СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Подготовка к мониторингу по русскому языку

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

КТП элективного курса по русскому языку. Используется для подготовки учащихся к мониторингу по русскому языку.

Просмотр содержимого документа
«Подготовка к мониторингу по русскому языку»

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Статус документа

Рабочая программа по русскому языку для основной школы предназначена для учащихся 5-9 классов Муниципального автономного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №6 г. Орска». Программа создана на основе закона «Об образовании», Федерального государственного стандарта основного общего образования; примерной Программы основного общего образования по русскому языку, программы по русскому языку к учебнику для 5-9 классов (С.И. Львовой Программно-методические материалы: Русский язык 5-9 классы. Составитель: С.И. Львова Издательство «Мнемозина») Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.


Структура документа

Рабочая программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий четыре раздела: пояснительную записку; учебно-тематический план; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения.

Содержание курса русского языка представлено в программе в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование коммуникативной, лингвистической (языковедческой), языковой и культуроведческой компетенций.

Общая характеристика учебного предмета

Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.

Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.

Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в VIII классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Курс русского языка для 8 класса направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.

Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.

Идея взаимосвязи речевого и интеллектуального развития нашла отражение и в структуре программы. Она, как уже отмечено, состоит их трех тематических блоков. В первом представлены дидактические единицы, обеспечивающие формирование навыков речевого общения; во втором – дидактические единицы, которые отражают устройство языка и являются базой для развития речевой компетенции учащихся; в третьем – дидактические единицы, отражающие историю и культуру народа и обеспечивающие культурно-исторический компонент курса русского языка в целом.

Указанные блоки в учебном процессе неразрывно взаимосвязаны или интегрированы. Так, например, при обучении морфологии учащиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют все виды речевой деятельности, различные коммуникативные навыки, а также углубляют представление о родном языке как национально-культурном феномене. Таким образом, процессы осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных условиях, ситуациях общения оказываются неразрывно связанными друг с другом.

Цели обучения

Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:

  • воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;

  • совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

  • освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;

  • формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

Место элективного репетиционного курса подготовки к региональному экзамену по предмету «Русский язык» в учебном плане

Место элективного репетиционного курса подготовки к региональному экзамену по предмету «Русский язык» в учебном плане МОАУ «СОШ №6 г. Орска». Федеральный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает изучение элективного репетиционного курса подготовки к региональному экзамену по предмету «Русский язык» в: VII – 34 ч., VIII – 34 ч.

Общие учебные умения, навыки и способы деятельности

Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).

Результаты обучения

Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки выпускников, которые содержат следующие компоненты: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – перечень конкретных умений и навыков по русскому языку, основных видов речевой деятельности; выделена также группа знаний и умений, востребованных в практической деятельности ученика и его повседневной жизни.














  1. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ НА 2016-2017 УЧЕБНЫЙ ГОД

8 «Б» класс


п/п.

Тема урока

Тип урока

Основные элементы содержания

Вид контроля

Дата

1.

Орфоэпические нормы.

Комбинированный урок

Нормы постановки ударения в словах. Правильное произнесение слов. Варианты ударения.

Беседа. Тест.


2.

Работа над ошибками, допущенными в заданиях контрольного среза №1 (Входной контрольной работе).

Урок обобщения и систематизации знаний


Работа над ошибками.


3.

Слитное и раздельное написание производных предлогов и союзов.

Комбинированный урок

Правила написания (слитное и раздельное) производных предлогов и союзов.

Беседа. Тренировочные упражнения.


4.

Виды сказуемых.

Комбинированный урок

Сказуемое. Виды сказуемых. Различия простого глагольного сказуемого и составного глагольного сказуемого. Составное именное сказуемое.

Беседа. Тренировочные упражнения.


5.

Виды составных сказуемых.

Комбинированный урок

Сказуемое. Виды сказуемых. Различия простого глагольного сказуемого и составного глагольного сказуемого. Составное именное сказуемое.

Тест.


6.

Употребление тире между подлежащим и сказуемым.

Комбинированный урок

Простое предложение. Случаи постановки тире между главными членами простого предложения.

Беседа. Тренировочные упражнения.


7.

Знаки препинания в простом предложении, осложнённом однородными членами.

Комбинированный урок

Простое предложение. Особенности постановки знаков препинания в простом предложении, осложненном однородными членами с союзами и без союзов.

Беседа. Тренировочные упражнения.


8.

Работа над ошибками, допущенными в заданиях контрольной работы №2 (Текущей работе).

Урок обобщения и систематизации знаний


Работа над ошибками.


9.

Знаки препинания в простом предложении с вводными словами

Комбинированный урок

Простое предложение. Особенности постановки знаков препинания в простом предложении, осложнённом вводными словами и конструкциями.

Беседа. Тренировочные упражнения.


10.

Синтаксические нормы языка.

Комбинированный урок

Синтаксические нормы русского языка. Согласование определений и приложений, согласование подлежащего со сказуемым, сочетание однородных членов предложения.

Беседа. Тренировочные упражнения.


11.

Соблюдение синтаксических норм языка.

Комбинированный урок

Синтаксические нормы русского языка. Согласование определений и приложений, согласование подлежащего со сказуемым, сочетание однородных членов предложения.

Тест.


12.

Текст.

Комбинированный урок

Понятие о тексте. Признаки текста.

Беседа. Тренировочные упражнения.


13.

Текст как речевое произведение

Комбинированный урок

Понятие о тексте. Признаки текста. Смысловая и композиционная целостность текста.

Беседа. Тренировочные упражнения.


14.

Текст как продукт речевой деятельности.

Комбинированный урок

Основные признаки текста. Функциональные стили и функционально смысловые тапы текста.

Беседа. Тренировочные упражнения.


15.

Работа над ошибками, допущенными в заданиях контрольного среза №2 (Контрольной работе за первое учебное полугодие. Контрольной работе №3).

Урок обобщения и систематизации знаний


Работа над ошибками.


16.

Функциональные стили и функционально смысловые тапы текста

Комбинированный урок

Основные признаки текста. Функциональные стили и функционально смысловые тапы текста.

Тест.


17.

Лексическое значение слова.

Комбинированный урок

Понятие о лексическом значении. Деление лексики русского языка на группы в зависимости от смысловых связей между словами.

Беседа. Тренировочные упражнения.


18.

Средства выразительности речи.

Комбинированный урок

Текст как продукт речевой деятельности. Художественные средства выразительности речи

Тест.


19.

Средства выразительности в художественной речи.

Комбинированный урок

Метафора. Эпитет. Эпифора. Градация. Риторический вопрос. Аллитерация и т.д.

Беседа. Тренировочные упражнения.


20.

Типы подчинительной связи в словосочетании.

Комбинированный урок

Типы подчинительной связи в словосочетании: согласование, управление, примыкание. Основные признаки определённого типа связи.

Беседа. Тренировочные упражнения.


21.

Согласование. Управление. Примыкание.

Комбинированный урок

Типы подчинительной связи в словосочетании: согласование, управление, примыкание. Основные признаки определённого типа связи.

Тесты.


22.

Грамматическая основа предложения.

Комбинированный урок

Понятие о грамматической основе предложения. Предложения односоставные и двусоставные.

Беседа. Тренировочные упражнения.


23.

Типы простых предложений по составу грамматической основы.

Комбинированный урок

Понятие о грамматической основе предложения. Предложения односоставные и двусоставные.

Беседа. Тренировочные упражнения.


24.

Двусоставные и односоставные предложения.

Комбинированный урок

Типы односоставных предложений. Предложения определённо-личные, неопределённо-личные, безличные и назывные.

Беседа. Тренировочные упражнения.


25.

Виды односоставных предложений.

Комбинированный урок

Типы односоставных предложений. Предложения определённо-личные, неопределённо-личные, безличные и назывные.

Тест


26.

Синтаксический анализ простого предложения.

Комбинированный урок

Синтаксический анализ простого предложения.

Беседа. Тренировочные упражнения.


27.

Работа над ошибками, допущенными в заданиях пробного регионального экзамена по русскому языку.

Урок обобщения и систематизации знаний


Работа над ошибками.


28.

Виды простых осложнённых предложений.

Комбинированный урок

Простые предложения с обращениями, приложениями. Уточняющими и однородными членами предложения.

Беседа. Тренировочные упражнения.


29.

Структура текста.

Комбинированный урок

Структура текста: средства связи предложений в тексте.

Беседа. Тренировочные упражнения.


30.

Сочинение на лингвистическую тему

Комбинированный урок

Понятие о сочинении на лингвистическую тему. Отличия то сочинений другого типа.

Беседа. Тренировочные упражнения.


31.

План лингвистического сочинения

Комбинированный урок

План сочинения:

  • 1. Тезис (формулируем позицию автора и выражаем своё отношение к ней).

  • 2. Аргументация:

  •     а) аргумент-пример №1;

  •     б) аргумент-пример №2.

  • 3. Вывод.


Беседа. Тренировочные упражнения.


32.

Написание лингвистического сочинения на тему высказывания К.Г.Паустовского: "Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом".


Урок развития речи


Сочинение.


33.

Повторение пройденного материала.

Урок обобщения и систематизации знаний


Тест.


34.

Работа над ошибками, допущенными в заданиях регионального экзамена по русскому языку.

Урок обобщения и систематизации знаний


Работа над ошибками.





III. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

Речевая деятельность


Аудирование. Владеть разными видами аудирования (озна­комительным, детальным, выборочным) и пользоваться ими в зависимости от коммуникативной цели (в том числе и при написании изложения), дифференцировать главную и второсте­пенную, известную и неизвестную информацию прослушанного текста; выделять иллюстрирующую и аргументирующую инфор­мацию в аудиотексте; фиксировать информацию прослушанного текста в виде тезисного плана, полного или сжатого пересказа; определять принадлежность аудируемого текста к типу речи и функциональной разновидности языка; комментировать пози­цию автора аудиотекста; рецензировать устный ответ учащегося; задавать вопросы по прослушанному тексту; отвечать на вопросы по содержанию текста; слушать информационные теле- и радио­передачи с установкой на определение темы и основной мысли сообщения.

Чтение. Прогнозировать содержание лингвистического текста в учебнике, исходя из анализа названия параграфа (темы), содер­жания эпиграфа и на основе знакомства с иллюстративным мате­риалом текста – схемами, таблицами, языковыми примерами; выделять иллюстрирующую и аргументирующую информацию в прочитанном тексте; составлять схемы, таблицы на основе текста; используя просмотровое чтение, ориентироваться в содержа­нии статьи по ключевым словам, а в содержании книги, журна­ла, газеты – по оглавлению и заголовкам статей; владеть разны­ми видами чтения и пользоваться ими в зависимости от комму­никативной цели (в том числе и при анализе текста, написании сочинения, подготовке материалов для успешного выступления); комментировать позицию автора прочитанного текста; читать и пересказывать небольшие по объему тексты о выдающихся оте­чественных лингвистах; пользоваться справочным аппаратом книги; находить нужную книгу в библиотеке, использовать при самостоятельной работе возможности Интернета.

Говорение. Пересказывая текст, отражать свое понимание проблематики и позиции автора исходного текста; выражать свое согласие или несогласие с содержанием прочитанного (про­слушанного) текста; вести репортаж о школьной жизни; строить небольшое по объему устное высказывание на основе схем, таб­лиц и других наглядных материалов; создавать связное выска­зывание на лингвистическую тему в форме текста-рассуждения, текста-доказательства, текста-описания; составлять инструкции по применению того или иного правила; принимать участие в диалогах различных видов; адекватно реагировать на обращен­ную устную речь, правильно вступать в речевое общение, поддер­жать или закончить разговор и т. п.

Письмо. Письменно пересказывать фрагмент прослушанного текста; излагать прочитанные публицистические и художествен­ные тексты, сохраняя структуру и языковые особенности исход­ного текста; создавать портретный очерк (рассказ об интересном человеке), проблемную статью («Компьютер — "за" и "против"»), репортаж о событии (открытие памятника истории или культу­ры родного края); писать заметки, рекламные аннотации; умест­но использовать характерные для публицистики средства языка (выразительная лексика, экспрессивный синтаксис: именитель­ный темы, расчлененные предложения (парцелляция), ритори­ческие вопросы и восклицания, вопросно-ответная форма изло­жения, ряды однородных членов, многосоюзие и т. п.); состав­лять деловые бумаги (заявление, доверенность, расписку, авто­биографию).

Текстоведение. Различать функциональные разновидности языка и устанавливать принадлежность текста к одной из них (разговорная речь, язык художественной литературы, стили речи: научный, публицистический, официально-деловой); анали­зировать языковые средства, характерные для стиля речи, к которому принадлежит текст; находить в журналах, газетах проблемные статьи, репортажи, портретные очерки, определять их тему и основную мысль, оценивать заголовок; распознавать характер­ные для художественных и публицистических текстов языковые и речевые средства воздействия на читателя.

Фонетика и орфоэпия. Правильно произносить употребитель­ные слова с учетом вариантов произношения; оценивать собст­венную и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм.

Морфемика и словообразование. Объяснять значение слова, его написание и грамматические признаки, опираясь на слово­образовательный анализ и типичные морфемные модели слов; подбирать слова, иллюстрирующие разные способы словообразо­вания; пользоваться разными видами морфемных и словообразо­вательных словарей.

Лексикология и фразеология. Разъяснять значение слов общественно-политической тематики, правильно их употреб­лять; пользоваться разными видами толковых словарей (словарь иностранных слов, словарь лингвистических терминов и т. п.); оценивать уместность употребления слов с учетом стиля, типа речи и речевой задачи высказывания; находить в художествен­ном тексте изобразительно-выразительные приемы, основанные на лексических возможностях русского языка.

Морфология. Распознавать части речи и их формы; соблюдать морфологические нормы формообразования и употребления слов; пользоваться словарем грамматических трудностей; опираться на морфологический разбор слова при проведении орфографическо­го, пунктуационного и синтаксического анализа.

Орфография. Применять орфографические правила, объяс­нять правописание труднопроверяемых орфограмм, опираясь на значение, морфемное строение и грамматическую характеристику слова.

Синтаксис и пунктуация. Опознавать, правильно строить и употреблять словосочетания разных видов; различать простые предложения разных видов; использовать односоставные предло­жения в речи с учетом их специфики и стилистических свойств; правильно и уместно употреблять предложения с вводными конструкциями и обособленными членами; правильно строить предложения с обособленными членами; проводить интонацион­ный анализ простого предложения; выразительно читать простые предложения изученных конструкций; проводить синтаксичес­кий и интонационный анализ простого предложения; опираться на смысловой и интонационный анализ простого предложения при проведении синтаксического и пунктуационного разбора; использовать различные синтаксические конструкции как средст­во усиления выразительности речи. Владеть правильным спосо­бом действия при применении изученных правил пунктуации; устно объяснять пунктуацию предложений изученных конструк­ций, использовать на письме специальные графические обозна­чения, строить пунктуационные схемы предложений; самостоя­тельно подбирать примеры на пунктуационные правила.


IV. ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА


  • Учебно-методические комплекты по русскому языку для 5-9-го классов. Под редакцией С. И. Львовой

  • Компоненты УМК:

  • Программа

  • Учебник. 8 класс

  • Рекомендации к учебнику русского языка.

  • Самоучитель. Русская орфография

  • Самоучитель по орфографии и пунктуации

  • Краткий орфографический словарь школьника

  • Краткий словообразовательный словарь с этимологическими комментариями

  • Сборник диктантов с языковым анализом текста. 8-9классы