СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Подготовка к домашнему сочинению по комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обобщающий урок по комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума"

Просмотр содержимого документа
«Подготовка к домашнему сочинению по комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума"»

Агафонова Галина Вячеславна



Обобщающий урок по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». Подготовка к контрольному домашнему сочинению №1


Ц е л ь: продолжать совершенствовать навык написания сочинения на заданную тему; соблюдать признаки выбранного жанра сочинения; уметь выразить свое отношение к предложенным темам

Формирование представлений о нравственных ценностях гуманизма. Противопоставление коварства, жестокости, хитрости великодушию, бескорыстию, честности. Развитие морального сознания и

Компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора,

Формирование нравственных чувств и нравственного поведения осознанного и ответственного

отношения к собственным поступкам.

З н а т ь: содержание и проблематику изученного произведения.

У м е т ь: выбрать тему и жанр сочинения; составить план к выбранной теме; сформулировать идею, подобрать цитатный материал; аргументировать свою точку зрения; редактировать написанное (П).

Чацкий до сих пор

единственное

героическое лицо нашей

литературы, честная и деятельная

натура борца, то есть натура

в высшей степени страстная.

Критик А.Григорьев

Чацкий – образ декабриста,

защитник

передовых идей,

обличитель крепостнических нравов.

И.А.Гончаров

1. Мотивация.

2. Формулирование темы. Мы заканчиваем изучение комедии А.С. Грибоедова и должны написать итоговую работу по произведению. Как вы думаете, какова тема нашего урока.

3. Запись темы, целеполагание.

4. Терминологический диктант на соответствие

Драматическое произведение с весёлым, смешным сюжетом, обычно осмеивающее общественные или бытовые пороки, а также представление его на сцене.

Новаторство

Высшая точка подъема воодушевления, эмоционального чувства, восторга, достигнутая в литературном произведении и в восприятии его читателем, отражающая значительные события в обществе и духовные взлеты героев.

Пафос

Один из основных жанров драмы как литературного рода, наряду с трагедией и комедией. Подобно комедии, воспроизводит преимущественно частную жизнь людей. Но главная ее цель - не осмеяние нравов, а изображение личности в ее драматических отношениях с обществом.  

Конфликт

Противоречия, возникающие между отдельными персонажами, персонажем и социально-бытовой средой, между группами персонажей, сословиями, классами. Эти противоречия развиваются и в конце концов, как правило, разрешаются в сюжете произведения.

Драма

 Совокупность персонажей, близких по своему социальному положению или роду занятий, мировосприятию и духовному облику. Такие персонажи могут быть представлены в различных произведениях одного и того же или нескольких писателей.

Реализм

Открытие новых путей в том или ином виде деятельности, отказ от устаревших традиций и создание новых.

Литературный тип

Художественный метод, следуя которому, художник изображает жизнь в образах, соответствующих сути явлений самой жизни.

Сатира

Вид комического; беспощадное, уничтожающее осмеяние какого-либо общественно значимого явления, раскрывающее его глубокую внутреннюю несостоятельность.

Комедия


5. Беседа. Лагерю крепостников, защитников феодальной старины, врагам просвещения противопоставлен в комедии Чацкий. Грибоедов первый в русской литературе сумел создать реалистический образ положительного героя своего времени. Этот образ воплощает в своем мировоззрении и характере реальные черты и облик декабриста. См. эпиграф. Автор неоднократно в комедии подчёркивает ум Чацкого. Для современников-друзей и врагов – ум Чацкого означал, что он был не просто умным человеком, а вольнодумцем, принадлежащим к передовому кругу. Вольнолюбие Чацкого сформировалось в тех условиях, что и у декабристов. Его биография типична для представителей передовой дворянской молодёжи 1810-1820-х гг.

  • Что вы знаете о детстве Чацкого? (прочитать слова Софьи – д. 1, явл.5 «Послушай, вольности ты лишней не бери»).

Итак, детство Чацкого прошло в барском доме Фамусова. В годы, когда юное сердце егоостро реагирует на впечатления от быта московского барства, дух «века минувшего», низкопоклонничество и пустота жизни рано возбудили в Чацком скуку и отвращение. Несмотря на дружбу с Софьей, Чацкий покидает дом Фамусовых, начинается самостоятельная жизнь.

Как вы думаете, почему охота странствовать напала на него?

Он хотел обогатить свой разум современными передовыми идеями. Мы знаем, что к этому стремился и сам Грибоедов, и декабристы. Пестель говорил о том, что «без этих сведений нельзя быть полезным ни себе, ни обществу, ни Отечеству». Чацкий отправился «ума искать» с возвышенной патриотической целью. Он переживает то, о чем рассказывал Раевский: «Эта высокая цель жизни самой своей таинственностью и начертанием новых обязанностей резко и глубоко проникла в душу мою, я как будто получил особенное значение в собственных глазах, стал внимательно смотреть на жизнь во всех проявлениях буйной молодости».

  • Где был Чацкий? (В Петербурге, в деревне, за границей).

Чацкий попадает в Петербург в ту пору, когда там зарождалось движение либералистов, полное вольнолюбивых надежд, свободомыслия. В этой обстановке сложились взгляды, стремление и ум Чацкого. Он, по-видимому, заинтересовался литературой. Даже в Москве до Фамусова дошли слухи, что Чацкий «славно пишет», «славно переводит». Чацкий увлекается общественной деятельностью, у него возникает «с министром связь» Потом разрыв.

В деревне Чацкий, вероятно, стремится помочь крепостным.

Чацкий возвращается в Москву, полный надежд и мечтаний. В чужих краях он стосковался по родине. «..и дым Отечества» ему «сладок и приятен».

  • Что же нового показала ему Москва? («Вчера был бал, а завтра будет два.

Тот сватался – успел, а тот дал промах.

Всё тот же мост и те ж стихи в альбомах».)

  • Изменилось ли что-либо за время отсутствия Чацкого?

  • Что или кто влечёт его в дом Фамусова? (Софья).

  • Как относится она к приезду друга детства?

  • Что говорит Софья о Молчалине? (д.3. явл.1).

«Я не стараюсь, Бог нас свёл». Софья при всех своих задатках целиком принадлежит фамусовскому миру. Она не может полюбить Чацкого, который с кладом своего ума и души противопоставлен этому миру.

  • Прочитать монолог Чацкого «Не образумлюсь…виноват» (действие 4, явл.14).

6. Приговор фамусовскому обществу звучит в монологе Чацкого «А судьи кто?». Выразительное чтение наизусть.

7. Оформление таблицы

Что вызывает гнев Чацкого?

Что провозглашает Чацкий?

  1. Крепостное право, жестокость.

  2. Карьеризм, чинопочитание.

  3. Косность, идеалы «века минувшего».

  4. Невежество.

  1. Гуманизм, уважение к простому человеку.

  2. Службу делу, а не лицам.

  3. Свободу мыслей и высказываний.

  4. Утверждение передовых идей современности.

  5. Просвещение, процветание науки и искусства.

  6. Уважение к национальным правам, старине.

  7. Смысл жизни – «служить родине, народу».

  1. Беседа В глазах современников Грибоедова, Чацкий – вольнодумец. В сознании Чацкий чаще всего связывается с декабристами. См.эпиграф 2. Герцен писал: «Образ Чацкого, печального, неприкаянного в своей иронии, трепещущего от негодования и преданного мечтательному идеалу, появляется в последний момент царствования Александра I. Это декабрист, это декабрист, это человек, который завершает эпоху Петра I.

  • Что вы можете сказать о Чацком? Чацкий – гуманист, защитник свободы и независимой личности. Рабство, крепостничество вызывает в нём резкий протест. В своей речи против судей он разоблачает крепостничество. Особенно гнев грибоедовского героя вызывают издевательства над личностью крестьянина. Как просветитель Чацкий отстаивает права разума, верит в его силу, силу человека. Одну из примет вредного влияния на русскую жизнь фамусовщины он видит в общественных предрассудках, он обличает тех, кто «сужденья черпают из забытых газет времен очаковских и покоренья Крыма». Огромное значение Чацкий придавал проблеме воспитания. В разуме, в воспитании он видел могучее средство преобразования общества, изменения жизни.

  • Есть ли у Чацкого единомышленники? (двоюродный брат Скалозуба, Фёдор – химик, ботаник, который не хочет знать и чуждается пустой, светской среды).

  • Что говорит Скалозуб о своём брате? (д.2, явл.5)

«Но крепко набрался каких-то новых правил, чем следовал ему:

Он службу вдруг оставил

В деревне книги стал читать».

Чацкий терпит горе от своего ума. В общественной драме Чацкого отразилась слабость дворянского освободительного движения.

Пафос комедии оптимистичен: Горе от ума испытывает не только Чацкий, который наносит удар своими обличительными речами фамусовым, молчалиным. Спокойной и беспечное существование фамусовского общества кончилось. Если чацкие пока слабы в своей борьбе, то и фамусовы бессильныостановить развитие просвещения и передовых идей.

  1. Анализ статьи И.А. Гончарова «Мильон терзаний»

В 1872 году появилась знаменитая статья И.А. Гончарова «Мильон терзаний». Гончаров называет комедию общественной драмой, а столкновение Чацкого с фамусовским обществом как «борьбу, важную, серьёзную, целую битву». Он не останавливается на связях Чацкого с движением декабристов, но ставит героя Грибоедова очень высоко. Глубоко проникая в текст комедии, Гончаров прослеживает связь общественного конфликта и личной драмы Чацкого.

Запишем основные положения статьи Гончарова в тетрадь (презентация группы). Класс соглашается или опровергает этим положения.


  1. Комедия «Горе от ума» держится каким-то особняком в литературе, отличается моложавостью, свежестью. Вся пьеса представляется кругом знакомых читателю лиц, и кругом притом определённым и замкнутым.

  2. «Горе от ума» есть и картина нравов, и галерея живых типов, и вечно острая, жгучая сатира. В картине нет ни одного бледного пятна, ни одного постороннего, лишнего штриха и звука.

  3. Проза и стих слились здесь во что-то нераздельное.

  4. Чацкого роль – роль страдательная. Она в то же время и всегда победительная.

  5. Чацкие не знают о своей победе, они сеют только, а пожинают другие – в этом их главное страдание.

  6. Чацкого возмущает безобразное проявление крепостного права, безумная роскошь.

  7. Чацкий сломлен количеством старой силы, но он нанес ей в свою очередь удар качеством силы свежей.

  8. Чацкий неизбежен при каждой смене одного века другим.

  9. Чацкие живут и не переводятся в обществе, где длится борьба свежего с отжившим, больного со здоровым.

  10. Каждое дело, требующее обновления, вызывает тень Чацкого. Вот почему не состарился до сих пор Чацкий, а с ним и вся комедия.


  1. Групповая работа.

Делимся на группы, составляем план сочинения по темам

« К вам Александр Андреич Чацкий» (образ Чацкого в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»)

Презентация и обсуждение планов

  1. Беседа

Начиная разговор о жизни и творчестве Грибоедова, мы сказали, что Грибоедов наряду с Пушкиным, был основоположником реализма. Появление «Горя от ума» предвещало победу реализма в русской литературе. Охарактеризуйте реализм как литературное направление.

  • Что же являлось социальной почвой для его появления?

  1. Обращение передовых кругов русского общества к национальной жизни, к положению народа.

  2. Обострение классовых противоречий в стране, усиление крепостнического гнёта.

  3. Рост антикрепостнических настроений.

  • Докажите, что комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума» - реалистическое произведение.

Грибоедов в своей комедии раскрыл типические черты диких барских нравов и бесправия, страдания и горя крепостного крестьянства. Сочувствие закрепощённым народным массам – основа грибоедовского изображения жизни. Грибоедов пытается показать своих героев в развитии. Если в произведениях литературы 18 века (например, «Недоросль» Фонвизина) герои уже со сложившимися характерами, которые не меняются до конца в произведении, то Грибоедов показал своих герое как реальных людей.

  • Характеры каких персонажей пьесы и каким образом меняются? (обогащается мировоззрение Чацкого, меняется характер Софьи, Горича).

Персонажи «Горя от ума» раскрываются не односторонне. Фамусов не только реакционер, он и барин, и любящий отец, покровитель своих родственников. Софья сентиментальна, но вместе с тем состоятельна, упряма. Это еще раз подтверждает жизненность персонажей.

В 1830 гг. журнал «Московский телеграф» писал: «Все действующие лица пьесы кажутся нам будто знакомыми, в них мы видим такую выразительность, что каждый из нас …старается угадать, с кем они схожи». И не случайно современники, исследователи отыскивают прототипы грибоедовских персонажей в барской Москве его времени.

Сообщение. В образе Фамусова угадываем черты дяди Грибоедова. Прототипом Хлестовой является властная и влиятельная в Москве» дворянка Офросимова. Современные исследователи пытались установить прототип и Чацкого. В образе Чацкого они видели Чаадаева. Это был выдающийся человек: умный, с твердым характером, бурным красноречием. Несомненно, когда Грибоедов создавал образ Чацкого, он вспоминал Чаадаева. Но конкретизация персонажей не снимает типичности.

  1. Мини-исследование. Грибоедов стал новатором и в области литературного языка. Можно сказать, что наряду с Крыловым, Пушкиным, Грибоедов был создателем литературного языка. Один из его современников писал: « У одного Грибоедова мы находим непринуждённый, легкий, совершенно такой язык, каким говорят у нас в обществах, у него в слоге находим мы колорит русских». Еще Пушкин предсказывал, что половина стихов «Горе от ума» войдет в пословицы.

Заранее подготовленный ученик презентует сообщение «Афоризмы и пословицы в «Горе от ума»).

Грибоедов широко и обильно использует живую разговорную речь.

  • Анализ речи Скалозуба (д.3, явл.5 «Избавь, учёностью…»). Речь Скалозуба полна военной терминологии, фразы похожи на военные приказы.

  • Анализ речи Молчалина (д.3, явл.3). Молчалин деликатен, вкрадчив, немногословен, любит поучительные слова).

  • Анализ речи Чацкого(д.4, явл3 « Ну вот и день прошёл…»). Печальные размышления похожи на романтическую элегию. Но эти речи сменяются словами, бичующими пороки фамусовского общества).

  • Речь Чацкого полна афоризмов. Докажите это. «И дым Отечества нам сладок и приятен», «Дойдёт до степеней известных, ведь ныне любят бессловесных», «Свежо преданье, а верится с трудом», «Служить бы рад, прислуживаться тошно», «Пустое, рабское, слепое подражанье», «Послушай, ври, да знай же меру».

  1. Групповая работа.

Класс по группам составляет план сочинения на тему «Афористический язык комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».

Презентация и обсуждение планов

15.

Подведение итогов.

Закончите наш урок афоризмом из комедии.

Выставление отметок.

  1. Домашнее задание. Написать сочинение на одну из предложенных тем.







































РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ

  1. Соедините определение с соответсвующим литературным термином

    Драматическое произведение с весёлым, смешным сюжетом, обычно осмеивающее общественные или бытовые пороки, а также представление его на сцене.

    Новаторство

    Высшая точка подъема воодушевления, эмоционального чувства, восторга, достигнутая в литературном произведении и в восприятии его читателем, отражающая значительные события в обществе и духовные взлеты героев.

    Пафос

    Один из основных жанров драмы как литературного рода, наряду с трагедией и комедией. Подобно комедии, воспроизводит преимущественно частную жизнь людей. Но главная ее цель - не осмеяние нравов, а изображение личности в ее драматических отношениях с обществом.  

    Конфликт

    Противоречия, возникающие между отдельными персонажами, персонажем и социально-бытовой средой, между группами персонажей, сословиями, классами. Эти противоречия развиваются и в конце концов, как правило, разрешаются в сюжете произведения.

    Драма

     Совокупность персонажей, близких по своему социальному положению или роду занятий, мировосприятию и духовному облику. Такие персонажи могут быть представлены в различных произведениях одного и того же или нескольких писателей.

    Реализм

    Открытие новых путей в том или ином виде деятельности, отказ от устаревших традиций и создание новых.

    Литературный тип

    Художественный метод, следуя которому, художник изображает жизнь в образах, соответствующих сути явлений самой жизни.

    Сатира

    Вид комического; беспощадное, уничтожающее осмеяние какого-либо общественно значимого явления, раскрывающее его глубокую внутреннюю несостоятельность.

    Комедия

  2. Гончаров И.А. «Мильон терзаний»


  1. Комедия «Горе от ума» держится каким-то особняком в литературе, отличается моложавостью, свежестью. Вся пьеса представляется кругом знакомых читателю лиц, и кругом притом определённым и замкнутым.

  2. «Горе от ума» есть и картина нравов, и галерея живых типов, и вечно острая, жгучая сатира. В картине нет ни одного бледного пятна, ни одного постороннего, лишнего штриха и звука.

  3. Проза и стих слились здесь во что-то нераздельное.

  4. Чацкого роль – роль страдательная. Она в то же время и всегда победительная.

  5. Чацкие не знают о своей победе, они сеют только, а пожинают другие – в этом их главное страдание.

  6. Чацкого возмущает безобразное проявление крепостного права, безумная роскошь.

  7. Чацкий сломлен количеством старой силы, но он нанес ей в свою очередь удар качеством силы свежей.

  8. Чацкий неизбежен при каждой смене одного века другим.

  9. Чацкие живут и не переводятся в обществе, где длится борьба свежего с отжившим, больного со здоровым.

  10. Каждое дело, требующее обновления, вызывает тень Чацкого. Вот почему не состарился до сих пор Чацкий, а с ним и вся комедия.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!