СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Планирование курса черчения для 8-9 классов по учебнику А. Д. Ботвинникова

Нажмите, чтобы узнать подробности

Планирование курса черчения для 8-9 классов по учебнику А.Д. Ботвинникова

Просмотр содержимого документа
«Планирование курса черчения для 8-9 классов по учебнику А. Д. Ботвинникова»



Согласовано: Утверждаю:

на методическом совете директор МБОУ «Иланская СОШ№1»

МБОУ «Иланская СОШ №1» _________/Максаков Ю.В./

протокол № ___«___» __________ 20__ г. приказ №____ от «__» _________ 20__ г
















Рабочая программа

учебного предмета «Черчению»

для 8-х классов

МБОУ «Иланская СОШ № 1»












составлена на основе

примерной программы основного общего

образования по предмету «черчение»

учителем черчения Кулишова Е.А





Муниципальное общеобразовательное учреждение «Иланская средняя общеобразовательная школа № 1»

2013-2014 уч.г.





Пояснительная записка

Настоящая программа по черчению для 8 классов создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Черчение», авторы: А.Д. Ботвинников, И.С. Вышнепольский, В.А. Гервер, М. М. Селиверстов.- М.: Просвещение, 2004. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения черчения, соответствует федеральному компоненту ГОСТ основного общего образования по черчению, годовому календарному графику и учебному плану школы. Реализация рабочей программы осуществляется с использованием учебно-методического комплекта: Ботвинников А.Д., Виноградов В.Н., Вышнепольский И.С. Черчение: Учебник для 7-8 кл. – М.: АСТ: Астрель, 2008 г. Программа рассчитана для общеобразовательных школ.


Целью данного курса является обучение учащихся графиче­ской грамоте и элементам графической культуры. Овладев базо­вым курсом, школьники должны научиться выполнять и читать комплексные чертежи (и эскизы) неслож­ных деталей и сборочных единиц, их наглядные изображения; понимать и читать простейшие архитектурно-строительные чер­тежи, кинематические и электрические схемы простых изделий.

Важнейшие задачи курса — развитие образного мышления учащихся и ознакомление их с процессом проектирования, осу­ществляемого средствами черчения;

- формирование у учащихся знаний об ортогональном( прямоугольном) проецировании на одну, две и три плоскости проекций (диметрии и изометрии) и приемах выполнения технических рисунков;

- ознакомление учащихся с важнейшими правилами оформления чертежей, установленными государственными стандартами ЕСКД;

- обучение в процессе чтения чертежей воссоздавать образы предметов, анализировать их форму и конструкцию;

-обучение самостоятельного пользования учебными и справочными материалами.

В процессе изучения черчения надо научить школьников ак­куратно работать, правильно организовывать рабочее место, ра­ционально применять чертежные и измерительные инструмен­ты, владеть наиболее простыми приемами работы.

Большая часть учебного времени выделяется на упражнения и самостоятельную работу. Наряду с репродуктивными метода­ми обучения необходимо использовать методы проблемного обу­чения, вовлекая школьников в процесс сотворчества.

Изучение теоретического материала должно гармонично со­четаться с выполнением графических работ.

Следует уделять большое внимание развитию самостоятель­ности учащихся в приобретении знаний.

В процессе обучения черчению необходимо использовать учеб­ные наглядные пособия: таблицы, модели, детали, различные изделия, чертежи .

Все графические работы нужно выполнять с соблюдением правил и техники оформления, установленных стандартами.

Оптимальным условием обучения является гармония поли­технической, эстетической и гуманитарной направленности обу­чения черчению, реализация творческих способностей личности учащегося. Такой подход позволяет выявлять и развивать разносторонние способности учащихся. Программа рассчитана на два года. Первый год обучения «Чертежная графика», второй год «Элементы машиностроительного черчения»

Программы общеобразовательных учреждений

«Черчение» И.С. Вышнепольский

Москва «Просвещение» 2005 г.

Учебник Черчение 7-8 классс

А.Д. Ботвинников, В.Н. Виноградов,

И.С. Вишнепольсий

Москва. «Просвещение» 2005

Учебник «Черчение» И.С. Вышнепольский

Москва «Просвещение» 2002 г.

Учебник «Черчение» Н.Г. Преображенской

Москва «Просвещение» 2002 г

Методические рекомендации для учителя «Черчение»

И.А. Ройтман Москва 2004 г.

«Черчение в средней школе»

А.Д. Ботвинников, И.С. Вышнепольский

Москва 2004 г

Тематическое и поурочное планирование по черчению к учебнику А.Д. Ботвинникова, В.Н. Виноградов, И.С. Вышнепольский «Черчение 7-8 классы» Москва 2006г.


В 8 классе программа рассчитана на 34 учебных часа, учебный год 35 учебных недель. В связи с этим рабочая учебная программа. для 8 класса составлена на 35 учебных часов 1 час я добавлен в раздел Способы проецирования, т.к. в 8 классе особое внимание следует уделить формированию знаний о способах проецирования на одну, две и три плоскости проекций,


Распределение часов по четвертям:

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Итого за год

9

8

10

8

35


Содержание учебного предмета по разделам:

№ п/п

Название раздела

Количество часов

1

Правила оформления чертежа

6

2

Способы проецирования

13

3

Чтение и выполнение чертежей

14

4

Выполнение итоговой работы

2


итого

35


Важнейшим содержанием психического развития подростков становится развитие самосознания, у подростков возникает интерес к своей собственной личности, к выявлению своих возможностей и их оценке. В развитии познания подростком окружающей действительности наступает период, когда объектом относительно глубокого изучения становится человек, его внутренний мир. Интерес к себе, к собственной психической жизни и к качествам своей личности рождает потребность сравнить себя с другими, оценить себя, разобраться в своих чувствах и переживаниях. Одной из возрастных особенностей младших подростков является повышенная утомляемость. Также перед педагогом встают проблемы: как сформировать положительную учебную мотивацию, развивать познавательную учебную мотивацию, развивать познавательную и творческую активность, увлечь, заинтересовать, пробудить.

Сотрудничество педагога и учащихся должно строиться на следующих принципах:

  • безусловное принятие каждого ученика, его сильных и слабых сторон.

  • беспристрастность в оценке поступков учащихся.

  • терпение и терпимость в достижении результа­тивности педагогического воздействия.

  • диалогичность и открытость в общении с учащимися.

  • наличие обратной связи позволяет педагогу увидеть, какие последствия имели те или иные его действия.


Рабочая программа составлена с учётом индивидуальных особенностей обучающихся 8-х классов и специфики классных коллективов. В классе обучаются по 14-26 детей. В 8 «А» класса 26 учеников, из них - 10 девочек и 16 мальчиков, в 8 «Б» класса 26 учеников из них - 15 девочек и 11 мальчиков, в 8 «В» класса 14 учеников из них – 6 девочек и 8 мальчиков. Отличительной возрастной особенностью детей является усиление интереса друг к другу со стороны мальчиков и девочек, что тоже следует учитывать при организации работы в группах постоянного и сменного состава и при рассаживании детей в классе. Между обучающимися достаточно ровные, в целом бесконфликтные отношения, но есть группа детей, (Осканова А., Джаман Н. 8 «А», Шарпанов Н. 8 «Б», Унжакова Е. 8 «В») которые замкнуты, необщительны, отличаются крайне медленным темпом деятельности, с трудом вовлекаются в коллективную (групповую или парную) работу, стесняются давать ответы в устной форме, грамотной монологической речью не отличаются. Также в классах есть такие дети которым очень сложно усидеть на одном месте, они часто отвлекаются и могут отвлекать других ребят (Коблов М., Макиенко А, Сучков Д. 8 «А», Ахалаия Б., Шумаков А., Герцев К., 8 «Б», Артамонов Ф., Богушевич С., Захватов В., Шведов В. 8 «В») В работе с этими детьми будет применяться индивидуальный подход как при отборе учебного содержания, адаптируя его к интеллектуальным особенностям детей, так и при выборе форм и методов его освоения, которые должны соответствовать их личностных и индивидным особенностям: дефицит внимания, медленная переключаемость внимания, недостаточная сформированность основных мыслительных функций (анализ, сравнение, выделение главного), плохая память. Основная масса обучающихся 8 «А», «Б» классов – это дети с высоким и средним уровнем способностей, а обучающихся 8 «В» класса со средним и низким уровнем способностей и невысокой мотивацией учения (большинство детей приходят в школу для общения), которые в состоянии освоить программу по предмету только на базовом уровне. Они отличаются слабой организованностью, недисциплинированностью, часто безответственным отношением к выполнению учебных, особенно, домашних заданий. Чтобы включить этих детей в работу на уроке, будут использованы нетрадиционные формы организации их деятельности, частые смены видов работы, потому что волевым усилием эти дети не всегда могут заставить себя. В организации работы с этой группой обучающих учтен и тот факт, что они не отличаются высоким уровнем самостоятельности в учебной деятельности и более успешны в работе по образцу, нежели чем в выполнении заданий творческого характера. Небольшая группа учеников (8 «А» класс: Колоскова Маприя, Бояриноыв Анастасия, Андриенко Анна, Лучковская Татьяна, Шульга Ирина, Розайненко Кирил, ; 8«Б» класс: Варанкина Ольга, Гришан Анвстасия, Бурина Юлия , Тадынко Полина, Бритов Ростислав, Товстенко Дмитрий ;8 «В» класс: Андрейчик Диана, Шашило Елена) проявляют желание и возможность изучать предмет  на более высоком уровне. С учётом этого в содержание уроков включён материал повышенного уровня сложности, предлагаются дифференцированные задания как на этапе отработки зунов, так и на этапе контроля. В целом обучающиеся 8-х классов весьма разнородны с точки зрения своих индивидных особенностей: памяти, внимания, воображения, мышления, уровня работоспособности, темпа деятельности, темперамента. Это обусловило необходимость использования в работе с ними разных каналов восприятия учебного материала, разнообразных форм и метод работы.

Система уроков строится на основе деятельностного подхода, сориентирована не на передачу «готовых знаний», а на форми­рование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навы­ками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к са­мостоятельной учебной работе. Для восьмых классов важным использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа, определять сущностные характеристики изучаемого объекта, самостоятельно выбирать критерии для сравнения, сопоставления, оценки и классификации. Учащиеся должны научиться представлять результаты индивидуальной и групповой познавательной деятельности в форме исследовательского проекта, публичной презентации. С точки зрения развития умений и навыков рефлексивной деятельности, особое внимание уделено способности учащихся самостоятельно организовывать свою учебную деятельность (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.), оценивать ее результаты, определять причины возникших трудностей и пути их устранения, осознавать сферы своих интересов и соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности.

Важным компонентом учебного процесса является контроль, или проверка результатов обучения с целью управления процессом усвоения знаний, воспитания мотивации и формирования познавательного интереса, обучения и развития. В зависимости от этапа обучения выделяю:

-проверочный контроль с целью определения уровня достижения поставленных целей обучения;

-тематический контроль с целью оценки знаний и умений учащихся по завершении тематического блока;

-итоговый контроль с целью оценки знаний и умений учащихся по завершении всего курса.

Формы контроля разнообразны: фронтальный опрос, контрольная, проверочная работа, практическая работа, графическая работа, Одной из наиболее актуальных форм организации проверочного, тематического и итогового контроля является выполнение графических работ. Для определения уровня практических навыков проводятся практические и графические работы.



Плановые графические работы

Тема графической работы

Оборудование

Дата

Время

1

Стандарты на чертежах. Форматы. Линии.

Чертежные форматы и принадлежности (набор карандашей, линейка, 2 угольника, циркуль, стирательная резинка), наборы карточек, наборы деталей, плакаты, модели геометрических тел и разрезов;

.

.


45

2

Нанесение размеров. Масштабы.


45

3

Виды на чертеже.


45

4

Построение аксонометрической проекции.


45

5

Порядок построения изображений на чертеже.


45

6

Проекции точек на поверхности предмета.


45

7

Сопряжения.


45

8

Чертеж детали с преобразованием.


45

9

Эскиз и технический рисунок детали.


45

10

Эскиз детали с элементами конструирования.


45

11

Чертеж предмета


45




Плановые практические работы.


Тема практической работы

Оборудование

Дата

Время

1

Чертежный шрифт.

Чертежные форматы и принадлежности (набор карандашей, линейка, 2 угольника, циркуль, стирательная резинка), наборы карточек, наборы деталей, плакаты, модели геометрических тел и разрезов;

.



45

2

Прямоугольное проецирование.


45

3

Моделирование по чертежу.


45

4

Технический рисунок.


45

5

Проекции геометрических тел.


45

6

Развертки.


45

7

Чтение чертежей.


45



Основные требования к знаниям и умениям учащихся 8 класса



Учащиеся должны знать:

  • приемы работы с чертежными инструментами;

  • простейшие геометрические построения;

  • приемы построения сопряжений;

  • основные сведения о шрифте;

  • правила выполнения чертежей;

  • основы прямоугольного проецирования на одну, две и три взаимно перпендикулярные плоскости проекций;

  • принципы построения наглядных изображений.


Учащиеся должны уметь:

  • анализировать форму предмета по чертежу, наглядному изображению, натуре и простейшим разверткам;

  • осуществлять несложные преобразования формы и пространственного положения предметов и их частей;

  • читать и выполнять виды на комплексных чертежах (и эскизах) отдельных предметов;

  • анализировать графический состав изображений;

  • выбирать главный вид и оптимальное количество видов на комплексном чертеже (и эскизе) отдельного предмета;

  • читать и выполнять наглядные изображения, аксонометрические проекции, технические рисунки и наброски;

  • проводить самоконтроль правильности и качества выполнения простейших графических работ;

  • приводить примеры использования графики в жизни, быту и профессиональной деятельности человека.






Согласовано: Утверждаю:

на методическом совете директор МБОУ «Иланская СОШ№1»

МБОУ «Иланская СОШ №1» _________/Максаков Ю.В./

протокол № ___«___» __________ 20__ г. приказ №____ от «__» _________ 20__ г
















Рабочая программа

учебного предмета «Черчению»

для 9-х классов

МБОУ «Иланская СОШ № 1»












составлена на основе

примерной программы основного общего

образования по предмету «черчение»

учителем черчения Кулишова Е.А





Муниципальное общеобразовательное учреждение «Иланская средняя общеобразовательная школа № 1»

2013-2014 уч.г.



Пояснительная записка

Настоящая программа по черчению для 9 классов создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Черчение», авторы: А.Д. Ботвинников, И.С. Вышнепольский, В.А. Гервер, М. М. Селиверстов.- М.: Просвещение, 2004. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения черчения, соответствует федеральному компоненту ГОСТ основного общего образования по черчению, годовому календарному графику и учебному плану школы. Реализация рабочей программы осуществляется с использованием учебно-методического комплекта: Ботвинников А.Д., Виноградов В.Н., Вышнепольский И.С. Черчение: Учебник для 7-8 кл. – М.: АСТ: Астрель, 2008 г. Программа рассчитана для общеобразовательных школ.


Целью данного курса является обучение учащихся графиче­ской грамоте и элементам графической культуры. Овладев базо­вым курсом, школьники должны научиться выполнять и читать комплексные чертежи (и эскизы) неслож­ных деталей и сборочных единиц, их наглядные изображения; понимать и читать простейшие архитектурно-строительные чер­тежи, кинематические и электрические схемы простых изделий.

Важнейшие задачи курса — развитие образного мышления учащихся и ознакомление их с процессом проектирования, осу­ществляемого средствами черчения;

- формирование у учащихся знаний об ортогональном( прямоугольном) проецировании на одну, две и три плоскости проекций (диметрии и изометрии) и приемах выполнения технических рисунков;

- ознакомление учащихся с важнейшими правилами оформления чертежей, установленными государственными стандартами ЕСКД;

- обучение в процессе чтения чертежей воссоздавать образы предметов, анализировать их форму и конструкцию;

-обучение самостоятельного пользования учебными и справочными материалами.

В процессе изучения черчения надо научить школьников ак­куратно работать, правильно организовывать рабочее место, ра­ционально применять чертежные и измерительные инструмен­ты, владеть наиболее простыми приемами работы.

Большая часть учебного времени выделяется на упражнения и самостоятельную работу. Наряду с репродуктивными метода­ми обучения необходимо использовать методы проблемного обу­чения, вовлекая школьников в процесс сотворчества.

Изучение теоретического материала должно гармонично со­четаться с выполнением графических работ.

Следует уделять большое внимание развитию самостоятель­ности учащихся в приобретении знаний.

В процессе обучения черчению необходимо использовать учеб­ные наглядные пособия: таблицы, модели, детали, различные изделия, чертежи .

Все графические работы нужно выполнять с соблюдением правил и техники оформления, установленных стандартами.

Оптимальным условием обучения является гармония поли­технической, эстетической и гуманитарной направленности обу­чения черчению, реализация творческих способностей личности учащегося. Такой подход позволяет выявлять и развивать разносторонние способности учащихся. Программа рассчитана на два года. Первый год обучения «Чертежная графика», второй год «Элементы машиностроительного черчения»

Программы общеобразовательных учреждений

«Черчение» И.С. Вышнепольский

Москва «Просвещение» 2005 г.

Учебник Черчение 7-8 классс

А.Д. Ботвинников, В.Н. Виноградов,

И.С. Вишнепольсий

Москва. «Просвещение» 2005

Учебник «Черчение» И.С. Вышнепольский

Москва «Просвещение» 2002 г.

Учебник «Черчение» Н.Г. Преображенской

Москва «Просвещение» 2002 г

Методические рекомендации для учителя «Черчение»

И.А. Ройтман Москва 2004 г.

«Черчение в средней школе»

А.Д. Ботвинников, И.С. Вышнепольский

Москва 2004 г

Тематическое и поурочное планирование по черчению к учебнику А.Д. Ботвинникова, В.Н. Виноградов, И.С. Вышнепольский «Черчение 7-8 классы» Москва 2006г.


В классе программа рассчитана на 34 учебных часа, учебный год 35 учебных недель. В связи с этим рабочая учебная программа. для 9 класса составлена без изменений. В 9 классе особое внимание следует уделить формированию знаний о способах построения сечений и разрезов, сборочным чертежам и архитектурно-строительных чертежей.


Распределение часов по четвертям:

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Итого за год

9

8

10

8

35


Содержание учебного предмета по разделам:

№ п/п

Название раздела

Количество часов

1

Сечения и разрезы

13

2

Сборочные чертежи

14

3

Чтение строительных чертежей

6

4

Выполнение итоговой работы

1


итого

34


Важнейшим содержанием психического развития подростков становится развитие самосознания, у подростков возникает интерес к своей собственной личности, к выявлению своих возможностей и их оценке. В развитии познания подростком окружающей действительности наступает период, когда объектом относительно глубокого изучения становится человек, его внутренний мир. Интерес к себе, к собственной психической жизни и к качествам своей личности рождает потребность сравнить себя с другими, оценить себя, разобраться в своих чувствах и переживаниях. Одной из возрастных особенностей младших подростков является повышенная утомляемость. Также перед педагогом встают проблемы: как сформировать положительную учебную мотивацию, развивать познавательную учебную мотивацию, развивать познавательную и творческую активность, увлечь, заинтересовать, пробудить.

Сотрудничество педагога и учащихся должно строиться на следующих принципах:

  • безусловное принятие каждого ученика, его сильных и слабых сторон.

  • беспристрастность в оценке поступков учащихся.

  • терпение и терпимость в достижении результа­тивности педагогического воздействия.

  • диалогичность и открытость в общении с учащимися.

  • наличие обратной связи позволяет педагогу увидеть, какие последствия имели те или иные его действия.


Рабочая программа составлена с учётом индивидуальных особенностей обучающихся 8-х классов и специфики классных коллективов. В классе обучаются по 16-25 детей. В 9 «А» класса 24 учеников, из них - 16 девочек и 8 мальчиков, в 9 «Б» класса 25 учеников из них - 18 девочек и 7 мальчиков, в 9 «В» класса 16 учеников из них – 4 девочек и 12 мальчиков. Отличительной возрастной особенностью детей является интерес друг к другу со стороны мальчиков и девочек, что тоже следует учитывать при организации работы в группах постоянного и сменного состава и при рассаживании детей в классе. Между обучающимися достаточно ровные, в целом бесконфликтные отношения, но есть группа детей, (Яковлева Наталья, Сотникова Анастасия, Анисимова Анастасия, Михайловская Наталья, Жаворонков 9 «А», Пуц Роман, Мишина Мария, Шведова Виктория 9 «Б», Григорьев Владислав, Охременко Сергей, Чечель Владислав 9 «В») которые замкнуты, необщительны, отличаются крайне медленным темпом деятельности, с трудом вовлекаются в коллективную (групповую или парную) работу, стесняются давать ответы в устной форме, грамотной монологической речью не отличаются. Также в классах есть такие дети которым очень сложно усидеть на одном месте, они часто отвлекаются и могут отвлекать других ребят (Портянкин Денис, Смородников Алексей, 9 «А», Музыченко Сергей, Половинский Владислав 9 «Б», Брусенко Андрей, Машновский Сергей, Мандрико Николай 9 «В») В работе с этими детьми будет применяться индивидуальный подход как при отборе учебного содержания, адаптируя его к интеллектуальным особенностям детей, так и при выборе форм и методов его освоения, которые должны соответствовать их личностных и индивидным особенностям: дефицит внимания, медленная переключаемость внимания, недостаточная сформированность основных мыслительных функций (анализ, сравнение, выделение главного), плохая память. Основная масса обучающихся 9 «А», «Б» классов – это дети с высоким и средним уровнем способностей, а обучающихся 9 «В» класса со средним и низким уровнем способностей и невысокой мотивацией учения (большинство детей приходят в школу для общения), которые в состоянии освоить программу по предмету только на базовом уровне. Они отличаются слабой организованностью, недисциплинированностью, часто безответственным отношением к выполнению учебных, особенно, домашних заданий. Чтобы включить этих детей в работу на уроке, будут использованы нетрадиционные формы организации их деятельности, частые смены видов работы, потому что волевым усилием эти дети не всегда могут заставить себя. В организации работы с этой группой обучающих учтен и тот факт, что они не отличаются высоким уровнем самостоятельности в учебной деятельности и более успешны в работе по образцу, нежели чем в выполнении заданий творческого характера. Небольшая группа учеников (9 «А» класс: Платоненко Анастасия, Таначева Ольга, Телешун Александр, Науменко Наталья, Пантилеева Евгения, Руш Егор ; 9«Б» Бондар Ксения, Казаченок Анастасия, Медведева Ольга, Солодкий Дмитрий, Руш Егор, Рымарева Ангелина, Носова Анастасия, Левданская Алина; 9 «В» класс: Карасенко Наталья, Артамонова Татьяна, Багдасарян Роман) проявляют желание и возможность изучать предмет  на более высоком уровне. С учётом этого в содержание уроков включён материал повышенного уровня сложности, предлагаются дифференцированные задания как на этапе отработки зунов, так и на этапе контроля. В целом обучающиеся 9-х классов весьма разнородны с точки зрения своих индивидных особенностей: памяти, внимания, воображения, мышления, уровня работоспособности, темпа деятельности, темперамента. Это обусловило необходимость использования в работе с ними разных каналов восприятия учебного материала, разнообразных форм и метод работы.

Система уроков строится на основе деятельностного подхода, сориентирована не на передачу «готовых знаний», а на форми­рование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навы­ками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к са­мостоятельной учебной работе. Для восьмых классов важным использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа, определять сущностные характеристики изучаемого объекта, самостоятельно выбирать критерии для сравнения, сопоставления, оценки и классификации. Учащиеся должны научиться представлять результаты индивидуальной и групповой познавательной деятельности в форме исследовательского проекта, публичной презентации. С точки зрения развития умений и навыков рефлексивной деятельности, особое внимание уделено способности учащихся самостоятельно организовывать свою учебную деятельность (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.), оценивать ее результаты, определять причины возникших трудностей и пути их устранения, осознавать сферы своих интересов и соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности.

Важным компонентом учебного процесса является контроль, или проверка результатов обучения с целью управления процессом усвоения знаний, воспитания мотивации и формирования познавательного интереса, обучения и развития. В зависимости от этапа обучения выделяю:

-проверочный контроль с целью определения уровня достижения поставленных целей обучения;

-тематический контроль с целью оценки знаний и умений учащихся по завершении тематического блока;

-итоговый контроль с целью оценки знаний и умений учащихся по завершении всего курса.

Формы контроля разнообразны: фронтальный опрос, контрольная, проверочная работа, практическая работа, графическая работа, Одной из наиболее актуальных форм организации проверочного, тематического и итогового контроля является выполнение графических работ. Для определения уровня практических навыков проводятся практические и графические работы.



п/п

Тема

К-во часов


9 кл


1

Сечения и разрезы

6

2

Сборочные чертежи

13

3

Чтение строительных чертежей

14

4

Выполнение итоговой работы

2


итого

35



Плановые графические работы


Тема графической работы

Оборудование

Дата

Время

1

Сечения.

Чертежные форматы и принадлежности (набор карандашей, линейка, 2 угольника, циркуль, стирательная резинка), наборы карточек, наборы деталей, плакаты, модели геометрических тел и разрезов;


45

2

Эскиз детали с выполнением необходимого разреза.


45

3

Разрезы.


45

4

Разрезы в аксонометрических проекциях.


45

5

Выбор количества изображений.


45

6

Резьбовые соединения.


45

7

Нерезьбовые соединения.


45

8

Деталирование.


45

9

Решение творческих задач с элементами конструирования.


45

10

Чтение строительных чертежей.


45

11

Строительные чертежи.


45





Плановые практические работы.


Тема практической работы

Оборудование

Дата

Время

1

Сечение.

Чертежные форматы и принадлежности (набор карандашей, линейка, 2 угольника, циркуль, стирательная резинка), наборы карточек, наборы деталей, плакаты, модели геометрических тел и разрезов;


45

2

Разрезы.


45

3

Выбор количества изображений


45

4

Разрезы на сборочных чертежах


45

5

Чтение сборочных чертежей


45



Основные требования к знаниям и умениям учащихся 9 класса

Учащиеся должны знать:

  • основные правила построения линий пересечения простейших геометрических образов;

  • основные правила выполнения, чтения и обозначения видов, сечений и разрезов на комплексных чертежах;

  • условные обозначения материалов на чертежах;

  • основные типы разъемных и неразъемных соединений (на уровне знакомства);

  • условные изображения и обозначения резьбы на чертежах;

  • особенности выполнения чертежей общего вида и сборочных; условности и способы упрощения на чертежах общего вида и сборочных;

  • особенности выполнения архитектурно-строительных чертежей;


Учащиеся должны уметь:

  • правильно выбирать главное изображение, оптимальное количество изображений, типы изображений на комплексном чертеже (или эскизе) модели, детали, простейшей сборочной единицы;

  • выполнять необходимые виды, сечения и разрезы на комплексных чертежах несложных моделей и деталей;

  • выполнять чертежи простейших стандартных деталей с резьбой и их соединений;

  • читать и деталировать чертежи несложных сборочных единиц, состоящих из трех – шести деталей;

  • читать несложные архитектурно-строительные чертежи;

  • пользоваться государственными стандартами (ЕСКД), учебником, учебными пособиями, справочной литературой;

  • выражать средствами графики идеи, намерения, проекты;

  • применять полученные знания при решении задач с твор­ческим содержанием (в том числе с элементами конструирова­ния).




п/п/

по теме

Дата проведения урока

Кор

ректи

ровка даты

Тема урока

Формы деятельности

Виды контроля (с указанием темы, времени)

Домашнее задание

8 «А»

8 «Б»

8 «В»

Раздел №1 Правила оформления чертежа 6 часов


Цели: Развитие мышления школьников, их интеллектуальных и творческих способностей, усвоение графического языка и формирование графической грамотности.

Задачи:

Учащиеся будут знать: приемы работы с чертежными инструментами;

простейшие геометрические построения;

основные сведения о шрифте; правила выполнения чертежей;

уметь: рационально использовать чертежные инструменты

владеть: графическими навыками при оформлении и выполнении чертежей.


1





Введение. Гра­фические изо­бражения. Чер­тежные инструменты

познакомить учащихся со значением предмета, его практической направленностью;

-познакомить с историческими сведениями развития чертежа; содержанием предмета;

-научить правильной работе с чертежными инструментами;

-познакомить с видами графических изображений

Ответы на вопросы

Введение, §1

2





Стандарты на чертежи. Фор­маты

- дать понятие стандарт, рассмотреть его назначение;

- рассмотреть линии: название, применение, правила выполнения;

-познакомить с видами форматов;

- научить готовить формат к работе

Подготовка формата (рамка, графы основной надписи) к работе № 1

§ 2 пп. 2.1,2.2

3





Линии чертежа. Графи­ческая работа

№1

- познакомить со стандартами чертежного чертежа; правилами заполнения основной надписи;

Выполнение графиче­ской работы № 1 «Ли­нии»

§2 п. 2.3

4





Шрифты чер­тежные

Практическая работа №1

- отработать умения работать с чертежным шрифтом

Заполнение основной надписи в работе № 1

§2 п. 2.4

5





Нанесение раз­меров. Масш­табы

-ввести понятие масштаб;

-познакомить с видами масштаба, правилами нанесения размеров

Упражнения на нанесе­ние размеров

§ 2 пп. 2.5,2.6

6





Графическая работа № 2 Нанесение раз­меров. Масш­табы. Чертеж плоской детали.

-закрепить умение пользоваться масштабом;

-закрепить умение наносить размеры;

- прививать культуру графического труда

Выполнение чертежа де­тали по половине изобра­жения

С. 29

Раздел №2 способы проецирования 13 часов


Цели: освоение графических методов отображения и чтения информации о трехмерныых объектах.

Задачи:

Учащиеся будут знать: основы прямоугольного проецирования на одну, две и три взаимно перпендикулярные плоскости проекций;

принципы построения наглядных изображений.


уметь: анализировать форму предмета по чертежу, наглядному изображению, натуре и простейшим разверткам;

осуществлять несложные преобразования формы и пространственного положения предметов и их частей;

читать и выполнять чертежи, эскизы и наглядные изображения несложных предметов;

-выбирать необходимое число видов на чертеже, выбирать главное изображение

владеть: навыками чтения чертежа,построения проекций деталей, видов на чертеже.

7





Проецирование на одну плос­кость проекций

- дать определение проецирование, плоскость проекций, проекция;

-познакомить с видами, способами проецирования;

- научить выполнять проецирование на примерах геометрических фигур

Построение проекций предмета по наглядному изображению

§3,4 п. 4.1

8





Проецирование на 2 и 3 плос­кости проекций


Упражнение по определе­нию наименования проекций

§4

п. 4.2

9





Практическая работа №2. прямоугольное проецирование. Построение проекций.

- отработать умение получать проекции на плоскости

Решение задач на дочер­чивание проекций, срав­нение изображений, про­ведение отсутствующих на чертеже линий


10





Графическая работа №3 Виды на чер­теже

- дать определение – вид, местный вид;

-познакомить с правилами выполнения видов;

-научить выполнять виды детали

Построение чертежей в 2

и 3 видах по модульной сетке

§5

11





Практическая работа № 3 моделирование по чертежу.

- закрепить умение выполнять виды детали;

- прививать культуру графического труда

Выполнение 2—3 моде­лей из различных мате­риалов по чертежу

С. 43

12





Аксономет­рические проек­ции

- дать определение аксонометрическая проекция;

-познакомить с правилами выполнения аксонометрической проекции;

- научить выполнять аксонометрическую проекцию детали

Построение диметриче-ской и изометрической проекций плоских фигур

§6,7 пп. 7.1, 7.2

13





Графическая работа №4 Построение ак­сонометриче­ских проекций


Построение аксонометри­ческих проекций предме­тов плоскогранной фор­мы и овалов в изометрии

§7 п. 7.2, 7.3; §8

14





Технический рисунок. Практическая работа №4.

- дать представление о техническом рисунке и правилах его выполнения;

-научить выполнять технических рисунок детали

- закрепить умение выполнять аксонометрическую проекцию детали;

- прививать культуру графического труда

Выполнение техниче­ских рисунков деталей

§9

15





Проекции гео­метрических тел. Практическая работа №5.


Анализ геометрической формы модели, решение занимательных задач

§ 10,11

16





Изображение элементов пред­мета

-познакомить с правилами выполнения овала;

-научить строить овал в трех проекциях

Построение проекций то­чек, нахождение вершин, ребер и граней предмета по чертежу

§12

17





Чертежи и аксонометрические проекции предметов.

- закрепить умение строить овал;

-научить выполнять аксонометрическую проекцию детали, имеющей круглые поверхности;

- прививать культуру графического труда

I Построение чертежа и ак­сонометрической проек­ции предмета


18





Построение третьего вида по двум данным.

- научить строить третий вид по двум заданным;

-научить наносить размеры с учетом формы детали

Проведение недостающих на чертеже линий и по­строение третьего вида

§13

19





Графическая работа №5. порядок построения изображений на чертежах.

- закрепить умение выполнять аксонометричес-кую проекцию детали в виде технического рисунка;

- прививать культуру графического труда

Построение третьего ви­да по двум данным


Раздел №3 Чтение и выполнение чертежей 14 часов


Цели: освоение графических методов отображения и чтения информации о трехмерныых объектах.

Задачи:

Учащиеся будут знать: изучение правила выполнения чертежей и приемы построения разверток, основных сопряжений, эскизов;

уметь: читать и выполнять виды на комплексных чертежах (и эскизах) отдельных предметов;

анализировать графический состав изображений;

выбирать главный вид и оптимальное количество видов на комплексном чертеже (и эскизе) отдельного предмета;

читать и выполнять наглядные изображения, аксонометрические проекции, технические рисунки и наброски;

проводить самоконтроль правильности и качества выполнения простейших графических работ;

владеть: навыками чтения чертежа, построения разверток деталей, сопяжений и эскизов.

20





Нанесение раз­меров с учетом формы пред­мета

- закрепить умения строить третий вид по двум заданным, наносить размеры с учетом формы детали;

- прививать культуру графического труда

Решение задач на постро­ение чертежей с нанесе­нием размеров

§14

21





Развертки. Практическая работа № 6.

-познакомить с планом анализа геометрической формы предмета;

-научить анализировать геометрическую форму предмета по плану - вспомнить правила геометрических построений, изученные на уроках геометрии;


Выполнение упражне­ний на деление окруж­ности на равные части

§15пп. 15.1, 15.2

22





Сопряжения . Графическая работа № 6

- познакомить с новыми правилами геометрических построений, в том числе сопряжения;

-ввести понятия сопряжение, точки, центр сопряжения

Выполнение чертежей де­талей с применением сопряжений

§ 15 пп. 15.3, 15.4

23





Графическая работа № 7. проекции точек на поверхности предмета.

-познакомить с алгоритмом определения проекций точек на поверхности предмета;

-научить определять проекции точек на поверхности предмета;

- прививать культуру графического труда

Выполнение чертежа де­тали с использованием геометрических постро­ений


24





Чте­ние чертежа. Практическая работа № 7

- познакомить с планом чтения чертежа;

-научить читать чертеж по плану

Устное чтение чертежей

§16,17

25





Графическая работа № 8

Чертеж предмета с преобразованием.


Выполнение чертежа предмета с преобразова­нием его формы


26





Эскизы

- дать понятие эскиз;

- познакомить с правилами выполнения эскиза, показать отличия от чертежа детали;

-научить строить эскиз детали

Выполнение эскизов де­талей по наглядному изображению

§18

27





Графическая работа № 9

Эскиз и технический рисунок детали.

- закрепить умение строить эскиз детали;

- прививать культуру графического труда

Выполнение эскиза и тех­нического рисунка дета­ли с натуры


28





Графическая работа № 10

Эскиз детали с элементами конструирования.

- отработать умения использовать геометрические построения при выполнении чертежа детали;

- прививать культуру графического труда

Выполнение эскизов де­талей с элементами кон­струирования


29





Графическая работа № 11

Чертеж предмета.

-- научить определять необходимое и достаточное количество изображений на чертеже;

- познакомить с условными обозначениями на чертеже

Выполнение чертежа предмета по аксономет­рической проекции


30





Обобщение зна­ний. Чертеж предмета. Виды

Анализ контрольной работы;

Итоговая беседа о полученных заданиях;

Решение занимательных задач.

Решение графических за­дач по выполнению и чте­нию чертежей, решение занимательных задач


31





Решение задач. Проекции геометрической фигуры со срезами.

Углубленное изучение основ проецирования и технического рисования, решение задач, изучение схем машинной графики.

Построение проекций геометрических фигур и предметов со срезами, разверток, решение за­дач на преобразование, чтение схем, выполнение изображений из области художественно-приклад­ной графики


32





Аксонометрические проекции геометрических тел.




33





Решение задач. Чертеж детали с преобразованием





Раздел №4 Выполнение итоговой работы 1 час


Цели: усвоение графического языка и формирование графической грамотности.

Задачи:

Учащиеся будут знать: правила выполнения чертежей; простейшие геометрические построения;

уметь: читать и выполнять виды на комплексных чертежах (и эскизах) отдельных предметов;

анализировать графический состав изображений;

осуществлять несложные преобразования формы и пространственного положения предметов и их частей;

владеть навыками чтения чертежа.

34





Выполнение чертежа детали с вырезанием части по намеченному контуру
















п/п/

по теме

Дата проведения урока

Кор

ректи

ровка даты

Тема урока

Формы деятельности

Виды контроля (с указанием темы, времени)

Домашнее задание

9 «А»

9 «Б»

9 «В»






Раздел №1 Сечения и разрезы 13 часов


Цели: сообщение общих сведений о сечениях и разрезах, особенностях выполнения и обозначениях на чертежах.

Задачи:


  • Учащиеся будут знать: основные правила выполнения, чтения и обозначения видов, сечений и разрезов на комплексных чертежах;

  • условные обозначения материалов на чертежах;


  • уметь: правильно выбирать главное изображение, оптимальное количество изображений, типы изображений на комплексном чертеже (или эскизе) модели, детали, простейшей сборочной единицы;

  • выполнять необходимые виды, сечения и разрезы на комплексных чертежах несложных моделей и деталей;


владеть:


1





. Обобщение сведений о способах проецирования.


Решение занимательных задач, выполнения чертежей.

§ 20

2





Сечения.

- дать понятие сечения;

- познакомить с видами, обозначениями, правилами выполнения сечений;

-научить выполнять сечение детали

Нахождение сечении по чертежу в прямоугольных проекциях.

П.20, 21

3





Практическая работа № 1.

«Сечения».

- закрепить умение выполнять и обозначать сечения;

- прививать культуру графического труда

Эскиз детали с выполнением сечений.

П.20-22 задание 1 стр 134

4





Графическая работа № 1. «Сечения».


Чертеж детали с выполнением сечений


5





Практическая работа № 2 «Разрезы».

- дать понятие разрез;

- познакомить с видами, обозначениями, правилами выполнения разрезов;

-научить выполнять разрезы детали

Сравнение изображений, дополнение разрезов штриховкой.

П.23-25

Задание 3 стр 143

6





Графическая работа № 2. Эскиз детали с выполнением необходимого разреза.

- закрепить умение выполнять и обозначать разрез;



7





Графическая работа № 3. «Разрезы »

- закрепить умение выполнять и обозначать разрез;

- прививать культуру графического труда


- познакомить с правилами выполнения разрезов в аксонометрических проекциях;

-научить выполнять разрезы в аксонометрических проекциях;

- прививать культуру графического труда


П.26-27

Задание 3 стр 150

8





Применение разрезов в аксонометрических проекциях.


Эскиз детали с выполнением необходимого разреза.


9





Графическая работа № 4. «Разрезы в аксонометрических проекциях»

-закрепить умение выполнять разрезы в аксонометрических проекциях;

- прививать культуру графического труда

Чертеж детали с применением разреза.

П. 27 вопросы

10





Выбор количества изображений на чертеже. Сокращение видов.



П.28, 29

11





Условия упрощения на чертежах.

- научить определять необходимое и достаточное количество изображений на чертеже;

- познакомить с условными обозначениями на чертеже



П.28, 29

12





Графическая работа № 5 Выбор количества изображений.

- закрепить умение определять необходимое и достаточное количество изображений на чертеже; использовать условные обозначения на чертеже;

- прививать культуру графического труда

Чтение чертежей.


13





Практическая работа № 3 Выбор количества изображений.


Эскиз детали с натуры.


Раздел №2 Сборочные чертежи 14 часов


Цели: сообщение общей информации о сборочных чертежах, о видах соединения деталей-разъемных и неразъемных, изображение на чертеже.

Задачи:

Учащиеся будут знать: основные типы разъемных и неразъемных соединений (на уровне знакомства);

условные изображения и обозначения резьбы на чертежах;

особенности выполнения чертежей общего вида и сборочных; условности и способы упрощения на чертежах общего вида и сборочных;

уметь: выполнять чертежи простейших стандартных деталей с резьбой и их соединений;

читать и деталировать чертежи несложных сборочных единиц, состоящих из трех – шести деталей;

пользоваться государственными стандартами (ЕСКД), учебником, учебными пособиями, справочной литературой

владеть

14





Решение графических задач.

- научить решать графические задачи, опираясь на знания чертежа


Стр 159 задание 3

15





Соединение деталей. Изображения резьбы

- дать определение сборочного чертежа, принципа взаимозаменяемости:

-познакомить с видами соединений, со стандартными деталями:

-познакомить с правилами выполнения и обозначения резьбы.

Выполнение эскизов деталей с резьбой.

§ 31

16





Чертежи типовых соединений деталей.




17





Резьбовые соединения. Болтовое соединение.

познакомить с примерами резьбовых соединений; с деталями входящими в соединение;

- научить рассчитывать формулы для выполнения чертежа

Выполнение и чтение чертежей соединенных деталей, ответы на вопросы

§32

18





Графическая работа № 6.

Резьбовые соединения.

- научить выполнять чертеж резьбового соединения на примере болтового;

- прививать культуру графического труда

Чертежи резьбового соединения.

§32

19





Нерезьбовые соединения.

- познакомить с примерами нерезьбовых соединений; с деталями входящими в соединение;

- научить рассчитывать формулы для выполнения чертежа

Чертежи не резьбового соединения.

П.33

20





Графическая работа №7. «Нерезьбовые соединения».

- научить выполнять чертеж нерезьбового соединения на примере шпоночного;

- прививать культуру графического труда



21





Сборочные чертежи.

- дать определение спецификация; ее назначение;

- познакомить с правилами нанесения размеров на сборочных чертежах

Устные ответы на вопросы по сборочному чертежу, чтение сборочных чертежей по приведенному плану.

П. 34

Вопросы 1-5

Задание 5 стр 183

22





Практическая работа № 4. «Разрезы на сборочных чертежах»

- познакомить с правилами нанесения разрезов на сборочном чертеже;

- научить наносить разрез на сборочный чертеж

Нанесение размеров на сборочные чертежи.

§34

23





Чтение сборочных чертежей.

- познакомить с правилами чтения сборочных чертежей;

-научить читать сборочный чертеж по плану

Выполнение штриховки разрезах сборочных чертежей.

П. 35 задание стр 187

24





Практическая работа № 4 «Чтение сборочных чертежей».

- закрепить умение выполнять чтение сборочного чертежа по плану

Чтение сборочного чертежа по плану.


25





Условности и упрощенности на сборочных чертежах.

- познакомить с условными обозначениями на сборочных чертежах;

- научить использовать условные обозначения на сборочных чертежах;

Условные обозначения на сборочных чертежах.

П.36

26





Деталирование.

- дать представление о деталировании, особенностях выполнения и назначении деталирования;

-научить выполнять деталирование по сборочному чертежу

Выполнение эскизов и технических рисунков по сборочному чертежу.

П. 37 вопросы 1-6

27





Графическая работа № 8. «Деталирование».

- закрепить умение выполнять деталирование по сборочному чертежу;

- прививать культуру графического труда

Деталирование сборочного чертежа изделия.

П.37

Раздел №3 Чтение строительных чертежей 6 часов


Цели: сообщение об архитектурно-строительных чертежах их значении. Фасады. Планы. Разрезы. Масштабы.

Задачи:

Учащиеся будут знать: особенности выполнения архитектурно-строительных чертежей; условные изображения оконных и дверных проемов, санитарно-технического оборудования;

уметь: читать несложные архитектурно-строительные чертежи;

пользоваться государственными стандартами (ЕСКД), учебником, учебными пособиями, справочной литературой;

владеть

28





Графическая работа № 9 «Решение творческих задач с элементами конструирования».

- закрепить умение выполнять деталирование по сборочному чертежу;

- прививать культуру графического труда:

-изменение конструкции деталей.

Конструирование отдельных деталей к изделиям, изменение конструкции деталей, выполнение чертежей, эскизов.


29





Строительные чертежи.

- дать представление о строительных чертежах, его особенностях, условных обозначениях на строительных чертежах;

- познакомить с планом чтения чертежа;

-научить читать строительный чертеж по плану

Выполнить план класса (комнаты).

П. 38-40

30





Особенности строительных чертежей. Условные изображения.

- научить выполнять строительный чертеж;

- прививать культуру графического труда


Чтение строительных чертежей с использованием справочных материалов.

П. 38-40

31





Порядок чтения строительных чертежей.





32





Графическая работа № 10. «Чтение строительных чертежей».

- закрепить умение выполнять строительный чертеж;

- прививать культуру графического труда


Выполнение строительных чертежей.


33





Графическая работа № 11 «Строительные чертежи»

- закрепить умение выполнять деталирование по сборочному чертежу;

- прививать культуру графического труда:

-изменение конструкции деталей.

Конструирование отдельных деталей к изделиям, изменение конструкции деталей, выполнение чертежей, эскизов.


Раздел №4 Выполнение итоговой работы 1 час


Цели: усвоение графического языка и формирование графической грамотности.



Задачи:

Учащиеся будут знать: правила выполнения чертежей; простейшие геометрические построения;

уметь: читать и выполнять виды на комплексных чертежах (и эскизах) отдельных предметов;

анализировать графический состав изображений;

осуществлять несложные преобразования формы и пространственного положения предметов и их частей;

владеть навыками чтения чертежа.


34





Обзор разновидностей графических изображений.

- проверить полученные умения и навыки на занятиях.

Решение различных графических задач.









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!