муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №87 города Ставрополя
ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ДЕДОВОЙ Е.Н.
НА 2022-2023 УЧЕБНЫЙ ГОД.
Развитие речедвигательной координации детей
г.Ставрополь
Введение
Федеральный государственный образовательный стандарт «Речевое развитие» включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой.
У детей с речевой патологией отмечаются существенные отклонения в развитии моторной, двигательно-координационной и эмоционально-волевой сферы: общая моторная неловкость, недостаточная статическая и динамическая координация движений, слабый мышечный тонус, истощаемость движений, недостаточная двигательная память и снижение произвольного внимания при выполнении двигательных заданий. Наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по словесной инструкции вследствие нарушения взаимодействия центральных и периферических звеньев моторики на основе обратной афферентации - передачи импульсов от рабочих центров к нервным окончаниям.
Следует отметить и когнитивные нарушения: отсутствие навыков поведения в коллективе, затруднение усвоения учебного материала, двигательная расторможенность, отсутствие внимания, понимания и запоминания. Помимо отставаний в моторной и эмоционально-волевой сферах у них возникают хронические заболевания нервной, дыхательной, вегетососудистой, костно- мышечной систем организма.
Коррекционная работа с такими детьми должна строиться с учетом ведущих линий речевого развития (лексики, фонетики, грамматического строя и связной речи) и обеспечивать интеграцию речевого, физического и соматического развития. В преодолении данной проблемы возможны сочетания как общепринятых, традиционных методов, так и нетрадиционных.
Актуальность
Одним из приоритетов дошкольного образования сегодня, обозначенным в ФГОС, является задача целостного развития личности дошкольника, подготовка его к дальнейшему обучению в школе. Показателем готовности ребенка к успешному обучению является правильная, хорошо развитая речь. Любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на деятельности и поведении ребенка.
Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста, показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, страдают также хроническими заболеваниями. Среди них значительную часть составляют дети 6 – 7 летнего возраста, не овладевшие в нормальные сроки звуковой стороной языка. Эти дети составляют основную группу риска по неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением.
Научные исследования и практический опыт доказывает, что устранять дефекты речи у детей необходимо в дошкольном возрасте, т.к. именно в это время нервно-психический статус детей обладает наибольшей пластичностью. При отсутствии своевременной помощи со стороны педагогов, медиков, родителей у большинства детей речевые проблемы осложняются патохарактерологическим развитием личности. Возможны агрессивность, чрезмерная расторможенность, повышенная истощаемость, наблюдается дифицит внимания, снижаются память и работоспособность. Поэтому использование инновационных и здоровьесберегающих технологий в деятельности логопеда становятся перспективным средством коррекционно- развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Они помогают создавать психофизиологический комфорт детям во время занятий, предусматривающий “ситуацию уверенности” их в своих силах, организовывать занятия интереснее и разнообразнее. Эти методы работы принадлежат к числу эффективных средств коррекции, помогающих достичь максимально возможных успехов в преодолении не только речевых трудностей, но и общего оздоровления детей дошкольного возраста.
Таким образом, возможности здоровьесберегающих технологий в содействии с инновационными технологиями создают условия для развития речи детей.
Цель: осуществлять коррекционно-логопедическую работу путём развития речедвигательной координации.
Задачи:
изучить и внедрить в коррекционно-логопедическую работу различные методики по преодолению речедвигательных трудностей;
разработать картотеку упражнений по развитию речедвигательной координации детей, повышающих проявление двигательной активности артикуляционных органов, мелкой и общей моторики;
планомерное и систематическое совершенствование методов коррекционно-развивающего логопедического процесса;
апробировать данную модель на практике;
Предполагаемый результат: разработка методических рекомендаций, создание авторской программы по данной теме.
Форма самообразования: индивидуальная.
Источники самообразования: интернет, методическая литература, журналы, семинары, конференции, курсы повышения квалификации, мастер-классы, занятия коллег, обмен опытом с коллегами.
Итог: обобщение опыта работы по данной теме.
Коррекционные задачи по развитию двигательно-координационных способностей у детей с речевыми нарушениями:
- учить соизмерять и регулировать пространственные, временные и динамические параметры движений;
- формировать умение поддерживать статическое и динамическое равновесие;
- учить выполнять двигательные действия без излишней мышечной напряжённости.
Проявление координационных способностей зависит от таких факторов, как:
- способность к точному анализу движений;
- деятельность анализаторов;
- сложность двигательного анализатора;
- уровень развития гибкости, динамической силы, смелости и решительности;
- возраст;
- общий уровень подготовленности ребёнка.
В коррекционно-логопедической работе следует опираться на ряд методических приёмов, повышающих проявление двигательной активности артикуляционных органов, мелкой и общей моторики, в числе которых:
- применение и быстрая смена различных исходных положений;
- изменение скорости или темпа движений, введение различных ритмических сочетаний, последовательности элементов;
- смена способов выполнения упражнений;
- использование в упражнениях предметов различной фактуры, массы, объёма;
- выполнение согласованных действий несколькими участниками;
- использование более сложных сочетаний основных движений( ходьба, бег, прыжки) ;
- упражнение или упрощение правил в подвижных играх.
Виды работы по развитию речедвигательной координации детей, используемые в логопедической работе:
- выполнение упражнений на снятие мышечного тонуса воротниковой зоны, на развитие мимико- артикуляторных мышц, общей моторики, ритма, темпа движений;
- самомассаж лица, шеи, ладоней, подушечек и фаланг пальцев;
- выполнение кинезиологических упражнений;
- су-джок терапия;
- артикуляционная гимнастика;
- дыхательная гимнастика;
- пальчиковая гимнастика;
- игры с прищепками;
- упражнения с различными предметами;
- проведение малоподвижных и подвижных игр.
Данные виды работы могут быть использованы в индивидуальной, подгрупповой, фронтальной работе логопеда с детьми.
План самообразования
Раздел плана | Сроки | Формы работы |
Работа с детьми | 2022-2023г. ежедневно | пальчиковая гимнастика |
артикуляционная гимнастика |
дыхательная гимнастика |
кинезиологические упражнения |
логоритмика, фоноритмика |
упражнения на координацию |
элементы су-джок терапии |
игры с прищепками, камнями, пуговицами |
самомассаж лица, шеи, ладоней, поду- шечек и фаланг пальцев |
дидактические и настольные игры |
Работа с родителями | Сентябрь 2022г. | Консультация на тему: «Развитие мелкой моторики-залог правильной и красивой речи». |
Октябрь 2022г. | Практикум для родителей «Играем пальчиками и развиваем речь» |
Ноябрь 2022г. | Консультация на тему: «Развитие речевого дыхания с исполь- зованием игровых упражнений» |
Декабрь 2022г. | Практикум для детей и родителей «Игровые задания и упражнения для предупреждения нарушений письменной речи детей» |
Январь 2023г. | Консультация на тему: «Комплекс мер, способствующих развитию тонких движений рук». |
Февраль 2023г. | Консультация на тему: «Как говорит Ваш ребенок» |
Март 2023г. | Совместное занятие детей и родителей «Мяч и речь» |
Апрель 2023г. | Консультация на тему: «Леворукость у детей» |
| Май 2023 | Консультация на тему: « Скоро в школу!» |
Работа с педагогическими работниками ДОУ | Сентябрь 2022г. | |
Октябрь 2022г. | Консультация на тему: «Нетрадиционные игры и игровые упражнения по речевому развитию детей дошкольного возраста» |
Ноябрь 2022г. | Консультация для педагогов: "Использование инновационных технологий в процессе развития речи у воспитанников дошкольного возраста " |
Декабрь 2022г. | |
Январь 2023г. | Презентация игровой технологии для развития речи и мелкой моторики у детей: «Кинезиодорожки». |
Февраль 2023г. | Консультация на тему «Леворукость у детей» (стендовая) |
Март 2023г. | Консультация для педагогов «Сторителлинг - инновационная технология» |
Апрель 2023г. | Практикум: «Игры с мячом в логопедической коррекции» |
Май 2023г. | Консультация на тему «Влияние движений пальцев на развитие речи» |