СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План урока "Действие магнитного поля на движущийся заряд. Сила Лоренца "

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

План урока "Действие магнитного поля на движущийся заряд.Сила Лоренца". При проверке домашнего задания используется приём "Парные картинки", что особенно интересным является для тех обучающихся,которые  "не дружат" с физикой. Применяется оценивание и взаимооценивание на уроке.

Просмотр содержимого документа
«План урока "Действие магнитного поля на движущийся заряд. Сила Лоренца "»




Раздел: «Магнитное поле. Электромагнитная индукция»

Колледж: КГКП «Костанайский педагогический колледж» Управления образования акимата Костанайской области.

Дата:

ФИО преподавателя: Сыздыкова Б.С.

Группа:

Участвовали:

Не участвовали: -

Тема:


Сила Лоренца. Движение заряженных частиц в магнитном поле. Решение задач по теме «Сила Лоренца»

Цели обучения, достигаемые на этом занятии

Обучающиеся должны:

знать смысл понятий Сила Лоренца. Движение заряженных частиц в магнитном поле.


Цель урока

Формирование умения применять правило «левой руки» для определения направления действия силы Лоренца, линий магнитного поля, направления скорости движущегося электрического заряда, применять формулу силы Лоренца при решении задач.

уметь находить и использовать информацию, используя различные источники;

делать собственные выводы на основе полученной информации; уметь выслушивать других и принимать во внимание их аргументированные выводы.

Критерии оценивания


Обучающиеся:

Все: Проявляют знание и понимание основных понятий: Сила Лоренца. Движение заряженных частиц в магнитном поле.

Большинство: Умеют решать задачи по образцу

Некоторые: При решении задач свободно владеют изученным материалом.

Языковые цели

Предметная лексика и терминология:

Серия полезных фраз для диалога/письма

Наша пла­не­та Земля яв­ля­ет­ся боль­шим маг­ни­том

Воспитание ценностей

Құндылық/ ценность: Жалпыұлттық «Мәңгілік Ел» идеясының құндылықтары / Ценности общенациональной идеи «Мәңгілік Ел»/ «Болашаққа бағдар: Рухани жаңғыру»

воспитание доброты, ответственности, настойчивости и познавательной активности обучение на протяжении всей жизни.

Уважение и сотрудничество прививаются на занятии через умение работать в группе.

Межпредметная связь

Самопознание -вопросы из области самопознания. Математика- выполнение математических преобразований и расчётов при решении задач.

Предыдущие знания

Действие магнитного поля на проводник с током. Взаимодействие проводников с током Индукция магнитного поля. Линии индукции магнитного поля Закон Ампера. Принцип суперпозиции магнитных полей

Ресурсы

http://class-fizika.ru

https://videouroki.net; https://physics.ru; https://infourok.ru

Карточки. Лист оценивания. Смайлики


Ход урока

Время / этапы урока

Деятельность учителя


Деятельность учащихся

Оценивание

(метод/ прием/ техника/ стратегия)

Способы дифференциации


Начало урока

Организационный момент.




Приветствие на трех языках:

Здравствуйте, Сәлематсіз бе, Good morning.

Если в системе ценностей образованность станет главной ценностью, то нацию ждет успех.

Н.А.Назарбаев

Статья «Болашаққа бағдар: рухани жаңғыру»

«Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания»


Ребята, как вы считаете можно ли считать образованным человека, имеющего диплом об образовании?

Какими качествами должен обладать образованный человек?

Что он должен делать, чтобы стать образованным?

Хорошее настроение-первый шаг к удаче.

Для установления благоприятной атмосферы в группе провести тренинг «Пожелание»

Обучающиеся встают в круг и по часовой стрелке говорят пожелания. Условия тренинга: пожелание -одна фраза.

Вход на тему занятия и целеполагание.

Приветствие преподавателя.



Включаются в деловой ритм урока


Словесное одобрение



Проверка домашнего задания


  Опрос домашнего задания по стратегии «Парные картинки».

Ребята становятся в круг, получают карточки (можно разделить на группы)

На карточках записываются формулы, законы, приводятся рисунки опытов и установок. Первый выставляют начальную карту, под эту карту нужно выставить соответствующую. Выставление карточек должно сопровождаться комментариями. Кто безошибочно выставит свои карточки, получает балл.


1. Силовой характеристикой магнитного поля является

2.Линия индукции магнитного поля – это


3.Мо­дуль век­то­ра маг­нит­ной ин­дук­ции поля, со­зда­ва­е­мо­го бес­ко­неч­ным про­вод­ни­ком с током, равен:

4.маг­нит­ная про­ни­ца­е­мо­сть ва­ку­у­ма чис­лен­но равна:

5.В маг­нит­ном поле пря­мо­ли­ней­но­го про­вод­ни­ка с током маг­нит­ная стрел­ка в каж­дой точке будет уста­нав­ли­вать­ся по ка­са­тель­ной к неко­то­рой окруж­но­сти. Плос­кость этой окруж­но­сти пер­пен­ди­ку­ляр­на про­вод­ни­ку с током, а ее центр лежит на оси про­вод­ни­ка

6.Так как при­тя­ги­ва­ют­ся раз­но­имен­ные по­лю­са маг­ни­тов, то се­вер­ный полюс стрел­ки ука­зы­ва­ет на Южный маг­нит­ный полюс Земли

7.Си­ло­вые линии маг­нит­но­го поля за­мкну­ты


8.Линии магнитного поля проводника с током.


9.Невоз­мож­но от­де­лить по­лю­са маг­ни­та друг от друга


10.Маг­нит­ные поля, со­зда­ва­е­мые раз­ны­ми ис­точ­ни­ка­ми в одной точке про­стран­ства, скла­ды­ва­ют­ся.

11.Два пря­мых па­рал­лель­ных про­вод­ни­ка с током при­тя­ги­ва­ют­ся друг к другу, если по ним про­те­ка­ют од­но­на­прав­лен­ные токи, то есть токи од­но­го на­прав­ле­ния

12. Про­вод­ни­ки от­тал­ки­ва­ют­ся, если по ним про­те­ка­ют токи про­ти­во­по­лож­ных на­прав­ле­ний

13.Про­вод­ник, скру­чен­ный в ка­туш­ку (со­ле­но­ид), ведет себя по­доб­но по­сто­ян­но­му плос­ко­му маг­ни­ту

14. Опре­де­ле­ние по­ляр­но­сти маг­ни­та

15. раз­мер­ность маг­нит­ной ин­дук­ции 

16.Сила, действующая со стороны магнитного поля на проводник с током

17.Если рас­по­ло­жить про­вод­ник с током в маг­нит­ном поле так, чтобы на­прав­ле­ние тока сов­па­ло с на­прав­ле­ни­ем век­то­ра ин­дук­ции маг­нит­но­го поля , то при про­пус­ка­нии тока через про­вод­ник по­след­ний прак­ти­че­ски не ре­а­ги­ру­ет.

18. Если же рас­по­ло­жить про­вод­ник так, чтобы на­прав­ле­ние тока было пер­пен­ди­ку­ляр­но на­прав­ле­нию век­то­ра маг­нит­ной ин­дук­ции, то про­вод­ник мак­си­маль­но силь­но втя­ги­ва­ет­ся в про­стран­ство между по­лю­са­ми маг­ни­та

19. Сила дей­ствия маг­нит­но­го поля на про­вод­ник мак­си­маль­на






Сообщения «Жизнь и деятельность Х. Лоренца»


1.Вектор магнитной индукции.

2.линия, касательная к которой в каждой точке совпадает с направлением вектора индукции в этой точке.

3.


4.

5.



6.

7.



8.


9.



11.

12.


14.

15.

16.Сила Ампера

17.


18.


19.

 – угол между на­прав­ле­ни­ем тока и на­прав­ле­ни­ем

(ФО) Учитель наблюдает за процессом опроса и даёт обратную связь.

ФО) Самооценивание по листу самооценки

Ребята отвечают на вопросы по желанию.

В группе могут выбрать вопрос, на который хотят ответить.

Основная часть

Изучение нового материала













При подготовке темы обучающийся использовали интернет ресурсы:

http://class-fizika.ru

https://videouroki.net; https://physics.ru; https://infourok.ru


«Если элек­три­че­ский ток пред­став­ля­ет собой на­прав­лен­ное дви­же­ние за­ря­дов, то не будет ли со сто­ро­ны маг­нит­но­го поля дей­ство­вать такая же сила» - при­мер­но, так рас­суж­дал Х. Ло­ренц. В вы­ра­же­ние для силы Ам­пе­ра вме­сто силы тока под­ста­вим опре­де­ле­ние силы тока – от­но­ше­ние пе­ре­не­сен­но­го за­ря­да в про­вод­ни­ке ко вре­ме­ни, за ко­то­рое было осу­ществ­ле­но дан­ное пе­ре­не­се­ние.

 

   

 

 

 

Век­тор силы Ло­рен­ца пер­пен­ди­ку­ля­рен век­то­ру ско­ро­сти

  

 

   

Если сила пер­пен­ди­ку­ляр­на век­то­ру ско­ро­сти, то такая сила на­зы­ва­ет­ся цен­тро­стре­ми­тель­ной. И тогда под её дей­стви­ем – тело дви­жет­ся по окруж­но­сти. Сле­до­ва­тель­но, сила Ло­рен­ца – цен­тро­стре­ми­тель­ная сила:

  

Из-за того, что под дей­стви­ем силы Ло­рен­ца заряд дви­жет­ся по дуге окруж­но­сти, сле­до­ва­тель­но, он об­ла­да­ет цен­тро­стре­ми­тель­ным уско­ре­ни­ем. Цен­тро­стре­ми­тель­ное уско­ре­ние может быть рас­счи­та­но как квад­рат ско­ро­сти дви­же­ния, де­лён­ный на ра­ди­ус окруж­но­сти, ко­то­рый опи­сы­ва­ет тело:

 

Так, со­глас­но вто­ро­му за­ко­ну Нью­то­на сила может быть опре­де­ле­на как про­из­ве­де­ние массы тела на при­об­ре­та­е­мое им уско­ре­ние:

 

  

 

  

   

Используется приём «Цветные карточки» для осуществления обратной связи.







Выступать может вся группа или спикер (один представитель или представители группы)














Физминутка

  • Физминутка

Выполняют физминутку


Проводит физминутку желающий обучающийся

Закрепление н/м


Выполнение заданий по методу «Думай, решай, делись»



Критерии оценивания: применить

Формулы силы Лоренца.

Дескрипторы:

Проанализировать условие задачи

Перевести данные физических величин в СИ

Записать и преобразовать формулу для нахождения неизвестной величины

Подставить числовые значения и провести расчеты.

Записать ответ.




По методу «Думай, решай, делись» решают самостоятельно задачи, обсуждают в группе, делятся с одноклассниками путями решения.

1.Электрон движется в вакууме со скоростью 3 • 106 м/с в однородном магнитном поле с магнитной индукцией 0,1 Тл. Чему равна сила, действующая на электрон, если угол между направлениями скорости электрона и линиями магнитной индукции равен 90°?

Ответ: 4,.8∙10–14 Н; 8∙ 10–15 Н

2. Сила, действующая на проводник с током со стороны магнитного поля, равна 4 Н. Через поперечное сечение проводника проходит 20 заряженных частиц. Найдите силу Лоренца.

Ответ: 0,2 Н

3.В направлении, перпендикулярном линиям магнитной индукции, влетает в магнитное поле электрон со скоростью

10 Мм/с

Найдите индукцию поля, если электрон описал в поле окружность радиусом 1 см.

Ответ:0,005 Тл





4.Протон в магнитном поле с индукцией 0,01 Тл описал окружность радиусом 10 см. Найдите скорость протона.

Ответ: 10 000 м /с









5.Электрон движется в однородном магнитном поле с индукцией 4 мТл. Найдите период обращения электрона.

Ответ: 9∙10–9 с







Приём «Цветные карточки»

З-всё понятно

Ж-Есть вопросы

К- Не понятно

ФО) Самооценивание по листу самооценки.

Активным группам выдаются «Веселые заряды»

Студенты, которые подняли зеленую карточку по всем заданиям, приходят на помощь тем, кто поднял карточки желтого и красного цвета.

Диалог, если некоторым студентам потребуется подробная и конкретная помощь в ходе выполнения задания.


Итоги

Конец занятия



Подсчитай свои баллы и оцени свою работу!

5 б– «5»; 4 б.- «4»; 3- б. – «3»; менее 3 баллов – не отчаивайся, надо еще все повторить!

Оценка__________________


Студент, один из наиболее мотивированных (по желанию) делает общий вывод по достижению цели занятия.

Домашнее задание


Изучить параграф

Ответить на вопросы к параграфу (устно)

Решить задачи:

№ № 852,853

Фи­зи­ка. За­дач­ник. 10-11 клас­сы.

Рым­ке­вич А.П. – М.: Дрофа, 2013. 


Записывают домашнее задание

Инструкция по выполнению домашнего задания.

Приём «Цветные карточки»


Рефлексия учителя по проведенному уроку


Рефлексия «Благодарю…» предлагаю каждой группе выбрать одного из ребят в группе (исключая себя), кому хочется сказать спасибо за сотрудничество и пояснить в чём это сотрудничество проявилось.

Рефлексия «Телеграмма»: предлагаю написать пожелания, рекомендации себе в виде фразы ( не более 10 слов).






















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!