СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План урока по трудовому обучению (столярное дело) по теме "Приемы заточки долота и стамески" в 6 классе коррекционной школы VIII вида

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«План урока по трудовому обучению (столярное дело) по теме "Приемы заточки долота и стамески" в 6 классе коррекционной школы VIII вида»

комитет по образованию, городской округ Егорьевск Московской области

Муниципальное казенное образовательное учреждение

«Клеменовская общеобразовательная школа-интернат

для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья















План урока по трудовому обучению

(столярное дело)
в 6 классе

по теме: «ПРИЕМЫ ЗАТОЧКИ ДОЛОТА И СТАМЕСКИ».















Подготовил учитель трудового обучения: Промский И.А







Конспект урока

ПРИЕМЫ ЗАТОЧКИ ДОЛОТА И СТАМЕСКИ

6 класс

«____» ________ 2016г

2 часа.



Цели:  - познакомить учащихся с заточкой дереворежущих инструментов долота и стамески;

- научить правильному выполнению заточки долота и стамески;

- при­вивать бережное отношение к инструментам;

- способствовать раз­витию технического мышления.

Тип урока: практическое занятие (1 час) и практическая работа (1 час).

Методы обучения: рассказ, демонстрация на­глядных пособий, приемов работы, практическое повторение.

Наглядные пособия: рисунки в учебнике, плакаты, стенды.

Используемая литература: Б.А.Журавлев. «Столярное дело» учебник для учащихся 5-6 классов, стр.168-171.

Ход урока

I. Организационно-подготовительная часть.

Приветствие учителя, контроль посещаемости, проверка го­товности учащихся к уроку, сообщение темы и целей урока.



II. Практическое занятие «Приемы заточки долота и стамески». (1 час.)

Повторение пройденного материала:

-Назначение стамески и долота

- Конструкция стамески и долота

- Сходство и отличие стамески и долота

Изложение нового материала.

План рассказа:


1. Заточка дереворежущего инструмента.

В процессе работы режущая кромка инструмента затупляет­ся. Инструмент уже не перерезает волокна древесины, а сминает и разрывает их. В результате качество обработанной поверхности снижается. Поэтому режущие инструменты периодически затачи­вают.

Лезвия долот и стамесок затачивают с по­мощью точила - шлифовального круга, насаженного на вал. Вра­щают вручную с помощью рукоятки или от электродвигателя (рис.7).

При заточке инструмент держат двумя руками. Угол наклона инструмента зависит от требуемого угла заост­рения и устанавливается на глаз. На инструмент слегка нажимают левой рукой и перемещают его по линии параллельно оси шлифо­вального круга. Полукруглую стамеску при за­точке двигают не только вправо-влево, но и дугообразно в одну и другую сторону так, чтобы шлифовальный круг касался всей по­верхности фаски. Косую стамеску для чистового точения затачи­вают с двух сторон. Некоторые точила снабжены приспособления­ми для установки угла наклона инструмента при точении.

В результате заточки лезвие и фаска долота, стамески должны быть прямолинейными и расположены под пря­мым углом к боковым граням. Это проверяют с помощью угольни­ка, а правильность угла заострения - специальными шаблонами. Затачивают инструмент на точиле до образования по всему лезвию тонкой и ровной кромки заусенцев. Затем заусенцы снима­ют, т. е. доводят инструмент на мелкозернистом бруске со строго прямолинейной поверхностью. Для удобства работы брусок закре­пляют на верстаке или специальной подставке. При доводке инст­румент накладывают фаской на брусок, плотно прижимают к нему и перемещают прямыми и круговыми движениями. При этом надо следить, чтобы фаска всей своей плоскостью прилегала к бруску.

Чтобы получить нужную остроту лезвия, инструмент после заточки и доводки правят, т. е. шлифуют на бруске с очень мелким зерном (рис. 8). Такой брусок называется оселком. Его смачивают водой, прикладывают к нему инструмент фаской и пе­ремещают круговыми движениями. Затем инструмент переворачи­вают, кладут на оселок всей плоскостью и правят такими же дви­жениями. Этот прием повторяют несколько раз до снятия очень мелких заусенцев. После правки с оселка смывают грязь и вытира­ют его досуха.

Стамеску и долото затачивают на точиле. Лезвие полукруглой стамески и крючка переме­щают при заточке не только вправо-влево, но и дугообразно в обе стороны. Надо следить, чтобы при заточке, правке и доводке фаска прижималась к абразивному кругу (бруску) всей своей поверхно­стью (рис.7). Косая стамеска для чистового точения за­тачивается по всей поверхности фаски с двух сторон.

Кромка лезвия после заточки, доводки и правки должна быть ровной, без закруглений, фаска - без перекоса в одну или другую сторону.

Заточка, доводка и правка инструмента являются видами процесса резания, так как острые грани зерен шлифовальных кру­гов и брусков имеют форму клина (резца) и снимают очень мелкую стружку.

Для школьных мастерских промышленность выпускает элек­трические точила, которые не имеют передаточного механизма, так как шлифовальный круг посажен непосредственно на рабочий орган - вал электродвигателя. Абразивные зерна срезают мелкую стружку, и получается нужный угол заострения инструмента.

На производстве режущий инструмент затачивают на заточ­ных станках, подбирают шлифовальные круги, определяют режим заточки, выполняют весь комплекс работ по заточке, доводке и правке инструмента, с помощью контрольно-измерительных инст­рументов проверяют правильность заточки.

2. Практическая часть.

Инструктаж по технике безопасности при работе с дереворежущим инструментом и заточным станком.

Практическая отработка приемов точения на неподвижном абразивном круге. Имитация заточки долота и стамески.

контроль правильности прижима лезвия инструмента .

Контроль угла заточки

Контроль прямоугольности фаски инструмента.

В ходе урока учитель обращает внимание на правильность действий каждого ученика при имитации заточки, указывает на индивидуальные ошибки, показывает правильные действия. При повторяемости одинаковых ошибок учитель проводит разбор ошибок для всего класса.



III. Практическая работа «Заточка стамески и долота на бруске» (1 час.).

Практическая работа «Заточка стамески и долота на бруске».

Организация рабочего места: учащиеся выполняют зада­ние - каждый на своем рабочем месте. Для выполнения работы по­надобятся брусок для заточки и оселок для правки лезвия

Вводный инструктаж.

Задания:

Примечание. Выполнение приемов заточки, правки и доводки дереворежущих инструментов очень опасно. Не все учащиеся смогут вы­полнить задания самостоятельно и правильно, поэтому практическую ра­боту можно заменить наблюдением учащихся за выполнением работ учи­телем.

1. Заточка лезвия долота и стамески на заточном станке. Выполняется и комментируется учителем. Ученики наблюдают с соблюдением мер безопасности.

Заточенные на станке инструменты раздаются учащимся для дальнейшей работы.

2) заточите лезвия дереворежущих инструментов, выданных учителем;

3) подберите необходимые бруски и оселки для правки и доводки лезвий;

4) произведите правку и доводку лезвия;

5) проконтро­лируйте остроту режущей кромки;



Правила техники безопасности:

1) Все виды работ проводить только с разрешения учителя и строго под его надзором!

2) При пользовании электрическим точилом следует ра­ботать только в защитных очках и с опущенным защитным эк­раном.

3) При заточке нельзя близко наклоняться к шлифовальному кругу.

4) Во время заточки, доводки и правки долота и стамески нельзя держать пальцы близко к лезвию.

5) Нельзя касаться пальцами шлифовального круга при его вращении, а также лезвий заточенных инструментов.

6) Нельзя допускать заклинивания круга затачиваемым инст­рументом, так как раскалывание круга приводит к выбросу кусков с большой скоростью.

7) Затачиваемый инструмент следует подводить к заточ­ному кругу плавно и держать так, чтобы его не выбросило кругом.

8) При заточке на торце круга нужно остерегаться попадания инструмента на зажимные шайбы.

Текущий инструктаж. Текущие наблюдения учителя, кон­троль за соблюдением правил техники безопасности, ответы на возникающие вопросы в процессе работы, проверка правильности выполнения заданий.

Заключительный инструктаж. Оценка результатов работы учащихся, выбор лучших работ учащихся, разбор допущенных ошибок и анализ причин, их вызвавших, разъяснение возможно­стей применения полученных знаний, умений и навыков в общест­венно полезном труде.

IV. Итоговая часть.

Установка на следующий урок. На следующем уроке про­должится практическое знакомство с технологией заточки лезвия стамески и долота.

Домашнее задание:

1) повторить пройденный материал;

2) прочитать стр.168-171 учебника.

Уборка рабочих мест.






















































































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!