ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Статус документа
Рабочая программа по русскому языку для основной школы предназначена для учащихся 5-9 классов Муниципального автономного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №6 г. Орска». Программа создана на основе закона «Об образовании», Федерального государственного стандарта основного общего образования; примерной Программы основного общего образования по русскому языку, программы по русскому языку к учебнику для 5-9 классов (С.И. Львовой Программно-методические материалы: Русский язык 5-9 классы. Составитель: С.И. Львова Издательство «Мнемозина») Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.
Структура документа
Рабочая программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий четыре раздела: пояснительную записку; учебно-тематический план; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения.
Содержание курса русского языка представлено в программе в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование коммуникативной, лингвистической (языковедческой), языковой и культуроведческой компетенций.
Общая характеристика учебного предмета
Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.
Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.
Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в VIII классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Курс русского языка для 8 класса направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.
Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.
Идея взаимосвязи речевого и интеллектуального развития нашла отражение и в структуре программы. Она, как уже отмечено, состоит их трех тематических блоков. В первом представлены дидактические единицы, обеспечивающие формирование навыков речевого общения; во втором – дидактические единицы, которые отражают устройство языка и являются базой для развития речевой компетенции учащихся; в третьем – дидактические единицы, отражающие историю и культуру народа и обеспечивающие культурно-исторический компонент курса русского языка в целом.
Указанные блоки в учебном процессе неразрывно взаимосвязаны или интегрированы. Так, например, при обучении морфологии учащиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют все виды речевой деятельности, различные коммуникативные навыки, а также углубляют представление о родном языке как национально-культурном феномене. Таким образом, процессы осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных условиях, ситуациях общения оказываются неразрывно связанными друг с другом.
Цели обучения
Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:
воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
Место элективного репетиционного курса подготовки к региональному экзамену по предмету «Русский язык» в учебном плане
Место элективного репетиционного курса подготовки к региональному экзамену по предмету «Русский язык» в учебном плане МОАУ «СОШ №6 г. Орска». Федеральный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает изучение элективного репетиционного курса подготовки к региональному экзамену по предмету «Русский язык» в: VII – 34 ч., VIII – 34 ч.
Общие учебные умения, навыки и способы деятельности
Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).
Результаты обучения
Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки выпускников, которые содержат следующие компоненты: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – перечень конкретных умений и навыков по русскому языку, основных видов речевой деятельности; выделена также группа знаний и умений, востребованных в практической деятельности ученика и его повседневной жизни.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ НА 2016-2017 УЧЕБНЫЙ ГОД
8 «Б» класс
№ п/п. | Тема урока | Тип урока | Основные элементы содержания | Вид контроля | Дата |
1. | Орфоэпические нормы. | Комбинированный урок | Нормы постановки ударения в словах. Правильное произнесение слов. Варианты ударения. | Беседа. Тест. | |
2. | Работа над ошибками, допущенными в заданиях контрольного среза №1 (Входной контрольной работе). | Урок обобщения и систематизации знаний | | Работа над ошибками. | |
3. | Слитное и раздельное написание производных предлогов и союзов. | Комбинированный урок | Правила написания (слитное и раздельное) производных предлогов и союзов. | Беседа. Тренировочные упражнения. | |
4. | Виды сказуемых. | Комбинированный урок | Сказуемое. Виды сказуемых. Различия простого глагольного сказуемого и составного глагольного сказуемого. Составное именное сказуемое. | Беседа. Тренировочные упражнения. | |
5. | Виды составных сказуемых. | Комбинированный урок | Сказуемое. Виды сказуемых. Различия простого глагольного сказуемого и составного глагольного сказуемого. Составное именное сказуемое. | Тест. | |
6. | Употребление тире между подлежащим и сказуемым. | Комбинированный урок | Простое предложение. Случаи постановки тире между главными членами простого предложения. | Беседа. Тренировочные упражнения. | |
7. | Знаки препинания в простом предложении, осложнённом однородными членами. | Комбинированный урок | Простое предложение. Особенности постановки знаков препинания в простом предложении, осложненном однородными членами с союзами и без союзов. | Беседа. Тренировочные упражнения. | |
8. | Работа над ошибками, допущенными в заданиях контрольной работы №2 (Текущей работе). | Урок обобщения и систематизации знаний | | Работа над ошибками. | |
9. | Знаки препинания в простом предложении с вводными словами | Комбинированный урок | Простое предложение. Особенности постановки знаков препинания в простом предложении, осложнённом вводными словами и конструкциями. | Беседа. Тренировочные упражнения. | |
10. | Синтаксические нормы языка. | Комбинированный урок | Синтаксические нормы русского языка. Согласование определений и приложений, согласование подлежащего со сказуемым, сочетание однородных членов предложения. | Беседа. Тренировочные упражнения. | |
11. | Соблюдение синтаксических норм языка. | Комбинированный урок | Синтаксические нормы русского языка. Согласование определений и приложений, согласование подлежащего со сказуемым, сочетание однородных членов предложения. | Тест. | |
12. | Текст. | Комбинированный урок | Понятие о тексте. Признаки текста. | Беседа. Тренировочные упражнения. | |
13. | Текст как речевое произведение | Комбинированный урок | Понятие о тексте. Признаки текста. Смысловая и композиционная целостность текста. | Беседа. Тренировочные упражнения. | |
14. | Текст как продукт речевой деятельности. | Комбинированный урок | Основные признаки текста. Функциональные стили и функционально смысловые тапы текста. | Беседа. Тренировочные упражнения. | |
15. | Работа над ошибками, допущенными в заданиях контрольного среза №2 (Контрольной работе за первое учебное полугодие. Контрольной работе №3). | Урок обобщения и систематизации знаний | | Работа над ошибками. | |
16. | Функциональные стили и функционально смысловые тапы текста | Комбинированный урок | Основные признаки текста. Функциональные стили и функционально смысловые тапы текста. | Тест. | |
17. | Лексическое значение слова. | Комбинированный урок | Понятие о лексическом значении. Деление лексики русского языка на группы в зависимости от смысловых связей между словами. | Беседа. Тренировочные упражнения. | |
18. | Средства выразительности речи. | Комбинированный урок | Текст как продукт речевой деятельности. Художественные средства выразительности речи | Тест. | |
19. | Средства выразительности в художественной речи. | Комбинированный урок | Метафора. Эпитет. Эпифора. Градация. Риторический вопрос. Аллитерация и т.д. | Беседа. Тренировочные упражнения. | |
20. | Типы подчинительной связи в словосочетании. | Комбинированный урок | Типы подчинительной связи в словосочетании: согласование, управление, примыкание. Основные признаки определённого типа связи. | Беседа. Тренировочные упражнения. | |
21. | Согласование. Управление. Примыкание. | Комбинированный урок | Типы подчинительной связи в словосочетании: согласование, управление, примыкание. Основные признаки определённого типа связи. | Тесты. | |
22. | Грамматическая основа предложения. | Комбинированный урок | Понятие о грамматической основе предложения. Предложения односоставные и двусоставные. | Беседа. Тренировочные упражнения. | |
23. | Типы простых предложений по составу грамматической основы. | Комбинированный урок | Понятие о грамматической основе предложения. Предложения односоставные и двусоставные. | Беседа. Тренировочные упражнения. | |
24. | Двусоставные и односоставные предложения. | Комбинированный урок | Типы односоставных предложений. Предложения определённо-личные, неопределённо-личные, безличные и назывные. | Беседа. Тренировочные упражнения. | |
25. | Виды односоставных предложений. | Комбинированный урок | Типы односоставных предложений. Предложения определённо-личные, неопределённо-личные, безличные и назывные. | Тест | |
26. | Синтаксический анализ простого предложения. | Комбинированный урок | Синтаксический анализ простого предложения. | Беседа. Тренировочные упражнения. | |
27. | Работа над ошибками, допущенными в заданиях пробного регионального экзамена по русскому языку. | Урок обобщения и систематизации знаний | | Работа над ошибками. | |
28. | Виды простых осложнённых предложений. | Комбинированный урок | Простые предложения с обращениями, приложениями. Уточняющими и однородными членами предложения. | Беседа. Тренировочные упражнения. | |
29. | Структура текста. | Комбинированный урок | Структура текста: средства связи предложений в тексте. | Беседа. Тренировочные упражнения. | |
30. | Сочинение на лингвистическую тему | Комбинированный урок | Понятие о сочинении на лингвистическую тему. Отличия то сочинений другого типа. | Беседа. Тренировочные упражнения. | |
31. | План лингвистического сочинения | Комбинированный урок | План сочинения: | Беседа. Тренировочные упражнения. | |
32. | Написание лингвистического сочинения на тему высказывания К.Г.Паустовского: "Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом". | Урок развития речи | | Сочинение. | |
33. | Повторение пройденного материала. | Урок обобщения и систематизации знаний | | Тест. | |
34. | Работа над ошибками, допущенными в заданиях регионального экзамена по русскому языку. | Урок обобщения и систематизации знаний | | Работа над ошибками. | |
III. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
Речевая деятельность
Аудирование. Владеть разными видами аудирования (ознакомительным, детальным, выборочным) и пользоваться ими в зависимости от коммуникативной цели (в том числе и при написании изложения), дифференцировать главную и второстепенную, известную и неизвестную информацию прослушанного текста; выделять иллюстрирующую и аргументирующую информацию в аудиотексте; фиксировать информацию прослушанного текста в виде тезисного плана, полного или сжатого пересказа; определять принадлежность аудируемого текста к типу речи и функциональной разновидности языка; комментировать позицию автора аудиотекста; рецензировать устный ответ учащегося; задавать вопросы по прослушанному тексту; отвечать на вопросы по содержанию текста; слушать информационные теле- и радиопередачи с установкой на определение темы и основной мысли сообщения.
Чтение. Прогнозировать содержание лингвистического текста в учебнике, исходя из анализа названия параграфа (темы), содержания эпиграфа и на основе знакомства с иллюстративным материалом текста – схемами, таблицами, языковыми примерами; выделять иллюстрирующую и аргументирующую информацию в прочитанном тексте; составлять схемы, таблицы на основе текста; используя просмотровое чтение, ориентироваться в содержании статьи по ключевым словам, а в содержании книги, журнала, газеты – по оглавлению и заголовкам статей; владеть разными видами чтения и пользоваться ими в зависимости от коммуникативной цели (в том числе и при анализе текста, написании сочинения, подготовке материалов для успешного выступления); комментировать позицию автора прочитанного текста; читать и пересказывать небольшие по объему тексты о выдающихся отечественных лингвистах; пользоваться справочным аппаратом книги; находить нужную книгу в библиотеке, использовать при самостоятельной работе возможности Интернета.
Говорение. Пересказывая текст, отражать свое понимание проблематики и позиции автора исходного текста; выражать свое согласие или несогласие с содержанием прочитанного (прослушанного) текста; вести репортаж о школьной жизни; строить небольшое по объему устное высказывание на основе схем, таблиц и других наглядных материалов; создавать связное высказывание на лингвистическую тему в форме текста-рассуждения, текста-доказательства, текста-описания; составлять инструкции по применению того или иного правила; принимать участие в диалогах различных видов; адекватно реагировать на обращенную устную речь, правильно вступать в речевое общение, поддержать или закончить разговор и т. п.
Письмо. Письменно пересказывать фрагмент прослушанного текста; излагать прочитанные публицистические и художественные тексты, сохраняя структуру и языковые особенности исходного текста; создавать портретный очерк (рассказ об интересном человеке), проблемную статью («Компьютер — "за" и "против"»), репортаж о событии (открытие памятника истории или культуры родного края); писать заметки, рекламные аннотации; уместно использовать характерные для публицистики средства языка (выразительная лексика, экспрессивный синтаксис: именительный темы, расчлененные предложения (парцелляция), риторические вопросы и восклицания, вопросно-ответная форма изложения, ряды однородных членов, многосоюзие и т. п.); составлять деловые бумаги (заявление, доверенность, расписку, автобиографию).
Текстоведение. Различать функциональные разновидности языка и устанавливать принадлежность текста к одной из них (разговорная речь, язык художественной литературы, стили речи: научный, публицистический, официально-деловой); анализировать языковые средства, характерные для стиля речи, к которому принадлежит текст; находить в журналах, газетах проблемные статьи, репортажи, портретные очерки, определять их тему и основную мысль, оценивать заголовок; распознавать характерные для художественных и публицистических текстов языковые и речевые средства воздействия на читателя.
Фонетика и орфоэпия. Правильно произносить употребительные слова с учетом вариантов произношения; оценивать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм.
Морфемика и словообразование. Объяснять значение слова, его написание и грамматические признаки, опираясь на словообразовательный анализ и типичные морфемные модели слов; подбирать слова, иллюстрирующие разные способы словообразования; пользоваться разными видами морфемных и словообразовательных словарей.
Лексикология и фразеология. Разъяснять значение слов общественно-политической тематики, правильно их употреблять; пользоваться разными видами толковых словарей (словарь иностранных слов, словарь лингвистических терминов и т. п.); оценивать уместность употребления слов с учетом стиля, типа речи и речевой задачи высказывания; находить в художественном тексте изобразительно-выразительные приемы, основанные на лексических возможностях русского языка.
Морфология. Распознавать части речи и их формы; соблюдать морфологические нормы формообразования и употребления слов; пользоваться словарем грамматических трудностей; опираться на морфологический разбор слова при проведении орфографического, пунктуационного и синтаксического анализа.
Орфография. Применять орфографические правила, объяснять правописание труднопроверяемых орфограмм, опираясь на значение, морфемное строение и грамматическую характеристику слова.
Синтаксис и пунктуация. Опознавать, правильно строить и употреблять словосочетания разных видов; различать простые предложения разных видов; использовать односоставные предложения в речи с учетом их специфики и стилистических свойств; правильно и уместно употреблять предложения с вводными конструкциями и обособленными членами; правильно строить предложения с обособленными членами; проводить интонационный анализ простого предложения; выразительно читать простые предложения изученных конструкций; проводить синтаксический и интонационный анализ простого предложения; опираться на смысловой и интонационный анализ простого предложения при проведении синтаксического и пунктуационного разбора; использовать различные синтаксические конструкции как средство усиления выразительности речи. Владеть правильным способом действия при применении изученных правил пунктуации; устно объяснять пунктуацию предложений изученных конструкций, использовать на письме специальные графические обозначения, строить пунктуационные схемы предложений; самостоятельно подбирать примеры на пунктуационные правила.
IV. ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА
Учебно-методические комплекты по русскому языку для 5-9-го классов. Под редакцией С. И. Львовой
Компоненты УМК:
Программа
Учебник. 8 класс
Рекомендации к учебнику русского языка.
Самоучитель. Русская орфография
Самоучитель по орфографии и пунктуации
Краткий орфографический словарь школьника
Краткий словообразовательный словарь с этимологическими комментариями
Сборник диктантов с языковым анализом текста. 8-9классы