Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.
Изучение литературы на базовом уровне сохраняет фундаментальную основу курса, систематизирует представления учащихся об историческом развитии литературы, позволяет учащимся глубоко и разносторонне осознать диалог классической и современной литературы. Курс строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.
В старших классах происходит обогащение, «наращивание» усвоенных в курсе основной школы понятий и одновременно с этим введение новейшей терминологии, соответствующей задаче профилизации старшей школы, её ориентированности на углублённое изучение предмета (например, понятия «карнавальный смех», «литературная антиутопия» и т.д.). В программе 10 класса основной корпус теоретико- литературных сведений представлен рубрикой «Опорные понятия», сопровождающей каждый из «персональных разделов» курса.
Изучение курса литературы в 10 классе являет собой завершающий этап школьного литературного образования. Вместе с тем это лишь определённая фаза формирования духовной и эстетической зрелости юного читателя – процесса, не прекращающегося с окончанием школы. Исходя из этого, следует выделить основные структурно-содержательные параметры и методологические принципы, положенные в основу программы.
В целях обеспечения последовательного, систематического изложения материала курс построен на историко-литературной основе, что предполагает следование хронологии литературного процесса. Выбор писательских имён и произведений обусловлен их значимостью для отечественной и мировой культуры, масштабностью их дарований, что соответствует требованиям обязательного минимума содержания основных образовательных программ по предмету.
Структура программы 10 класса отражает принцип поступательности в развитии литературы и, в частности, преемственности литературных явлений, различного рода художественных взаимодействий (этот важный аспект изучения курса представлен рубрикой «Внутрипредметные связи»). Не менее важным и значимым является культуроведческий аспект рассмотрения литературных явлений (соответствующий материал содержится в рубрике «Межпредметные связи»). Оптимальное соотношение обзорных и монографических тем позволяет на разных уровнях рассмотреть наиболее значительные явления того или иного историко-литературного периода. Применительно к русской литературе ХIХ века авторы стремились к наиболее широкому освещению литературного процесса второй половины столетия (творчество А.Н.Островского, И.А.Гончарова, И.С.Тургенева, Н.А.Некрасова, Л.Н.Толстого, Ф.М.Достоевского и др.). Литература первой половины ХIХ века представлена в начале курса обзором творчества ведущих русских классиков, углубляющим и расширяющим курс 9 класса (о принципах программного сопряжения курсов 9 и 10 классов).
Содержательная сторона программы отражает необходимость рассмотрения всех основных потоков литературы ХIХ-ХХ веков как высокого патриотического и гуманистического единства. Любовь к России и человеку - вот главный нравственно-философский стержень курса, определяющий его образовательно- воспитательную ценность. Очень высок воспитательный потенциал учебника. Вопросы и задания всех рубрик к каждой теме позволяют учителю осуществлять непрерывный процесс нравственного и патриотического воспитания.
Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета "Литература" на этапе среднего (полного) общего образования являются:
Результаты изучения курса «Литература» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практико- и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 210 часов для обязательного изучения учебного предмета "Литература на этапе среднего (полного) общего образования. В X - XI классах выделяется по 170 часов (из расчета 5 учебных часа в неделю)
Планирование составлено на основе программы по литературе, составленной Г.С. Меркиным и др. и рекомендованной Мин. обр. РФ.
В основе содержания и структуры программы лежит концепция литературного образования на основе творческой деятельности. В целом программа ориентирована на базовый компонент литературного образования, разработанный в Министерстве образования России.
Дата | Тема. | № составного урока (2часа) | Тема урока | Контроль | Форма и цель урока | Методы обучения | Основные виды деятельности | | | Домашнее задание |
Сентябрь | Введение. К истории русской литературы 19 в. | 1 1ч | Вводный урок. Задачи уроков литературы в 10 классе. | | Вводное учебное занятие, лекция | объяснительно-иллюстративный | | | | Учебник: с 10- 52, таблица, вопросы на с 14, сообщения, творческое задание |
Сентябрь | А.С.Пушкин . Лирика. | 2 | Жизненный и творческий путь А.С.Пушкина (основные этапы). Темы и мотивы лирики А.С. Пушкина. Образно-тематическое богатство и художественное совершенство пушкинской лирики. Эстетическое и морально-этическое значение пушкинской лирики. | «Вопросник» | Семинар. Анализ поэтического текста текста | программированный | Подбирают материал о жизни и творчестве поэта Характеризуют проблематику лирического произведения | | | Учебник: с 16 - 52, таблица, вопросы на с 50-51, сообщения, творческое задание |
Сентябрь | А.С.Пушкин . Лирика. | 3 | Тема поэта и поэзии в лирике А.С.Пушкина Философская лирика А.С.Пушкина | К/ с по стих. Пушкина, наизусть. | КАТ Практикум | проблемный | выразительно читают наизусть стихи дают общую характеристику произведения | Таблицы, презентации | Тема поэта и поэзии в лирике Ломоносова, Державина | Учебник: с 16 - 52, таблица, вопросы на с 50-51, сообщения, творческое задание |
Сентябрь | А.С.Пушкин . Лирика. | 4 | Обучение анализу лирического произведения | Соч -мин | Р/Р | эвристический | Письменно анализируют лирическое произведение | Презентация | | Учебник: с 16 - 52, таблица, вопросы на с 50-51, сообщения, творческое задание |
Сентябрь | А.С.Пушкин . Лириа. Поэма «Медный всаднк» | 5 | Историческая и «частная» темы в поэме А.С.Пушкина «Медный всадник». Конфликт между интересами личности и государства в пушкинской петербургской повести». Образ стихии и его роль в авторской концепции истории. | Соч -мин | КАТ Практикум | проблемный | Подбирают цитаты из текста по заданной теме Сопоставляют персонаж и прототип литературного произведения | Презентация | Историческая основа сюжета поэмы «Медный всадник» | Учебник: с 16 - 52, таблица, письменно вопрос №8 на с 51, сообщения, творческое задание |
Сентябрь | А.С.Пушкин. | 6 | «Петровская» тема в творчестве А.С.Пушкина («Полтава», «Арап Петра Великого») Проблематика трагедии «Борис Годунов» | | КАТ Практикум | проблемный | Соотносят содержание произведения и с реалистическими принципами изображения жизни и человека | Учебный фильм | Н.М.Карамзин «История государства Российского» | Учебник: с 53 - 72, таблица, вопросы на с 78, сообщения, творческое задание М.Ю.Лермонтов «Как часто, пёстрою толпою окружён…», «Валерик», «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою…»), «Я не унижусь пред тобою…», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана…»), «Выхожу один я на дорогу…» и др. по выбору читать |
Сентябрь | М.Ю.Лермонтов. Лирика | 7 | Жизненный и творческий путь М.Ю.Лермонтова. Тематика и проблематика лирики. Глубина философской проблематики и драматизм звучания лирики М.Ю.Лермонтова. | | КАТ Практикум | проблемный | Подбирают материал о жизни и творчестве поэта Дают характеристику художественного мира | Презентация | Литература, история, музыка. Иллюстрации к стихотворениям М.Ю.Лермонтова | Учебник: с 53 - 72, таблица, вопросы на с 79, сообщения, творческое задание |
Сентябрь | М.Ю.Лермонтов. Лирика | 8 | Жизненный и творческий путь М.Ю.Лермонтова. Мотивы одиночества, неразделённой любви, невостребованность высокого поэтического дара в лермонтовской поэзии | К/с по лирике М.Ю.Лермонтова. | КАТ Практикум | проблемный | Делают выводы об особенностях проблематики и тематики лермонтовской поэзии | Презентация | Образ пророка в поэзии Пушкина и Лермонтова | Учебник: с 53 - 72, таблица, письменно вопросы на с 71, сообщения, творческое задание |
Сентябрь | М.Ю.Лермонтов. Лирика | 9 | Обучение анализу лирического произведения | | Р/Р Практикум | проблемный | Пишут сочинение | Презентация | Литература, история, музыка. Иллюстрации к поэме М.Ю.Лермонтова | Учебник: с 73 - 78, таблица, вопросы на с 79, сообщения, творческое задание Читать поэму «Демон». |
Сентябрь | М.Ю.Лермонтов. Поэма «Демон» | 10 | Особенности богоборческой темы в поэме М.Ю.Лермонтова «Демон». Романтический колорит поэмы, её образно-эмоциональная насыщенность. Перекличка основных мотивов «Демона» с лирикой поэта. | «Вопросник» | КАТ Практикум | проблемный | Сопоставляют сюжет и персонажей поэмы | Презентация | Литература, история, музыка. Иллюстрации к поэме М.Ю.Лермонтова | Учебник: с 73 - 78, таблица, вопросы на с 79, сообщения, творческое задание |
| Гете | 11 | «Демоническая» тема в творчестве зарубежных поэтов (Гете «Фауст», Байрон «Каин», Мильтон «Потерянный рай») | групповая работа | КАТ Практикум | проблемный | Формулируют вопросы по тексту произведений | | Демон Врубеля | Учебник: с 81 - 107, таблица, вопросы на с 106-107, сообщения, творческое задание Читать «Невский проспект» |
Октябрь | Н.В.Гоголь. Повести. | 12 | Н.В.Гоголь «Невский проспект». Реальное и фантастическое в «Петербургских повестях» Н.В.Гоголя. Тема одиночества и затерянности «маленького человека» в большом городе. Ирония и гротеск как приёмы авторского осмысления абсурдности существования человека в пошлом мире. Соединение трагического и комического в судьбе гоголевских героев. | Тест «Вопросник» | КАТ Практикум | проблемный | Выявляют характерные для литературы 19 века темы, образы и приемы изображения человека | Презентация | Тема Петербурга в творчестве Пушкина, Гоголя | Учебник: с 81 - 107, таблица, вопросы на с 106-107 (№ 5), сообщения, творческое задание Читать повесть «Нос» |
Октябрь | Н.В.Гоголь. Повести. | 13 | Н.В.Гоголь «Нос». Реальное и фантастическое в «Петербургских повестях» Н.В.Гоголя. Тема одиночества и затерянности «маленького человека» в большом городе. Ирония и гротеск как приёмы авторского осмысления абсурдности существования человека в пошлом мире. Соединение трагического и комического в судьбе гоголевских героев. | Соч-мин | Урок- исследование, беседа | проблемный | Дают письменный ответ на вопрос по тексту | Презентация | Иллюстрации Н. Альтмана, В.Зелинского, Кукрыниксов к повестям Н.В.Гоголя. «Кошмары обыденности» Э.По | Учебник: с 98 - 106, таблица, вопросы на с 106-107 (№ 6,8), сообщения, творческое задание |
Октябрь | Гоголь. Поэма «Мертвые души». | 14 | Птица-тройка: полет через реальность. Тема России в поэме «Мертвые души» «Мертвые души» как поэма итогов Н.В.Гоголя Подготовка к классному сочинению | | Р/Р | проблемный | Составляют цитатный план | Презентация | «Кошмары обыденности» Э.По | Подготовка к классному сочинению |
Октябрь | | 15 | КЛАССНОЕ СОЧИНЕНИЕ №1 ПО ТВОРЧЕСТВУ ПИСАТЕЛЕЙ 1-ОЙ ПОЛОВИНЫ 19 ВЕКА | Р/Р | | | | | Учебник: с 125 - 140, таблица, вопросы на с 139-140, сообщения |
Октябрь | Литература и журналистика 50-80-х годов 19 века | 16 | Литература и журналистика 50-80-х годов ХIХ века | Групповая работа | Практикум | модельный | Конспектируют статью учебника | Презентация, учебный фильм | Исторические аспекты литературного развития | Учебник: с 125 - 140, таблица, вопросы на с 139-140, сообщения |
Октябрь | Литература и журналистика 50-80-х годов 19 века | 17 | Литература и журналистика 50-80-х годов ХIХ века | Групповая работа | Практикум | модельный | Работают в группе | учебный фильм | Исторические аспекты литературного развития | Учебник: с 141 - 158, таблица, вопросы на с 173-174, сообщения Прочитать пьесу А.Н.Островского «Гроза» (1 действие). |
Октябрь | Творчество А.Н.Островского | 18 | А.Н.Островский «Свои люди - сочтёмся!» Быт и нравы замоскворецкого купечества в пьесе «Свои люди - сочтёмся!». Конфликт между «старшими» и «младшими», властными и подневольными как основа социально-психологической проблематики комедии. | | Урок- исследование, беседа | эвристический | Характеризуют сюжет пьесы | учебный фильм, презентация | Традиции отечественной драматургии в творчестве Островского (пьесы Фонвизина, Грибоедова, Гоголя) | Учебник: с 158 - 172, таблица, вопросы на с 173-174, сообщения, творческое задание Прочитать пьесу А.Н.Островского «Гроза» (2 и 3 действия). Выучить и уметь воспроизвести конспект. |
Октябрь | Творчество А.Н.Островского | 19 | Изображение «затерянного мира» города Калинова в драме «Гроза». Катерина и Кабаниха как два нравственных полюса народной жизни. | ОК | Урок-размышление, беседа | эвристический | Составляют речевую харак х хахарактеристику героев | учебный фильм | Традиции отечественной драматургии в творчестве Островского (Фонвизина, Грибоедова, Гоголя) | Учебник: с 158 - 172, таблица, вопросы на с 173-174, сообщения, творческое задание Прочитать пьесу А.Н.Островского «Гроза» (4 и 5 действия). Сочинение-миниатюра. |
Октябрь | Творчество А.Н.Островского | 20 | Трагическая острота конфликта Катерины с "тёмным царством". Роль второстепенных и внесценических персонажей в понимании конфликта пьесы. | «Вопросник» | Урок-размышление, беседа | эвристический | Подбирают цитаты | учебный фильм | Островский и русский театр; сценические интерпретации пьес А.Н.Островского | Учебник: с 158 - 172, таблица, вопросы на с 173-174 (№11), сообщения, творческое задание |
Ноябрь | Творчество А.Н.Островского | 1 2ч | Символика "Грозы". Смысл названия пьесы. «Гроза» в русской критике (Н.А.Добролюбов, Д.И.Писарев, А.А.Григорьев). | Тест | Семинар | проблемный | Конспектируют литературно-критическую статью | учебный фильм | Островский и русский театр; сценические интерпретации пьес А.Н.Островского | Прочитать пьесу А.Н.Островского «Бесприданница», проанализировать по плану. Подготовить вопросы к семинару. |
Ноябрь | | 2 | Конфликт мечты и суровой реальности в пьесе «Бесприданница» Подготовка к сочинению по творчеству А.Н.Островского. | | Семинар | проблемный | Сопоставляют героев пьесы с актерским воплощением | учебный фильм | Фильмы Протазанова и Михалкова: два взгляда на пьесу. | Подготовиться к сочинению по творчеству А.Н. Островского |
Ноябрь | Творчество А.Н.Островского | 3 | КЛАССНОЕ СОЧИНЕНИЕ №2 ПО ТВОРЧЕСТВУ А.Н.ОСТРОВСКОГО | Р/Р | Продуктивно-репродуктивный | Пишут сочинение | | Учебник: с 176 - 190, таблица, творческое задание (№ 1 на с 208) прочитать роман И.А.Гончарова «Обыкновенная история» (композиция образов). |
Ноябрь | Творчество И.А.Гончарова | 4 | Личность и художествен- ный мир И.А. Гончарова. Два мира, два идеала жизни (По роману «Обыкновенная история») У истоков романа «Обломов». | | Урок- исследование, беседа | эвристический | Составляют характеристику Обломова | учебный фильм, презентация | | Учебник: с 176 - 198, таблица, вопросы на с 190, сообщения, творческое задание прочитать роман И.А.Гончарова «Обломов» (1-4 главы 1-ой части). Выучить и уметь воспроизвести конспект. |
Ноябрь | Творчество И.А.Гончарова | 5 | Быт и бытие Ильи Ильича Обломова. Идейно-композиционное значение главы «Сон Обломова». Роль детали в раскрытии психологии персонажей романа. | ОК «Вопросник» | Урок- исследование, беседа | эвристический | Находят в тексте символические детали, определяют их роль | учебный фильм | Литературные предшественники Обломова. Тургенев и Толстой о романе | Учебник: с 198 - 208, таблица, вопросы на с 208-209, сообщения, творческое задание (с 190) Прочитать роман И.А.Гончарова «Обломов» (ч.1, гл.5-6, 9, ч.2, л.11, ч.3, гл.11, письма в ч.1, гл.8 и ч.2, гл.10) |
Ноябрь | Творчество И.А.Гончарова | 6 | Внутренняя противоречивость натуры героя, её соотнесённость с другими характерами (АндрейШтольц, Ольга Ильинская и др.) Любовная история как этап внутреннего самоопределения героя. | Соч-мин. | Урок- исследование Деловая игра | проблемный | Сопоставляют Обломова и Штольца | Музыкальные темы в романе «Обломов». Киноверсия романа (реж.Н.Михалков) | Онегин и Печорин как литературные предшественники Обломова | Учебник: с 190 - 208, таблица, вопросы на с 208-209, сообщения, творческое задание Прочитать роман И.А.Гончарова «Обломов» (ч.4, гл.1, 10-11, ч.2, гл.1, 2), |
Ноябрь | Творчество И.А.Гончарова | 7 | Образ Захара и его роль в характеристике «обломовщины». Мастерство И.А.Гончарова. Роман «Обломов» в русской критике (Н.А.Добролюбов, Д.И.Писарев, А.В.Дружинин) | Групповая работа | Урок- исследование Деловая игра | проблемный | Конспектируют литературно-критическую статью | учебный фильм | Онегин и Печорин как литературные предшественники Обломова | Учебник: с 203 - 208, таблица, вопросы на с 208-209, сообщения, творческое задание (№ 9) Прочитать роман «Обрыв» |
Ноябрь | Творчество И.А.Гончарова | 8 | «Трилогия И.А.Гончарова как «русская история в лицах» Подготовка к сочинению по роману И.А.Гончарова «Обломов» | Групповая работа | Р/Р Семинар | проблемный | Дают письменный ответ на вопрос по тексту | Учебный фильм, презентация | | Учебник: с 211 - 214, таблица, сообщения, прочитать «Записки охотника» (2-3 рассказа по выбору). ДОМАШНЕЕ СОЧИНЕНИЕ №1 по роману И.А.Гончарова «Обломов». |
Ноябрь | Творчество И.С.Тургенева | 9 | Личность и художественный мир И.С.Тургенева. «Записки охотника» (2-3 рассказа по выбору). Яркость и многообразие народных типов, внутренняя красота и духовная мощь русского человека как центральная тема цикла. Стихотворения в прозе «Порог», «Памяти Ю.П.Вревской», «Два богача» и др. по выбору. | «Вопросник» | Урок- размышление, беседа Анализ стихотворения в прозе. | эвристический | Выявляют характерные для литературы 19 века темы, образы и приемы изображения человека | Учебный фильм, презентация | Песенная тематика рассказа «Певцы» | Учебник: с 214 -253, таблица, вопросы на с 253-254 ( № 2), сообщения, творческое задание Прочитать роман И.С.Тургенева «Отцы и дети» (гл. 3-7, 10). Выучить и уметь воспроизвести конспект. |
Ноябрь | Творчество И.С.Тургенева | 10 | Проблема поиска положительного идеала Сюжет и композиция романа «Отцы и дети» Причины конфликта Базарова с окружающими. Оппоненты Базарова, их нравственная и социальная позиция. Нигилизм Базарова, его социальные и нравственно-философские истоки в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети». | Соч-мин. ОК | Урок- исследование, беседа | программированный | Составляют речевую характеристику героев Находят в тексте символические детали, определяют их роль | Учебный фильм, презентация | Литературные реминисценции в романе «Отцы и дети» | Учебник: с 222 -253, таблица, вопросы на с 253-254, сообщения, творческое задание Прочитать роман И.С.Тургенева «Отцы и дети» (гл.17-19, 21-24,26.). |
Ноябрь | Творчество И.С.Тургенева | 11 | Базаров и Аркадий в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети». Черты «увядающей аристократии» в образах братьев Кирсановых. | Тест | Урок- исследование, беседа | эвристический | Составляют речевую характеристику героев Находят в тексте символические детали, определяют их роль | Учебный фильм | «Говорящие» исторические даты в «Отцах и детях». Музыкальные темы в романе | Учебник: с 222 -253, таблица, вопросы на с 253-254, сообщения, творческое задание Прочитать роман И.С.Тургенева «Отцы и дети». |
Декабрь | Творчество И.С.Тургенева | 12 | Любовная линия в романе и её место в общей проблематике произведения. Контрольное тестирование №1 | Тест | Урок- исследование, беседа | эвристический | Подбирают цитаты | Учебный фильм | И.С.Тургенев и группа «Современника» | Учебник: с 222 -253, таблица, вопросы на с 253-254 (№ 9), сообщения, творческое задание Прочитать роман И.С.Тургенева «Отцы и дети». |
Декабрь | Творчество И.С.Тургенева | 13 | Философские итоги романа, смысл его названия. Русская критика о романе и его герое (статьи Д.И.Писарева, Н.Н.Страхова, М.А.Антоновича) Подготовка к классному сочинению | Групповая работа | Урок- исследование, семинар Урок по работе с критической статьёй | эвристический | Конспектируют литературно-критическую статью | Учебный фильм | И.С.Тургенев и группа «Современника» | Подготовиться к сочинению по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети». |
Декабрь | | 14 | КЛАССНОЕ СОЧИНЕНИЕ №3 ПО РОМАНУ И.С. ТУРГЕНЕВА «ОТЦЫ И ДЕТИ» | Р/Р | | | | Учебник: с 256 -281, таблица, вопросы на с 280-281, сообщения, творческое задание Прочитать роман «Что делать?», ч.2,гл.12; ч.3,гл. 3 ; ч.3,гл.19; ч.3,гл.4; ч.3,гл.29; ч.2,гл.8; ч.4,гл.16; ч.2,гл.8; ч.4,гл.16; |
Декабрь | Роман Н.Г.Чернышевского «Что делать?» | 15 | «Что делать?» Н.Г.Чернышевского как полемический отклик на роман С.Тургенева «Отцы и дети». «Новые люди» и теория «разумного эгоизма» как важнейшие составляющие авторской концепции переустройства России. | «Вопросник» | Урок- исследование, семинар Урок по работе с критической статьёй | проектный | » Выявляют характерные для литературы 19 века темы, образы и приемы изображения человека | Учебный фильм, презентация | Диссертация Н.Г.Чернышевского «Эстетические отношения искусства к действительности» и поэтика романа «Что делать?» | Учебник: с 263 -281, таблица, вопросы на с 280-281 (№ 2, 7), сообщения, творческое задание Прочитать роман «Что делать?», ч.2,гл.12; ч.3,гл. 3 ; ч.3,гл.19; ч.3,гл.4; ч.3,гл.29; ч.2,гл.8; ч.4,гл.16; ч.2,гл.8; ч.4,гл.16; Расшифровать сны Веры Павловны по схеме (письменно) |
Декабрь | Роман Н.Г.Чернышевского «Что делать?» | 16 | «Что делать?» Н.Г.Чернышевского как полемический отклик на роман С.Тургенева «Отцы и дети». Глава «Четвёртый сон Веры Павловны» в контексте общего звучания произведения. Образное и сюжетное своеобразие «идеологического» романа | Таблица «Сны Веры Павловны» (рабочая тетрадь) | Урок- исследование, семинар Урок по работе с критической статьёй | проектный | Подбирают цитаты | Учебный фильм, презентация | Н.Г.Чернышевский и писатели демократического лагеря; традиционный сюжет «rendez-vous» и его трансформация в романе «Что делать?» | Учебник: с 283 -310, таблица, вопросы на с 330, сообщения, творческое задание Н.А.Некрасов «В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом…», «Блажен незлобивый поэт…», «Поэт и гражданин», «Русскому писателю», «О погоде», «Пророк», «Элегия (А.Н.Еракову)», «О Муза, я у двери гроба…», «Мы с тобой бестолковые люди…» и др. по выбору. Выучить ОК Выучить наизусть (6): «В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом…», «Мы с тобой бестолковые люди...», «Поэт и гражданин»(отрывок), «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода...»), «О Муза! я у двери гроба…» |
Декабрь | Творчество Н.А.Некрасова | 17 | Муза мести и печали» как поэтическая эмблема Некрасова- лирика. Судьбы простых людей и общенациональная идея в лирике Н.А.Некрасова разных лет. Лирический эпос как форма объективного изображения народной жизни в творчестве поэта. | К/с по лирике Некрасова. | КАТ, практикум | проблемный | Подбирают материал о жизни и творчестве поэта Дают характеристику художественного мира | Учебный фильм, презентация | Некрасовские мотивы в русской живописи. Жанр песни в лирике Некрасова | Учебник: с 283 -310, таблица, вопросы на с 330-331, сообщения, творческое задание (с 295) |
| 18(1 ч) | |
Январь | Творчество Н.А.Некрасова | 1 3ч | Гражданские мотивы в некрасовской лирике. Тема поэта и поэзии в лирике Некрасова | ОК Вопросы №4,7 | КАТ, практикум | проблемный | Делают выводы об особенностях проблематики и тематики некрасовской поэзии | | Образ пророка в лирике Пушкина, Лермонтова, Некрасова | Учебник: с 311 -330, таблица, вопросы на с 330-331, сообщения, творческое задание |
Январь | Творчество Н.А.Некрасова | 2 | "Кому на Руси жить хорошо?" как центральное произведение Некрасова. Отражение в поэме коренных сдвигов в русской жизни. Мотив правдоискательства и сказочно-мифологические приёмы построения сюжета поэмы. Представители помещичьей Руси в поэме | Соч-мин. | Урок- исследование, практикум Урок-презентация | проблемный | Составляют речевую характеристику героев Находят в тексте символические детали, определяют их роль | Учебный фильм, презентация | Связь поэмы «Кому на Руси жить хорошо» с фольклорной традицией некрасовские мотивы в живописи | Учебник: с 311 -330, таблица, вопросы на с 330-331, сообщения, творческое задание (№ 8) Прочитать поэму Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?» |
Январь | Творчество Н.А.Некрасова | 3 | Стихия народной жизни и её яркие представители Тема женской доли и образ Матрёны Корчагиной в поэме «Кому на Руси жить хорошо» Роль вставных сюжетов в некрасовском повествовании (легенды, притчи, рассказы и т. п.) в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Проблема счастья и её решение в произведении. | Тест по поэме Н.А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо". | Урок-размышление, беседа | проблемный | Формулируют вопросы по тексту произведений | Учебный фильм, презентация | Некрасовские мотивы в живописи И.Крамск., В. Иванова, И.Репина, Н.Касаткина и др. | Учебник: с 311 -330, таблица, вопросы на с 330-331, сообщения, творческое задание Прочитать поэму Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?» |
Январь | Творчество Н.А.Некрасова | 4 | Образ Гриши Добросклонова и его идейно-композиционное звучание в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Подготовка к классному сочинению. | «Вопросник» | Урок-размышление, беседа | проблемный | Подбирают цитаты, подтверждающиенародность художественного творчества; демократизацию поэтического языка, фольклорный образ (мотив) | Учебный фильм, презентация | Некрасовские мотивы в живописи И.Крамского, В. Иванова, И.Репина, Н.Касаткина и др. | Подготовка к классному сочинению. |
Январь | | 5 | КЛАССНОЕ СОЧИНЕНИЕ №4 ПО ТВОРЧЕСТВУ Н.А.НЕКРАСОВА | Р/Р | Продуктивно-репродуктивный | | | Ф.И.Тютчев «Не то, что мните вы, природа…», «Silentium!», «Цицерон», «Умом Россию не понять…», «Я встретил вас…». «Мыслящая поэзия» Учебник: с 3 -27, таблица Подготовить сообщения: Пейзажная лирика Ф.И.Тютчева. «Денисьевский цикл» Тютчева. Тема поэзии в лирике Тютчева. |
Январь | Лирика Ф.И.Тютчева | 6 | Лирика Ф.И.Тютчева, её философская глубина и образная насыщенность. Развитие традиций русской романтической лирики в творчестве поэта. | К/с по стихам | КАТ, беседа | проблемный | делают выводы об особенностях проблематики и тематики тютчевской поэзии. Философская (медитативная) лирика | Учебный фильм, презентация | Роль архаизмов в тютчевской лирике Пантеизм как основа тютчевской философии природы; | Учебник: с 3 -31, таблица, вопросы на с 27, сообщения, творческое задание Ф.И.Тютчев Природа-сфинкс, и тем она верней…», «Певучесть есть в морских волнах…», «Ещё земли печален вид…», «Полдень», «О, как убийственно мы любим!..», «Нам не дано предугадать…» и др. по выбору. Сделать сравнительный анализ стихов (по группам): «Последняя любовь», «Эти бедные селенья…» Выучить наизусть: (6) «Умом Россию не понять…», «О, как убийственно мы любим...», «Нам не дано предугадать…», «К. Б.» («Я встретил вас – и все былое...») «Silentium», «Иным достался от природы…»; |
Январь | | 7 | Ф.И.Тютчев. Тема трагического противостояния человеческого «я» и стихийных сил природы. Драматизм звучания любовной лирики. | Соч-мин | КАТ, беседа | проблемный | Выразительно читают стихи | презентация | Роль архаизмов в тютчевской лирике Пантеизм как основа тютчевской философии природы; | Учебник: с 3 -31, таблица, вопросы на с 31, сообщения, творческое задание |
Январь | Лирика Ф.И.Тютчева | 8 | Ф.И.Тютчев. Природа, человек, Вселенная как главные объекты художественного постижения в тютчевской лирике. Тема величия России, ее судьбоносной роли в мировой истории. | «Вопросник» Тест | Анализ поэтического текста, практикум | проблемный | делают выводы об особенностях проблематики и тематики тютчевской поэзии. Философская (медитативная) лирика | Учебный фильм, презентация | Пушкинские мотивы и образы в лирике Тютчева, песни и романсы русских композиторов на стихи Тютчева (С.И.Танеев С.В.Рахманинов и др.) | Учебник: с 3 -31, таблица, вопросы на с 31, сообщения, творческое задание |
Февраль | Лирика Ф.И.Тютчева | 9 | Обучение анализу лирического произведения | творческая работа | Р/Р | моделированный | | презентация | Роль архаизмов в тютчевской лирике Пантеизм как основа тютчевской философии природы; | Учебник: с 33 -52, таблица, вопросы на с 52, сообщения, творческое задание на с 39-40 Сочинение-анализ стихотворения («Умом Россию не понять…», «О, как убийственно мы любим...», «Нам не дано предугадать…», «К. Б.» («Я встретил вас – и все былое...») «Silentium») по выбору. Выучить наизусть стихи: (4) «Это утро, радость эта…», «Шепот, робкое дыханье…», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…», «Еще майская ночь» Выучить и уметь воспроизвести конспект. |
Февраль | Лирика А.А.Фета | 10 | Эмоциональная глубина и образно-стилистическое богатство лирики А.А.Фета. «Культ мгновенья» в творчестве поэта, стремление художника к передаче сиюминутного настроения внутри и вовне человека. | К/с по лирике А.А.Фета | Анализ поэтического текста, практикум | проблемный | Определяют ипрессионизм Поэтическую «безглагольность лирики А.Фета | Учебный фильм, презентация | Лирика Фета в зеркале литературной пародии П.И.Чайковский о лирике Фета | Учебник: с 33 -52, таблица, вопросы на с 52, сообщения, творческое задание на с 39-40 А.А.Фет «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…», «На заре ты её не буди…», «Это утро, радость эта…», «Одним толчком согнать ладью живую…» и др. по выбору. Сделать сопоставительный анализ (самостоятельно) стихотворений: А.Фета «Как беден наш язык…» и Ф.И.Тютчева «Silentium», А.Фета «Фонтан» - Ф.И.Тютчева «Фонтан», А.Фета «Осень» - Ф.И.Тютчева «Осенний вечер». |
Февраль | Лирика А.А.Фета | 11 | Яркость и осязаемость пейзажа, гармоничность слияния человека и природы. Красота и поэтичность любовного чувства в интимной лирике А.А.Фета. | «Вопросник» Тест | Анализ поэтического текста, беседа | эвристический | Анализируют мелодику стиха | Учебный фильм, презентация | Традиции русской романтической поэзии в лирике А.А.Фета; А.Фет и поэты радикально-демократического лагеря (стихотворные пародии Д .Минаева) | Учебник: с 33 -52, таблица, вопросы на с 52, сообщения, творческое задание на с 39-40 Подготовиться к сочинению по творчеству Н.А.Некрасова, Ф.И.Тютчева или А.А.Фета Проблемный вопрос: Что объединяет поэзию А.А.Фета и Ф.И.Тютчева и чем они дополняют друг друга? |
Февраль | Лирика А.А.Фета | 12 | Обучение анализу лирического произведения | Групповая работа | Р/Р | проблемный | Пишут сочинениеанализ лирического текста | презентация | Традиции русской романтической поэзии в лирике А.А.Фета; | Подготовка к классному сочинению по лирике Ф.И.Тютчева и А.А.Фета |
Февраль | | 13 | КЛАССНОЕ СОЧИНЕНИЕ №5 ПО ТВОРЧЕСТВУ Ф.И.ТЮТЧЕВА ИЛИ А.А.ФЕТА | Р/Р | Продуктивно-репродуктивный | | | Учебник: с 52 -63, таблица, вопросы на с 75-76, сообщения, творческое задание с 57-58 Прочитать рассказ Н.С.Лескова «Леди Макбет Мценского уезда». |
Февраль | Творчество Н.С.Лескова | 14 | Личность и художественный мир Н.С.Лескова. «Леди Макбет Мценского уезда» как рассказ, открывающий галерею народных типов в творчестве писателя. Тема праведничества в творчестве Н.С.Лескова. | | Урок- исследование, беседа | проблемный | Определяют национальный колорит повести, особенности жанра | учебный фильм | Язык и стиль лесковского сказа | Учебник: с 63 -76, таблица, вопросы на с 75-76, сообщения, творческое задание (№ 3, 5) Прочитать повесть Н.С.Лескова «Очарованный странник». |
Февраль | Творчество Н.С.Лескова | 15 | Н.С.Лесков «Очарованный странник». Стремление Лескова к созданию «монографий» народных типов. Образ Ивана Флягина и национальный колорит повести. «Очарованность» героя, его богатырство, духовная восприимчивость и стремление к подвигам. Соединение святости и греховности, наивности и душевной глубины в русском национальном характере. | Тест по повести Н.С.Лескова «Очарованный странник». | Урок- исследование, семинар | проектный | Составляют речевую характеристику героев Находят в тексте символические детали, определяют их роль | Презентация, учебный фильм | Язык и стиль лесковского сказа Былинные мотивы в повести «Очарованный странник» | Учебник: с 52 -76, таблица, вопросы на с 75-76, сообщения, творческое задание (№ 9) Прочитать повесть Н.С.Лескова «Очарованный странник», композиция образа. |
Февраль | Творчество Н.С.Лескова | 16 | Сказочный характер повествования, стилистическая и языковая яркость «Очарованного странника». | «Вопросник» | Урок-размышление | проектный | характеризуют тематику и проблематику произведения | Презентация, учебный фильм | Язык и стиль лесковского сказа Былинные мотивы в повести «Очарованный странник» | Учебник: с 78 -85, 97- 108 таблица, вопросы на с 107-108, сообщения, «Губернские очерки» (вопрос № 2) Прочитать сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина: «Медведь на воеводстве», «Богатырь», «Премудрый пискарь». |
Февраль | Творчество М.Е.Салтыкова-Щедрина | 17 | «Сказки для детей изрядного возраста» как вершинный жанр в творчестве Щедрина-сатирика. Сатирическое осмысление проблем государственной власти, помещичьих нравов, народного сознания в сказках М.Е.Салтыкова-Щедрина. Приёмы сатирического воссоздания действительности (фольклорная стилизация, гипербола, гротеск, эзопов язык и т.п.) | Тест Групповая работа | Урок- исследование, практикум | проектный | Составляют речевую характеристику героев Находят в тексте символические детали, определяют их роль | Презентация, учебный фильм | Фольклорные мотивы в сатирических произведениях Щедрина Иллюстрации художников к произведениям Щедрина (Кукрыниксы, В.Карасев, М.Башилов и др.) | Учебник: с 78 -85, 97- 108 таблица, вопросы на с 107-108, сообщения, творческое задание на с 100. Прочитать сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина: «Коняга», «Пропала совесть» и т.д. |
Февраль | Творчество М.Е.Салтыкова-Щедрина | 18 | М.Е.Салтыков-Щедрин «Премудрый пискарь». Развенчание обывательской психологии, рабского начала в человеке. Евангельские мотивы в сказках М.Е.Салтыкова-Щедрина | групповая работа | Урок- исследование, семинар | проблемный | Выявляют фольклорные мотивы, сарказм, иронию. гротеск сатирических сказок | Презентация, учебный фильм | Фольклорные мотивы в сатирических произведениях Щедрина Иллюстрации художников к произведениям Щедрина (Кукрыниксы, В.Карасев, М.Башилов и др.) | Учебник: с 78 -108, таблица, вопросы на с 107-108, сообщения, творческое задание (№ 6,7) Прочитать «Историю одного города» (предисловия, гл. «Органчик», опись градоначальников, последнюю главу). |
Март | Творчество М.Е.Салтыкова-Щедрина | 19 | М.Е.Салтыков-Щедрин Соотношение авторского идеала и сатирического начала («История одного города») | Тест по «Истории одного города» М.Е. Салтыкова-Щедрина | Урок- исследование, семинар | проблемный | Определяют традиции Фонвизина, Гоголя в щедринской сатире | учебный фильм | Традиции Фонвизина, Гоголя в щедринской сатире | Подготовка к классному сочинению |
Март | | 20 | КЛАССНОЕ СОЧИНЕНИЕ №6 ПО ТВОРЧЕСТВУ Н.С. ЛЕСКОВА И М.Е. САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА | Р/Р | Продуктивно-репродуктивный | | | А.К.Толстой «Средь шумного бала, случайно…», «Слеза дрожит в твоём ревнивом взоре…», «Когда природа вся трепещет и сияет…», «Прозрачных облаков спокойное движенье…», «Государь ты наш, батюшка…», «История государства Российского от Гостомысла до Тимашева» и др. по выбору. Учебник: с 110 -127, таблица, вопросы на с 126-127, сообщения |
Март | Лирика А.К. Толстого | 21 | Исповедальность и лирическая проникновенность поэзии А.К.Толстого. Романтический колорит интимной лирики поэта, отражение в ней идеальных устремлений художника. Радость слияния человека с природой как основной мотив «пейзажной» лирики поэта. | Групповая работа | КАТ, практикум | Объяснительно-иллюстративный | Выявляют особенности лирики позднего романтизма, жанра баллады | Презентация, учебный фильм | А.К.Толстой и братья Жемчужниковы; Д Минаев, сатирические приёмы в творчестве Толстого и Салт-Щедр. Исторические сюжеты и фигуры в произведениях А.К.Толстого. Романсы П.И.Чайковского на стихи А.К.Толстого. | Учебник: с 110 -127, таблица, вопросы на с 126-127, сообщения, вопросы на с 119 |
Март | Лирика А.К. Толстого | 22 | А.К.Толстой. Жанрово-тематическое богатство творчества: многообразие лирических мотивов, обращение к песенному историческому фольклору и политической сатире. | Групповая работа «Вопросник» К/С по лирике | КАТ, практикум | Объяснительно-иллюстративный | Выявляют особенности лирики позднего романтизма, жанра баллады | Презентация | А.Толстой и братья Жемчужниковы; сатирические приемы Салтыкова-Щедрина в творчестве А.К.Толстого | Учебник: с 129 -146, вопросы с 145, сообщения |
Март | Творчество Л.Н.Толстого | 23 | Л.Н.Толстой. Личность писателя, основные этапы его жизненного и творческого пути. «Диалектика души» «человека на войне» (По «Севастопольским рассказам») | | КАТ, практикум | проектный | Определяют историко-философскую Концепцию романа-эпопеи. | | | Учебник: с 146 -186, вопросы с 186-187 (№ 1), сообщения Прочитать главы из романа Л.Н.Толстого «Война и мир», ч.1.гл.1-7, Роль эпизодов «Салон А.П. Шерер», «именины у Ростовых» и «Князь Андрей в Лысых Горах». |
Март | Творчество Л.Н.Толстого | 24 | Л.Н.Толстой «Война и мир». Авторский замысел и история создания. Жанрово-тематическое своеобразие толстовского романа-эпопеи: масштабность изображения исторических событий, многогеройность. Переплетение различных сюжетных линий и т.п. Художественно-философское осмысление сущности войны в романе. | К/с | Урок- исследование, беседа | проблемный | Сцепление эпизодов как композиционный элемент романа Пересказывают текст | Презентация, учебный фильм | Л.Н.Толстой и И.С.Тургенев. Тема «бонапартизма» в русской классике. Исторические источники «Войны и мира». Живописные портреты Л.Н.Толстого. | Учебник: с 158 -186, таблица, вопросы на с 186-187, сообщения Прочитать роман «Война и мир», т.1. ч.1. гл.14 – 17, 22 – 25, т.2. ч.4. гл.3 – 7, 9 – 12, т.3. ч.3. гл.12 – 17. Князь Андрей на войне. Путь к славе и своему «Тулону». Князь Андрей после Аустерлица («Чтобы не для одного меня шла моя жизнь…») Шенграбенское, Аустерлицкое сражения |
Март | Творчество Л.Н.Толстого | 25 | Патриотизм скромных тружеников войны и псевдопатриотизм «военных трутней». Критическое изображение высшего света в романе, противопоставление мертвенности светских отношений «диалектике души» и любимых героев автора. | Соч-мин | Урок- исследование, беседа | проблемный | Формулируют вопросы по тексту произведений | Презентация, учебный фильм | Л.Н.Толстой и И.С.Тургенев. Тема «бонапартизма» в русской классике. Исторические источники «Войны и мира». Живописные портреты Л.Н.Толстого. | Учебник: с 158 -186, таблица, вопросы на с 186-187, сообщения Перечитать главы III – VII и IX – XII части четвертой тома второго, XII – XVII части третьей тома третьего; XV – XXI части второй и главы XVI и XIX части третьей первого тома романа «Война и мир». Композиция образов |
Март | Творчество Л.Н.Толстого | 26 | Этапы духовного самосовершенствования Андрея Болконского, сложность и противоречивость жизненного пути героев. | Тест по прочитанным главам. | Семинар | проблемный | Составляют речевую характеристику героев Находят в тексте символические детали, определяют их роль | Презентация, учебный фильм | Образ Наполеона и тема «бонапартизма» в произведениях русской классики | Учебник: с 158 -186, таблица, вопросы на с 186-187, сообщения Перечитать главы IV – VI части первой, главы I – IV части второй и главу VII части третьей тома второго; главы IX – XI, XIII – XV, XVII – XVIII части пятой тома второго романа «Война и мир», |
| 27 (1час) | НЕДЕЛЯ КиС |
Апрель | Творчество Л.Н.Толстого | 1 4ч | Этапы духовного самосовершенствования Пьера Безухова, сложность и противоречивость жизненного пути героев. | Тест по прочитанным главам. | Семинар | проблемный | Составляют таблицу | учебный фильм | Образ Наполеона и тема «бонапартизма» в произведениях русской классики | Учебник: с 158 -186, таблица, вопросы на с 186-187, сообщения |
Апрель | Творчество Л.Н.Толстого | 2 | «Мысль семейная» и её развитие в романе: семьи Болконских и Ростовых и семьи-имитации (Берги, Друбецкие, Курагины и др.). Черты нравственного идеала автора в образах Наташи Ростовой и Марьи Болконской. | Таблицы | Урок- исследование, семинар | проектный | Составляют речевую характеристику героев Находят в тексте символические детали, определяют их роль | Презентация, учебный фильм | Стихотворение М.Ю.Лермонтова «Бородино» и его переосмысление в романе Толстого | Учебник: с 158 -186, таблица, вопросы на с 186-187, сообщения Перечитать главы XIX – XXI, XIV – XV, XXX – XXXV, XXXVIII - XXXIX части второй тома третьего романа «Война и мир», |
Апрель | Творчество Л.Н.Толстого | 3 | «Мысль народная» как идейно-художественная основа толстовского эпоса. Противопоставление образов Кутузова и Наполеона в свете авторской концепции личности в истории. Эпизод Бородинского сражения. Кутузов и Наполеон. | Таблица Кутузов и Наполеон | Семинар | проблемный | Составляют речевую характеристику героев Находят в тексте символические детали, определяют их роль | учебный фильм | Стихотворение М.Ю.Лермонтова «Бородино» и его переосмысление в романе Толстого | Учебник: с 158 -186, таблица, вопросы на с 186-187, сообщения, перечитать главы I – XI части третьей тома четвертого, XXXI – XXXII части третьей третьего тома романа и главу XVI части первой тома четвертого романа «Война и мир» |
Апрель | Творчество Л.Н.Толстого | 4 | Феномен «общей жизни» и образ «дубины народной войны» в романе. Тихон Щербатый и Платон Каратаев как два типа народно-патриотического сознания. Образ князя Андрея в романе. | Творческая работа | Беседа | проблемный | Составляют речевую характеристику героев Находят в тексте символические детали, определяют их роль | Презентация, учебный фильм | Стихотворение М.Ю.Лермонтова «Бородино» и его переосмысление в романе Толстого | Учебник: с 158 -186, таблица, вопросы на с 186-187, сообщения перечитать главы X – XIII части первой; главу XII части второй тома четвертого; главу XVII части четвертой тома четвертого; главу IV эпилога; главы X, XIV – XVI части первой эпилога романа «Война и мир» |
Апрель | Творчество Л.Н.Толстого | 5 | Образ Пьера в романе. Образ Наташи Ростовой в романе. | Групповая работа | Беседа | эвристический | Формулируют вопросы по тексту произведений | учебный фильм | | Учебник: с 158 -186, таблица, вопросы на с 186-187, сообщения Подготовка к практикуму «Анализ эпизода» |
Апрель | Творчество Л.Н.Толстого | 6 | АНАЛИЗ ЭПИЗОДА Смотр под Браунау. (т 1, ч 2, гл. 2.) Андрей Болконский на поле боя под Аустерлицем. (т.1, ч.3, гл.19.) Отъезд князя А. на войну. (25 гл.ч.1, т.1) Сцена объяснения П. с Эл (гл.2,ч. 3, т.1) Петя Ростов в парт. отряде.(7гл. ч. 3,т.4) Наташа в гостях у дядюшки(гл.8,ч.4,т.2) Сцена объяснения между Наташей Ростовой и князем Андреем. (23 гл, ч 3, т 2) Переправа через Неман. (гл. 2, ч. 1, т. 3 ) | Практикум, КАТ, Р/Р | проектный | Формулируют вопросы по тексту произведений | учебный фильм | | Учебник: с 158 -186, таблица, вопросы на с 186-187, сообщения Перечитать главу I первой части, главу I части второй и главу I части третьей тома третьего романа «Война и мир» |
Апрель | Творчество Л.Н.Толстого | 7 | Значение романа-эпопеи Л.Т. Толстого для развития русской реалистической литературы. Философия истории в романе. Подготовка к сочинению. Подготовка к сочинению по роману Л.Н.Толстого «Война и мир». | «Мысль народная» «Мысль семейная» Тест по роману | Р/Р | Продуктивно-репродуктивный | Соотносят содержание произведения и с реалистическими принципами изображения жизни и человека | Презентация, учебный фильм | | ДОМАШНЕЕ СОЧИНЕНИЕ №2 по роману Л.Н.Толстого «Война и мир» Учебник: с 203 -214, таблица, сообщения Прочитать роман Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». ч.3.гл.5 ,ч.1. гл.1-5 |
Апрель | Творчество Ф.М.Достоевского | 8 | Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание». Эпоха кризиса в «зеркале» идеологического романа М.Достоевского. Образ Петербурга и средства его воссоздания в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». | | Лекция, беседа | Объяснительно-иллюстративный | Подбиирают материал о жизни и творчестве писателя | Презентация | Сквозные мотивы и образы русской классики в прозе Ф.М.Достоевского Язык и стиль Достоевского. Достоевский в театре и кино. | Учебник: с 215 -227, таблица, вопросы на с 227, сообщения Прочитать роман Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание», ч.1.гл.7,ч.2.гл.2, 4, 6-7. Выучить и уметь воспроизвести конспект. |
Апрель | Творчество Ф.М.Достоевского | 9 | Проблема личной ответственности человека за свою позицию. Преступление и трагедия отчуждения Раскольникова. Мир «униженных и оскорблённых» и бунт личности против жестоких законов социума. | ОК | беседа | проблемный | Сопоставляют роман с библейским сюжетом, определяя Евангельские мотивы Идея «сверхчеловека» | Презентация | Творческая полемика Л.Н.Толстого и Ф.М. Достоевского. | Учебник: с 215 -240, таблица, вопросы на с 240-242, сообщения Подготовиться к семинару |
Апрель | Творчество Ф.М.Достоевского | 10 | Образ Раскольникова и тема «гордого человека» в романе. Теория Раскольникова и идейные «двойники» и «антиподы» героя. Принцип полифонии в решении философской проблематики романа. Контрольное тестирование №2 | К/с Сочинение-миниатюра. | Семинар | проблемный | Находят сквозные мотивы и образы русской классики в романе Ф.М.Достоевского | Презентация, учебный фильм | Сквозные мотивы и образы русской классики в романе Ф.М.Достоевского (евангельские мотивы, образ Петербурга, тема «маленького человека», проблема индивидуализма) | Учебник: с 215 -240, таблица, вопросы на с 240-242, сообщения Прочитать роман Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание», ч.3.гл.5, ч.4.гл.5-6, ч.6.гл.2., эпилог. |
Май | Творчество Ф.М.Достоевского | 11 | Образ Раскольникова и тема «гордого человека» в романе. Теория Раскольникова и идейные «двойники» и «антиподы» героя. Принцип полифонии в решении философской проблематики романа. | Соч-мин | беседа | проблемный | Выступают с сообщениями по теории Раскольникова | Презентация | Творческая полемика Л.Н.Толстого и Ф.М. Достоевского. | Учебник: с 215 -240, таблица, вопросы на с 227, сообщения Прочитать роман Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание», ч.3.гл.5, ч.4.гл.5-6, ч.6.гл.2., эпилог. Подготовиться к семинару |
Май | Творчество Ф.М.Достоевского | 12 | Раскольников и «вечная Сонечка». Сны героя как средство его внутреннего самораскрытия. Нравственно-философский смысл преступления и наказания Родиона Раскольникова. Роль эпилога в раскрытии авторской позиции в романе. | Тест по роману Ф.М.Достоевкского «Преступление и наказание» | Семинар | проблемный | Определяют роль снов героя в стилистике романа | Презентация | | Учебник: с 215 -240, таблица, вопросы на с 240-242, сообщения |
Май | Творчество Ф.М.Достоевского | 13 | Идейно-художественное своеобразие романа «Преступление и наказание». Подготовка к написанию домашнего сочинения по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». | Групповая работа | Р/Р | Продуктивно-репродуктивный | Соотносят содержание произведения и с реалистическими принципами изображения жизни и человека | Презентация, учебный фильм | | ДОМАШНЕЕ СОЧИНЕНИЕ №3 по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» Учебник: с 244 -253, таблица, сообщения Прочитать рассказы А.П.Чехова «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви». Выучить конспект. |
Май | Творчество А.П.Чехова | 14 | Личность и художественный мир А.П.Чехова. Художественное своеобразие рассказов А.П.Чехова. Образы «футлярных» людей в чеховских рассказах и проблема «самостояния» человека в мире жестокости и пошлости. | ОК Соч-мин (На основе схемы – анализа прозаического произведения сделать анализ рассказов «маленькой трилогии») | Лекция, беседа | Объяснительно-иллюстративный | Подбирают материал о жизни и творчестве писателя Рассказывают о теме «маленького человека» в русской литературе | Презентация, учебный фильм | Тема «маленького человека» в русской литературе | Учебник: с 254 -267, таблица, вопросы на с 281-282, сообщения, творческое задание Прочитать рассказы А.П.Чехова «Ионыч», «Студент», «Дама с собачкой», «Палата № 6», «Дом с мезонином» |
Май | Творчество А.П.Чехова | 15 | А.П.Чехов Разведение понятий «быт» и «бытие» в прозе А.П.Чехова. Лаконизм, выразительность художественной детали, глубина психологического анализа как отличительные черты чеховской прозы. | Тест по «Футлярной трилогии» А.П.Чехова | Комплексный анализ текста, беседа | эвристический | Выявляют рольсимволической детали,уточняют тематику и проблематику чеховских рассказов | учебный фильм | А.П.Чехов и Л.Н.Толстой; тема «маленького человека» в русской классике и произвед. Чехова Иллюстрации к рассказам А.Чехова | Учебник: с 267-280, таблица, вопросы на с 276, сообщения, творческое задание Прочитать 1 и 2 действия пьесы А.П.Чехова «Вишневый сад». |
Май | Творчество А.П.Чехова | 16 | Новаторство А.П.Чехова- драматурга. Соотношение внешнего и внутреннего сюжетов в комедии «Вишнёвый сад». Фигуры героев-«недотёп» и символический образ сада в комедии. Роль второстепенных и внесценических персонажей в чеховской пьесе. | Групповая работа Творческое задание | Семинар | проблемный | Соотносят подтекст «Подводное течение» с сюжетом пьесы | Презентация, учебный фильм | А.П.Чехов и Л.Н.Толстой Сценические интерпретации комедии «Вишнёвый сад». | Учебник: с 267-280, таблица, вопросы на с 281-282, сообщения, творческое задание Прочитать 3 и 4 действия пьесы «Вишневый сад». выучить конспект, |
Май | Творчество А.П.Чехова | 17 | Фигуры героев-«недотёп» и символический образ сада в комедии. Роль второстепенных и внесценических персонажей в чеховской пьесе. Функции ремарок, звука и цвета в «Вишнёвом саде». Сложность и неоднозначность авторской позиции в произведении. | Тест по пьесе А.П.Чехова «Вишневый сад» | Семинар | проблемный | Выявляют авторскую позицию и роль звука и цвета в ее интерпретации | Презентация, учебный фильм | | Учебник: вопросы на с 284-285, сообщения, творческое задание Прочитать |
Май | | 18 | Обобщение по курсу | | Фестиваль лучших творческих работ | Задание на лето |
| 19-22 | РЕЗЕРВНЫЕ УРОКИ |