СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План самообразования учителя-логопеда

Нажмите, чтобы узнать подробности

У детей с речевой патологией отмечаются существенные отклонения в развитии моторной, двигательно-координационной и эмоционально-волевой сферы: общая моторная неловкость, недостаточная статическая и динамическая координация движений, слабый мышечный тонус, истощаемость движений, недостаточная двигательная память и снижение произвольного внимания при выполнении двигательных заданий. Наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по словесной инструкции вследствие нарушения взаимодействия центральных и периферических звеньев моторики на основе обратной афферентации - передачи импульсов от рабочих центров к нервным окончаниям.

Просмотр содержимого документа
«План самообразования учителя-логопеда»

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №87 города Ставрополя





ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ДЕДОВОЙ Е.Н.

НА 2022-2023 УЧЕБНЫЙ ГОД.



Развитие речедвигательной координации детей





г.Ставрополь



 Введение

Федеральный государственный образовательный стандарт «Речевое развитие» включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой.

У детей с речевой патологией отмечаются существенные отклонения в развитии моторной, двигательно-координационной и эмоционально-волевой сферы: общая моторная неловкость, недостаточная статическая и динамическая координация движений, слабый мышечный тонус, истощаемость движений, недостаточная двигательная память и снижение произвольного внимания при выполнении двигательных заданий. Наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по словесной инструкции вследствие нарушения взаимодействия центральных и периферических звеньев моторики на основе обратной афферентации - передачи импульсов от рабочих центров к нервным окончаниям.

Следует отметить и когнитивные нарушения: отсутствие навыков поведения в коллективе, затруднение усвоения учебного материала, двигательная расторможенность, отсутствие внимания, понимания и запоминания. Помимо отставаний в моторной и эмоционально-волевой сферах у них возникают хронические заболевания нервной, дыхательной, вегетососудистой, костно- мышечной систем организма.

Коррекционная работа с такими детьми должна строиться с учетом ведущих линий речевого развития (лексики, фонетики, грамматического строя и связной речи) и обеспечивать интеграцию речевого, физического и соматического развития. В преодолении данной проблемы возможны сочетания как общепринятых, традиционных методов, так и нетрадиционных.

Актуальность

Одним из приоритетов дошкольного образования сегодня, обозначенным в ФГОС, является задача целостного развития личности дошкольника, подготовка его к дальнейшему обучению в школе. Показателем готовности ребенка к успешному обучению является правильная, хорошо развитая речь. Любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на деятельности и поведении ребенка.

Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста, показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, страдают также хроническими заболеваниями. Среди них значительную часть составляют дети 6 – 7 летнего возраста, не овладевшие в нормальные сроки звуковой стороной языка. Эти дети составляют основную группу риска по неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением.

Научные исследования и практический опыт доказывает, что устранять дефекты речи у детей необходимо в дошкольном возрасте, т.к. именно в это время нервно-психический статус детей обладает наибольшей пластичностью. При отсутствии своевременной помощи со стороны педагогов, медиков, родителей у большинства детей речевые проблемы осложняются патохарактерологическим развитием личности. Возможны агрессивность, чрезмерная расторможенность, повышенная истощаемость, наблюдается дифицит внимания, снижаются память и работоспособность. Поэтому использование инновационных и здоровьесберегающих технологий в деятельности логопеда становятся перспективным средством коррекционно- развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Они помогают создавать психофизиологический комфорт детям во время занятий, предусматривающий “ситуацию уверенности” их в своих силах, организовывать занятия интереснее и разнообразнее. Эти методы работы принадлежат к числу эффективных средств коррекции, помогающих достичь максимально возможных успехов в преодолении не только речевых трудностей, но и общего оздоровления детей дошкольного возраста.

Таким образом, возможности здоровьесберегающих технологий в содействии с инновационными технологиями создают условия для развития речи детей.

 Цель: осуществлять коррекционно-логопедическую работу путём развития речедвигательной координации.

Задачи:

  •  изучить и внедрить в коррекционно-логопедическую работу различные методики по преодолению речедвигательных трудностей;

  •  разработать картотеку упражнений по развитию речедвигательной координации детей, повышающих проявление двигательной активности артикуляционных органов, мелкой и общей моторики;

  • планомерное и систематическое совершенствование методов коррекционно-развивающего логопедического процесса;

  •  апробировать данную модель на практике;

 Предполагаемый результат: разработка методических рекомендаций, создание авторской программы по данной теме.

Форма самообразования: индивидуальная.

Источники самообразования: интернет, методическая литература, журналы, семинары, конференции, курсы повышения квалификации, мастер-классы, занятия коллег, обмен опытом с коллегами.

Итог: обобщение опыта работы по данной теме.



Коррекционные задачи по развитию двигательно-координационных способностей у детей с речевыми нарушениями:

- учить соизмерять и регулировать пространственные, временные и динамические параметры движений;

- формировать умение поддерживать статическое и динамическое равновесие;

- учить выполнять двигательные действия без излишней мышечной напряжённости.

Проявление координационных способностей зависит от таких факторов, как:

- способность к точному анализу движений;

- деятельность анализаторов;

- сложность двигательного анализатора;

- уровень развития гибкости, динамической силы, смелости и решительности;

- возраст;

- общий уровень подготовленности ребёнка.

В коррекционно-логопедической работе следует опираться на ряд методических приёмов, повышающих проявление двигательной активности артикуляционных органов, мелкой и общей моторики, в числе которых:

- применение и быстрая смена различных исходных положений;

- изменение скорости или темпа движений, введение различных ритмических сочетаний, последовательности элементов;

- смена способов выполнения упражнений;

- использование в упражнениях предметов различной фактуры, массы, объёма;

- выполнение согласованных действий несколькими участниками;

- использование более сложных сочетаний основных движений( ходьба, бег, прыжки) ;

- упражнение или упрощение правил в подвижных играх.

Виды работы по развитию речедвигательной координации детей, используемые в логопедической работе:

- выполнение упражнений на снятие мышечного тонуса воротниковой зоны, на развитие мимико- артикуляторных мышц, общей моторики, ритма, темпа движений;

- самомассаж лица, шеи, ладоней, подушечек и фаланг пальцев;

- выполнение кинезиологических упражнений;

- су-джок терапия;

- артикуляционная гимнастика;

- дыхательная гимнастика;

- пальчиковая гимнастика;

- игры с прищепками;

- упражнения с различными предметами;

- проведение малоподвижных и подвижных игр.

Данные виды работы могут быть использованы в индивидуальной, подгрупповой, фронтальной работе логопеда с детьми.





План самообразования



Раздел плана

Сроки

Формы работы

Работа с детьми

2022-2023г.

ежедневно

пальчиковая гимнастика

артикуляционная гимнастика

дыхательная гимнастика

кинезиологические упражнения

логоритмика, фоноритмика

упражнения на координацию

элементы су-джок терапии

игры с прищепками, камнями, пуговицами

самомассаж лица, шеи, ладоней, поду-

шечек и фаланг пальцев

дидактические и настольные игры

Работа с родителями

Сентябрь

2022г.

Консультация на тему: «Развитие мелкой моторики-залог правильной и красивой

речи».

Октябрь

2022г.

Практикум для родителей

«Играем пальчиками и развиваем речь»

Ноябрь

2022г.

Консультация на тему:

«Развитие речевого дыхания с исполь-

зованием игровых упражнений»

Декабрь

2022г.

Практикум для детей и родителей «Игровые задания и упражнения для предупреждения нарушений письменной речи детей»


Январь

2023г.

Консультация на тему: «Комплекс мер, способствующих развитию тонких

движений рук».


Февраль

2023г.

Консультация на тему: «Как говорит Ваш ребенок»

Март

2023г.

Совместное занятие детей и родителей

«Мяч и речь»

Апрель

2023г.

Консультация на тему: «Леворукость у детей»



Май

2023

Консультация на тему: « Скоро в школу!»

Работа с педагогическими

работниками ДОУ

Сентябрь 2022г.


Октябрь

2022г.

Консультация на тему: «Нетрадиционные игры и игровые упражнения по речевому развитию детей дошкольного возраста»

Ноябрь

2022г.

Консультация для педагогов: "Использование инновационных технологий в процессе развития речи у воспитанников дошкольного возраста "

Декабрь

2022г.


Январь

2023г.

Презентация игровой технологии

для развития речи и мелкой моторики у

детей: «Кинезиодорожки».

Февраль

2023г.

Консультация на тему «Леворукость у

детей» (стендовая)

Март

2023г.

Консультация для педагогов «Сторителлинг - инновационная технология»

Апрель

2023г.

Практикум: «Игры с мячом в логопедической коррекции»

Май

2023г.

Консультация на тему «Влияние движений пальцев на развитие речи»




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!