СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Подготовка к ОГЭ - 2017 Задание 12 Сочинительная и подчинительная связь между частями сложного предложения

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация используется при подготовке к ОГЭ в 9 классе. В ней представлена теория по вопросу и небольшой блок упражнений по заданию 12 ОГЭ.

Просмотр содержимого документа
«Подготовка к ОГЭ - 2017 Задание 12 Сочинительная и подчинительная связь между частями сложного предложения»

ОГЭ - 2017 Задание 12

ОГЭ - 2017

Задание 12

Пример формулировки задания 12. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.  Она,(1) казалось,(2) готова была благодарить его ещё час,(3) но он повернулся и убежал. И на первой перемене оказалось,(4) что никто из мальчиков в их классе ничего не подарил девочкам. Ни один. Толь­ко перед Леной Поповой лежали нежные веточки мимозы. — Откуда у тебя цветы? — спросила учительница. — Это мне Витя подарил,(5) — спокойно сказала Лена. Все сразу зашушукались,(6) посмотрев на Витю,(7) а Витя низко опустил голову.

Пример формулировки задания 12.

В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые.

Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.

Она,(1) казалось,(2) готова была благодарить его ещё час,(3) но он повернулся и убежал.

И на первой перемене оказалось,(4) что никто из мальчиков в их классе ничего не подарил девочкам. Ни один. Толь­ко перед Леной Поповой лежали нежные веточки мимозы.

Откуда у тебя цветы? — спросила учительница.

Это мне Витя подарил,(5) — спокойно сказала Лена. Все сразу зашушукались,(6) посмотрев на Витю,(7) а Витя низко опустил голову.

Пример формулировки задания 12. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.  Они молча отдали ей письма и похоронку. Анна Федотовна ощупала каждый листок,(1) удостоверилась,(2) что они подлинные,(3) аккуратно сложила в шкатулку и сказала: – Мальчик,(4) поставь шкатулку на место. И задвинь ящик плотно,(5) чтобы я слышала. Ответ: ___________________________.

Пример формулировки задания 12.

В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы

все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями

сложного предложения, связанными подчинительной связью.

Они молча отдали ей письма и похоронку. Анна Федотовна ощупала

каждый листок,(1) удостоверилась,(2) что они подлинные,(3) аккуратно

сложила в шкатулку и сказала:

Мальчик,(4) поставь шкатулку на место. И задвинь ящик плотно,(5)

чтобы я слышала.

Ответ: ___________________________.

1) Они молча отдали ей письма и похоронку.  2)  [ Она,(1) казалось,(2) готова была благодарить его ещё час ] ,(3) но [ он повернулся и убежал ] .  Сочинительная связь – это равноправные отношения между однородными членами предложения или частями сложного предложения, связанными между собой сочинительными союзами.
  • 1) Они молча отдали ей письма и похоронку.

  • 2) [ Она,(1) казалось,(2) готова была благодарить его ещё час ] ,(3) но [ он повернулся и убежал ] .

Сочинительная связь – это равноправные отношения между однородными членами предложения или частями сложного предложения, связанными между собой сочинительными союзами.

Это значит, что от одного однородного члена предложения или от одной части предложения нельзя задать вопрос к другому однородному члену или другой части сложного предложения.
  • Это значит, что от одного однородного члена предложения или от одной части предложения нельзя задать вопрос к другому однородному члену или другой части сложного предложения.
Запомните сочинительные союзы Соединительные Противительные и, да (в значении «и», ) да и , ни-ни, также(= и), тоже (= и), не только –но и, как – так и  Разделительные а, но, да (= и), однако, зато, же, только (= но) или (иль), либо, то-то,  то ли – то ли, не то- не то

Запомните сочинительные союзы

Соединительные

Противительные

и, да (в значении «и», ) да и , ни-ни, также(= и), тоже (= и), не только –но и, как – так и

Разделительные

а, но, да (= и), однако, зато, же, только (= но)

или (иль), либо, то-то,

то ли – то ли, не то- не то

( Когда Сеня,(1) путаясь и напрягаясь,(2) блуждал по лабиринтам знаменитых четверостиший ) ,(3) [ Ваня страдал ] .  ( Когда ….. ), [……..].   Подчинительная связь – это связь слов в словосочетании и между частями сложноподчиненного предложения.  В сложноподчиненном предложении одна часть зависит от другой (мы можем задать вопрос от главной части к придаточной), и части связаны между собой подчинительными союзами и союзными словами. ?
  • ( Когда Сеня,(1) путаясь и напрягаясь,(2) блуждал по лабиринтам знаменитых четверостиший ) ,(3) [ Ваня страдал ] .

  • ( Когда ….. ), [……..].

 

Подчинительная связь – это связь слов в словосочетании и между частями сложноподчиненного предложения.

В сложноподчиненном предложении одна часть зависит от другой (мы можем задать вопрос от главной части к придаточной), и части связаны между собой подчинительными союзами и союзными словами.

?

Алгоритм рассуждения Итак, чтобы правильно выполнить подобное задание, необходимо: 1. Найти сложное предложение (как правило, оно большое по объему). 2. Найти границы частей предложения. 3. Обратить внимание на средства связи между частями. Возможен вопрос между частями – подчинительная связь. Вопрос задать нельзя, каждая часть может существовать отдельно – сочинительная связь.

Алгоритм рассуждения

  • Итак, чтобы правильно выполнить подобное задание, необходимо:
  • 1. Найти сложное предложение (как правило, оно большое по объему).
  • 2. Найти границы частей предложения.
  • 3. Обратить внимание на средства связи между частями.
  • Возможен вопрос между частями – подчинительная связь. Вопрос задать нельзя, каждая часть может существовать отдельно – сочинительная связь.
Отработаем алгоритм рассуждения ( сочинительная связь между частями) В тексте 5 сложных предложений. В первом предложении 2 части (1-я грамматическая основа - «поезд бежал». 2-я грамматическая основа - «станция»). Части не зависят друг от друга. Между ними сочинительный союз И . Значит, цифра, обозначающая запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью – (1). 1) А поезд бежал,(1) и вот уже скоро наша станция. 2) Я плакал,(2) не желая выходить из вагона,(3) тогда лётчик обнял меня и сказал: 3) -  Ничего,(4) поезд ещё долго будет идти. 4) Мы обязательно достанем книгу и пришлём тебе. 5) Скажи мне,(5) где ты живёшь?
  • Отработаем алгоритм рассуждения ( сочинительная связь между частями)
  • В тексте 5 сложных предложений.
  • В первом предложении 2 части (1-я грамматическая основа - «поезд бежал». 2-я грамматическая основа - «станция»).
  • Части не зависят друг от друга.
  • Между ними сочинительный союз И .
  • Значит, цифра, обозначающая запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью(1).

1) А поезд бежал,(1) и вот уже скоро наша станция. 2) Я плакал,(2) не желая выходить из вагона,(3) тогда лётчик обнял меня и сказал:

3) - Ничего,(4) поезд ещё долго будет идти. 4) Мы обязательно достанем книгу и пришлём тебе. 5) Скажи мне,(5) где ты живёшь?

1) И война с этой минуты уже не казалась мальчику забавной,(1) ничего весёлого не было в том,(2) как падали люди. 2) Война стала серьёзной и страшной,(3) и он впервые испытал чувство страха за близкого человека,(4) за того человека, (5) которого ему всегда не хватало.   Отработаем алгоритм рассуждения ( подчинительная связь между частями) В тексте 2 сложных предложения. В 1-ом предложении 3 грамматические основы, значит, 3 части. 3-я часть не может существовать отдельно, она присоединяется союзным словом КАК. Надо выписать цифру 2 . Во 2-ом предложении 3 грамматические основы, значит, 3 части.  3-я часть не может существовать отдельно, она присоединяется союзным слово КОТОРЫЙ. Надо выписать цифру 5 . Цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью – 2  и 5 Ответ: 25

1) И война с этой минуты уже не казалась мальчику забавной,(1) ничего весёлого не было в том,(2) как падали люди. 2) Война стала серьёзной и страшной,(3) и он впервые испытал чувство страха за близкого человека,(4) за того человека, (5) которого ему всегда не хватало.

 

  • Отработаем алгоритм рассуждения ( подчинительная связь между частями)
  • В тексте 2 сложных предложения.

В 1-ом предложении 3 грамматические основы, значит, 3 части.

3-я часть не может существовать отдельно, она присоединяется союзным словом КАК.

  • Надо выписать цифру 2 .

Во 2-ом предложении 3 грамматические основы, значит, 3 части.

3-я часть не может существовать отдельно, она присоединяется союзным слово КОТОРЫЙ. Надо выписать цифру 5 .

  • Цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью – 2  и 5

Ответ: 25

  Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью .      Об этой новости нельзя было узнать ни из газет,(1) ни из сообщений по радио. Дворец пионеров был помечен на гитлеровских картах как военный объект. Как были помечены и Эрмитаж,(2) и Русский музей. Из района в район,(3) из дома в дом передавали как пароль: «Собраться в назначенный час...»,(4) и по улицам осаждённого города двигались дети – так начался подвиг педагогов и воспитанников ленинградского Дворца пионеров. 4

Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью .  

  • Об этой новости нельзя было узнать ни из газет,(1) ни из сообщений по радио. Дворец пионеров был помечен на гитлеровских картах как военный объект. Как были помечены и Эрмитаж,(2) и Русский музей. Из района в район,(3) из дома в дом передавали как пароль: «Собраться в назначенный час...»,(4) и по улицам осаждённого города двигались дети – так начался подвиг педагогов и воспитанников ленинградского Дворца пионеров.

4

Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.      — Спасибо,(1) — сказал Назаров,(2) — но я не за этим приехал. У меня болен отец. Мы приехали в Москву,(3) но в Москве я знаю только Вас,(4) и я хотел спросить,(5) можем ли мы остановиться у Вас на неделю? — Нет,(6) нет,(7) — поспешно сказала Сергеева. — Это неудобно,(8) потому что у меня совсем маленькая квартира.   58

Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.  

— Спасибо,(1) — сказал Назаров,(2) — но я не за этим приехал. У меня болен отец. Мы приехали в Москву,(3) но в Москве я знаю только Вас,(4) и я хотел спросить,(5) можем ли мы остановиться у Вас на неделю?

— Нет,(6) нет,(7) — поспешно сказала Сергеева. — Это неудобно,(8) потому что у меня совсем маленькая квартира.

 

58

Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью .      Венца на моей голове,(1) увы,(2) не было,(3) а венценосные замашки имелись,(4) и командовать я очень любила. Царство игрушек по-своему отражало реальный мир,(5) никого не унижая,(6) а меня возвышая.   34

Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью .  

Венца на моей голове,(1) увы,(2) не было,(3) а венценосные замашки имелись,(4) и командовать я очень любила.

Царство игрушек по-своему отражало реальный мир,(5) никого не унижая,(6) а меня возвышая.

 

34

Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью. Отец и мама,(1) мне кажется,(2) очень довольны,(3) что я невысокий. Они-то ведь ждали ребёнка и хотят,(4) чтоб я на всю жизнь им остался.   34

Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

  • Отец и мама,(1) мне кажется,(2) очень довольны,(3) что я невысокий. Они-то ведь ждали ребёнка и хотят,(4) чтоб я на всю жизнь им остался.

 

34

Источники Открытый банк заданий Н.А.Сенина, С.В.Гармаш, Г.Н.Кобякова, А.Г.Нарушевич Русский Язык 9-й класс  Подготовка к ГИА – 2014  Учебно-методическое пособие  Под ред. Н.А.Сениной  Ростов – на – Дону, 2013.

Источники

  • Открытый банк заданий
  • Н.А.Сенина, С.В.Гармаш, Г.Н.Кобякова, А.Г.Нарушевич Русский Язык 9-й класс

Подготовка к ГИА – 2014

Учебно-методическое пособие

Под ред. Н.А.Сениной

Ростов – на – Дону, 2013.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!