Гарасёвой Ю.А. учителя-логопеда; Твороговой С.Ю. учителя начальных классов
МБОУ «СОШ №30 имени М.К.Янгеля»
Адаптированная образовательная программа внеурочной деятельности для детей с ОВЗ
"Смысловое чтение"
Направленность программы:
Программа "Смысловое чтение для обучающихся 1- 4 классов с ОВЗ" направлена на коррекционно-развивающее обучение детей и предназначена для организации индивидуальной и подгрупповой работы по формированию навыков смыслового чтения. Данная программа нацелена на создание устно - речевых, операциональных, функциональных предпосылок, способствующих преодолению трудностей формирования навыка смыслового чтения у обучающихся 1-4 классов с ОВЗ.
Актуальность программы:
Сейчас в первый класс школы всё чаще поступают дети с нарушениями познавательной сферы: вербально - логического мышления, словесной памяти, зрительно и слухового внимания, зрительного восприятия, неготовностью к обучению чтению с рекомендациями от ПМПК по коррекции трудностей в обучении. У этих детей необходимо обеспечить социализацию и успешное прохождение программы.
Необходимость в адаптации существующих календарно - тематических разработок возникла с появлением ФГОС НОО для детей с ОВЗ. Для обеспечения коррекционного воздействия с такими обучающимися учебным планом выделяются определённые часы. Для проведения коррекционной работы по данному направлению требуется методическое сопровождение: адаптированные рабочие программы и практический материал, который мог бы использоваться специалистами работающими с данной категорией детей с 1 по 4 класс (логопедом, психологом, учителем начальных классов).
Новизна программы:
Особенностью данной программы является наличие разработанного первого этапа, предполагающего работу по коррекции нарушения технического компонента чтения с комплексом заданий, помогающих формированию начального навыка чтения.
Адаптированная образовательная программа внеурочной деятельности для детей с ОВЗ "Смысловое чтение" обеспечивает:
1. Выявление особых образовательных потребностей детей с ОВЗ ( потребность в развитии коммуникативных навыков и формировании смыслового чтения)
2. Осуществление индивидуально-ориентированной коррекционно -развивающей педагогической помощи детям с ОВЗ.
Предназначение программы:
Программа создана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1598)
Её рекомендуется использовать в образовательной организации на коррекционно-развивающих занятиях в рамках внеурочной деятельности по формированию навыка смыслового чтения с целью создания условий для успешной социализации личности детей с ОВЗ.
Цель программы:
Формирование читательской компетенции, коррекция учебных, коммуникативных умений и навыков у детей с ОВЗ, обеспечивающих успешную социализацию ребёнка в обществе.
Основные задачи:
1. Создание оптимальных условий для успешного формирования навыков смыслового чтения: общее понимание текста, ориентация в тексте, глубокое и детальное использование информации из текста для различных целей понимание содержания текста.
2. Развитие коммуникативных навыков посредством повышения уровня общего развития ребёнка: коррекция чтения младших школьников посредством проведения упражнений, способствующих общему развитию детей.
3. Воспитание интереса к чтению и книге.
Формы организации: подгрупповая, индивидуальная.
Виды деятельности: аудирование (слушание), чтение, говорение (культура речевого общения).
Возможность использования программы:
Данное пособие адресовано логопедам, дефектологам, педагогам общеобразовательных учреждений и любящим родителям.
Структура программы включает в себя четыре раздела: 1. Пояснительная записка; 2.Диагностика уровня сформированности навыков чтения; 3. Примерное тематическое планирование; 4. Практический материал "Это я сумею сам".
Приложение " Это я сумею сам" включает в себя: игры на формирование навыка чтения слогов и слов с различной слоговой структурой, а также комплекс упражнений на развитие навыков языкового анализа и синтеза.
Структурными элементами занятий являются 3 группы заданий: 1-я группа "Цепочки слов", 2-я группа "Таблицы слов", 3-я группа "Конструктор слов».
Каждая группа заданий включает от 3 до 5 упражнений.
Все задания направлены на обучение ребёнка быстро узнавать буквы, слоги, слова. Главная задача — отработать правильное проговаривание слов с различной слоговой структурой. Специальное внимание уделяется плавному и быстрому произнесению закрытых слогов и слогов со стечением согласных в составе слова.
Предметные результаты:
1 КЛАСС Ученики научатся:
читать вслух по слогам и целыми словами, учитывая индивидуальный темп чтения;
понимать содержание коротких произведений, прочитанных и воспринятых на слух;
отвечать на вопросы по тексту произведения.
Ученики получат возможность научиться:
ориентироваться в книге (находить в книге «Содержание», «Оглавление», нужное произведение)
2 КЛАСС Ученики научатся:
читать целыми словами вслух, постепенно увеличивая скорость чтения в соответствии с индивидуальными возможностями;
читать про себя в процессе первичного ознакомительного чтения;
строить короткое монологическое высказывание (краткий и развёрнутый ответ на вопрос учителя);
устно выражать своё отношение к содержанию прочитанного.
определять тему и выделять главную мысль произведения (с помощью учителя);
устно оценивать и характеризовать героев произведения и их поступки (с помощью учителя по наводящим вопросам);
анализировать смысл названия произведения;
развивать навыки аудирования на основе целенаправленного восприятия текста, который читает учитель;
пересказывать текст небольшого объёма по опорным словам и наводящим вопросам;
Ученики получат возможность научиться:
задавать вопросы по тексту произведения и отвечать на вопросы, используя выдержки из текстов в качестве аргументов.
3 КЛАСС Ученики научатся:
читать вслух осознанно, без искажений, выделяя при чтении важные по смыслу слова, постепенно увеличивая скорость чтения в соответствии с индивидуальными возможностями;
читать про себя в процессе первичного ознакомительного чтения, выборочного чтения и повторного изучающего чтения по уже выделенным ключевым словам;
задавать вопросы по тексту произведения и отвечать, используя выдержки из текстов в качестве аргументов.
строить короткое монологическое высказывание на заданную тему по опорным вопросам;
характеризовать героев произведения и оценивать их поступки;
выделять основные логические части в тексте;
анализировать смысл названия произведения;
устно выражать своё отношение к содержанию прочитанного.
пересказывать текст небольшого объёма;
Ученики получат возможность научиться:
задавать вопросы по тексту произведения и отвечать на вопросы, используя выдержки из текстов в качестве аргументов.
развивать навыки аудирования на основе целенаправленного восприятия текста, который читает учитель и звуковые файлы с разных информационных носителей.
4 КЛАСС Выпускники научатся:
читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая своё отношение к прочитанному, выделяя важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста.
определять главную тему и мысль произведения;
делить текст на смысловые части, составлять план текста и использовать его для пересказа;
пересказывать текст кратко и подробно;
характеризовать героев произведений; сравнивать характеры одного и разных произведений; выявлять авторское отношение к герою;
сравнивать мотивы героев поступков из одного литературного произведения, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива.
обосновывать своё высказывание о литературном произведении или герое, подтверждать его фрагментами или отдельными цитатами из произведения;
задавать вопросы по тексту произведения и отвечать на вопросы, используя выдержки из текстов в качестве аргументов.
ориентироваться в книге по её элементам (автор, название, титульный лист, страница «Содержание» или «Оглавление», аннотация, иллюстрации);
Выпускники получат возможность научиться:
формулировать простые выводы, основываясь на тексте;
рассуждать о категориях "добро" и "зло", "красиво" и "безобразно", употреблять данные понятия и их смысловые оттенки в своих оценочных высказываниях; предлагать свои варианты разрешения конфликтных ситуаций и нравственных дилемм.
понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр, структуру, язык;
Результаты реализации авторской работы
Данная программа "Смысловое чтение" реализуется в нашей школе с 2016 г. По программе обучались дети коррекционного класса с диагнозом ЗПР в течение 4 лет. Все 14 учеников успешно окончили начальную школу и перешли в 5 класс. ПМПК дала рекомендации продолжать обучение в 5 классе.
Результаты работы в коррекционном классе
по развитию навыков смыслового чтения с 2016 - 2020 уч.г.
Приведем результаты диагностики, дающие представление о направлениях работы с учащимися по развитию умения смыслового чтения.
Направление работы / справляемость | 2016/2017 учебный год 1 класс | 2017/2018 учебный год 2 класс | 2018/2019 учебный год 3 класс | 2019/2020 учебный год 4 класс |
Общее понимание текста | 4ч. | 7 ч. | 10 ч. | 14 ч. |
Ориентация в тексте | 4 ч. | 5 ч. | 7 ч. | 13 ч. |
Глубокое и детальное понимание содержания текста | 0 ч. | 3 ч. | 6 ч. | 9 ч. |
Использование информации из текста для различных целей | 2 ч. | 7 ч. | 9 ч. | 12 ч. |
Анализ представленных данных за 4 года обучения показал положительную динамику развития умения смыслового чтения. Эти результаты позволяют констатировать повышение уровня читательской компетенции и коммуникативных умений и навыков у детей с ОВЗ.
По адаптированной образовательной программе внеурочной деятельности для детей с ОВЗ " Смысловое чтение" с 2019 г. индивидуально занимаются дети с ОВЗ, обучающиеся в общеобразовательных классах. Двое учащихся 2 класса и один ученик 4 класса. У учащихся 2 классов диагностика результатов за первый год обучения показала положительную динамику сформированности навыков: общего понимания текста, ориентации в тексте, глубокого и детального понимания содержания текста, использования информации из текста для различных целей.
У ученика 4 класса также отмечается значительное повышение уровня читательской компетенции и коммуникативных умений и навыков.
Заключение
Успешные результаты, выявленные диагностикой, показывают, что работа по адаптированной образовательной программе внеурочной деятельности для детей с ОВЗ " Смысловое чтение" позволяет создать оптимальные условия для успешного развития коммуникативных и общекультурных навыков у детей с ОВЗ и формирования у них читательской компетенции, полноценных учебных умений и навыков, обеспечивающих успешную социализацию в обществе.