СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Подготовка к ЕГЭ по русскому языку

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа спецкурса «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку»

Просмотр содержимого документа
«Подготовка к ЕГЭ по русскому языку»



Пояснительная записка

Рабочая программа спецкурса «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку» составлена на основании следующих документов:

- федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 5 марта 2004г. № 1089г.С последними изменениями от 30 января 2012 года № 69);

- программы к учебнику 10-11 класса(Авторы Н.Г.Гольцова,И.В.Шамшин, М.А.Мищерина) Москва :.Русское слово.2012год.

Данная программа разработана на основе действующих образовательных стандартов по русскому языку, развивает содержание базового курса «Русский язык», позволяет удовлетворить познавательные потребности учащихся и создает условия для дополнительной подготовки к сдаче ЕГЭ по русскому языку.

Программа учитывает специфику КИМов. При этом рассматриваются наиболее сложные случаи в орфографии и пунктуации, незнание которых приводит к наибольшему количеству ошибок. Планирование рассчитано на 34 учебных занятий, что соответствует учебному плану школы (1 час в неделю).















Общие цели образования с учетом специфики спецкурса «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку»

Русский язык – это родной язык русского народа, государственный язык Российской Федерации; средство межнационального общения, консолидации и единения народов России; основа формирования гражданской идентичности и толерантности в поликультурном обществе.

Владение русским языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения выпускника школы практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей старшеклассника, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество их усвоения. А в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Целями изучения русского языка на базовом уровне в средней школе являются:

  • Осмысление русского языка как национально-культурного достояния народа, как средства основного общения; понимание ценности и значимости совершенного владения родным языком для овладения будущей профессией, самообразования и социализации в обществе;

  • Расширение знаний об устройстве языковой системы; закрепление орфографических и пунктуационных навыков учащихся на базе повторения лексики, словообразования и грамматики, осознания принципов русской орфографии и пунктуации и систематизации русских правил; углубление представлений старшеклассников о стилях современного русского литературного языка, о стилистических возможностях языковых средств разных уровней;

  • Овладение основными орфоэпическими, лексическими, словообразовательными и грамматическими нормами литературного языка и развитие способности применять приобретенные знания, умения и навыки на практике (в учебной деятельности, в общении в разных коммуникативных ситуациях);

  • Овладение универсальными учебными действиями (информационная переработка текста, извлечение необходимой информации из словарей разных типов и справочников, преобразование полученной информации, редактирование текста и др.)

Целями изучения спецкурса «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку» являются:

  • Обеспечение качественной подготовки учащихся 11 класса к итоговой аттестации по русскому языку в форме ЕГЭ;

  • Упорядочение процесса обучения путем алгоритмизации всех правил, орфографических, пунктуационных, речевых.

Задачами изучения спецкурса «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку» являются:

  • Создание условий, способствующих эффективной организации деятельности учащихся по освоению и закреплению учебного материала;

  • Ознакомление с основными разделами языка, входящими в объем знаний, требуемых для выполнения КИМов;

  • Отработка этапов формирования и развития речеведческих умений в написании сочинения-рассуждения;

  • Использование при подготовке к ЕГЭ эффективные образовательные технологии, позволяющие формировать у учащихся языковую, лингвистическую, коммуникативную компетенции.

Общая характеристика спецкурса «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку»

Спецкурс «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку» направлен на развитие и совершенствование коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенции.

Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся старшей школы.

Языковая и лингвистическая(языковедческая) компетенции – систематизация знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании, общих сведений о лингвистике как науке; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; совершенствование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, умения пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Описание места спецкурса «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку» в учебном плане.

Согласно учебному плану на изучение спецкурса «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку» отводится 34часов .

Описание ценностных ориентиров содержания спецкурса «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку»

Ценностные ориентиры изучения спецкурса «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку» в целом ограничиваются ценностью истины.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.

Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами проведения в обществе.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства. Принятие и уважение ценностей семьи и общества, школы и коллектива и стремление следовать им. Уважение истории и культуры каждого народа.

Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.



Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения спецкурса «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку»

Личностными результатами освоения выпускниками средней школы программы спецкурса «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку» являются:

  1. Понимание русского языка как одной из величайших духовных и национально – культурных ценностей народа;

  2. Воспитание любви к русскому языку, гордости за него; осознание потребности сохранять чистоту и поддерживать нормы литературного языка;

  3. Расширение словарного запаса; овладение лексической и грамматической синонимией для успешного и эффективного речевого общения в разных коммуникативных ситуациях;

  4. Способность к продуцированию текстов разных жанров;

  5. Стремление к постоянному совершенствованию собственной речи, развитие эстетического вкуса.

Метапредметными результатами освоения выпускниками средней школы программы спецкурса «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку» являются:

  1. Владение всеми видами речевой деятельности:

Аудирование и чтение:

  • Умение извлекать информацию из разных источников, пользоваться словарями разных типов, справочной литературой;

  • Способность преобразовать полученную в процессе чтения информацию;

  • Адекватное понимание темы текста, соотношения текста и подтекста, определение коммуникативной установки и основной мысли прочитанного речевого произведения;

Говорение и письмо:

  • Умение создавать тексты (устные и письменные) разных жанров с учетом их целевой установки, предполагаемого адресата их характера общения;

  • Умение свертывать и преобразовывать прослушанный и прочитанный текст (план, аннотация, конспект и.т.д.);

  • Владение нормами правильной письменной речи; умение оценивать как слово, так и чужую речь, редактировать текст и исправлять в нем грамматические, стилистические и речевые ошибки;

  • Умение выступать с докладами и рефератами, участвовать в дискуссиях и обсуждениях различных тем;

  1. Использование полученных знаний, умений и навыков на знаниях по другим предметам (истории, литературе, обществознанию и др.), а также в повседневном общении.

Предметными результатами освоения выпускниками средней школы программы спецкурса «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку» являются:

  1. Расширение представлений о роли русского языка в современном мире, его основных функциях, взаимосвязи языка и культуры, языка и общества;

  2. Углубление знаний об основных уровнях и единицах языка. (литературный язык, диалекты, просторечие, жаргоны);

  3. Закрепление базовых понятий современной лингвистики: язык и речь, функциональный стиль, функционально – смысловые типы речи (описание, повествование, рассуждение), текст и его признаки, основные единицы языка, языковая норма;

  4. Овладение орфоэпическими, лексическими, словообразовательными, грамматическими, орфографическими и пунктуационными нормами русского литературного языка и использование их в речевой практике; систематизация орфографических и пунктуационных правил;

  5. Овладение основными стилистическими ресурсами русского языка и углубление представлений о выразительных возможностях фонетических, лексических и грамматических средств;

  6. Умение проводить различные виды языкового анализа (фонетический, лексический, морфемный и словообразовательный анализ слова, морфологический анализ частей речи, синтаксический анализ словосочетания, простого и сложного предложений, анализ текста);

  7. Осознание эстетической функции языка; понимание роли языковых средств разных уравнений в создании образной системы художественного текста.

Критерии ожидаемых результатов:

  1. Повышение мотивации учащихся на учебную деятельность.

  2. Качественная сдача ЕГЭ учащимися.

  3. Ученик становиться субъектом, конструктором своей подготовки к ЕГЭ.

Требование к уровню подготовки выпускников

  1. Умение оценивать речь с точки зрения соблюдения основных орфоэпических норм русского литературного языка.

  2. Умение оценивать речь с точки зрения соблюдения основных лексических норм русского литературного языка.

  3. Умение оценивать речь с точки зрения соблюдения основных морфологических норм русского литературного языка.

  4. Умение оценивать речь с точки зрения соблюдения основных синтаксических норм русского литературного языка.

  5. Умение использовать основные приемы информационной обработки текста.

  6. Умение оценивать письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач.

  7. Умение определять принадлежность предложения к определенной синтаксической модели по его смыслу, интонации, грамматическим признакам.

  8. Умение определять принадлежность слова к определенной части по его грамматическим признакам.

  9. Умение определять принадлежность слова к определенной части речи по его признакам.

  10. Умение проводить лексический анализ слов.

  11. Умение объяснять зависимость значения, морфемного строения и написания слова.

  12. Умение проводить орфографический анализ слова, предложения.

  13. Умение применять знания по лексике, морфемике, словообразованию, морфологии и синтаксису в практике правописания.

  14. Умение проводить пунктуационный анализ предложения.

  15. Умение соблюдать в речевой практике основные синтаксические нормы русского литературного языка.

  16. Умение определять стили речи.

  17. Умение проводить синтаксический анализ предложения.

  18. Умение определять и интерпретировать содержание исходного текста.

  19. Умение создавать связное высказывание, выражая в нем собственное мнение по поводу прочитанного.

  20. Умение последовательно излагать собственные мысли.

  21. Умение использовать в собственной речи разнообразие грамматических конструкций и лексическое богатство языка.

  22. Умение оформлять речь в соответствии с орфографическими, грамматическими и пунктуационными нормами литературного языка.

По окончании спецкурса «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку» учащиеся должны знать:

- теоретическое содержание основных разделов курса русского языка.

По окончании спецкурса учащиеся должны уметь:

- выполнять тестовые задания

- анализировать содержание текста, выделять его проблематику;

- определять тип и стиль речи предложенного текста;

- создавать собственное письменное высказывание в форме рассуждения (формулировать и комментировать одну из проблем текста, выявлять авторскую позицию и аргументированно выражать свою).

Оценка тестовых работ

При проведении тестовых работ по русскому языку критерии оценок следующие:

«5» - 90 – 100%

«4» - 78 – 89%

«3» - 60 – 77%

«2» - менее 59%



























Содержание программы спецкурса «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку»

Введение. Содержание и структура экзаменационной работы в форме ЕГЭ. Критерии оценки.

Орфоэпические нормы. Выразительные средства русской фонетики.

Лексика и фразеология. Лексическое значение слова. Лексические нормы. Синонимы. Антонимы. Контекстуальные синонимы и антонимы. Омонимы. Паронимы. Фразеологические обороты. Группы слов по происхождению и употреблению. Лексический анализ. Выразительные средства лексики и фразеологии.

Грамматика. Морфология. Самостоятельные и служебные части речи. Морфологический анализ слова. Омонимия частей речи. Грамматические (морфологические) нормы.

Грамматика. Синтаксис. Предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Главные и второстепенные члены предложения. Двусоставные и односоставные предложения. Распространённые и нераспространенные предложения. Полные и неполные предложения. Простое предложение. Сложное предложение. Типы сложных предложений. Способы передачи чужой речи. Синтаксический анализ простого предложения. Синтаксический анализ сложного предложения. Грамматические (синтаксические) нормы. Выразительные средства грамматики.

Орфография. Орфограмма. Употребление гласных букв после шипящих и Ц. Употребление Ь и Ъ. Правописание корней. Правописание приставок.Правописание суффиксов различных частей речи. Правописание Н и НН в различных частях речи. Правописание падежных и родовых окончаний. Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени. Слитное и раздельное написание НЕ с различными частями речи. Правописание отрицательных местоимений и наречий. Правописание НЕ и НИ. Правописание служебных слов. Слитное, дефисное, раздельное написание. Орфографический анализ.

Пунктуация. Тире между подлежащим и сказуемым. Знаки препинания в простом осложненном предложении (при обращении, однородных членах предложения, обособленных определениях, обособленных обстоятельствах, сравнительных оборотах, уточняющих членах предложения, вводных словах и предложениях). Знаки препинания при прямой речи, цитировании. Знаки препинания в сложносочинённом предложении. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи. Пунктуационный анализ.

Речеведение. Текст как речевое произведение. Стили и функционально – смысловые типы речи. Смысловая и композиционная целостность текста. Средства связи предложений в тексте. Информационная обработка текстов различных стилей и жанров. Отбор языковых средств в тексте в зависимости от темы, цели, адресата и ситуации общения. Анализ текста. Создание текстов – рассуждений.

Выразительные средства языка. Эпитет, сравнение, метафора, оксюморон, олицетворение, гипербола, литота, экспрессивная лексика, анафора, эпифора, антитеза, инверсия, градация, парцелляция, повтор, риторический вопрос, риторическое восклицание, синтаксический параллелизм.























Тематическое планирование

(11 класс - 34 часа )







п/п

Тема

Количество часов

1.

Введение

2

2.

Подготовка к заданиям (с 1 по 24)

18

3.

Подготовка к сочинению (25 задание)

11

4.

Комплексная подготовка к ЕГЭ

3









Календарно – тематическое планирование

(11 класс -34 часа в год)

п/п

Название подраздела

Тема урока

Универсальные учебные действия

Количество часов

1

Введение (2часа)

Цели и задачи изучаемого курса. Знакомство с последней демоверсией, кодификатором и спецификацией ЕГЭ

Обучение заполнению бланков ЕГЭ

1



Критерии оценки разных элементов экзаменационной работы

Изучение критериев оценки разных элементов экзаменационной работы

1

2

Подготовка

к заданиям (1 – 24) 18ч.

Орфоэпия, Фонетика

Орфоэпические нормы

Выполнение теста, задание 4

1



Основные способы словообразования частей речи

Трудные случаи словообразовательного разбора

Выполнение теста

1




Трудные случаи морфемного разбора

Выполнение теста

1



Морфология. Гласные в суффиксах имен существительных. Правописание сложных имен существительных

Образование форм различных степеней сравнения прилагательных

Выполнение теста

1




Имя числительное как часть речи. Склонение и правописание имен числительных

Правописания наречий

Правописание частиц. Частицы не и ни. Их значение и употребление

Выполнение теста

1




Трудные случаи морфологического разбора самостоятельных частей речи

Выполнение теста

1



Образование форм повелительного наклонение глаголов

Выполнение теста

1



Образование форм деепричастий

Образования форм местоимений

Выполнение теста


1




Типы орфограмм и принципы проверки

Выполнение теста

1



Проверяемые и непроверяемые гласные в корнях слов

Чередующиеся гласные в корне слова

Правописание гласных в приставках

Гласные в безударных окончаниях существительных, прилагательных и причастиях

Гласные в суффиксах и окончаниях глаголов

Выполнение теста



1





Согласные в корнях, приставках, суффиксах

Правописание н и нн в прилагательных и причастиях

Выполнение теста


1



Употребление ь и ъ


Выполнение теста

1


Слитное, раздельное, дефисное написание слов

Правописание знаменательных и служебных слов, сходных по звучанию

Выполнение теста


1




Словосочетание. Виды синтаксической связи

Простое предложение. Члены предложения

Практикум


1




Знаки препинания между однородными членами

Знаки препинания в предложениях с водными конструкциями и обращениями

Тире в простом предложении. Синтаксический разбор простого предложения

Практикум


1











Классификация сложных предложений

Знаки препинания в сложносочиненном предложении

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении

Сложное предложение с разными видами связи

Практикум



1
















Работа с текстом. Установление причинно-следственных отношений первого предложения текста и последующих

Работа с текстом. Выявление языковых приемов связи предложений в тексте (лексический повтор, однотематическая лексика, местоименные замены, видовременная соотнесённость глаголов)

Практикум


1




Анализ языковых средств выразительности. Тропы (эпитет, метафора, олицетворение, гипербола и т.д.)

Анализ языковых средств выразительности. Контекстные синонимы и антонимы. Антитеза

Анализ языковых средств выразительности. Парцелляция. Градация. Риторический вопрос. Ряды однородных членов. Инверсия

Практикум

1


3

Подготовка к сочинению (25 задание) 11ч.

Знакомство с критериями оценки сочинения

Практикум

1



Структура сочинения на основе предложенного текста

Практикум

1



Определение темы и проблематики текста

Практикум

1



Смысловой анализ текста на основе составления его логической схемы

Практикум

1



Комментарий одной из проблем, поднятых в тексте

Практикум

1



Осмысление авторской позиции теста

Практикум

1



Приемы логического мышления. Аргумент

Практикум

1



Типы аргументации в изложении собственной позиции

Практикум

1



Смысловая цельность текста. Абзацное членение текста. Логические ошибки

Практикум

1



Виды речевых ошибок

Практикум

1



Виды грамматических ошибок

Практикум

1

4

Комплексная подготовка к ЕГЭ (3ч.)

Тренинг в формате ЕГЭ

Практикум

3



Учебно – методическое обеспечение образовательного процесса

  1. Воскресенская Е.О., Ткаченко Е.М., Слаутина Н.В. ЕГЭ. Русский язык. Универсальный справочник. – М.: Эксмо, 2013

  2. Голуб И.Б. ЕГЭ – 2013. Русский язык без репетитора. Сдаем без проблем! - М.: Эксмо, 2012.

  3. Гостева Ю.Н., Львов В.В., Васильевых И.П. ЕГЭ 2013. Русский язык. 30 вариантов типовых тестовых заданий и подготовка к выполнению части 2. - М.: Экзамен, 2013.

  4. Егораева Г.Т. ЕГЭ. Русский язык. Выполнение заданий части 1. - М.: Экзамен, 2012.

  5. Нарушевич А.Г. Русский язык. 10 – 11 классы. Тематические тренинги для подготовки к ЕГЭ. - М.: Просвещение, 2013.

  6. Пучкова Л.И. Русский язык. 10 – 11 класс. Тестовые материалы для оценки качества обучения. -М.: Интеллект - центр, 2012.

  7. Ткаченко Н.Г. Тесты. Грамматика русского языка. - М.: Айрис - пресс, 2013.

  8. Цыбулько И.П., Васильевых И.П., Александров В.Н. ЕГЭ – 2013. Русский язык. Тематический сборник заданий. - М.: Национальное образование, 2013.

Перечень рекомендуемой литературы (основной и дополнительной) для учителя и

обучающихся

Список основной литературы для обучающихся:

  1. Греков В.Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.А. Русский язык. 10 – 11 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2013.

  2. Воскресенская Е.О., Ткаченко Е.М., Слаутина Н..В. ЕГЭ. Русский язык. Универсальный справочник. - М.: Эксмо, 2013.

  3. Голуб И.Б. ЕГЭ – 2013. Русский язык без репетитора. Сдаем без проблем! - М.: Эксмо, 2012.

  4. Егораева Г.Т. ЕГЭ. Русский язык. Выполнение заданий части 1 . - М.: Экзамен, 2012.

  5. Пучкова Л.И. Русский язык. 10 – 11 класс. Тестовые материалы для оценки качества обучения. - М.: Интеллект - центр, 2012.

  6. Ткаченко Н.Г. Тесты. Грамматика русского языка. - М.: Айрис - пресс, 2013.

  7. Цыбулько И.П., Васильевых И.П., Александров В.Н. ЕГЭ – 2013. Русский язык. Тематический сборник заданий. - М.: Национальное образование, 2013.

Словари и справочники:

  1. Баранов М.Т. Школьный орфографический словарь русского языка. - М.: Просвещение, 2012.

  2. Баранов М.Т. Школьный словарь образования слов русского языка. - М.: Просвещение, 2012.

  3. Горбачевич К.С. Словарь синонимов русского языка. - М.: Эксмо, 2012.

  4. Николина Н.А. Школьный словарь лингвистических терминов. - М.: Русское слово, 2012.

  5. Ушаков Д.И., Крючков С.Е. Орфографический словарь. - М.: Дрофа, 2013.

  6. Школьный толковый словарь русского языка. - М.: ВКО, 2011.

  7. Львов М.Р. Школьный словарь антонимов русского языка. - М.: Просвещение, 2009.

Список интернет – ресурсов для учителя и учащихся:

  1. http://www.gramota.ru/ - справочно – информационный портал «ГРАМОТА.РУ» - русский язык для всех (дата обращения – 30.08.2013, 21:40)

  2. http://www.rusword.com.ua/rus/index.php – мир слова русского (дата обращения - 30.08.2013, 21:41).

  3. http://www.slovari.ru/ - русские электронные словари и справочная литература (дата обращения - 30.08.2013, 21:41)

  4. http://www.gramma.ru – портал «Культура письменной речи» (дата обращения - 30.08.2013, 21: 43).






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!