«Организация исследовательской и проектной деятельности
обучающихся начальной школы
как основное требование
ФГОС НОО»
В ФГОС НОО приоритетом названо формирование универсальных учебных действий.
Компетентностный подход выдвигает на первое место не информированность ученика, а умение решать проблемы, возникающие в реальных жизненных ситуациях.
В связи с этим актуальным становится введение в учебный процесс метода проектов.
Т
Проектно-исследовательская деятельность
– это деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов. Она является организационной рамкой исследования.
Значение проектной деятельности
– Многочисленные исследования, проведенные как в нашей стране, так и за рубежом, показали, что большинство современных лидеров в политике, бизнесе, искусстве, спорте – люди, обладающие проектным типом мышления.
– Сегодня в школе есть все возможности для развития проектного мышления с помощью особого вида деятельности учащихся – проектной деятельности.
– По оценкам преподавателей, учащиеся, которые занимаются исследовательской деятельностью, более глубоко разбираются в причинах различных явлений, более продуктивно доказывают свою точку зрения, могут понять и признать собственные ошибки.
Учебно-исследовательская деятельность как средство формирования творческой личности
Урочная деятельность
Внеурочная деятельность
Урочная деятельность
– Исследовательские методы.
– Творческие задания.
– Учебные проекты.
– Другие технологии развивающего обучения .
Внеурочная деятельность
Массовая
Познавательные игры, конкурсы.
Предметные недели.
Конференции.
Групповая
Школьное исследовательское общество.
Факультативы, элективные курсы, кружки.
Проекты.
Индивидуальная
Исследовательская работа.
Творческие работы.
Проекты.
Формы организация учебно-исследовательской деятельности:
– Формы организации учебно-исследовательской деятельности многообразны: это детские объединения учащихся по интересам, конференции, олимпиады, турниры, выставки, научно-методические сборы, летние (каникулярные) лагеря, экспедиции, школы, научные объединения учащихся (НОУ).
Этапы работы над проектом
Презентация
Продукт
Поиск информации
Планирование
Проблема
Виды учебных исследований
– По количеству участников: индивидуальные, групповые, коллективные.
– По месту проведения : урочные и внеурочные.
– По времени : кратковременные и долговременные.
– По теме : предметные и свободные.
Для организации проектно-исследовательской деятельности младших школьников,
необходимо решить несколько задач:
– Определение условий формирования исследовательских умений младших школьников.
– Сформировать у родителей обучающихся представления о проектном обучении как ведущем способе учебной деятельности.
– Сформировать у обучающихся начальных классов представления о проектном обучении как ведущем способе учебной деятельности.
– Создать условия для занятий проектно-исследовательской деятельностью младших школьников.
– Введение в учебный процесс метода проектов, как технологию развития умений учиться.
Организация проектно-исследовательской деятельности дает следующие результаты
- Совершенствование познавательных потребностей учащихся.
- Развитие познавательных способностей учащихся и критического мышления.
- Формирование и развитие у детей умений и навыков исследовательского поиска.
- Развитие умений ориентироваться в информационном пространстве;
- Сплочение детей, умение слаженно работать в группах.
- Развитие интереса к проектно-исследовательской деятельности (по собственной инициативе выполняют мини-проекты, которые им интересны, представляют их на классных часах).
- Формирование навыка работы на компьютере (самостоятельно делают презентации к урокам и классным часам).
- Формирование у учащихся представлений об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности.