СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Планирование уроков литературы в 10 классе с углубленным изучением предмета

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Планирование уроков литературы рассчитано на преподавание предмета в гуманитарных классах и предусматривает пять часов в неделю,  отводится большая часть времени на подготовку уроков развития речи, так как сочинение по литературе приобрело новый статус- стало допуском к ЕГЭ.  

Просмотр содержимого документа
«Планирование уроков литературы в 10 классе с углубленным изучением предмета»

42



Календарно-тематическое планирование

уроков литературы в 10 Ю классе

(Профильный уровень)

(учитель Кантерова В.В.)





Рассмотрено и одобрено на заседании кафедры учителей русского языка и литературы

Протокол №…. от……

Зав. кафедрой русского языка

и литературы_____________(Молчанова Т.С.)


Ознакомлена

Зам. директора по УВР __________ (Ермолаева М.Л.)


Утверждено

Директор ____________________(Жуковская-Латышева Л.С.)







2012-2013 учебный год


Пояснительная записка


Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

Изучение литературы на базовом уровне сохраняет фундаментальную основу курса, систематизирует представления учащихся об историческом развитии литературы, позволяет учащимся глубоко и разносторонне осознать диалог классической и современной литературы. Курс строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

В Концепции модернизации российского образования ос­новная цель, стоящая перед современной школой, определяет­ся так: «Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответ­ственности обучающихся, т. е. ключевые компетенции, опре­деляющие современное качество содержания образования». Речь идет не только об усвоении учащимися определенной суммы знаний, но и о развитии личности, познавательных и творческих способностей. В этих условиях основными подхо­дами к преподаванию литературы в школе являются деятельностный, культуроведческий, практико-ориентированный и личностно ориентированный подходы, что определяет соот­ветствующие требования к содержанию и методическому аппарату учебно-методических комплектов (УМК).

Программа 10 класса максимально учитывает требования Федерального компонента государственного стандарта общего образования, опирается на концепцию систематического и планомерного ознакомления учащихся с русской литературой ( от преданий, фольклора, древнерусской литературы до литературы ХХ века), чётко ориентирована на последовательное углубление усвоения литературных текстов, понимание и осмысление развития творческого пути каждого писателя и развития литературы в целом, формирование умений и навыков, необходимых каждому грамотному читателю.

В старших классах происходит обогащение, «наращивание» усвоенных в курсе основной школы понятий и одновременно с этим введение новейшей терминологии, соответствующей задаче профилизации старшей школы, её ориентированности на углублённое изучение предмета (например, понятия «карнавальный смех», «литературная антиутопия» и т.д.). В программе 10 класса основной корпус теоретико- литературных сведений представлен рубрикой «Опорные понятия», сопровождающей каждый из «персональных разделов» курса.

Изучение курса литературы в 10 классе являет собой завершающий этап школьного литературного образования. Вместе с тем это лишь определённая фаза формирования духовной и эстетической зрелости юного читателя – процесса, не прекращающегося с окончанием школы. Исходя из этого, следует выделить основные структурно-содержательные параметры и методологические принципы, положенные в основу программы.

В целях обеспечения последовательного, систематического изложения материала курс построен на историко-литературной основе, что предполагает следование хронологии литературного процесса. Выбор писательских имён и произведений обусловлен их значимостью для отечественной и мировой культуры, масштабностью их дарований, что соответствует требованиям обязательного минимума содержания основных образовательных программ по предмету.

Структура программы 10 класса отражает принцип поступательности в развитии литературы и, в частности, преемственности литературных явлений, различного рода художественных взаимодействий (этот важный аспект изучения курса представлен рубрикой «Внутрипредметные связи»). Не менее важным и значимым является культуроведческий аспект рассмотрения литературных явлений (соответствующий материал содержится в рубрике «Межпредметные связи»). Оптимальное соотношение обзорных и монографических тем позволяет на разных уровнях рассмотреть наиболее значительные явления того или иного историко-литературного периода. Применительно к русской литературе ХIХ века авторы стремились к наиболее широкому освещению литературного процесса второй половины столетия (творчество А.Н.Островского, И.А.Гончарова, И.С.Тургенева, Н.А.Некрасова, Л.Н.Толстого, Ф.М.Достоевского и др.). Литература первой половины ХIХ века представлена в начале курса обзором творчества ведущих русских классиков, углубляющим и расширяющим курс 9 класса (о принципах программного сопряжения курсов 9 и 10 классов).

Содержательная сторона программы отражает необходимость рассмотрения всех основных потоков литературы ХIХ-ХХ веков как высокого патриотического и гуманистического единства. Любовь к России и человеку - вот главный нравственно-философский стержень курса, определяющий его образовательно- воспитательную ценность. Очень высок воспитательный потенциал учебника. Вопросы и задания всех рубрик к каждой теме позволяют учителю осуществлять непрерывный процесс нравственного и патриотического воспитания. 

Цели

Изучение литературы в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

  • развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;

  • освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;

  • совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета "Литература" на этапе среднего (полного) общего образования являются:

  • поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого, выделение характерных причинно-следственных связей;

  • сравнение, сопоставление, классификация;

  • самостоятельное выполнение различных творческих работ;

  • способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;

  • осознанное беглое чтение, проведение информационно-смыслового анализа текста, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

  • владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;

  • составление плана, тезисов, конспекта;

  • подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;

  • самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.

Результаты обучения

Результаты изучения курса «Литература» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практико- и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися.

Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: воспроизводить содержание текста, анализировать и интерпретировать произведение, используя сведения по истории и теории литературы; соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи; определять род и жанр произведения; выявлять авторскую позицию, оценивать и сопоставлять, выделять и формулировать, характеризовать и определять, выразительно читать и владеть различными видами пересказа, строить устные и письменные высказывания, участвовать в диалоге, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою, писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.

В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.

Место предмета в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 210 часов для обязательного изучения учебного предмета "Литература на этапе среднего (полного) общего образования. В X - XI классах выделяется по 170 часов (из расчета 5 учебных часа в неделю)

Программа рассчитана на 105 часов (3 часа в неделю).

Планирование составлено на основе программы по литературе, составленной Г.С. Меркиным и др. и рекомендованной Мин. обр. РФ.

В основе содержания и структуры программы лежит концепция литературного образования на основе творческой деятельности. В целом программа ориентирована на базовый компонент литературного образования, разработанный в Министерстве образования России.




Используемая литература:

  1. Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы/ авт.-сост. Г.С. Меркин, С.А.Зинин, В.А. Чалмаев.- 6-е изд..- М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010.

  2. Меркин. Г.С. Учебник «Литература 10 класс». В двух частях. - М.: ООО «ТИД» «Русское слово»,2009.

  3. Меркин Г.С., Зыбина Т.М., Максимчук Н.А., Рябикова О.С. «Развитие речи. Выразительные средства художественной речи. Пособие для учителя», М. «Русское слово», 2008.

  4. Золотарева И.В., Михайлова Т.И. -- Поурочные разработки по русской литературе 19 века, 10 класс.- М.: «ВАКО», 2002г.

  5. Тесты к школьному курсу: Литература. 10-11 класс: Справочное пособие. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1998.


Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 10 Ю классе


четверть

Количество недель


Количество часов

Количество составных уроков

Количество контрольных работ

(сочинений кл./дом)

1

8

40

20

1/0

2

7

35

17+1

2/1+контрольное тестирование

3

11

55

26+1

3/0

4

9

45

22

0/2+контрольное тестирование

год

35

175

87

6/3+2


















Дата

Тема.


составного урока (2часа)


Тема урока


Контроль

Форма и цель урока

Методы обучения


Основные виды деятельности








Домашнее задание

Сентябрь

Введение. К истории русской литературы 19 в.

1

Вводный урок. Задачи уроков литературы в 10 классе.



Вводное учебное занятие, лекция объяснительно-иллюстративный




Учебник: с 10- 52, таблица, вопросы на с 14, сообщения, творческое задание

Сентябрь

А.С.Пушкин . Лирика.


2

Жизненный и творческий путь А.С.Пушкина (основные этапы). Темы и мотивы лирики А.С. Пушкина.

Образно-тематическое богатство и художественное совершенство пушкинской лирики.

Эстетическое и морально-этическое значение пушкинской лирики.

«Вопросник»

Семинар. Анализ поэтического текста


текста

программированный

Подбирают материал о жизни и творчестве поэта

Характеризуют проблематику лирического произведения



Учебник: с 16 - 52, таблица, вопросы на с 50-51, сообщения, творческое задание

Сентябрь

А.С.Пушкин . Лирика.

3

Тема поэта и поэзии в лирике А.С.Пушкина

Философская лирика А.С.Пушкина

К/ с по стих. Пушкина,

наизусть.


КАТ Практикум


проблемный

выразительно читают наизусть стихи

дают общую характеристику произведения

Таблицы, презентации

Тема поэта и поэзии в лирике Ломоносова, Державина

Учебник: с 16 - 52, таблица, вопросы на с 50-51, сообщения, творческое задание

Сентябрь

А.С.Пушкин . Лирика.

4

Обучение анализу лирического произведения

Соч -мин

Р/Р


эвристический

Письменно анализируют лирическое произведение

Презентация


Учебник: с 16 - 52, таблица, вопросы на с 50-51, сообщения, творческое задание

Сентябрь

А.С.Пушкин . Лириа.

Поэма «Медный всаднк»

5

Историческая и «частная» темы в поэме А.С.Пушкина «Медный всадник». Конфликт между интересами личности и государства в пушкинской петербургской повести». Образ стихии и его роль в авторской концепции истории.

Соч -мин

КАТ Практикум


проблемный

Подбирают цитаты из текста по заданной теме

Сопоставляют персонаж и прототип литературного произведения

Презентация

Историческая основа сюжета поэмы «Медный всадник»

Учебник: с 16 - 52, таблица, письменно вопрос №8 на с 51, сообщения, творческое задание


Сентябрь

А.С.Пушкин.

6

«Петровская» тема в творчестве А.С.Пушкина («Полтава», «Арап Петра Великого»)

Проблематика трагедии «Борис Годунов»


КАТ Практикум


проблемный

Соотносят содержание произведения и с реалистическими принципами изображения жизни и человека

Учебный фильм

Н.М.Карамзин «История государства Российского»

Учебник: с 53 - 72, таблица, вопросы на с 78, сообщения, творческое задание

М.Ю.Лермонтов «Как часто, пёстрою толпою окружён…», «Валерик», «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою…»), «Я не унижусь пред тобою…», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана…»), «Выхожу один я на дорогу…» и др. по выбору читать

Сентябрь

М.Ю.Лермонтов. Лирика

7

Жизненный и творческий путь М.Ю.Лермонтова.

Тематика и проблематика лирики.

Глубина философской проблематики и драматизм звучания лирики М.Ю.Лермонтова.

КАТ Практикум

проблемный

Подбирают материал о жизни и творчестве поэта

Дают характеристику художественного мира

Презентация

Литература,

история,

музыка.

Иллюстрации

к стихотворениям

М.Ю.Лермонтова

Учебник: с 53 - 72, таблица, вопросы на с 79, сообщения, творческое задание


Сентябрь

М.Ю.Лермонтов. Лирика

8

Жизненный и творческий путь М.Ю.Лермонтова. Мотивы одиночества, неразделённой любви, невостребованность высокого поэтического дара в лермонтовской поэзии К/с по лирике М.Ю.Лермонтова.

КАТ Практикум

проблемный

Делают выводы об особенностях проблематики и тематики лермонтовской поэзии

Презентация

Образ пророка в поэзии Пушкина и Лермонтова

Учебник: с 53 - 72, таблица, письменно вопросы на с 71, сообщения, творческое задание


Сентябрь

М.Ю.Лермонтов. Лирика

9

Обучение анализу лирического произведения

Р/Р Практикум

проблемный

Пишут сочинение

Презентация

Литература,

история,

музыка.

Иллюстрации

к поэме

М.Ю.Лермонтова

Учебник: с 73 - 78, таблица, вопросы на с 79, сообщения, творческое задание

Читать поэму «Демон».


Сентябрь

М.Ю.Лермонтов. Поэма «Демон»

10

Особенности богоборческой темы в поэме М.Ю.Лермонтова «Демон».

Романтический колорит поэмы, её образно-эмоциональная насыщенность.

Перекличка основных мотивов «Демона» с лирикой поэта.

«Вопросник»


КАТ Практикум

проблемный

Сопоставляют сюжет и персонажей поэмы

Презентация

Литература,

история,

музыка.

Иллюстрации

к поэме

М.Ю.Лермонтова

Учебник: с 73 - 78, таблица, вопросы на с 79, сообщения, творческое задание



Гете

11

«Демоническая» тема в творчестве зарубежных поэтов (Гете «Фауст», Байрон «Каин», Мильтон «Потерянный рай»)

групповая работа

КАТ Практикум

проблемный

Формулируют вопросы по тексту произведений


Демон Врубеля

Учебник: с 81 - 107, таблица, вопросы на с 106-107, сообщения, творческое задание

Читать «Невский проспект»

Октябрь

Н.В.Гоголь. Повести.

12

Н.В.Гоголь «Невский проспект».

Реальное и фантастическое в «Петербургских повестях» Н.В.Гоголя.

Тема одиночества и затерянности «маленького человека» в большом городе. Ирония и гротеск как приёмы авторского осмысления абсурдности существования человека в пошлом мире. Соединение трагического и комического в судьбе гоголевских героев.

Тест

«Вопросник»

КАТ Практикум

проблемный

Выявляют характерные для литературы 19 века темы, образы и приемы изображения человека

Презентация

Тема Петербурга в творчестве Пушкина, Гоголя

Учебник: с 81 - 107, таблица, вопросы на с 106-107 (№ 5), сообщения, творческое задание

Читать повесть «Нос»

Октябрь

Н.В.Гоголь. Повести.

13

Н.В.Гоголь «Нос».

Реальное и фантастическое в «Петербургских повестях» Н.В.Гоголя.

Тема одиночества и затерянности «маленького человека» в большом городе. Ирония и гротеск как приёмы авторского осмысления абсурдности существования человека в пошлом мире. Соединение трагического и комического в судьбе гоголевских героев.

Соч-мин

Урок- исследование, беседа


проблемный

Дают письменный ответ на вопрос по тексту

Презентация

Иллюстрации

Н. Альтмана,

В.Зелинского,

Кукрыниксов к повестям Н.В.Гоголя.

«Кошмары обыденности» Э.По

Учебник: с 98 - 106, таблица, вопросы на с 106-107 (№ 6,8), сообщения, творческое задание


Октябрь

Гоголь. Поэма «Мертвые души».

14

Птица-тройка: полет через реальность.

Тема России в поэме «Мертвые души»

«Мертвые души» как поэма итогов Н.В.Гоголя

Подготовка к классному сочинению


Р/Р

проблемный

Составляют цитатный план

Презентация

«Кошмары обыденности» Э.По

Подготовка к классному сочинению

Октябрь


15

КЛАССНОЕ СОЧИНЕНИЕ №1

ПО ТВОРЧЕСТВУ ПИСАТЕЛЕЙ

1-ОЙ ПОЛОВИНЫ 19 ВЕКА

Р/Р





Учебник: с 125 - 140, таблица, вопросы на с 139-140, сообщения


Октябрь

Литература и журналистика 50-80-х годов 19 века

16











Литература и журналистика 50-80-х годов

ХIХ века

Групповая работа

Практикум

модельный

Конспектируют статью учебника

Презентация, учебный фильм

Исторические аспекты литературного развития

Учебник: с 125 - 140, таблица, вопросы на с 139-140, сообщения


Октябрь

Литература и журналистика 50-80-х годов 19 века

17

Литература и журналистика 50-80-х годов

ХIХ века

Групповая работа

Практикум

модельный

Работают в группе

учебный фильм

Исторические аспекты литературного развития

Учебник: с 141 - 158, таблица, вопросы на с 173-174, сообщения

Прочитать пьесу А.Н.Островского «Гроза» (1 действие).


Октябрь

Творчество А.Н.Островского

18

А.Н.Островский «Свои люди - сочтёмся!»

Быт и нравы замоскворецкого купечества в пьесе «Свои люди - сочтёмся!». Конфликт между «старшими» и «младшими», властными и подневольными как основа социально-психологической проблематики комедии.




Урок- исследование, беседа


эвристический

Характеризуют сюжет пьесы

учебный фильм, презентация

Традиции отечественной драматургии в творчестве Островского

(пьесы Фонвизина, Грибоедова, Гоголя)

Учебник: с 158 - 172, таблица, вопросы на с 173-174, сообщения, творческое задание

Прочитать пьесу А.Н.Островского «Гроза» (2 и 3 действия).

Выучить и уметь воспроизвести конспект.

Октябрь

Творчество А.Н.Островского

19

Изображение «затерянного мира» города Калинова в драме «Гроза».

Катерина и Кабаниха как два нравственных полюса народной жизни.

ОК

Урок-размышление, беседа

эвристический

Составляют речевую харак х хахарактеристику героев

учебный фильм

Традиции отечественной драматургии в творчестве Островского (Фонвизина, Грибоедова, Гоголя)

Учебник: с 158 - 172, таблица, вопросы на с 173-174, сообщения, творческое задание

Прочитать пьесу А.Н.Островского «Гроза» (4 и 5 действия).

Сочинение-миниатюра.

Октябрь

Творчество А.Н.Островского

20

Трагическая острота конфликта Катерины с "тёмным царством".

Роль второстепенных и внесценических персонажей в понимании конфликта пьесы.


«Вопросник»

Урок-размышление, беседа

эвристический

Подбирают цитаты

учебный фильм

Островский и

русский театр; сценические интерпретации пьес А.Н.Островского

Учебник: с 158 - 172, таблица, вопросы на с 173-174 (№11), сообщения, творческое задание


Ноябрь

Творчество А.Н.Островского

1

Символика "Грозы".

Смысл названия пьесы.

«Гроза» в русской критике (Н.А.Добролюбов, Д.И.Писарев, А.А.Григорьев).

Тест

Семинар

проблемный

Конспектируют литературно-критическую статью

учебный фильм

Островский и

русский театр; сценические интерпретации пьес А.Н.Островского

Прочитать пьесу А.Н.Островского «Бесприданница», проанализировать по плану. Подготовить вопросы к семинару.

Ноябрь


2

Конфликт мечты и суровой реальности в пьесе «Бесприданница»

Подготовка к сочинению по творчеству А.Н.Островского.


Семинар

проблемный

Сопоставляют героев пьесы с актерским воплощением

учебный фильм

Фильмы Протазанова и Михалкова: два взгляда на пьесу.

Подготовиться к сочинению по творчеству А.Н. Островского

Ноябрь

Творчество А.Н.Островского

3



КЛАССНОЕ СОЧИНЕНИЕ №2

ПО ТВОРЧЕСТВУ А.Н.ОСТРОВСКОГО


Р/Р


Продуктивно-репродуктивный

Пишут сочинение


Учебник: с 176 - 190, таблица, творческое задание (№ 1 на с 208)

прочитать роман И.А.Гончарова «Обыкновенная история» (композиция образов).



Ноябрь

Творчество И.А.Гончарова

4


Личность и художествен-

ный мир И.А. Гончарова.

Два мира, два идеала жизни (По роману «Обыкновенная история»)

У истоков романа «Обломов».


Урок- исследование, беседа


эвристический

Составляют характеристику Обломова

учебный фильм, презентация


Учебник: с 176 - 198, таблица, вопросы на с 190, сообщения,

творческое задание

прочитать роман И.А.Гончарова «Обломов» (1-4 главы 1-ой части).

Выучить и уметь воспроизвести конспект.

Ноябрь

Творчество И.А.Гончарова

5

Быт и бытие Ильи Ильича Обломова.

Идейно-композиционное значение главы «Сон Обломова».

Роль детали в раскрытии психологии персонажей романа.

ОК

«Вопросник»

Урок- исследование, беседа


эвристический

Находят в тексте символические детали, определяют их роль

учебный фильм

Литературные предшественники Обломова.

Тургенев и Толстой о романе

Учебник: с 198 - 208, таблица, вопросы на с 208-209, сообщения, творческое задание (с 190)

Прочитать роман И.А.Гончарова «Обломов» (ч.1, гл.5-6, 9, ч.2, л.11, ч.3, гл.11, письма в ч.1, гл.8 и ч.2, гл.10)


Ноябрь

Творчество И.А.Гончарова

6

Внутренняя противоречивость натуры героя, её соотнесённость с другими характерами (АндрейШтольц, Ольга Ильинская и др.)

Любовная история как этап внутреннего самоопределения героя.

Соч-мин.


Урок- исследование

Деловая игра

проблемный

Сопоставляют Обломова и Штольца

Музыкальные темы в романе «Обломов».

Киноверсия романа

(реж.Н.Михалков)

Онегин и Печорин как литературные предшественники Обломова

Учебник: с 190 - 208, таблица, вопросы на с 208-209, сообщения, творческое задание


Прочитать роман И.А.Гончарова «Обломов» (ч.4, гл.1, 10-11, ч.2, гл.1, 2),


Ноябрь

Творчество И.А.Гончарова

7

Образ Захара и его роль в характеристике «обломовщины».

Мастерство И.А.Гончарова.

Роман «Обломов» в русской критике

(Н.А.Добролюбов, Д.И.Писарев, А.В.Дружинин)

Групповая работа

Урок- исследование

Деловая игра

проблемный

Конспектируют литературно-критическую статью

учебный фильм

Онегин и Печорин как литературные предшественники Обломова

Учебник: с 203 - 208, таблица, вопросы на с 208-209, сообщения, творческое задание (№ 9)

Прочитать роман «Обрыв»


Ноябрь

Творчество И.А.Гончарова

8

«Трилогия И.А.Гончарова как «русская история в лицах»

Подготовка к сочинению по роману И.А.Гончарова

«Обломов»

Групповая работа

Р/Р Семинар

проблемный

Дают письменный ответ на вопрос по тексту

Учебный фильм, презентация


Учебник: с 211 - 214, таблица, сообщения, прочитать «Записки охотника» (2-3 рассказа по выбору).

ДОМАШНЕЕ СОЧИНЕНИЕ №1

по роману И.А.Гончарова «Обломов».

Ноябрь

Творчество И.С.Тургенева

9

Личность и художественный мир И.С.Тургенева.

«Записки охотника» (2-3 рассказа по выбору).

Яркость и многообразие народных типов, внутренняя красота и духовная мощь русского человека как центральная тема цикла. Стихотворения в прозе «Порог», «Памяти Ю.П.Вревской», «Два богача» и др. по выбору.

«Вопросник»

Урок- размышление, беседа


Анализ

стихотворения в прозе.


эвристический

Выявляют характерные для литературы 19 века темы, образы и приемы изображения человека

Учебный фильм, презентация

Песенная тематика рассказа «Певцы»

Учебник: с 214 -253, таблица, вопросы на с 253-254 ( № 2), сообщения, творческое задание

Прочитать роман И.С.Тургенева «Отцы и дети» (гл. 3-7, 10).

Выучить и уметь воспроизвести конспект.

Ноябрь

Творчество И.С.Тургенева

10

Проблема поиска положительного идеала

Сюжет и композиция романа «Отцы и дети»

Причины конфликта Базарова с окружающими.

Оппоненты Базарова, их нравственная и социальная позиция.

Нигилизм Базарова, его социальные и нравственно-философские истоки в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети».

Соч-мин.

ОК


Урок- исследование, беседа


программированный

Составляют речевую характеристику героев

Находят в тексте символические детали, определяют их роль

Учебный фильм, презентация

Литературные реминисценции в романе «Отцы и дети»

Учебник: с 222 -253, таблица, вопросы на с 253-254, сообщения,

творческое задание

Прочитать роман И.С.Тургенева «Отцы и дети» (гл.17-19, 21-24,26.).


Ноябрь

Творчество И.С.Тургенева

11

Базаров и Аркадий в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети».

Черты «увядающей аристократии» в образах братьев Кирсановых.

Тест

Урок- исследование, беседа


эвристический

Составляют речевую характеристику героев

Находят в тексте символические детали, определяют их роль

Учебный фильм

«Говорящие» исторические даты в «Отцах и детях».

Музыкальные темы в романе

Учебник: с 222 -253, таблица, вопросы на с 253-254, сообщения, творческое задание

Прочитать роман И.С.Тургенева «Отцы и дети».


Декабрь

Творчество И.С.Тургенева

12

Любовная линия в романе и её место в общей проблематике произведения. Контрольное тестирование №1

Тест

Урок- исследование, беседа


эвристический

Подбирают цитаты

Учебный фильм

И.С.Тургенев и группа «Современника»

Учебник: с 222 -253, таблица, вопросы на с 253-254 (№ 9), сообщения, творческое задание

Прочитать роман И.С.Тургенева «Отцы и дети».


Декабрь

Творчество И.С.Тургенева

13

Философские итоги романа, смысл его названия.

Русская критика о романе и его герое (статьи Д.И.Писарева, Н.Н.Страхова, М.А.Антоновича)

Подготовка к классному сочинению

Групповая работа

Урок- исследование, семинар


Урок по работе с

критической

статьёй

эвристический

Конспектируют литературно-критическую статью

Учебный фильм

И.С.Тургенев и группа «Современника»

Подготовиться к сочинению по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети».


Декабрь


14


КЛАССНОЕ СОЧИНЕНИЕ №3

ПО РОМАНУ И.С. ТУРГЕНЕВА

«ОТЦЫ И ДЕТИ»


Р/Р





Учебник: с 256 -281, таблица, вопросы на с 280-281, сообщения, творческое задание

Прочитать роман «Что делать?», ч.2,гл.12; ч.3,гл. 3 ; ч.3,гл.19; ч.3,гл.4; ч.3,гл.29; ч.2,гл.8; ч.4,гл.16; ч.2,гл.8; ч.4,гл.16;


Декабрь

Роман Н.Г.Чернышевского

«Что делать?»

15

«Что делать?» Н.Г.Чернышевского как полемический отклик на роман С.Тургенева «Отцы и дети».

«Новые люди» и теория «разумного эгоизма» как важнейшие составляющие авторской концепции переустройства России.


«Вопросник»

Урок- исследование, семинар


Урок по работе с

критической

статьёй

проектный

» Выявляют характерные для литературы 19 века темы, образы и приемы изображения человека

Учебный фильм, презентация

Диссертация Н.Г.Чернышевского «Эстетические отношения искусства к действительности» и поэтика романа «Что делать?»

Учебник: с 263 -281, таблица, вопросы на с 280-281 (№ 2, 7), сообщения, творческое задание

Прочитать роман «Что делать?», ч.2,гл.12; ч.3,гл. 3 ; ч.3,гл.19; ч.3,гл.4; ч.3,гл.29; ч.2,гл.8; ч.4,гл.16; ч.2,гл.8; ч.4,гл.16;

Расшифровать сны Веры Павловны по схеме (письменно)

Декабрь

Роман Н.Г.Чернышевского

«Что делать?»

16

«Что делать?» Н.Г.Чернышевского как полемический отклик на роман С.Тургенева «Отцы и дети».

Глава «Четвёртый сон Веры Павловны» в контексте общего звучания произведения.

Образное и сюжетное своеобразие «идеологического» романа

Таблица «Сны Веры Павловны» (рабочая тетрадь)


Урок- исследование, семинар


Урок по работе с

критической

статьёй

проектный

Подбирают цитаты

Учебный фильм, презентация

Н.Г.Чернышевский и писатели демократического

лагеря;

традиционный сюжет «rendez-vous» и его трансформация

в романе «Что делать?»


Учебник: с 283 -310, таблица, вопросы на с 330, сообщения,

творческое задание

Н.А.Некрасов «В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом…», «Блажен незлобивый поэт…», «Поэт и гражданин», «Русскому писателю», «О погоде», «Пророк», «Элегия (А.Н.Еракову)», «О Муза, я у двери гроба…», «Мы с тобой бестолковые люди…» и др. по выбору.

Выучить ОК

Выучить наизусть (6):

«В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом…», «Мы с тобой бестолковые люди...», «Поэт и гражданин»(отрывок), «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода...»),

«О Муза! я у двери гроба…»


Декабрь

Творчество Н.А.Некрасова

17


Муза мести и печали» как поэтическая эмблема Некрасова- лирика.

Судьбы простых людей и общенациональная идея в лирике Н.А.Некрасова разных лет.

Лирический эпос как форма объективного изображения народной жизни в творчестве поэта.

К/с по лирике Некрасова.


КАТ, практикум


проблемный

Подбирают материал о жизни и творчестве поэта

Дают характеристику художественного мира

Учебный фильм, презентация

Некрасовские

мотивы в русской живописи.

Жанр песни в лирике Некрасова

Учебник: с 283 -310, таблица, вопросы на с 330-331, сообщения, творческое задание (с 295)



18(1 ч)


Январь

Творчество Н.А.Некрасова

1


Гражданские мотивы в некрасовской лирике.

Тема поэта и поэзии в лирике Некрасова

ОК

Вопросы №4,7

КАТ, практикум


проблемный

Делают выводы об особенностях проблематики и тематики некрасовской поэзии


Образ пророка в лирике Пушкина,

Лермонтова, Некрасова

Учебник: с 311 -330, таблица, вопросы на с 330-331, сообщения,

творческое задание


Январь

Творчество Н.А.Некрасова

2

"Кому на Руси жить хорошо?" как центральное произведение Некрасова.

Отражение в поэме коренных сдвигов в русской жизни.

Мотив правдоискательства и сказочно-мифологические приёмы построения сюжета поэмы.

Представители помещичьей Руси в поэме

Соч-мин.


Урок- исследование, практикум


Урок-презентация

проблемный

Составляют речевую характеристику героев

Находят в тексте символические детали, определяют их роль

Учебный фильм, презентация

Связь поэмы «Кому на Руси жить хорошо» с фольклорной

традицией некрасовские

мотивы в живописи


Учебник: с 311 -330, таблица, вопросы на с 330-331, сообщения, творческое задание (№ 8)

Прочитать поэму Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?»


Январь

Творчество Н.А.Некрасова

3


Стихия народной жизни и её яркие представители

Тема женской доли и образ Матрёны Корчагиной в поэме «Кому на Руси жить хорошо»

Роль вставных сюжетов в некрасовском повествовании (легенды, притчи, рассказы и т. п.) в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Проблема счастья и её решение в произведении.

Тест по поэме Н.А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо".

Урок-размышление, беседа

проблемный

Формулируют вопросы по тексту произведений

Учебный фильм, презентация

Некрасовские

мотивы в живописи

И.Крамск.,

В. Иванова,

И.Репина,

Н.Касаткина и др.

Учебник: с 311 -330, таблица, вопросы на с 330-331, сообщения,

творческое задание

Прочитать поэму Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?»


Январь

Творчество Н.А.Некрасова

4

Образ Гриши Добросклонова и его идейно-композиционное звучание в поэме «Кому на Руси жить хорошо».

Подготовка к классному сочинению.


«Вопросник»

Урок-размышление, беседа

проблемный

Подбирают цитаты, подтверждающиенародность художественного творчества;

демократизацию поэтического языка,

фольклорный образ (мотив)

Учебный фильм, презентация

Некрасовские

мотивы в живописи

И.Крамского,

В. Иванова,

И.Репина,

Н.Касаткина и др.

Подготовка к классному сочинению.

Январь


5

КЛАССНОЕ СОЧИНЕНИЕ №4

ПО ТВОРЧЕСТВУ Н.А.НЕКРАСОВА

Р/Р

Продуктивно-репродуктивный



Ф.И.Тютчев «Не то, что мните вы, природа…», «Silentium!», «Цицерон», «Умом Россию не понять…», «Я встретил вас…». «Мыслящая поэзия»


Учебник: с 3 -27, таблица

Подготовить сообщения:

Пейзажная лирика Ф.И.Тютчева. «Денисьевский цикл» Тютчева.

Тема поэзии в лирике Тютчева.

Январь

Лирика Ф.И.Тютчева

6

Лирика Ф.И.Тютчева, её философская глубина и образная насыщенность.

Развитие традиций русской романтической лирики в творчестве поэта.

К/с по стихам

КАТ, беседа


проблемный

делают выводы об особенностях проблематики и тематики тютчевской поэзии. Философская (медитативная) лирика


Учебный фильм, презентация

Роль архаизмов в тютчевской лирике

Пантеизм как основа тютчевской

философии природы;


Учебник: с 3 -31, таблица, вопросы на с 27, сообщения, творческое задание


Ф.И.Тютчев Природа-сфинкс, и тем она верней…», «Певучесть есть в морских волнах…», «Ещё земли печален вид…», «Полдень», «О, как убийственно мы любим!..», «Нам не дано предугадать…» и др. по выбору.


Сделать сравнительный анализ стихов (по группам):

«Последняя любовь»,

«Эти бедные селенья…»


Выучить наизусть: (6)

«Умом Россию не понять…»,

«О, как убийственно мы любим...»,

«Нам не дано предугадать…»,

«К. Б.» («Я встретил вас – и все былое...»)

«Silentium»,

«Иным достался от природы…»;

Январь


7

Ф.И.Тютчев. Тема трагического противостояния человеческого «я» и стихийных сил природы.

Драматизм звучания любовной лирики.

Соч-мин

КАТ, беседа


проблемный

Выразительно читают стихи

презентация

Роль архаизмов в тютчевской лирике

Пантеизм как основа тютчевской

философии природы;


Учебник: с 3 -31, таблица, вопросы на с 31, сообщения, творческое задание


Январь

Лирика Ф.И.Тютчева

8

Ф.И.Тютчев.

Природа, человек, Вселенная как главные объекты художественного постижения в тютчевской лирике.

Тема величия России, ее судьбоносной роли в мировой истории.




«Вопросник»

Тест

Анализ поэтического текста, практикум


проблемный

делают выводы об особенностях проблематики и тематики тютчевской поэзии. Философская (медитативная) лирика


Учебный фильм, презентация

Пушкинские мотивы и образы в лирике Тютчева, песни и романсы русских композиторов на стихи Тютчева

(С.И.Танеев

С.В.Рахманинов и др.)

Учебник: с 3 -31, таблица, вопросы на с 31, сообщения, творческое задание


Февраль

Лирика Ф.И.Тютчева

9

Обучение анализу лирического произведения

творческая работа

Р/Р

моделированный


презентация

Роль архаизмов в тютчевской лирике

Пантеизм как основа тютчевской

философии природы;


Учебник: с 33 -52, таблица, вопросы на с 52, сообщения, творческое задание на с 39-40


Сочинение-анализ стихотворения («Умом Россию не понять…», «О, как убийственно мы любим...», «Нам не дано предугадать…», «К. Б.» («Я встретил вас – и все былое...») «Silentium») по выбору.

Выучить наизусть стихи: (4)

«Это утро, радость эта…»,

«Шепот, робкое дыханье…»,

«Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…»,

«Еще майская ночь»

Выучить и уметь воспроизвести конспект.

Февраль

Лирика А.А.Фета

10

Эмоциональная глубина и образно-стилистическое богатство лирики А.А.Фета. «Культ мгновенья» в творчестве поэта, стремление художника к передаче сиюминутного настроения внутри и вовне человека.

К/с по лирике А.А.Фета


Анализ поэтического текста,

практикум


проблемный

Определяют ипрессионизм

Поэтическую «безглагольность лирики А.Фета

Учебный фильм, презентация

Лирика Фета в зеркале литературной пародии П.И.Чайковский о лирике Фета

Учебник: с 33 -52, таблица, вопросы на с 52, сообщения, творческое задание на с 39-40

А.А.Фет «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…», «На заре ты её не буди…», «Это утро, радость эта…», «Одним толчком согнать ладью живую…» и др. по выбору.

Сделать сопоставительный анализ (самостоятельно) стихотворений: А.Фета «Как беден наш язык…» и Ф.И.Тютчева «Silentium», А.Фета «Фонтан» - Ф.И.Тютчева «Фонтан», А.Фета «Осень» - Ф.И.Тютчева «Осенний вечер».

Февраль

Лирика А.А.Фета

11

Яркость и осязаемость пейзажа, гармоничность слияния человека и природы. Красота и поэтичность любовного чувства в интимной лирике А.А.Фета.

«Вопросник»

Тест

Анализ поэтического текста, беседа


эвристический

Анализируют мелодику стиха


Учебный фильм, презентация

Традиции русской романтической поэзии в лирике А.А.Фета;

А.Фет и поэты радикально-демократического лагеря (стихотворные пародии

Д .Минаева)

Учебник: с 33 -52, таблица, вопросы на с 52, сообщения, творческое задание на с 39-40


Подготовиться к сочинению по творчеству Н.А.Некрасова, Ф.И.Тютчева или А.А.Фета

Проблемный вопрос:

Что объединяет поэзию А.А.Фета и Ф.И.Тютчева и чем они дополняют друг друга?

Февраль

Лирика А.А.Фета

12

Обучение анализу лирического произведения

Групповая работа

Р/Р

проблемный

Пишут сочинениеанализ лирического текста

презентация

Традиции русской романтической поэзии в лирике А.А.Фета;


Подготовка к классному сочинению по лирике Ф.И.Тютчева и А.А.Фета

Февраль


13


КЛАССНОЕ СОЧИНЕНИЕ №5


ПО ТВОРЧЕСТВУ Ф.И.ТЮТЧЕВА ИЛИ А.А.ФЕТА

Р/Р


Продуктивно-репродуктивный



Учебник: с 52 -63, таблица, вопросы на с 75-76, сообщения, творческое задание с 57-58

Прочитать рассказ Н.С.Лескова «Леди Макбет Мценского уезда».


Февраль

Творчество Н.С.Лескова

14

Личность и художественный мир Н.С.Лескова.

«Леди Макбет Мценского уезда» как рассказ, открывающий галерею народных типов в творчестве писателя.

Тема праведничества в творчестве Н.С.Лескова.


Урок- исследование, беседа


проблемный

Определяют национальный колорит повести, особенности жанра

учебный фильм

Язык и стиль лесковского сказа


Учебник: с 63 -76, таблица, вопросы на с 75-76, сообщения, творческое задание (№ 3, 5)

Прочитать повесть Н.С.Лескова «Очарованный странник».


Февраль

Творчество Н.С.Лескова

15

Н.С.Лесков «Очарованный странник». Стремление Лескова к созданию «монографий» народных типов.

Образ Ивана Флягина и национальный колорит повести. «Очарованность» героя, его богатырство, духовная восприимчивость и стремление к подвигам.

Соединение святости и греховности, наивности и душевной глубины в русском национальном характере.

Тест по повести Н.С.Лескова «Очарованный странник».


Урок- исследование, семинар


проектный

Составляют речевую характеристику героев

Находят в тексте символические детали, определяют их роль

Презентация, учебный фильм

Язык и стиль лесковского сказа

Былинные мотивы в повести «Очарованный странник»

Учебник: с 52 -76, таблица, вопросы на с 75-76, сообщения, творческое задание (№ 9)

Прочитать повесть Н.С.Лескова «Очарованный странник», композиция образа.


Февраль

Творчество Н.С.Лескова

16

Сказочный характер повествования, стилистическая и языковая яркость «Очарованного странника».



«Вопросник»

Урок-размышление

проектный

характеризуют

тематику и проблематику

произведения

Презентация, учебный фильм

Язык и стиль лесковского сказа

Былинные мотивы в повести «Очарованный странник»

Учебник: с 78 -85, 97- 108 таблица, вопросы на с 107-108, сообщения, «Губернские очерки» (вопрос № 2)

Прочитать сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина: «Медведь на воеводстве», «Богатырь», «Премудрый пискарь».


Февраль

Творчество М.Е.Салтыкова-Щедрина

17

«Сказки для детей изрядного возраста» как вершинный жанр в творчестве Щедрина-сатирика.

Сатирическое осмысление проблем государственной власти, помещичьих нравов, народного сознания в сказках М.Е.Салтыкова-Щедрина.

Приёмы сатирического воссоздания действительности (фольклорная стилизация, гипербола, гротеск, эзопов язык и т.п.)

Тест

Групповая работа

Урок- исследование, практикум


проектный

Составляют речевую характеристику героев

Находят в тексте символические детали, определяют их роль

Презентация, учебный фильм

Фольклорные мотивы в сатирических произведениях Щедрина Иллюстрации художников к произведениям Щедрина (Кукрыниксы,

В.Карасев,

М.Башилов и др.)

Учебник: с 78 -85, 97- 108 таблица, вопросы на с 107-108, сообщения, творческое задание на с 100.

Прочитать сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина: «Коняга», «Пропала совесть» и т.д.


Февраль

Творчество М.Е.Салтыкова-Щедрина

18

М.Е.Салтыков-Щедрин «Премудрый пискарь».

Развенчание обывательской психологии, рабского начала в человеке.

Евангельские мотивы в сказках М.Е.Салтыкова-Щедрина


групповая работа

Урок- исследование, семинар


проблемный

Выявляют фольклорные мотивы, сарказм,

иронию.

гротеск

сатирических

сказок

Презентация, учебный фильм

Фольклорные мотивы в сатирических произведениях Щедрина Иллюстрации художников к произведениям Щедрина (Кукрыниксы,

В.Карасев,

М.Башилов и др.)

Учебник: с 78 -108, таблица, вопросы на с 107-108, сообщения, творческое задание (№ 6,7)


Прочитать «Историю одного города» (предисловия, гл. «Органчик», опись градоначальников, последнюю главу).

Март

Творчество М.Е.Салтыкова-Щедрина

19

М.Е.Салтыков-Щедрин

Соотношение авторского идеала и сатирического начала («История одного города»)

Тест по «Истории одного города» М.Е. Салтыкова-Щедрина


Урок- исследование, семинар


проблемный

Определяют традиции Фонвизина, Гоголя в щедринской сатире

учебный фильм

Традиции Фонвизина, Гоголя в щедринской сатире

Подготовка к классному сочинению

Март


20

КЛАССНОЕ СОЧИНЕНИЕ №6


ПО ТВОРЧЕСТВУ Н.С. ЛЕСКОВА И М.Е. САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА


Р/Р

Продуктивно-репродуктивный



А.К.Толстой «Средь шумного бала, случайно…», «Слеза дрожит в твоём ревнивом взоре…», «Когда природа вся трепещет и сияет…», «Прозрачных облаков спокойное движенье…», «Государь ты наш, батюшка…», «История государства Российского от Гостомысла до Тимашева» и др. по выбору.

Учебник: с 110 -127, таблица, вопросы на с 126-127, сообщения

Март

Лирика А.К. Толстого

21

Исповедальность и лирическая проникновенность поэзии А.К.Толстого.

Романтический колорит интимной лирики поэта, отражение в ней идеальных устремлений художника.

Радость слияния

человека с природой как основной мотив «пейзажной» лирики поэта.





Групповая работа

КАТ, практикум


Объяснительно-иллюстративный

Выявляют особенности лирики позднего романтизма, жанра баллады


Презентация, учебный фильм

А.К.Толстой и братья Жемчужниковы; Д Минаев, сатирические приёмы в творчестве Толстого и Салт-Щедр.

Исторические сюжеты и фигуры в произведениях А.К.Толстого.

Романсы П.И.Чайковского на стихи А.К.Толстого.

Учебник: с 110 -127, таблица, вопросы на с 126-127, сообщения, вопросы на

с 119

Март

Лирика А.К. Толстого

22


А.К.Толстой. Жанрово-тематическое богатство творчества: многообразие лирических мотивов, обращение к песенному историческому фольклору и политической сатире.

Групповая работа

«Вопросник»

К/С по лирике

КАТ, практикум


Объяснительно-иллюстративный

Выявляют особенности лирики позднего романтизма, жанра баллады


Презентация

А.Толстой и братья Жемчужниковы; сатирические приемы Салтыкова-Щедрина в творчестве А.К.Толстого

Учебник: с 129 -146, вопросы с 145, сообщения



Март

Творчество Л.Н.Толстого

23

Л.Н.Толстой. Личность писателя, основные этапы его жизненного и творческого пути.

«Диалектика души» «человека на войне» (По «Севастопольским рассказам»)



КАТ, практикум


проектный

Определяют историко-философскую

Концепцию романа-эпопеи.



Учебник: с 146 -186, вопросы с 186-187 (№ 1), сообщения

Прочитать главы из романа Л.Н.Толстого «Война и мир», ч.1.гл.1-7,

Роль эпизодов «Салон А.П. Шерер», «именины у Ростовых» и «Князь Андрей в Лысых Горах».

Март

Творчество Л.Н.Толстого

24

Л.Н.Толстой «Война и мир».

Авторский замысел и история создания.

Жанрово-тематическое своеобразие толстовского романа-эпопеи: масштабность изображения исторических событий, многогеройность.

Переплетение различных сюжетных линий и т.п.

Художественно-философское осмысление сущности войны в романе.

К/с


Урок- исследование, беседа


проблемный

Сцепление эпизодов как композиционный элемент романа

Пересказывают текст

Презентация, учебный фильм

Л.Н.Толстой и И.С.Тургенев.

Тема «бонапартизма» в

русской классике. Исторические источники «Войны и мира».

Живописные портреты

Л.Н.Толстого.

Учебник: с 158 -186, таблица, вопросы на с 186-187, сообщения

Прочитать роман «Война и мир», т.1. ч.1. гл.14 – 17, 22 – 25, т.2. ч.4. гл.3 – 7, 9 – 12, т.3. ч.3. гл.12 – 17.

Князь Андрей на войне. Путь к славе и своему «Тулону». Князь Андрей после Аустерлица («Чтобы не для одного меня шла моя жизнь…»)

Шенграбенское, Аустерлицкое сражения

Март

Творчество Л.Н.Толстого

25

Патриотизм скромных тружеников войны и псевдопатриотизм «военных трутней».

Критическое изображение высшего света в романе, противопоставление мертвенности светских отношений «диалектике души»

и любимых героев автора.

Соч-мин


Урок- исследование, беседа


проблемный

Формулируют вопросы по тексту произведений

Презентация, учебный фильм

Л.Н.Толстой и И.С.Тургенев.

Тема «бонапартизма» в

русской классике. Исторические источники «Войны и мира».

Живописные портреты

Л.Н.Толстого.

Учебник: с 158 -186, таблица, вопросы на с 186-187, сообщения

Перечитать главы III – VII и IX – XII части четвертой тома второго, XII – XVII части третьей тома третьего; XV – XXI части второй и главы XVI и XIX части третьей первого тома романа «Война и мир».

Композиция образов


Март

Творчество Л.Н.Толстого

26


Этапы духовного самосовершенствования Андрея Болконского, сложность и противоречивость жизненного пути героев.

Тест по прочитанным главам.


Семинар

проблемный

Составляют речевую характеристику героев

Находят в тексте символические детали, определяют их роль

Презентация, учебный фильм

Образ Наполеона и тема «бонапартизма» в произведениях русской классики

Учебник: с 158 -186, таблица, вопросы на с 186-187, сообщения

Перечитать главы IV – VI части первой, главы I – IV части второй и главу VII части третьей тома второго; главы IX – XI, XIII – XV, XVII – XVIII части пятой тома второго романа «Война и мир»,


27 (1час)

НЕДЕЛЯ КиС

Апрель

Творчество Л.Н.Толстого

1

Этапы духовного самосовершенствования Пьера Безухова, сложность и противоречивость жизненного пути героев.

Тест по прочитанным главам.


Семинар

проблемный

Составляют таблицу

учебный фильм

Образ Наполеона и тема «бонапартизма» в произведениях русской классики

Учебник: с 158 -186, таблица, вопросы на с 186-187, сообщения


Апрель

Творчество Л.Н.Толстого

2

«Мысль семейная» и её развитие в романе: семьи Болконских и Ростовых и семьи-имитации (Берги, Друбецкие, Курагины и др.).

Черты нравственного идеала автора в образах Наташи Ростовой и Марьи Болконской.

Таблицы

Урок- исследование, семинар


проектный

Составляют речевую характеристику героев

Находят в тексте символические детали, определяют их роль

Презентация, учебный фильм

Стихотворение М.Ю.Лермонтова «Бородино» и его переосмысление

в романе Толстого

Учебник: с 158 -186, таблица, вопросы на с 186-187, сообщения

Перечитать главы XIX – XXI, XIV – XV, XXX – XXXV, XXXVIII - XXXIX части второй тома третьего романа «Война и мир»,


Апрель

Творчество Л.Н.Толстого

3

«Мысль народная» как идейно-художественная основа толстовского эпоса.

Противопоставление образов Кутузова и Наполеона в свете авторской концепции личности в истории.

Эпизод Бородинского сражения.

Кутузов и Наполеон.

Таблица Кутузов и Наполеон

Семинар

проблемный

Составляют речевую характеристику героев

Находят в тексте символические детали, определяют их роль

учебный фильм

Стихотворение М.Ю.Лермонтова «Бородино» и его переосмысление

в романе Толстого

Учебник: с 158 -186, таблица, вопросы на с 186-187, сообщения,

перечитать главы I – XI части третьей тома четвертого, XXXI – XXXII части третьей третьего тома романа и главу XVI части первой тома четвертого романа «Война и мир»

Апрель

Творчество Л.Н.Толстого

4

Феномен «общей жизни» и образ «дубины народной войны» в романе.

Тихон Щербатый и Платон Каратаев как два типа народно-патриотического сознания.

Образ князя Андрея в романе.

Творческая работа

Беседа

проблемный

Составляют речевую характеристику героев

Находят в тексте символические детали, определяют их роль

Презентация, учебный фильм

Стихотворение М.Ю.Лермонтова «Бородино» и его переосмысление

в романе Толстого

Учебник: с 158 -186, таблица, вопросы на с 186-187, сообщения

перечитать главы X – XIII части первой; главу XII части второй тома четвертого; главу XVII части четвертой тома четвертого; главу IV эпилога; главы X, XIV – XVI части первой эпилога романа «Война и мир»

Апрель

Творчество Л.Н.Толстого

5

Образ Пьера в романе.

Образ Наташи Ростовой в романе.


Групповая работа

Беседа

эвристический

Формулируют вопросы по тексту произведений

учебный фильм


Учебник: с 158 -186, таблица, вопросы на с 186-187, сообщения

Подготовка к практикуму «Анализ эпизода»

Апрель

Творчество Л.Н.Толстого

6

АНАЛИЗ ЭПИЗОДА

Смотр под Браунау. (т 1, ч 2, гл. 2.)

Андрей Болконский на поле боя под Аустерлицем. (т.1, ч.3, гл.19.)

Отъезд князя А. на войну. (25 гл.ч.1, т.1)

Сцена объяснения П. с Эл (гл.2,ч. 3, т.1)

Петя Ростов в парт. отряде.(7гл. ч. 3,т.4)

Наташа в гостях у дядюшки(гл.8,ч.4,т.2)

Сцена объяснения между Наташей Ростовой и князем Андреем. (23 гл, ч 3, т 2)
Переправа через Неман. (гл. 2, ч. 1, т. 3 )

Практикум, КАТ, Р/Р

проектный

Формулируют вопросы по тексту произведений

учебный фильм


Учебник: с 158 -186, таблица, вопросы на с 186-187, сообщения


Перечитать главу I первой части, главу I части второй и главу I части третьей тома третьего романа «Война и мир»





Апрель

Творчество Л.Н.Толстого

7

Значение романа-эпопеи Л.Т. Толстого для развития русской реалистической литературы.

Философия истории в романе. Подготовка к сочинению.

Подготовка к сочинению по роману Л.Н.Толстого «Война и мир».

«Мысль народная»

«Мысль семейная»

Тест по роману

Р/Р

Продуктивно-репродуктивный

Соотносят содержание произведения и с реалистическими принципами изображения жизни и человека

Презентация, учебный фильм


ДОМАШНЕЕ СОЧИНЕНИЕ №2 по роману Л.Н.Толстого «Война и мир»


Учебник: с 203 -214, таблица, сообщения Прочитать роман Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». ч.3.гл.5 ,ч.1. гл.1-5

Апрель

Творчество Ф.М.Достоевского

8

Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание». Эпоха кризиса в «зеркале» идеологического романа М.Достоевского. Образ Петербурга и средства его воссоздания в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».


Лекция, беседа

Объяснительно-иллюстративный

Подбиирают материал о жизни и творчестве писателя

Презентация

Сквозные мотивы и образы русской классики в прозе

Ф.М.Достоевского Язык и стиль Достоевского. Достоевский в театре и кино.

Учебник: с 215 -227, таблица, вопросы на с 227, сообщения


Прочитать роман Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание», ч.1.гл.7,ч.2.гл.2, 4, 6-7.

Выучить и уметь воспроизвести конспект.

Апрель

Творчество Ф.М.Достоевского

9

Проблема личной ответственности человека за свою позицию.

Преступление и трагедия отчуждения Раскольникова.

Мир «униженных и оскорблённых» и бунт личности против жестоких законов социума.


ОК

беседа

проблемный

Сопоставляют роман с библейским сюжетом, определяя

Евангельские мотивы

Идея «сверхчеловека»

Презентация

Творческая полемика Л.Н.Толстого и Ф.М. Достоевского.


Учебник: с 215 -240, таблица, вопросы на с 240-242, сообщения

Подготовиться к семинару

Апрель

Творчество Ф.М.Достоевского

10

Образ Раскольникова и тема «гордого человека» в романе.

Теория Раскольникова и идейные «двойники» и «антиподы» героя.

Принцип полифонии в решении философской проблематики романа. Контрольное тестирование №2


К/с

Сочинение-миниатюра.


Семинар

проблемный

Находят сквозные мотивы и образы русской классики в романе Ф.М.Достоевского


Презентация, учебный фильм

Сквозные мотивы и образы русской классики в романе Ф.М.Достоевского

(евангельские мотивы, образ Петербурга, тема «маленького человека», проблема индивидуализма)

Учебник: с 215 -240, таблица, вопросы на с 240-242, сообщения


Прочитать роман Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание», ч.3.гл.5, ч.4.гл.5-6, ч.6.гл.2., эпилог.


Май

Творчество Ф.М.Достоевского

11

Образ Раскольникова и тема «гордого человека» в романе.

Теория Раскольникова и идейные «двойники» и «антиподы» героя.

Принцип полифонии в решении философской проблематики романа.

Соч-мин

беседа

проблемный

Выступают с сообщениями по теории Раскольникова

Презентация

Творческая полемика Л.Н.Толстого и Ф.М. Достоевского.


Учебник: с 215 -240, таблица, вопросы на с 227, сообщения


Прочитать роман Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание», ч.3.гл.5, ч.4.гл.5-6, ч.6.гл.2., эпилог.


Подготовиться к семинару

Май

Творчество Ф.М.Достоевского

12

Раскольников и «вечная Сонечка».

Сны героя как средство его внутреннего самораскрытия.

Нравственно-философский смысл преступления и наказания Родиона Раскольникова.

Роль эпилога в раскрытии авторской позиции в романе.

Тест по роману Ф.М.Достоевкского «Преступление и наказание»

Семинар

проблемный

Определяют роль снов героя в стилистике романа

Презентация


Учебник: с 215 -240, таблица, вопросы на с 240-242, сообщения


Май

Творчество Ф.М.Достоевского

13

Идейно-художественное своеобразие романа «Преступление и наказание».


Подготовка к написанию домашнего сочинения по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».

Групповая работа

Р/Р


Продуктивно-репродуктивный

Соотносят содержание произведения и с реалистическими принципами изображения жизни и человека

Презентация, учебный фильм


ДОМАШНЕЕ СОЧИНЕНИЕ №3

по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»


Учебник: с 244 -253, таблица, сообщения

Прочитать рассказы А.П.Чехова «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви».

Выучить конспект.

Май

Творчество А.П.Чехова

14

Личность и художественный мир А.П.Чехова.

Художественное своеобразие рассказов А.П.Чехова.

Образы «футлярных» людей в чеховских рассказах и проблема «самостояния» человека в мире жестокости и пошлости.

ОК

Соч-мин

(На основе схемы – анализа прозаического произведения сделать анализ рассказов «маленькой трилогии»)

Лекция, беседа

Объяснительно-иллюстративный

Подбирают материал о жизни и творчестве писателя

Рассказывают о теме «маленького человека» в русской литературе

Презентация, учебный фильм

Тема «маленького человека» в русской литературе

Учебник: с 254 -267, таблица, вопросы на с 281-282, сообщения, творческое задание


Прочитать рассказы А.П.Чехова «Ионыч», «Студент», «Дама с собачкой», «Палата № 6», «Дом с мезонином»


Май

Творчество А.П.Чехова

15

А.П.Чехов

Разведение понятий «быт» и «бытие» в прозе А.П.Чехова.

Лаконизм, выразительность художественной детали, глубина психологического анализа как отличительные черты чеховской прозы.

Тест по «Футлярной трилогии» А.П.Чехова


Комплексный анализ текста, беседа


эвристический

Выявляют рольсимволической детали,уточняют

тематику и проблематику чеховских рассказов

учебный фильм

А.П.Чехов и Л.Н.Толстой; тема «маленького человека» в русской классике и произвед. Чехова

Иллюстрации к рассказам А.Чехова

Учебник: с 267-280, таблица, вопросы на с 276, сообщения, творческое задание


Прочитать 1 и 2 действия пьесы А.П.Чехова «Вишневый сад».


Май

Творчество А.П.Чехова

16

Новаторство А.П.Чехова- драматурга.

Соотношение внешнего и внутреннего сюжетов в комедии «Вишнёвый сад».

Фигуры героев-«недотёп» и символический образ сада в комедии.

Роль второстепенных и внесценических персонажей в чеховской пьесе.

Групповая работа

Творческое задание

Семинар

проблемный

Соотносят подтекст

«Подводное течение» с сюжетом пьесы

Презентация, учебный фильм

А.П.Чехов и Л.Н.Толстой Сценические интерпретации

комедии «Вишнёвый сад».


Учебник: с 267-280, таблица, вопросы на с 281-282, сообщения, творческое задание


Прочитать 3 и 4 действия пьесы «Вишневый сад».

выучить конспект,


Май

Творчество А.П.Чехова

17

Фигуры героев-«недотёп» и символический образ сада в комедии.

Роль второстепенных и внесценических персонажей в чеховской пьесе.

Функции ремарок, звука и цвета в «Вишнёвом саде». Сложность и неоднозначность авторской позиции в произведении.

Тест по пьесе А.П.Чехова «Вишневый сад»


Семинар

проблемный

Выявляют авторскую позицию и роль звука и цвета в ее интерпретации

Презентация, учебный фильм


Учебник: вопросы на с 284-285, сообщения, творческое задание

Прочитать


Май


18

Обобщение по курсу


Фестиваль лучших творческих работ

Задание на лето


19-22

РЕЗЕРВНЫЕ УРОКИ







Стихотворения для заучивания наизусть


Автор

Произведения для заучивания наизусть

Автор

Произведения для заучивания наизусть

А.С.Пушкин

«Эхо»

М.Ю.Лермонтов

«Молитва»


«Я помню чудное мгновенье…»


"Пророк"


«Безумных лет угасшее веселье…»


«Сон».


Отрывок из поэмы «Медный всадник»


Отрывок из поэмы «Демон»

Ф.И.Тютчев

«О, как убийственно мы любим...»,

А.А.Фет

«Шепот, робкое дыханье…»


три четверостишия «Природа – сфинкс»


«Это утро, радость эта…»,


«Умом Россию не понять…»


«Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…»,


«Нам не дано предугадывать».


«Еще майская ночь»


«Я встретил Вас…»




«Silentium»




«Иным достался от природы…»



Н.А.Некрасов

"Вчерашний день, часу в шестом…"




«Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода...»),




“Тройка»




«Поэт и гражданин»(отрывок)




«Мы с тобой бестолковые люди...»,




“В дороге»,




«О Муза! я у двери гроба…»





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!