СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Планирование и осуществление работы с детьми с ОВЗ во время внеурочной деятельности по смысловому чтению.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье представлена программа "Смысловое чтение для обучающихся 1- 4 классов с ОВЗ"  направленная на  коррекционно-развивающее  обучение   детей и предназначена для организации индивидуальной и подгрупповой работы по формированию навыков смыслового чтения и опыт работы с ней.

Просмотр содержимого документа
«Планирование и осуществление работы с детьми с ОВЗ во время внеурочной деятельности по смысловому чтению.»


Гарасёвой Ю.А. учителя-логопеда; Твороговой С.Ю. учителя начальных классов

МБОУ «СОШ №30 имени М.К.Янгеля»


Адаптированная образовательная программа внеурочной деятельности для детей с ОВЗ

"Смысловое чтение"

Направленность программы:

Программа "Смысловое чтение для обучающихся 1- 4 классов с ОВЗ" направлена на коррекционно-развивающее обучение детей и предназначена для организации индивидуальной и подгрупповой работы по формированию навыков смыслового чтения. Данная программа нацелена на создание устно - речевых, операциональных, функциональных предпосылок, способствующих преодолению трудностей формирования навыка смыслового чтения у обучающихся 1-4 классов с ОВЗ.

Актуальность программы:

Сейчас в первый класс школы всё чаще поступают дети с нарушениями познавательной сферы: вербально - логического мышления, словесной памяти, зрительно и слухового внимания, зрительного восприятия, неготовностью к обучению чтению с рекомендациями от ПМПК по коррекции трудностей в обучении. У этих детей необходимо обеспечить социализацию и успешное прохождение программы.

Необходимость в адаптации существующих календарно - тематических разработок возникла с появлением ФГОС НОО для детей с ОВЗ. Для обеспечения коррекционного воздействия с такими обучающимися учебным планом выделяются определённые часы. Для проведения коррекционной работы по данному направлению требуется методическое сопровождение: адаптированные рабочие программы и практический материал, который мог бы использоваться специалистами работающими с данной категорией детей с 1 по 4 класс (логопедом, психологом, учителем начальных классов).

Новизна программы:

Особенностью данной программы является наличие разработанного первого этапа, предполагающего работу по коррекции нарушения технического компонента чтения с комплексом заданий, помогающих формированию начального навыка чтения.

Адаптированная образовательная программа внеурочной деятельности для детей с ОВЗ "Смысловое чтение" обеспечивает:

1. Выявление особых образовательных потребностей детей с ОВЗ ( потребность в развитии коммуникативных навыков и формировании смыслового чтения)

2. Осуществление индивидуально-ориентированной коррекционно -развивающей педагогической помощи детям с ОВЗ.

Предназначение программы:

Программа создана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1598)

Её рекомендуется использовать в образовательной организации на коррекционно-развивающих занятиях в рамках внеурочной деятельности по формированию навыка смыслового чтения с целью создания условий для успешной социализации личности детей с ОВЗ.

Цель программы:

Формирование читательской компетенции, коррекция учебных, коммуникативных умений и навыков у детей с ОВЗ, обеспечивающих успешную социализацию ребёнка в обществе.

Основные задачи:

1. Создание оптимальных условий для успешного формирования навыков смыслового чтения: общее понимание текста, ориентация в тексте, глубокое и детальное использование информации из текста для различных целей понимание содержания текста.

2. Развитие  коммуникативных навыков посредством повышения уровня общего развития ребёнка: коррекция чтения младших школьников посредством проведения упражнений, способствующих общему развитию детей.

3. Воспитание интереса к чтению и книге.

Формы организации: подгрупповая, индивидуальная.

Виды деятельности: аудирование (слушание), чтение, говорение (культура речевого общения).

Возможность использования программы:

Данное пособие адресовано логопедам, дефектологам, педагогам общеобразовательных учреждений и любящим родителям.

Структура программы включает в себя четыре раздела: 1. Пояснительная записка; 2.Диагностика уровня сформированности навыков чтения; 3. Примерное тематическое планирование; 4. Практический материал "Это я сумею сам".

Приложение " Это я сумею сам" включает в себя: игры на формирование навыка чтения слогов и слов с различной слоговой структурой, а также комплекс упражнений на развитие навыков языкового анализа и синтеза.

Структурными элементами занятий являются 3 группы заданий: 1-я груп­па "Цепочки слов", 2-я группа "Таблицы слов", 3-я группа "Конструктор слов».

Каждая группа заданий включает от 3 до 5 упражнений.

Все задания направлены на обучение ребёнка быстро узнавать буквы, слоги, слова. Главная задача — отработать правильное проговаривание слов с различной слоговой структурой. Специальное внимание уделяется плавному и быстрому произнесению закрытых слогов и слогов со стечением согласных в составе слова.

Предметные результаты:

1 КЛАСС Ученики научатся:

  • читать вслух по слогам и целыми словами, учитывая индивидуальный темп чтения;

  • понимать содержание коротких произведений, прочитанных и воспринятых на слух;

  • отвечать на вопросы по тексту произведения.

Ученики получат возможность научиться:

  • ориентироваться в книге (находить в книге «Содержание», «Оглавление», нужное произведение)

2 КЛАСС Ученики научатся:

  • читать целыми словами вслух, постепенно увеличивая скорость чтения в соответствии с индивидуальными возможностями;

  • читать про себя в процессе первичного ознакомительного чтения;

  • строить короткое монологическое высказывание (краткий и развёрнутый ответ на вопрос учителя);

  • устно выражать своё отношение к содержанию прочитанного.

  • определять тему и выделять главную мысль произведения (с помощью учителя);

  • устно оценивать и характеризовать героев произведения и их поступки (с помощью учителя по наводящим вопросам);

  • анализировать смысл названия произведения;

  • развивать навыки аудирования на основе целенаправленного восприятия текста, который читает учитель;

  • пересказывать текст небольшого объёма по опорным словам и наводящим вопросам;

Ученики получат возможность научиться:

  • задавать вопросы по тексту произведения и отвечать на вопросы, используя выдержки из текстов в качестве аргументов.

3 КЛАСС Ученики научатся:

  • читать вслух осознанно, без искажений, выделяя при чтении важные по смыслу слова, постепенно увеличивая скорость чтения в соответствии с индивидуальными возможностями;

  • читать про себя в процессе первичного ознакомительного чтения, выборочного чтения и повторного изучающего чтения по уже выделенным ключевым словам;

  • задавать вопросы по тексту произведения и отвечать, используя выдержки из текстов в качестве аргументов.

  • строить короткое монологическое высказывание на заданную тему по опорным вопросам;

  • характеризовать героев произведения и оценивать их поступки;

  • выделять основные логические части в тексте;

  • анализировать смысл названия произведения;

  • устно выражать своё отношение к содержанию прочитанного.

  • пересказывать текст небольшого объёма;

Ученики получат возможность научиться:

  • задавать вопросы по тексту произведения и отвечать на вопросы, используя выдержки из текстов в качестве аргументов.

  • развивать навыки аудирования на основе целенаправленного восприятия текста, который читает учитель и звуковые файлы с разных информационных носителей.

4 КЛАСС Выпускники научатся:

  • читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая своё отношение к прочитанному, выделяя важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста.

  • определять главную тему и мысль произведения;

  • делить текст на смысловые части, составлять план текста и использовать его для пересказа;

  • пересказывать текст кратко и подробно;

  • характеризовать героев произведений; сравнивать характеры одного и разных произведений; выявлять авторское отношение к герою;

  • сравнивать мотивы героев поступков из одного литературного произведения, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива.

  • обосновывать своё высказывание о литературном произведении или герое, подтверждать его фрагментами или отдельными цитатами из произведения;

  • задавать вопросы по тексту произведения и отвечать на вопросы, используя выдержки из текстов в качестве аргументов.

  • ориентироваться в книге по её элементам (автор, название, титульный лист, страница «Содержание» или «Оглавление», аннотация, иллюстрации);

Выпускники получат возможность научиться:

  • формулировать простые выводы, основываясь на тексте;

  • рассуждать о категориях "добро" и "зло", "красиво" и "безобразно", употреблять данные понятия и их смысловые оттенки в своих оценочных высказываниях; предлагать свои варианты разрешения конфликтных ситуаций и нравственных дилемм.

  • понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр, структуру, язык;


Результаты реализации авторской работы

Данная программа "Смысловое чтение" реализуется в нашей школе с 2016 г. По программе обучались дети коррекционного класса с диагнозом ЗПР в течение 4 лет. Все 14 учеников успешно окончили начальную школу и перешли в 5 класс. ПМПК дала рекомендации продолжать обучение в 5 классе.

Результаты работы в коррекционном классе

по развитию навыков смыслового чтения с 2016 - 2020 уч.г.

Приведем результаты диагностики, дающие представление о направлениях работы с учащимися по развитию умения смыслового чтения.

Направление работы / справляемость

2016/2017
учебный год
1 класс

2017/2018
учебный год
2 класс

2018/2019
учебный год
3 класс

2019/2020
учебный год
4 класс

Общее понимание текста

4ч.

7 ч.

10 ч.

14 ч.

Ориентация в тексте

4 ч.

5 ч.

7 ч.

13 ч.

Глубокое и детальное понимание содержания текста

0 ч.

3 ч.

6 ч.

9 ч.

Использование информации из текста для различных целей

2 ч.

7 ч.

9 ч.

12 ч.

Анализ представленных данных за 4 года обучения показал положительную динамику развития умения смыслового чтения. Эти результаты позволяют констатировать повышение уровня читательской компетенции и коммуникативных умений и навыков у детей с ОВЗ.

По адаптированной образовательной программе внеурочной деятельности для детей с ОВЗ " Смысловое чтение" с 2019 г. индивидуально занимаются дети с ОВЗ, обучающиеся в общеобразовательных классах. Двое учащихся 2 класса и один ученик 4 класса. У учащихся 2 классов диагностика результатов за первый год обучения показала положительную динамику сформированности навыков: общего понимания текста, ориентации в тексте, глубокого и детального понимания содержания текста, использования информации из текста для различных целей.

У ученика 4 класса также отмечается значительное повышение уровня читательской компетенции и коммуникативных умений и навыков.

Заключение

Успешные результаты, выявленные диагностикой, показывают, что работа по адаптированной образовательной программе внеурочной деятельности для детей с ОВЗ " Смысловое чтение" позволяет создать оптимальные условия для успешного развития коммуникативных и общекультурных навыков у детей с ОВЗ и формирования у них читательской компетенции, полноценных учебных умений и навыков, обеспечивающих успешную социализацию в обществе.