форму речи;

 

-развивать монологическую форму речи;

 

-учить связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы;

 

- учить (по плану и образцы) рассказывать о предмете, содержании сюжетной картины;

 

составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающими событиями;

 

- развивать умение составлять свои рассказы из личного опыта.

 

План работы на год:

 

Срок Тема Содержание Работа с родителями

 

Сентябрь

 

Подбор и изучение литературы по теме; дидактических игр и упражнений; сюжетных картин; составление библиографии.

 

Провести диагностику детей по развитию речи с целью выявления уровня сформированности речевых навыков и умений.

 

Беседы с родителями:

 

- «Воспитание усидчивости – важное условие подготовки детей к школе».

 

- «Роль описательных рассказов для расширения словарного запаса детей».

 

Октябрь-Ноябрь

 

Работа над пересказами с использованием опорных схем, составление рассказов, заучивание стихотворении, дыхательная гимнастика на развитие речевого аппарата, артикуляционная гимнастика

 

Обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий;

 

Пересказ рассказов

 

«Лесной голосок» Г. Скребицкого;

 

Составление рассказов по сюжетным картинкам:

 

- «Осень».

 

- «Осень в лесу».

 

- «По грибы».

 

Чтение, беседы по рассказам,пересказ:

 

- «Осень» И. Соколов-Микитов.

 

- «Лес осенью» И. Соколов-Микитов

 

Чтение и заучивание стихотворений:

 

- И. Бунин «Листопад» (отрывок).

 

- С. Городецкий «Первый снег».

 

Чтение и обсуждение,пересказ сказок:

 

- В. Сутеев «Мешок яблок».

 

- «Война грибов».

 

- «Вершки и корешки».

 

.Беседы:

 

- «Что я знаю о себе»;

 

- в дидактическое пособие «Фонетическая зарядка» добавить картинки на звуки «а», «о», «у», «ы», «с», «м», «т»;

 

 

Дыхательная гимнастика на развитиеречевого дыхания без использования предметов:

 

- «ветры»;

 

- «подуем на плечо»;

 

- «листики осенние»;

 

- «запасливые хомячки»;

 

- «пузыри»;

 

- «надуем шарик».

 

Дидактические игры:

 

- «Буква моего имени»;

 

- «Назови слова»;

 

- «Употребление предлогов»;

 

- «Слова из звуков» (обучение звуковому облику слова);

 

- «Придумай новое слово»;

 

- «Что лишнее?»;

 

- «Составь рассказ по картинке».

 

Театрализованная деятельность:

 

- Осенний театрализованный праздник.

 

- Настольный театр «Лиса и кувшин».

 

- Настольный театр «Репка», «Два жадных медвежонка».

 

Консультация для родителей на тему:

 

«Возрастные особенности восприятия литературных произведений дошкольниками и задачи ознакомления детей с книгой».

 

Декабрь-Январь Развитие речи и личности дошкольника в сказкотерапии.

 

Работа по составлению рассказов по сюжетным картинам. Учить детей рассматривать картину и выделять ее главные характеристики. Пополнять и активизировать словарный запас детей.

 

Внести в речевую зону:

 

- дидактические игры: «Противоположности», «Читаем сами», «Читаем с ударением»;

 

- сюжетные картинки («Зима», «Зимние забавы»);

 

оформить и внести книжки самоделки на тему «Зима», «Зимние забавы»;

 

- в дидактическое пособие «Пересказ»добавить рассказы: «Четыре желания» К. Ушинский, «Как Саша первый раз увидел самолет» Е. Пермяк, «Для чего руки нужны» Е. Пермяк, «Как Маша стала большой» Е. Пермяк.);

 

Знакомство с пословицами и поговорками о зиме:

 

Разгадывание загадок об овощах и фруктах Чтение и беседы по рассказам:

 

- «Четыре желания» К. Ушинский.

 

- «Как Саша первый раз увидел самолет» Е. Пермяк.

 

- «Для чего руки нужны» Е. Пермяк.

 

- «Как Маша стала большой» Е. Пермяк.

 

Составление рассказов по сюжетным картинкам:

 

- «Зима».

 

- «Зимние забавы».Чтение и заучивание стихотворений:

 

- С. Есенин «Поет зима – аукает».

 

- С. Есенин «Пороша»

 

Чтение и обсуждение,пересказ сказок:

 

- «Зимовье зверей».

 

- «Снегурочка».

 

- В. Сутеев «Новогодняя ёлка».

 

Игры на развитиеречевого дыхания и мелкой моторики рук:

 

- «Погреем пальчики»;

 

Дидактические игры:

 

- «Читаем сами»;

 

- «Логопедическая ромашка»;

 

- «Читаем с ударением»;

 

- «Сочини предложение»;

 

-«Противоположности»;

 

Театрализованная деятельность:

 

- Новогодний театрализованный праздник.

 

Консультации для родителей:

 

- «Воспитание ответственности у детей».

 

- «Застенчивость».

 

- «Роль сказки в развитии детской эмоциональности».

 

- «Причины неготовности детей к школе».

 

- «Роль театрализованной деятельности в развитии детей».

 

Беседы с родителями:

 

- «Развитие речевого дыхания».

 

- «Здоровый образ жизни в семье».

 

- «Анкетирование родителей на тему «Готовность семьи к обучению ребенка в школе».

 

Папка передвижка:

 

- «Развитие речевого дыхания».в дидактическое пособие «Фонетическая зарядка» добавить картинки на звуки «з», «ж», «р», «э», «п», «ц», «х»;

 

- «Связная речь».

 

Февраль-Март

 

Анализ и оценка знаний детей

 

Работа с загадками. Составление загадок. Продолжать пересказывать и сочинять рассказы и сказки Показать роль загадки на формирование выразительности речи.

 

Продолжать работу по развитию связной речи детей подготовительной к школе группы.

 

Играть в дидактические, подвижные, музыкально-хороводные, театрализованные игры проходившие в предыдущие месяцы.

 

- в дидактическое пособие «Фонетическая зарядка» добавить картинки на звуки «д», «б», «л», «ч», «ф», «в», «к», «г»;

 

Знакомство с пословицами и поговорками о весне.

 

Составление рассказов по сюжетным картинкам:

 

- «Весна».

 

- «Птицы прилетели».

 

Чтение и беседы по рассказам,пересказ:

 

- «Играющие собаки» К. Ушинский.

 

- «Сыновья» В. Осеева.

 

- «Помощница» Е. Пермяк.

 

- «Как Миша хотел маму перехитрить» Е. Пермяк.

 

Чтение и заучивание стихотворений.

 

Чтение и обсуждение, пересказ сказок.

 

Игры на развитие речевого дыхания и мелкой моторики рук.

 

Дидактические игры:

 

- «Придумай рассказ про…»;

 

- «Сложи слово»;

 

- «Азбука»;

 

Театрализованная деятельность

 

Консультация для родителей: «Использование загадок, как средство формирования выразительности речи».

 

Консультации для родителей:

 

- «Речевая готовность ребенка к школе».

 

- «Портрет будущего первоклассника».

 

Беседы с родителями:

 

- «Памятки для родителей по обучению связной речи».

 

- «Круг чтения детей семилетнего возраста».

 

Папка передвижка:

 

- «Что такое готовность ребенка к обучению в школе?».

 

- «Как избежать школьных неудач».

 

Апрель-Май

 

Анализ и оценка своей деятельности детей

 

Работа по составлению рассказов по сюжетным картинам.

 

Работа над развитием речи через театральную деятельность. Развитие творческой самостоятельности, эстетического вкуса в передаче образа; развитие речи детей, эмоциональной направленности. Раскрытие творческих способностей детей.

 

Продолжать работу по развитию связной речи детей подготовительной к школе группы.

 

Познакомить родителей с играми (дидактическими и лексико – грамматическими, влияющими на развитие речи детей.

 

Формы представления результатов самообразования:

 

• Консультация для воспитателей, консультация-практикум

 

• Творческий отчет;

 

• Проведение мероприятий;

 

• Консультация для родителей, сообщение на родительском собрании;

 

•Участие детей на занятии.

Просмотр содержимого документа
«План работы по самообразованию «Развитие связной речи детей в подготовительной к школе группе»»



План работы по самообразованию «Развитие связной речи детей в подготовительной к школе группе»





План работы по самообразованию «Развитие связной речи детей в подготовительной к школе группе»



Актуальность



Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно. В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие. Под связной речью мы понимаем развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно, правильно и образно. Это показатель общей речевой культуры человека.



Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью, как средством передачи своих мыслей. Речь является для нас одной из главных потребностей и функций человека. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность.



В детском саду дошкольники, усваивая родной язык, овладевают важнейшей формой речевого общения – устной речью. Среди многих задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду обучение родному языку, развитие речи, речевого общения – одна из главных.



Проблема развития связной речи издавна привлекала внимание известных исследователей разных специальностей, и неоспоримым остается тот факт, что наша речь очень сложна и разнообразна, и что развивать ее необходимо с первых лет жизни. Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи. Связная речь как бы вбирает в себя все достижения ребёнка в овладении родным языком. По тому, как дети строят связное высказывание, можно судить об уровне их речевого развития.



Наблюдения показывают, что у многих детей не развита именно связная речь, поэтому проблема развития речи является одной из актуальных и задача воспитателя, вовремя обратить внимание на речевое развитие ребенка, так как с речью ребенка к моменту поступления в школу может возникнуть множество проблем.



Успехи воспитанников в связной речи обеспечивают в будущем и в большей мере определяют успех при поступлении в школу, способствует формированию полноценного навыка чтения и повышению орфографической грамотности. Мне как педагогу это очень импонирует. Ведь работа по развитию речи – это умение выбирать нужные слова и правильно употреблять их в речи, строить предложения и связную речь.



Эта тема для меня важна, потому что речь ребёнка является ключевым моментом в его развитии



Как показала практика, дети очень любят творческий характер, а также самостоятельность и возможность самим сочинять и рассказывать друзьям.



Я добиваюсь, чтобы дети показали отношение к тому, что они видели, что им особенно понравилось, заинтересовало их и почему, какие выводы они сделали. Всё это побудило меня значительно больше уделять внимания развитию связной речи у детей.


Цель: Развитие навыков свободного общения со взрослыми и детьми


Задачи:


-совершенствовать диалогическую форму речи;


-развивать монологическую форму речи;


-учить связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы;


- учить (по плану и образцы) рассказывать о предмете, содержании сюжетной картины;


составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающими событиями;


- развивать умение составлять свои рассказы из личного опыта.


План работы на год:


Срок Тема Содержание Работа с родителями


Сентябрь


Подбор и изучение литературы по теме; дидактических игр и упражнений; сюжетных картин; составление библиографии.


Провести диагностику детей по развитию речи с целью выявления уровня сформированности речевых навыков и умений.


Беседы с родителями:


- «Воспитание усидчивости – важное условие подготовки детей к школе».


- «Роль описательных рассказов для расширения словарного запаса детей».


Октябрь-Ноябрь


Работа над пересказами с использованием опорных схем, составление рассказов, заучивание стихотворении, дыхательная гимнастика на развитие речевого аппарата, артикуляционная гимнастика


Обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий;


Пересказ рассказов


«Лесной голосок» Г. Скребицкого;


Составление рассказов по сюжетным картинкам:


- «Осень».


- «Осень в лесу».


- «По грибы».


Чтение, беседы по рассказам,пересказ:


- «Осень» И. Соколов-Микитов.


- «Лес осенью» И. Соколов-Микитов


Чтение и заучивание стихотворений:


- И. Бунин «Листопад» (отрывок).


- С. Городецкий «Первый снег».


Чтение и обсуждение,пересказ сказок:


- В. Сутеев «Мешок яблок».


- «Война грибов».


- «Вершки и корешки».


.Беседы:


- «Что я знаю о себе»;


- в дидактическое пособие «Фонетическая зарядка» добавить картинки на звуки «а», «о», «у», «ы», «с», «м», «т»;



Дыхательная гимнастика на развитиеречевого дыхания без использования предметов:


- «ветры»;


- «подуем на плечо»;


- «листики осенние»;


- «запасливые хомячки»;


- «пузыри»;


- «надуем шарик».


Дидактические игры:


- «Буква моего имени»;


- «Назови слова»;


- «Употребление предлогов»;


- «Слова из звуков» (обучение звуковому облику слова);


- «Придумай новое слово»;


- «Что лишнее?»;


- «Составь рассказ по картинке».


Театрализованная деятельность:


- Осенний театрализованный праздник.


- Настольный театр «Лиса и кувшин».


- Настольный театр «Репка», «Два жадных медвежонка».


Консультация для родителей на тему:


«Возрастные особенности восприятия литературных произведений дошкольниками и задачи ознакомления детей с книгой».


Декабрь-Январь Развитие речи и личности дошкольника в сказкотерапии.


Работа по составлению рассказов по сюжетным картинам. Учить детей рассматривать картину и выделять ее главные характеристики. Пополнять и активизировать словарный запас детей.


Внести в речевую зону:


- дидактические игры: «Противоположности», «Читаем сами», «Читаем с ударением»;


- сюжетные картинки («Зима», «Зимние забавы»);


оформить и внести книжки самоделки на тему «Зима», «Зимние забавы»;


- в дидактическое пособие «Пересказ»добавить рассказы: «Четыре желания» К. Ушинский, «Как Саша первый раз увидел самолет» Е. Пермяк, «Для чего руки нужны» Е. Пермяк, «Как Маша стала большой» Е. Пермяк.);


Знакомство с пословицами и поговорками о зиме:


Разгадывание загадок об овощах и фруктах Чтение и беседы по рассказам:


- «Четыре желания» К. Ушинский.


- «Как Саша первый раз увидел самолет» Е. Пермяк.


- «Для чего руки нужны» Е. Пермяк.


- «Как Маша стала большой» Е. Пермяк.


Составление рассказов по сюжетным картинкам:


- «Зима».


- «Зимние забавы».Чтение и заучивание стихотворений:


- С. Есенин «Поет зима – аукает».


- С. Есенин «Пороша»


Чтение и обсуждение,пересказ сказок:


- «Зимовье зверей».


- «Снегурочка».


- В. Сутеев «Новогодняя ёлка».


Игры на развитиеречевого дыхания и мелкой моторики рук:


- «Погреем пальчики»;


Дидактические игры:


- «Читаем сами»;


- «Логопедическая ромашка»;


- «Читаем с ударением»;


- «Сочини предложение»;


-«Противоположности»;


Театрализованная деятельность:


- Новогодний театрализованный праздник.


Консультации для родителей:


- «Воспитание ответственности у детей».


- «Застенчивость».


- «Роль сказки в развитии детской эмоциональности».


- «Причины неготовности детей к школе».


- «Роль театрализованной деятельности в развитии детей».


Беседы с родителями:


- «Развитие речевого дыхания».


- «Здоровый образ жизни в семье».


- «Анкетирование родителей на тему «Готовность семьи к обучению ребенка в школе».


Папка передвижка:


- «Развитие речевого дыхания».в дидактическое пособие «Фонетическая зарядка» добавить картинки на звуки «з», «ж», «р», «э», «п», «ц», «х»;


- «Связная речь».


Февраль-Март


Анализ и оценка знаний детей


Работа с загадками. Составление загадок. Продолжать пересказывать и сочинять рассказы и сказки Показать роль загадки на формирование выразительности речи.


Продолжать работу по развитию связной речи детей подготовительной к школе группы.


Играть в дидактические, подвижные, музыкально-хороводные, театрализованные игры проходившие в предыдущие месяцы.


- в дидактическое пособие «Фонетическая зарядка» добавить картинки на звуки «д», «б», «л», «ч», «ф», «в», «к», «г»;


Знакомство с пословицами и поговорками о весне.


Составление рассказов по сюжетным картинкам:


- «Весна».


- «Птицы прилетели».


Чтение и беседы по рассказам,пересказ:


- «Играющие собаки» К. Ушинский.


- «Сыновья» В. Осеева.


- «Помощница» Е. Пермяк.


- «Как Миша хотел маму перехитрить» Е. Пермяк.


Чтение и заучивание стихотворений.


Чтение и обсуждение, пересказ сказок.


Игры на развитие речевого дыхания и мелкой моторики рук.


Дидактические игры:


- «Придумай рассказ про…»;


- «Сложи слово»;


- «Азбука»;


Театрализованная деятельность


Консультация для родителей: «Использование загадок, как средство формирования выразительности речи».


Консультации для родителей:


- «Речевая готовность ребенка к школе».


- «Портрет будущего первоклассника».


Беседы с родителями:


- «Памятки для родителей по обучению связной речи».


- «Круг чтения детей семилетнего возраста».


Папка передвижка:


- «Что такое готовность ребенка к обучению в школе?».


- «Как избежать школьных неудач».


Апрель-Май


Анализ и оценка своей деятельности детей


Работа по составлению рассказов по сюжетным картинам.


Работа над развитием речи через театральную деятельность. Развитие творческой самостоятельности, эстетического вкуса в передаче образа; развитие речи детей, эмоциональной направленности. Раскрытие творческих способностей детей.


Продолжать работу по развитию связной речи детей подготовительной к школе группы.


Познакомить родителей с играми (дидактическими и лексико – грамматическими, влияющими на развитие речи детей.


Формы представления результатов самообразования:


• Консультация для воспитателей, консультация-практикум


• Творческий отчет;


• Проведение мероприятий;


• Консультация для родителей, сообщение на родительском собрании;


•Участие детей на занятии.
















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей